Напоминание

Упражнение в разборе слов по составу.


Автор: Осипова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №8
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Упражнение в разборе слов по составу.
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Упражнение в разборе слов по составу

Разработала и провела учитель Осипова В.М.

2023-2024 учебный год

1

Конспект урока

русского языка по теме: «Разбор слова по составу»

Тип урока: урок-закрепление.

Вид урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков в разборе слов

по составу.

Задачи, направленные на формирование:

1.

Предметных результатов:

закреплять понятия морфем «корень», «основа», «приставка», «суффикс»,

«окончание»;

отрабатывать с учащимися умение работать по алгоритму разбора слова по

составу;

закреплять знание о правописании корня в однокоренных словах;

способствовать развитию орфографического навыка.

2.

Метапредметных результатов:

1. Регулятивные

осознавать,

формулировать

и

удерживать

учебную

задачу

в

процессе

коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе

в парах, группах;

уметь договариваться в паре и группах в ходе работы над заданием;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки

своей деятельности;

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе

работы на отдельных этапах урока;

учиться оценивать свои достижения в работе.

2. Познавательные

пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя.

3. Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и

2

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами родного языка.

3.

Личностных результатов:

формирование ценностного отношения к русскому языку;

формирование уважительного отношения к результату труда одноклассников;

формирование эстетических потребностей;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс Т,Г,Рамзаева, карточки для групповой

работы, таблицы, схемы, «Лестница успеха», мел, доска.

1.

Организационный момент (психологический настрой).

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.

Посмотрите на меня.

Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно.

Объясняйте обстоятельно.

Ответить хотите – не шумите,

А только руку поднимите.

2.

Актуализация знаний.

1)

«Разминка для ума»

- Проведем разминку для ума.

Быстро отвечайте на вопросы.

1. Общая часть родственных слов называется … (корнем).

2. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – … (окончание).

3. Часть слова без окончания – это … (основа).

4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – … (приставка).

5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов – это …

(суффикс).

- Мы назвали части слова. Это корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Разбор слов по составу)

- Все ли мы знаем для того, чтобы справиться с темой урока? (Да)

- Предположите, что мы будем делать на уроке. (Отрабатывать умения разбирать

слова по составу, выделять значимые части слова)

3

- Это и будут задачи нашего урока.

-В гости на урок приползла гусеница. Ребята, помогите ей вспомнить состав слова и

наведите порядок, вспомнив порядок разбора слов.

Подарок от гусеницы Памятка Разбор слов по составу

2) На доске «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА».

- Чтобы выполнить поставленные задачи, поместите себя на лестницу успеха в том

месте, где по-вашему мнению вы находитесь в данный момент по знаниям этой темы.

(Дети размещают себя в образе человечка, вырезанного из бумаги, на соответствующую

ступеньку)

- Некоторые разместили себя на верхней ступеньке, значит ваши знания помогут нам

закрепить тему нашего урока.

3) Минутка чистописания.

На доске: -еньк- , пере-, над-, -ов-, под-, -ушк-.

- Выписать приставки.

- Выписать суффиксы.

4

(Обратить внимание на соединение букв)

- А какие из сочетаний могут быть предлогами? (над, под)

4) Орфографическая минутка.

Запись слов под диктовку: ПИРОГ, ОБЕД, УЖИН, СТОЛИЦА, ПОМИДОР, КАРТОФЕЛЬ,

ОГУРЕЦ, ОВОЩИ. (Проверка по таблице. Самооценка)

- На полях карандашом оцените свою работу.

- Кто без ошибок выполнил работу? У кого 1 ошибка?

- Что вам помогло выполнить работу без ошибок? (Знание слов из словарика)

- Подберите к слову ОБЕД однокоренные слова разных частей речи и запишите в

тетрадь.

ОБЕД – сущ.

ОБЕДАТЬ – глаг.

ОБЕДЕННЫЙ – прил.

- Выделите корень.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)

3. Работа по теме урока.

1. Повторить Памятку «Как разобрать слово по составу»

Последовательность разбора слов:

2. Разбор слов по составу. Запись слов в тетрадь.

На доске: ХЛЕБНЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕХОД.

Проверка. 3 учащихся разбирают слова на доске.

- Дети, задайте по одному вопросу по теме урока (оценивание ответов).

3. Физкультминутка.

5

- Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС, САД, ТРАВА. Если в слове

услышите корень ЛЕС – хлопок в ладоши, корень САД – топанье ногами, корень

ТРАВ – тишина.

ЛЕСНИК, ТРАВИНКА, САДОВНИК, САДОВОД, ТРАВУШКА, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИЧИЙ,

ПЕРЕСАДКА, ТРАВЯНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК.

4. Работа по учебнику – упражнение 187 (работа в парах).

ПОДРУЖКА

1)

Прочитать вслух.

2)

Один учащийся записывает слово ПОДРУЖКА на доске и разбирает слово по

составу с кратким объяснением.

3)

Задается 1 вопрос и ставится оценка.

- Что нам помогло выполнить задание верно? (Знание частей слова)

5. Работа в группах.

У каждой группы имеются схемы и слова. К каждой схеме подбираются соответствующие

слова.

БЕРЕЗА, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЗВЕЗДОЧКА, КОРМУШКА, ДОЧКА, ПРИШКОЛЬНЫЙ,

ПОЕЗДКА, ЗАМОРОЗКИ

Проверка с доской. Каждая группа прикрепляет схемы со словами.

- Оцените работу своей группы (после проверки).

- Теперь пускай каждый из вас оценит свою работу: поднимите зеленый кружок, если

вам легко было справиться с заданием; поднимите красный кружок, если при

выполнении задания у вас возникли сложности.

6. Работа с текстом.

На доске текст с пропущенными буквами.

Зимой дуют холодные ветры. На землю падают белые снежинки. Птицы улетели в теплые

края.

Задания по тексту:

1)

списывание текста с доски;

2)

объяснение орфограмм;

3)

разборы: слово ХОЛОДНЫЕ – по составу, второе предложение – по членам.

6

Самостоятельная работа по тетради

7.Работа в парах

– А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разберите его по составу.

Водитель, водичка, водить

Пёсик, песок, пёс

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)

Ребята, разберите слова по составу.

И обменяйтесь тетрадями соседом, и если есть ошибки пусть объясни где и почему.

Встаньте те, кто разобрал все правильно. Молодцы! А вот у кого есть ошибки, будьте

внимательны.

8. Тест.

А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями,

то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у нас получилось?

ЗНАТОКИ

Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

4. Рефлексия.

- Назовите части слова.

- Какая часть самая важная? (Корень)

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)

7

- Какие части служат для образования слов? (Приставка и суффикс)

- Что служит для связи слов в предложении? (Окончания)

- Все ли задачи урока мы выполнили?

- Что помогло нам выполнить задачи урока? (Знания правил, частей слов, умение их

находить, разбирать слова по составу)

5. Домашнее задание.

1.Творческое домашнее задание: подберите 1-3 слова для разбора по составу.

2.Составить по таблице слова и разобрать по составу

6. Подведение итогов.

- Ребята, если вам понравился урок – поднимите зеленый кружок, если не понравился

– красный.

«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА».

- Есть ли те, кто в конце урока смог подняться по лестнице на ступеньку выше?

- Что вам помогло это сделать?

8

по

сад

и

пере

груз

к

вы

воз

а

очк

чик



В раздел образования