Автор: Хамаева Динара Мужаидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ«Нижнеказанищенская гимназия имени А. Акаева»
Населённый пункт: с.Нижнее Казанище, Буйнакский район, РД
Наименование материала: технологическая разработка урока
Тема: Имя прилагательное
Раздел: начальное образование
Разработка технологической карты урока
Тема: «Имя прилагательное».
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «Нижнеказанищенская гимназия имени А. Акаева»
Хамаева Динара Мужаидовна
2024г.
Планируемые результаты (по ПРП):
личностные:
формирование мировоззренческих понятий,
формирование
навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах,
сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: дать общее представление о прилагательном, научить находить
имя прилагательное в тексте; подбирать к существительным прилагательные;
различать тексты.
метапредметные:
регулятивные: умение понимать задачу урока, научить её выполнять, умение
высказывать предположения, определять степень успешности своей работы на
уроке.
познавательные: добывать новые знания на уроке, находить ответы на вопросы,
пользоваться учебником.
коммуникативные: формировать умение слушать других участников учебного
процесса, вести диалог с учителем и другими учениками.
Ход урока
Этапы урока
Формирование УУД
Действия учителя
Действия ученика
ИКТ, приёмы
1.Организационный момент.
Цель: создание
доброжелательной обстановки на
уроке
Личностные:
понимание своего
отношения к уроку, и своя
внутренняя позиция.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Какой сегодня
замечательный день.
- Солнышко светит. Прислушайтесь,
что вы слышите со двора школы?
- О чём нам говорит пение птиц? Что
изменилось с приходом весны?
- Давайте начнём урок русского языка с
радостным весенним настроением.
Прочитаем вместе стихотворение и
настроимся на позитивный
урок.
- Молодцы, ребята. Откройте тетради,
запишите дату.
Приветствуют учителя.
Организовывают своё
рабочее место,
настраиваются на работу.
- Пение птиц.
-
Наступила
весна.-
Настроение улучшилось,
стало радостно и весело.
Дети читают
стихотворение.
Слайд №1.
Диалог, беседа.
Создание
доброжелательной
обстановки в классе.
Слайд №2.
2. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Цель: включить учащихся в
деятельность на личностно
значимом уровне.
Личностные: самооценка
готовности к уроку.
Познавательные: учебно-
познавательный интерес.
Коммуникативные:
организация рабочего места.
- Прочитайте словосочетания на доске.
Как вы их понимаете?
- Какой из данных выберем как девиз
урока?
- Почему?
- Как мы будем сегодня работать?
Дети читают
словосочетания и
обсуждают их значение.
Дети выбирают
подходящее
словосочетание и
объясняют свой выбор.
Дети предлагают свои
идеи о том, как они будут
работать на уроке.
Слайд № 3.
Беседа.
3. Актуализация
знаний.
Личностные:
развитие умения слушать и
Словарная работа.
Сегодня мы будем отгадывать загадки.
Дети отгадывают загадки
и записывают отгадки в
Слайды № 4,5,6,7.
Цель:
- повторить материал, который
нам понадобится для дальнейшей
работы.
слышать мнение других
людей, уважать их точку
зрения.
Познавательные:
повторение и закрепление
знаний, полученных на
уроках русского языка.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли в
устной форме, умение
учитывать мнение других.
Вот они:
1.
Бурый, мохнатый, косолапый.
(Медведь)
2.
Спелое, круглое, сочное.
(Яблоко)
3.
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
4.
Умные, активные, дружелюбные.
(Это вы, ребята.
Вопросы:
- На какие вопросы отвечают слова в
этих загадках?
- Какая часть речи отвечает на эти
вопросы?
- Какие слова лишние? Почему?
- На какие вопросы отвечают слова,
описывающие эти предметы?
- Какая часть речи отвечает на эти
вопросы?
тетради.
Пишут слова в тетради,
ставят ударения,
подчёркивают
орфограммы.
Отвечают на вопросы
учителя, определяют тему
урока.
Ответы:
Яблоко —
неодушевлённый
предмет, ребята —
множественное число.
— Описывающие слова
отвечают на вопросы
«какой?», «какая?»,
«какое?» и «какие?».
— На эти вопросы
отвечает имя
прилагательное.
4. Постановка цели урока.
Цель:
развивать
умение
высказывать
свои
предположения.
Регулятивные:
развитие навыка
определения и
формулирования цели на
уроке совместно с учителем,
а также планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей.
- На какую тему мы сегодня будем
говорить?
- Какие цели мы поставим на
сегодняшний урок?
- Попробуйте сформулировать их
самостоятельно.
Ученики самостоятельно
определяют цели урока:
- получить общее
представление о
прилагательных;
- научиться применять
полученные знания в
повседневной жизни;
- научиться правильно
использовать
Фронтальная работа
прилагательные в речи.
5. Освоение нового материала
Цель: помочь ученикам усвоить
материал.
Познавательные: умение
ориентироваться в своих
знаниях;
анализировать объекты;
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую, составлять
ответы на вопросы.
Познавательные
(логические):
наблюдение,
сравнение, умозаключение.
Работа со слайдом
- Кто может дать определение
прилагательному, посмотрев на слайд?
- Давайте приведём примеры.
Оглянитесь вокруг и опишите предметы,
которые вы видите.
- Почему имя прилагательное так
называется?
- К чему оно прилагается?
Учащиеся
самостоятельно дают
определение
прилагательному.
Дети называют предметы
вокруг себя и описывают
их.
Ребята должны понять,
что имя прилагательное
тесно связано с именем
существительным.
Фронтальная работа.
Беседа. Диалог.
Слайд № 8.
6. Проверка первичного
усвоения.
Упражнение 148 стр. 86
Цель: проверить, насколько
хорошо усвоен и понят материал.
Познавательные: умение
ориентироваться в своих
знаниях;
Определять, что усвоено, а
что еще предстоит усвоить.
- Откройте учебник на стр. 86,
прочитайте определение
прилагательного в рубрике «Сведения о
языке».
- Выполните упражнение 148.
- Прочитайте первую строчку
прилагательных. Какое, подходящее по
смыслу, слово вы подберёте к этим
прилагательным?
- Правильно, дальше выполните
самостоятельно в тетради.
Учитель оценивает несколько работ.
Дети читают определение
в учебнике.
Выполняют упражнение.
Лёгкий, белый, пушистый
(снег).
- Дети продолжают работу
самостоятельно.
Работа с учебником.
Слайды № 9,10.
Индивидуальная
работа.
7. Физминутка для глаз
Цель: снятие усталости
Личностные:
- оценивать важность
здорового образа жизни,
снятие усталости
- Давайте обсудим, почему важно вести
здоровый образ жизни.
- Кроме того, мы рассмотрим способы
Ответы детей.
Диалог
борьбы с усталостью.
8. Закрепление пройденного
материала.
Цель:
закрепить знания;
выявить,
какие
аспекты
материала были не до конца
поняты учениками.
Личностные:
уметь
анализировать
свои
действия, выделять то, что
уже
усвоено
и
что
ещё
нужно усвоить.
-А теперь поработаем с текстами.
- Что это? Как вы поняли, что это
тексты?
- Сравните эти тексты. В чём их
разница?
- Какой вам больше нравится?
Почему?
- Какой нашу речь делают
прилагательные делают?
- Молодцы, ребята!
Дети
отвечают
на
вопросы.
Им
предложены
два
разных текста.
- Первый текст получился
скучным, а во втором
тексте есть
прилагательные, поэтому
он более интересен.
Прилагательные
делают
нашу речь более богатой,
яркой и интересной.
Фронтальная
работа.
Беседа. Диалог.
Слайд№ 11
9.
Применение знаний, в том
числе в новых ситуациях.
Цель:
обеспечить усвоение учащимися
знаний и навыков на уровне,
позволяющем применять их в
различных ситуациях.
Личностные:
интерес к наблюдению за
словами и их значениями;
чувство удовлетворения от
осознания своих
достижений.
Коммуникативные:
умение ясно выражать свои
мысли в устной форме;
умение слушать и понимать
своих собеседников.
Познавательные:
способность решать
поставленные задачи;
умение отличать новую
информацию от уже
известной;
умение делать выводы.
- Ребята, взгляните на слайд. Что вы
видите?
-
Какое
слово
описывается
в
этом
синквейн?
- Какие прилагательные подобраны к
слову «весна»?
- На какой вопрос они отвечают?
- А какие глаголы? На какой вопрос они
отвечают?
- А теперь давайте составим кластер,
связанный со словом «весна». Какие у
вас возникают ассоциации?
Дети отвечают на
вопросы.
Ответы:
- На слайде мы видим
синквейн.
- На слайде описывается
весна.
- К слову «весна»
подобраны
прилагательные
долгожданная, яркая.
- К слову подобраны
глаголы идёт, спешит,
торопится.
- Весна ассоциируется с
солнцем, пробуждением,
красотой, радостью,
цветами, птицами…
Фронтальная работа.
Приём-Синквейн
Слайд № 12
Приём
«Кластер»
Слайд № 13
10. Выполнение
Регулятивные:
Учащиеся слушают
Межпредметные
межпредметных заданий и
заданий из реальной жизни
уметь работать в паре;
уметь высказывать своё
мнение;
Личностные:
осознание ответственности;
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в письменной форме;
слушать и понимать речь
других;
Познавательные:
уметь решать поставленные
задачи; делать выводы;
находить ответы на вопросы.
- Прослушайте стихотворение.
- Какое время года описывается в
стихотворении?
- О чём оно?
- Что описывает автор?
-
Какими
словами
описывает
автор
черёмуху?
- На какой вопрос они отвечают?
- Как называются в литературе слова,
описывающие предмет.
- Какой вывод можно сделать из этого?
стихотворение С.
Есенина, отвечают на
вопросы учителя, делают
выводы.
Вывод: прилагательные в
поэзии играют роль
эпитетов.
связи.
Видео
11. Выполнение заданий в
формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Цель:
научить применять знания по
русскому языку на практике.
Личностные:
оценивать свои знания.
Познавательные:
умение работать с
информацией, анализировать
её; подбирать слова, строить
фразы.
Коммуникативные:
умение слушать других и
высказывать свои
предположения.
-Теперь поработайте в парах. Повторим
правила работы в парах.
- Как нужно работать в парах, читаем со
слайда.
Оценивание работ 1, затем 2 уровня.
Учитель
выслушивает
ответы
одной
пары, остальные сверяют ответы.
Повторяют правила
работы в парах.
Работать должны оба.
Один говорит, другой
слушает.
Своё несогласие
высказывай вежливо.
Работай тихо, не мешай
другим.
Дети работают с
карточками в парах.
Читают ответы дети с
карточкой 1 уровня, затем
2 уровня.
Работа в карточках.
Работа в парах.
Слайд № 14
12. Развитие функциональной
грамотности.
Познавательные:
создание условий для
Дети разгадывают
ребусы, отвечают на
Приём- «Ребусы»
Слайды № 15,16,17,18.
Цель:
развитие интеллектуальных
способностей и формирование
логического мышления
учащихся.
успешного развития
познавательных
способностей учащихся,
таких как внимание
восприятие, воображения
различные виды памяти и
мышления.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
способность индивидуально
и в группе.
- Ребята, теперь посмотрите на экран.
Что вы видите?
- Разгадайте ребусы. Какие слова
зашифрованы в них?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Какой частью речи являются?
вопросы учителя.
13.Систематизация знаний и
умений.
Цель: систематизация знаний о
частях речи.
Регулятивные:
контролировать выполнение
задач поэтапно, планировать
свои действия в
соответствии с поставленной
целью.
Личностные:
осознавать важность
обучения и приобретения
новых знаний, понимать, для
чего мы выполняем те или
иные учебные задания.
Познавательные: научатся
классифицировать части
речи; научатся находить
части речи по определённым
признакам.
КАРТОЧКА 1.2
Ребята над каждым
словом указывают часть
речи.
Карточки.
Вариант 1
Пришли
весенние деньки.
Начались
долгожданные кан
икулы.
Чувствуется
резкий ветерок.
Моросят
кратковременные д
ожди.
Возвращаются
перелетные птицы.
(Весна).
Вариант 2
Закончилась веселая
пора
Пришла длинная осе
нь.
Миновали теплые де
ньки.
Проходит грибная по
ра.
Улетают певчие птиц
ы. (Осень)
- Пожалуйста, укажите над каждым
словом, какой частью речи оно является.
14. Диагностика/
самодиагностика.
Цель:
проверка уровня усвоения знаний
и навыков каждого ученика по
теме «Прилагательное» во время
урока.
Личностные:
оценивать свои знания;
Познавательные:
уметь анализировать свои
действия, выделять то, что
уже усвоено и что ещё
нужно усвоить.
Тесты
Ребята работают
самостоятельно с
тестами.
Тесты.
15. Рефлексия учебной
деятельности.
Цель:
осознание
учащимися
своей
учебной
деятельности
самооценка
Личностные:
оценить
результаты
собственной
деятельности.
- Прочитайте предложения на доске.
Какое из них подойдёт для оценки вашей
работы на уроке? Почему? Как вы
работали сегодня?
- Молодцы, ребята. Я вами очень
довольна.
Дети читают
фразеологизмы.
Отвечают на вопросы,
делают выводы.
Оценивают свою работу.
Слайд № 19
16. Итог урока.
Цель:
понять, насколько хорошо усвоен
материал.
Регулятивные:
соотносить
цели
с
результатами
своей
деятельности.
Познавательные:
ориентироваться
в
своих
знаниях (понимать, что вам
известно, а что нет).
- О чём мы говорили на уроке сегодня?
- С какой частью речи познакомились?
- Что нового узнали?
- Дайте определение прилагательному.
- По каким признакам вы понимаете, что
это именно прилагательное?
Дети отвечают на
вопросы, делают выводы.
Беседа.