Автор: Шумаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М. А. Балакирева"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Музыкальная память, её развитие и способы запоминания.
Раздел: дополнительное образование
СПб ГБУ ДО «ДШИ им. М.А. Балакирева»
Методическое сообщение на тему:
«Музыкальная память, её развитие и способы запоминания»
Выполнила преподаватель
по классу скрипки
Шумаева Т.В
СПб, 2024 г
«Музыкальная память, её развитие и способы запоминания»
«Для всех, чьё призвание выступать публично, память является в
такой же мере малым препятствием, как и сама публика».
Ф. Бузони
Цель: обозначить наиболее эффективные способы развития музыкальной памяти.
Задачи: изучение видов памяти и способов запоминания музыкального материала.
План:
1.Вступительная часть. Определение понятия «музыкальная память». Влияние
музыкальной памяти на весь процесс обучения.
2.Основная часть. Виды памяти. Способы запоминания и развития музыкальной памяти.
3. Заключительная часть. Актуальность темы.
Дети, поступающие в музыкальную школу или на музыкальное отделение ДШИ,
должны
обладать
хорошим
слухом,
чувством
ритма,
музыкальной
памятью,
координацией, моторикой и т.д. – всё это должно быть, но не всегда это так. Зачастую
дети, обладающие хорошим слухом, обладают не очень хорошим чувством ритма или
недостаточно хорошей музыкальной памятью. Проблема запоминания музыкального
материала всегда волновала музыкантов – исполнителей и педагогов – музыкантов.
Н.А. Римский – Корсаков считал, что музыкальная память – это врождённая
способность,
которая
даётся
человеку
от
природы
и
«труднее
поддаётся
искусственным способам развития». Известно, что феноменальной памятью обладали
многие выдающиеся музыканты: русский скрипач и композитор И. Е. Хандошкин,
А.Глазунов, А. Рубинштейн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист, румынский скрипач
Дж. Энеску. О виолончелисте и величайшем дирижёре Артуро Тосканини писали: «
Феноменальная память позволяла ему на слух выявлять даже самые мельчайшие
нарушения ритма и музыкального рисунка». Работая с обычными школьниками, не
имеющими столь блестящую память, учителю необходимо иметь представления о
видах памяти, понимать какой вид памяти преобладает у того или иного ученика и
«опираться в работе на тот вид памяти, который наиболее развит или удобен для
него». Поэтому так важно для учителя изучать различные виды памяти и понимать её
«механизмы». Маленький объём памяти ограничивает репертуар, тормозит развитие,
вызывает боязнь сцены у учащегося и, наоборот,
хорошая музыкальная память
позволяет
быстро
запоминать,
узнавать,
сохранять
на
длительный
срок
и
воспроизводить музыкальный материал, что способствует расширению репертуара и
исполнительских возможностей. При выборе репертуара необходимо учитывать не
только объём и свойства памяти учащегося, но и его возрастные, индивидуальные
особенности, работоспособность, целеустремлённость, эмоциональную отзывчивость.
Мнение и пожелания самого ученика тоже имеют значение. « О необходимости
такого подхода к выбору репертуара говорил в своё время известный педагог –
скрипач П.С. Столярский».
Что же такое музыкальная память? «Музыкальная память – особая
специфическая способность в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения
звукового материала» «И поскольку музыка – искусство слуховых впечатлений и
восприятий, музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую память.
Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы
музыкальной памяти и наоборот». У А. Глазунова и С.Рахманинова «доминирующей
была слуховая и образная память, тесно сплетающаяся с интеллектуальной,
эмоциональной и двигательной памятью», но «…в
различных обстоятельствах у
одного и того же музыканта в зависимости от установки и цели деятельности
выделяется какой – то доминирующий вид памяти. Так, в одних случаях исполнитель
обращает
своё
внимание
на
фактуру
и
форму
произведения,
используя
интеллектуальную память, в других – на возможные трудности исполнения
(двигательно – интеллектуальную)» (А.Л. Готсдинер).
Но как же лучше запомнить и удержать в памяти необходимый материал? Об
этом существуют различные мнения многих выдающихся музыкантов: речь идёт о
произвольном и непроизвольном запоминании. Д. Ф. Ойстрах, С.Т. Рихтер, Г.Г.
Нейгауз считали, что в процессе работы над произведением запоминание происходит
само собой и не требует каких – либо усилий. «Лучше этого (заучивать наизусть) не
делать специально... Лучше, если выучивание наизусть проходит без принуждения».
( С.Т. Рихтер). В свою очередь С.И. Савшинский, А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон
считали,
что
запоминание
должно
быть
намеренным,
т.е
произвольным
и
основываться на «тщательном продумывании разучиваемого». Л.Н.Оборин писал:
«Не знаю, так, ли уж важно, чтобы ученик старался поскорее запомнить, заучивать
произведение наизусть. Неизмеримо важнее, чтобы он, как исполнитель, проникся
духом этого произведения, осознал все, что хотел выразить композитор…». Но для
того, чтобы «проникнуться духом» произведения и осознать замысел композитора,
нужно, чтобы изучаемый материал вызывал у исполнителя интерес в музыкальном и
техническом
отношении.
Поэтому
на
плечи
педагога
ложится
большая
ответственность
за
выбор
репертуара.
После
длительных
размышлений
и
обдумываний, после того, как выбор сделан, начинается проработка материала « со
всех сторон»: смотрим на ключевые знаки и определяем тональность; обращаем
внимание на размер, темп, длительности, динамику; выясняем какие ассоциации или
образы возникают у ученика после первого проигрывания; определяем характер.
Такая
проработка
материала
влияет
на
развитие
музыкально
–
слуховых
представлений, зрительную память, мышление, приучая с самого начала занятий к
простейшему анализу. « Естественно, что маленькому ребёнку анализ доступен лишь
на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать его к размышлению над
текстом»
(Готсдинер А.Л.).
В работе с детьми 5 – 6 лет учителю, помимо
педагогических показов, необходимо использовать яркие примеры, сравнения,
юмористические замечания, т.к у маленьких детей память механическая (образная) и
кратковременная. «Порой люди помнят, о чём шла речь только по примерам», - пишет
Стешов А.В. (автор учебно - практического пособия «Риторика для лидеров»). С
течением времени память у детей развивается, становясь творческой за счёт
«избирательной переработки сознания». У каждого ребёнка есть свой доминирующий
канал памяти: у аудиалов – уши, у визуалов – зрение, у кинестетиков – ощущения.
Особого внимания требуют эмоциональные и ранимые ученики – левши, обладающие
хорошим воображением и фантазией, но у которых есть « трудности переключения и
концентрации внимания, затруднения при выполнении сложных движений». Учитель,
изучая индивидуальные особенности и свойства памяти учеников, использует эти
наблюдения в своей работе.
После первичного и простейшего анализа произведения начинается работа над
аппликатурой и штрихами, выявляются наиболее трудные места, осваиваются новые
навыки и непривычные движения; работа над деталями чередуется с проигрыванием
целиком, но без попытки сразу выучить произведение наизусть, т.к это может
помешать творческой работе. Но через какое – то время всё же возникает
необходимость
исполнить
произведение
наизусть.
Хорошему
и
устойчивому
запоминанию способствует «непрестанная умственная работа»; многочисленные
механические проигрывания влияют лишь на моторно - двигательную память, снижая
интерес к изучаемому материалу и, делая « исполнительский процесс неустойчивым,
т. к малейшие изменения условий выбивают его из колеи, т. к мозг опирается на
упрощённую и однообразную информацию». По мнению известной французской
пианистки Марии Лонг механические проигрывания - это
«
ленивое
решение
сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время»
. Выдающийся скрипач
Д.Ф. Ойстрах тоже высказывал своё мнение по этому поводу: «… если ученик нашёл
свой подход к сочинению, «звуковой фон», характерные штрихи, то проблема
механического запоминания снимается сама собой». Из практики известно, что лучше
всего запоминается
начало или конец произведения; хуже обстоит дело со средней
частью. Если какой – то эпизод остаётся недоученным, то есть опасность при
публичном
выступлении
растеряться,
не
совладать
с
собой
и
не
доиграть
произведение
должным
образом
до
конца.
Лучшему
запоминанию
текста
способствует тщательная работа: работа над интонацией, штрихами, фразировкой в
отдельно
взятых
фрагментах,
знание
партии
сопровождающего
инструмента,
прослушивание записей произведений в исполнении выдающихся музыкантов,
осмысленное повторение. При этом необходимо учитывать особенности режима
работы мозга. Полученная информация должна усвоиться, переработаться, а затем
перейти в долговременную память. Не случайно занятия по специальности проводятся
два раза в неделю, т.е через 2 – 3 дня. Доказано, что эффективнее запоминается
наизусть произведение или отдельно взятый эпизод не при многократном, а при
двукратном его повторении.
Лучше всего, когда произведение и «на слуху», и «в голове»,
и «в пальцах». « Запоминание – начальный, многокомпонентный и своеобразный процесс
выделения, анализа, отбора и синтеза отдельных сторон звучания и законченных его
отрывков. Он начинается вместе с восприятием музыки и сопровождает его, принимая
различные формы, в зависимости от цели музыкальной деятельности, её структуры и
отношения к ней субъекта». Но как
сохранить в памяти выученный материал? Ведь
забывание – это естественный процесс. Да, естественный, но необходимый для
эффективной работы памяти, т.к воспроизведение материала требует от исполнителя
« повышенного слухового контроля, сосредоточенного внимания, собранной воли.
Всё это необходимо для фиксирования допущенных ошибок…Особого внимания
требуют места «стыковки» отдельных отрывков и эпизодов. Практика показывает, что
часто учащийся не может сыграть всё произведение, в то время как каждую часть в
отдельности он знает на память довольно хорошо» (В.И. Муцмахер).
Для того чтобы восстановить в памяти необходимый материал, повторяем текст
по нотам в медленном темпе, пытаясь уловить что – то новое в своих ощущениях или
ассоциациях. Очень важна и мысленная проработка материала, т.к концентрирует
внимание, улучшает выразительность и осмысленность исполнения.
Повседневные и правильно организованные домашние занятия – «это
систематическая
тренировка
памяти,
её
последовательное
развитие
и
совершенствование», это укрепление веры в себя и свою память. Но бывает так, что
память всё же подводит. Для того, чтобы уменьшить такую вероятность необходимо
обыгрывать репертуар в обстановке, приближенной к обстановке
выступления.
Эмоциональная память самая прочная. Это память не только на текст, но и на
состояние, переживания, ощущения, которые возникали в процессе работы над
произведением. «Воспоминание для исполнителя – это воспроизведение живого
настоящего. В своей памяти исполнитель продумывает и переживает заново одно и то
же произведение».
Поиск вариантов исполнения
даёт возможность творить на эстраде
и, чем больше вариантов исполнения, тем шире возможности « реконструкции
произведения»
.
Так работал Д.Ф. Ойстрах.
«
На эстраде он мог творить, т.к тренировал
свою
память
на
варианты».
Интенсивному
запоминанию
способствует
и
«откладывание», т.е прекращение занятий, если лимит времени исчерпан. Об этом
пишет К. Мострас в своей книге «Система домашних занятий скрипача».
Известные
педагоги – скрипачи Л. Ауэр и П. Столярский
требовали от своих учеников знания
всех пройденных сочинений, т.к понимали, что удержание в памяти большого
количества
произведений
способствует
развитию
памяти
и
развитию
исполнительских возможностей. Владея обширным репертуаром ученик «приобретает
исполнительскую свободу и веру в себя», что помогает лучше раскрыть его
возможности. При исполнении объёмных программ воспитывается выдержка, которая
необходима для дальнейшей творческой и исполнительской деятельности.
Размышления музыкантов – исполнителей и музыкантов - педагогов по поводу
музыкальной памяти и её развитии актуальны и в наше время, т.к управлять
процессом запоминания « в эпоху информационного взрыва» довольно сложно. Роль
педагога в этом непростом деле велика, т.к зависит от его знаний, профессионализма
и личностных качеств.
« Понимание механизмов памяти важно для учителя,
поскольку важно не только использовать собственные ресурсы, но и грамотно обучать
учеников» (Черниговская Т.В.).
Список литературы.
1.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. СПб: Композитор,2009
2.
Вайман Л.А.Скрипачи – левши. Проблемы и опыт обучения. Учебно –
методическое пособие. Владивосток,2009
3.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Москва,1993
4.
Григорьев В. «О развитии музыкальной памяти учащегося». Вопросы музыкальной
педагогики.2 выпуск М: Музыка,1980
5.
Дополнительная общеразвивающая программа «Выявление творческих
способностей у детей 4 – х лет. Союз художников СПб,2019
6.
Кирнарская Д. «Психология специальных способностей. Музыкальные
способности» М.: Таланты XXI века,2004.
7.
Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. СПб: Композитор,2005
8.
Стешов А.В. «Риторика для лидеров» (учебно – практическое пособие) СПб.:
ЗУМЦ, 2007
9.
Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование
музыкального мышления исполнителя» СПб: Композитор,2005