Напоминание

Имя прилагательное


Автор: Хамаева Динара Мужаидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ«Нижнеказанищенская гимназия имени А. Акаева»
Населённый пункт: с.Нижнее Казанище, Буйнакский район, РД
Наименование материала: технологическая разработка урока
Тема: Имя прилагательное
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка технологической карты урока

Тема: «Имя прилагательное».

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «Нижнеказанищенская гимназия имени А. Акаева»

Хамаева Динара Мужаидовна

2024г.

Планируемые результаты (по ПРП):

личностные:

формирование мировоззренческих понятий,

формирование

навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах,

сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: дать общее представление о прилагательном, научить находить

имя прилагательное в тексте; подбирать к существительным прилагательные;

различать тексты.

метапредметные:

регулятивные: умение понимать задачу урока, научить её выполнять, умение

высказывать предположения, определять степень успешности своей работы на

уроке.

познавательные: добывать новые знания на уроке, находить ответы на вопросы,

пользоваться учебником.

коммуникативные: формировать умение слушать других участников учебного

процесса, вести диалог с учителем и другими учениками.

Ход урока

Этапы урока

Формирование УУД

Действия учителя

Действия ученика

ИКТ, приёмы

1.Организационный момент.

Цель: создание

доброжелательной обстановки на

уроке

Личностные:

понимание своего

отношения к уроку, и своя

внутренняя позиция.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Какой сегодня

замечательный день.

- Солнышко светит. Прислушайтесь,

что вы слышите со двора школы?

- О чём нам говорит пение птиц? Что

изменилось с приходом весны?

- Давайте начнём урок русского языка с

радостным весенним настроением.

Прочитаем вместе стихотворение и

настроимся на позитивный

урок.

- Молодцы, ребята. Откройте тетради,

запишите дату.

Приветствуют учителя.

Организовывают своё

рабочее место,

настраиваются на работу.

- Пение птиц.

-

Наступила

весна.-

Настроение улучшилось,

стало радостно и весело.

Дети читают

стихотворение.

Слайд №1.

Диалог, беседа.

Создание

доброжелательной

обстановки в классе.

Слайд №2.

2. Мотивация учебной

деятельности учащихся.

Цель: включить учащихся в

деятельность на личностно

значимом уровне.

Личностные: самооценка

готовности к уроку.

Познавательные: учебно-

познавательный интерес.

Коммуникативные:

организация рабочего места.

- Прочитайте словосочетания на доске.

Как вы их понимаете?

- Какой из данных выберем как девиз

урока?

- Почему?

- Как мы будем сегодня работать?

Дети читают

словосочетания и

обсуждают их значение.

Дети выбирают

подходящее

словосочетание и

объясняют свой выбор.

Дети предлагают свои

идеи о том, как они будут

работать на уроке.

Слайд № 3.

Беседа.

3. Актуализация

знаний.

Личностные:

развитие умения слушать и

Словарная работа.

Сегодня мы будем отгадывать загадки.

Дети отгадывают загадки

и записывают отгадки в

Слайды № 4,5,6,7.

Цель:

- повторить материал, который

нам понадобится для дальнейшей

работы.

слышать мнение других

людей, уважать их точку

зрения.

Познавательные:

повторение и закрепление

знаний, полученных на

уроках русского языка.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли в

устной форме, умение

учитывать мнение других.

Вот они:

1.

Бурый, мохнатый, косолапый.

(Медведь)

2.

Спелое, круглое, сочное.

(Яблоко)

3.

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

4.

Умные, активные, дружелюбные.

(Это вы, ребята.

Вопросы:

- На какие вопросы отвечают слова в

этих загадках?

- Какая часть речи отвечает на эти

вопросы?

- Какие слова лишние? Почему?

- На какие вопросы отвечают слова,

описывающие эти предметы?

- Какая часть речи отвечает на эти

вопросы?

тетради.

Пишут слова в тетради,

ставят ударения,

подчёркивают

орфограммы.

Отвечают на вопросы

учителя, определяют тему

урока.

Ответы:

Яблоко —

неодушевлённый

предмет, ребята —

множественное число.

— Описывающие слова

отвечают на вопросы

«какой?», «какая?»,

«какое?» и «какие?».

— На эти вопросы

отвечает имя

прилагательное.

4. Постановка цели урока.

Цель:

развивать

умение

высказывать

свои

предположения.

Регулятивные:

развитие навыка

определения и

формулирования цели на

уроке совместно с учителем,

а также планирование своих

действий в соответствии с

поставленной задачей.

- На какую тему мы сегодня будем

говорить?

- Какие цели мы поставим на

сегодняшний урок?

- Попробуйте сформулировать их

самостоятельно.

Ученики самостоятельно

определяют цели урока:

- получить общее

представление о

прилагательных;

- научиться применять

полученные знания в

повседневной жизни;

- научиться правильно

использовать

Фронтальная работа

прилагательные в речи.

5. Освоение нового материала

Цель: помочь ученикам усвоить

материал.

Познавательные: умение

ориентироваться в своих

знаниях;

анализировать объекты;

преобразовывать

информацию из одной

формы в другую, составлять

ответы на вопросы.

Познавательные

(логические):

наблюдение,

сравнение, умозаключение.

Работа со слайдом

- Кто может дать определение

прилагательному, посмотрев на слайд?

- Давайте приведём примеры.

Оглянитесь вокруг и опишите предметы,

которые вы видите.

- Почему имя прилагательное так

называется?

- К чему оно прилагается?

Учащиеся

самостоятельно дают

определение

прилагательному.

Дети называют предметы

вокруг себя и описывают

их.

Ребята должны понять,

что имя прилагательное

тесно связано с именем

существительным.

Фронтальная работа.

Беседа. Диалог.

Слайд № 8.

6. Проверка первичного

усвоения.

Упражнение 148 стр. 86

Цель: проверить, насколько

хорошо усвоен и понят материал.

Познавательные: умение

ориентироваться в своих

знаниях;

Определять, что усвоено, а

что еще предстоит усвоить.

- Откройте учебник на стр. 86,

прочитайте определение

прилагательного в рубрике «Сведения о

языке».

- Выполните упражнение 148.

- Прочитайте первую строчку

прилагательных. Какое, подходящее по

смыслу, слово вы подберёте к этим

прилагательным?

- Правильно, дальше выполните

самостоятельно в тетради.

Учитель оценивает несколько работ.

Дети читают определение

в учебнике.

Выполняют упражнение.

Лёгкий, белый, пушистый

(снег).

- Дети продолжают работу

самостоятельно.

Работа с учебником.

Слайды № 9,10.

Индивидуальная

работа.

7. Физминутка для глаз

Цель: снятие усталости

Личностные:

- оценивать важность

здорового образа жизни,

снятие усталости

- Давайте обсудим, почему важно вести

здоровый образ жизни.

- Кроме того, мы рассмотрим способы

Ответы детей.

Диалог

борьбы с усталостью.

8. Закрепление пройденного

материала.

Цель:

закрепить знания;

выявить,

какие

аспекты

материала были не до конца

поняты учениками.

Личностные:

уметь

анализировать

свои

действия, выделять то, что

уже

усвоено

и

что

ещё

нужно усвоить.

-А теперь поработаем с текстами.

- Что это? Как вы поняли, что это

тексты?

- Сравните эти тексты. В чём их

разница?

- Какой вам больше нравится?

Почему?

- Какой нашу речь делают

прилагательные делают?

- Молодцы, ребята!

Дети

отвечают

на

вопросы.

Им

предложены

два

разных текста.

- Первый текст получился

скучным, а во втором

тексте есть

прилагательные, поэтому

он более интересен.

Прилагательные

делают

нашу речь более богатой,

яркой и интересной.

Фронтальная

работа.

Беседа. Диалог.

Слайд№ 11

9.

Применение знаний, в том

числе в новых ситуациях.

Цель:

обеспечить усвоение учащимися

знаний и навыков на уровне,

позволяющем применять их в

различных ситуациях.

Личностные:

интерес к наблюдению за

словами и их значениями;

чувство удовлетворения от

осознания своих

достижений.

Коммуникативные:

умение ясно выражать свои

мысли в устной форме;

умение слушать и понимать

своих собеседников.

Познавательные:

способность решать

поставленные задачи;

умение отличать новую

информацию от уже

известной;

умение делать выводы.

- Ребята, взгляните на слайд. Что вы

видите?

-

Какое

слово

описывается

в

этом

синквейн?

- Какие прилагательные подобраны к

слову «весна»?

- На какой вопрос они отвечают?

- А какие глаголы? На какой вопрос они

отвечают?

- А теперь давайте составим кластер,

связанный со словом «весна». Какие у

вас возникают ассоциации?

Дети отвечают на

вопросы.

Ответы:

- На слайде мы видим

синквейн.

- На слайде описывается

весна.

- К слову «весна»

подобраны

прилагательные

долгожданная, яркая.

- К слову подобраны

глаголы идёт, спешит,

торопится.

- Весна ассоциируется с

солнцем, пробуждением,

красотой, радостью,

цветами, птицами…

Фронтальная работа.

Приём-Синквейн

Слайд № 12

Приём

«Кластер»

Слайд № 13

10. Выполнение

Регулятивные:

Учащиеся слушают

Межпредметные

межпредметных заданий и

заданий из реальной жизни

уметь работать в паре;

уметь высказывать своё

мнение;

Личностные:

осознание ответственности;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои

мысли в письменной форме;

слушать и понимать речь

других;

Познавательные:

уметь решать поставленные

задачи; делать выводы;

находить ответы на вопросы.

- Прослушайте стихотворение.

- Какое время года описывается в

стихотворении?

- О чём оно?

- Что описывает автор?

-

Какими

словами

описывает

автор

черёмуху?

- На какой вопрос они отвечают?

- Как называются в литературе слова,

описывающие предмет.

- Какой вывод можно сделать из этого?

стихотворение С.

Есенина, отвечают на

вопросы учителя, делают

выводы.

Вывод: прилагательные в

поэзии играют роль

эпитетов.

связи.

Видео

11. Выполнение заданий в

формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Цель:

научить применять знания по

русскому языку на практике.

Личностные:

оценивать свои знания.

Познавательные:

умение работать с

информацией, анализировать

её; подбирать слова, строить

фразы.

Коммуникативные:

умение слушать других и

высказывать свои

предположения.

-Теперь поработайте в парах. Повторим

правила работы в парах.

- Как нужно работать в парах, читаем со

слайда.

Оценивание работ 1, затем 2 уровня.

Учитель

выслушивает

ответы

одной

пары, остальные сверяют ответы.

Повторяют правила

работы в парах.

Работать должны оба.

Один говорит, другой

слушает.

Своё несогласие

высказывай вежливо.

Работай тихо, не мешай

другим.

Дети работают с

карточками в парах.

Читают ответы дети с

карточкой 1 уровня, затем

2 уровня.

Работа в карточках.

Работа в парах.

Слайд № 14

12. Развитие функциональной

грамотности.

Познавательные:

создание условий для

Дети разгадывают

ребусы, отвечают на

Приём- «Ребусы»

Слайды № 15,16,17,18.

Цель:

развитие интеллектуальных

способностей и формирование

логического мышления

учащихся.

успешного развития

познавательных

способностей учащихся,

таких как внимание

восприятие, воображения

различные виды памяти и

мышления.

Коммуникативные:

умение организовывать

учебное сотрудничество и

совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

способность индивидуально

и в группе.

- Ребята, теперь посмотрите на экран.

Что вы видите?

- Разгадайте ребусы. Какие слова

зашифрованы в них?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Какой частью речи являются?

вопросы учителя.

13.Систематизация знаний и

умений.

Цель: систематизация знаний о

частях речи.

Регулятивные:

контролировать выполнение

задач поэтапно, планировать

свои действия в

соответствии с поставленной

целью.

Личностные:

осознавать важность

обучения и приобретения

новых знаний, понимать, для

чего мы выполняем те или

иные учебные задания.

Познавательные: научатся

классифицировать части

речи; научатся находить

части речи по определённым

признакам.

КАРТОЧКА 1.2

Ребята над каждым

словом указывают часть

речи.

Карточки.

Вариант 1

Пришли

весенние деньки.

Начались

долгожданные кан

икулы.

Чувствуется

резкий ветерок.

Моросят

кратковременные д

ожди.

Возвращаются

перелетные птицы.

(Весна).

Вариант 2

Закончилась веселая

пора

Пришла длинная осе

нь.

Миновали теплые де

ньки.

Проходит грибная по

ра.

Улетают певчие птиц

ы. (Осень)

- Пожалуйста, укажите над каждым

словом, какой частью речи оно является.

14. Диагностика/

самодиагностика.

Цель:

проверка уровня усвоения знаний

и навыков каждого ученика по

теме «Прилагательное» во время

урока.

Личностные:

оценивать свои знания;

Познавательные:

уметь анализировать свои

действия, выделять то, что

уже усвоено и что ещё

нужно усвоить.

Тесты

Ребята работают

самостоятельно с

тестами.

Тесты.

15. Рефлексия учебной

деятельности.

Цель:

осознание

учащимися

своей

учебной

деятельности

самооценка

Личностные:

оценить

результаты

собственной

деятельности.

- Прочитайте предложения на доске.

Какое из них подойдёт для оценки вашей

работы на уроке? Почему? Как вы

работали сегодня?

- Молодцы, ребята. Я вами очень

довольна.

Дети читают

фразеологизмы.

Отвечают на вопросы,

делают выводы.

Оценивают свою работу.

Слайд № 19

16. Итог урока.

Цель:

понять, насколько хорошо усвоен

материал.

Регулятивные:

соотносить

цели

с

результатами

своей

деятельности.

Познавательные:

ориентироваться

в

своих

знаниях (понимать, что вам

известно, а что нет).

- О чём мы говорили на уроке сегодня?

- С какой частью речи познакомились?

- Что нового узнали?

- Дайте определение прилагательному.

- По каким признакам вы понимаете, что

это именно прилагательное?

Дети отвечают на

вопросы, делают выводы.

Беседа.



В раздел образования