Автор: Шатковская Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 81 "Жаворонок"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: детский творческий краткосрочный проект
Тема: "Приключение ТИКОши"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Домик для зайчика Тикоши».
Возрастная группа: воспитанники пятого года жизни.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Форма образовательной деятельности: конструирование.
Цель: умение воссоздавать на плоскости изображения из геометрических фигур по схемам.
Задачи:
Образовательные:
– конструировать плоскостные ТИКО-фигуры домиков по расчлененным уменьшенным схемам;
– соединять детали конструктора без затруднений;
– закрепить знание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник (шестиугольник);
– формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
– улучшать мелкую моторику рук,
– развивать творческое воображение,
– прививать художественный вкус и эстетическое восприятие.
Воспитательные:
– воспитывать дисциплинированность;
– формировать умение работать в парах, договариваться, помогать друг другу, стремиться радовать окружающих хорошими делами;
– воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Планируемый результат:
– называть основные детали ТИКО-конструктора;
– уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования;
– уметь конструировать плоскостные фигуры, опираясь на расчлененную уменьшенную схему.
Подготовительная работа: поиск деталей конструктора разной формы, составление плоскостных фигур по схемам, рассматривание
иллюстраций с изображением домов различных конструкций.
Оборудование: конструктор «ТИКО-фантазер», елочки, белые круги-кочки, схемы домиков, проектор, аудиозапись «Пение птиц»,
мнемотаблица «Весна», зайчик Тикоша из конструктора ТИКО
№
Этап занятия
Структурные компоненты деятельности
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
– Ребята, поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети встают в круг. Говорят слова приветствия,
берутся за руки, смотрят друг на друга и
улыбаются.
2.
Проблемная ситуация (или мотивация) и
постановка и принятие детьми цели занятия
(аудиозапись «Пение птиц»)
– Какое сейчас время года?
-Назовите признаки весны.
(мнемотаблица)
– Предлагаю отправиться в весенний лес.
(на полу в группе стоят елочки, лежат белые круги)
– Идем между елочек. Еще не весь в лесу растаял снег,
перепрыгиваем через снежные кочки.
(раздается плач)
– Ой, а кто это плачет в лесу?
– Как вы, ребята, думаете, почему плачет зайчик?
– В какой русской народной сказке обидели зайчика?
– Кто обидел его?
Слушают аудиозапись «Пение птиц».
Дети с опорой на мнемотаблицу называют
признаки весны.
Дети идут между елочек, через кочки
перепрыгивают.
Слышат чей-то плач.
Под елочкой дети находят зайчика из ТИКО-
конструктора
Дети активно высказываются, предполагают,
почему плачет зайчик.
Пересказывают отрывок из сказки «Заюшкина
избушка».
Дети выдвигают версии, как мы зайчику можем
– Расскажите, как лиса обидела зайчика.
– Зайчика Зовут Тикоша.
– Мы можем Тикоше помочь? Как?
– Верно, мы построим для Тикоши новый домик.
помочь.
3.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной
ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам
НОД
– А из какого материала строят дома?
(из камня, дерева, кирпича и др.)
– Но у нас в группе ни кирпичей, ни досок, ни камней
нет. Что же делать?
-Правильно, у нас в группе есть конструкторы.
– Наш зайчик необычный: он сделан из конструктора
«ТИКО».
– Из чего же можем сделать домик для Тикоши?
-Верно, и домики тоже сделаем из конструктора
«ТИКО».
(картинка домика)
– Какие части можно выделить у дома?
(стены, крыша, окна, дверь)
– С чего начнем строительство?
-Какая должна быть стена?
(крепкая, прочная)
– Прежде чем начнем строить домик для зайчика,
подготовим наши ручки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Тук да тук – раздается всюду стук,
(стучим кулачком о кулачок)
Воспитатель подводит детей к тому, чтобы
делать домик из конструктора ТИКО
Проявляют интерес к предстоящей
конструктивной деятельности.
Проговаривают слова и выполняют движения
руками и пальчиками.
Делятся на пары по интересам.
Строим дом, дом большой,
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком, и с трубой.
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дымок)
На двери висит замок.
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота, проходите все сюда!
(разводим ладони рук в стороны)
– Ребята, когда один человек строит дом – это будет
долго. А вот если вдвоем построить – получится быстро
и весело.
– Найдите себе дружочка и проходите к столам с
конструкторами.
4.
«Открытие» детьми новых знаний, способа
действий
– Перед вами лежат схемы построения домика.
-Из каких фигур будем строить стену? (из большого
квадрата с отверстием и прямоугольника)
– Из каких деталей конструктора будем строить крышу?
(из двух маленьких треугольников, у которых все
стороны одинаковой длины – равносторонних, из
Анализируют
расчлененные уменьшенный схемы
построения домика.
Егор и Илья анализируют свою схему
построения домика.
многоугольника).
– Посчитаем, сколько углов у многоугольника. (6)
– Как называется такая фигура?
– У Егора и Ильи домик посложнее!
– Из каких деталей состоит стена вашего домика? (из
двух прямоугольников, двух маленьких квадратов с
отверстием).
– Я думаю, ребята справятся с заданием.
– Цвет домика выбираете сами.
– Собирать домик будем на столе, опираясь на схему.
– Вспомним правила скрепления деталей конструктора
ТИКО:
-детали соединяем под углом;
– матовая (шершавая) сторона деталей снаружи.
Гимнастика для глаз.
Терем-терем-теремок,
(движение глазами вправо-влево)
Он не низок, ни высок.
(движение глазами вверх-вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(моргают глазами)
Рассказывают правила соединения деталей
конструктора ТИКО.
Выполняют гимнастику для глаз.
5.
Самостоятельная работа
– Приступаем к работе.
Работают в парах.
Строят по схемам плоскостную модель домика.
6.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
– Ребята, что мы сегодня с вами строили?
– Для кого строили?
– Какие получились у нас домики?
(красивые, прочные) Покажите.
– Из чего строили домики?
– Вам понравилось строить домик вдвоем?
– Как надо работать в паре?
Дети демонстрируют свои работы.
Оценивают свои достижения.
7.
Рефлексия
-Посмотрите, ребята, Тикоша улыбается! Вы построили
для него не один домик, а целую улицу!
– Зайчик выберет для себя один домик, в котором будет
жить.
– Как вы думаете, почему ему понравился именно этот
домик?
– А кто же будут жить в других домиках? (друзья
зайчика)
Дети радуются, что помогли Тикоше.
8.
Открытый конец.
(за ширмой игрушки диких животных)
– Предлагаю заселить животных в новые домики!
– Ребята, сейчас вы можете поиграть и построить еще
что-нибудь для друзей Тикоши.
Самостоятельно решают дальнейшую
деятельность.