Автор: Чумакова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Загривский детский сад №21"
Населённый пункт: деревня Загривье Сланцевского района Ленинградской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Урожай собирай и на зиму запасай"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Урожай собирай и на зиму запасай»
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: в течение 1 месяца.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность: Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во
всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности
здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Дошкольный возраст
- благоприятный период, когда закладываются основные навыки здорового
образа жизни, вырабатываются правильные привычки.
Цель: Сформировать у детей представления о важности правильного
питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи: Расширять и закреплять знания детей о правильном питании;
подвести к осознанности выбора продуктов, наиболее ценных для организма
и отказа от «вредных»; поиск эмоционально привлекательных для детей
форм получения информации о здоровом питании; создать единое
воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных
партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
1. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
2.Подбор детской и методической литературы , иллюстрации, дидактических
игр.
3. Подготовка информации для родителей о здоровом питании.
2 этап: основной.
Воспитатели:
1. Организация совместной деятельности с детьми.
2. Создание проблемной ситуации. Выяснение противоречий о том, что дети
мало знают о правильном питании, что необходимо обратиться за помощью к
родителям.
3. Подготовка к выставке
Родители:
1. Заучивание стихов и загадок.
2. Помощь детям в создании «осенней поделки для выставки»
3. Сбор информации о правильном питании в различных источниках.
3этап: заключительный
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Оформление выставки детского творчества.
3. Проведение выставки «Овощи, ягоды и фрукты- витаминные
продукты»..
Формы реализации проекта:
• беседы: «Что такое здоровье?», «Вредная и полезная пища для человека»,
«Осень-пора сбора урожая»;
• создание выставок детского творчества;
• изготовление мини-книжек «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?»;
• коллективная работа «Ваза с фруктами» (отрывная аппликация);
• лепка на тему «Овощи на тарелке»;
• рисование на тему «Путешествие чудо-овощей и фруктов»;
. • создание картотеки «Какие витамины находятся в овощах и фруктах»;
• чтение художественной литературы: «Мужик и медведь», Н. Носов
«Огурцы», Л. Толстой «Старик и яблони», « Косточка», Ю. Тувим «Овощи»,
В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»). Игра-обсуждение «Законы
питания» (с моделями гигиены питания).
• Дидактические игры: «Угадай на вкус». «Что где растет?», «Раздели
продукты на полезные и вредные», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «
Чудесный мешочек», «Готовим борщ и компот».
Результат: - Дети осознают важность правильного питания для сохранения
здоровья. - Дети знают полезные продукты, и какие витамины в них
находятся. - Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов
с родителями, что повышает качество реализации образовательного
процессов ДОУ
Художественная литература:
Н.Носов "Про репку"
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе,
даже не нужно было пальто надевать - совсем как летом. Из-под земли
вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-
совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками,
такими мягкими, нежными. Очень радостно было смотреть на них! В этот
день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме: - Мама, скоро мы
поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через
неделю. - Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче. - А я
и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду
что-нибудь делать. - Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь
ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек? Павлик
задумался: - Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород
сажать. - Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку. На другой день
Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал: - Смотрите, какая у
меня лопата есть! Я буду огород сажать. Дети окружили его и стали
смеяться: - Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не
вырастет. - Почему не вырастет? Вырастет! - сказал Павлик. - Нет, не
вырастет! Нет, не вырастет! Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все
так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть
не заплакал. - Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.-
Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет
большой- пребольшой огород. - Конечно, вырастет,- сказал Павлик. Он
успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним
бабушка, и он сказал: - Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород? -
Вырастет. - А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян. -
Я куплю. - Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем. - 3автра
куплю. На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит: - Вот
твои семена. И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а
в пакете - зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку. -
Что же это за семена? - спросил он. - Это семена репки. - Отчего же они
такие маленькие? - Такие уж семена у репки,- сказала бабушка. - Из каждого
зернышка вырастает репка? - спросил Павлик. - Вырастет. - Да как же она
вырастет, бабушка? - Так уж и вырастет. Сам увидишь. Бабушка объяснила
Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена. Павлик
слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал
показывать ребятам: - Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка! -
Какая же это репка? - удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак. -
Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает. -
Как же она вырастет? - Не знаю. - Сам не знаешь, а говоришь,- сказали
ребята и не стали его слушать. Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на
дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге
Николаевне и спросил: - Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У
меня есть семена. - Можно,- сказала Ольга Николаевна. Она показала
Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял
лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть.
Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел
бросать начатого дела. Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала: - Дай
теперь мне покопать, Павлик, ты устал. - Ну, покопай немножко,- согласился
Павлик,- а потом снова я. Ниночка взяла лопатку и стала копать. Ребята
смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать. - Дай и нам покопать,-
стали просить они Павлика. - Копайте,- говорит Павлик. Ребята по очереди
стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но
Павлик сказал: - Если будете спорить, то совсем заберу лопату. Тогда ребята
утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после
обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена. - Дай и
нам посадить,- стали просить ребята. - Не могу. Мне самому интересно,-
ответил Павлик. - Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя. - Я ведь не
заставлял вас. - Ну, дай хоть одно зернышко! Павлик дал ему посадить одно
семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по
зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по
две штуки посадили. На следующий день ребята проснулись рано и сразу
побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли
семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти. - Если огород
поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя. Ребята побежали к Ольге
Николаевне, попросили у неё садовую лейку и стали поливать грядку водой.
Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не
показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков
никаких не было видно. - Что же это такое? - говорили ребята. Мы, наверное,
зернышки вверх ногами посадили - вот они и растут вниз, а не вверх. И
ребята перестали поливать огород. Павлик думал: «Может быть, мы и на
самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них
голова, где ноги! Они маленькие!..» Еще два дня он поливал огород, а потом
тоже бросил. - Вот тебе и выросла репка! - говорили ребята.- Даром только
трудились. Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами,
собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе
кормушку для птиц. Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили
птичек, которые прилетали из леса. Один раз Павлик бежал мимо грядки и
увидел, что на ней появилась зеленая травка. - Ну вот,- сказал он,- уже наш
огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными
рядами будто ее кто-то нарочно посадил. - Да это ведь наша репа растет! -
закричал Павлик. Прибежали ребята. - А может быть, это и не репка? -
сказали они. - Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка
сказала - репа, значит, и будет репка. Ребята снова стали поливать огород.
Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими
листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город. -
Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге
Николаевне и спросил: - А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить? -
Приедут другие дети, из другого детского сада. - А! Ну, тогда хорошо. Пусть
они себе мою репку возьмут, когда вырастет. Ребята уехали. Стало тихо на
даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали,
будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день
приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору,
заглядывали во все уголки. - Глядите, огород! - закричал кто-то. Отовсюду
сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала
самая старшая девочка, Зина. - Зачем же вы топчете огород? - закричала она.-
Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!
Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг
грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг
огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку. Наступило жаркое
время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две
недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на
грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них
опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки. -
Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они
совсем засохнут. Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.
Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто
со стаканом. Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята
нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали
грядку из лейки. Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись
кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что
вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки
больших желтых репок. - Чья же это репка? - спрашивали ребята.- Кто ее
посадил? - Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого
детского сада,- сказала Зина. Перед отъездом с дачи ребята решили убрать
огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку.
Куча получилась порядочная. - Большой урожай получился! - радовались
ребята. Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что
теперь делать с ней. Вот и осень пришла. - Надевай-ка пальто и калоши, на
дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в
детский сад. Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли.
Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев
нападало! Прямо как по ковру идешь. В этот день Ольга Николаевна
занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а
Ольга Николаевна ставила всем отметки. Вдруг кто-то постучал в дверь.
Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него
был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами
был написан адрес детского сада. - Вам посылка,- сказал почтальон и
поставил ящик на стол. - А что в этой посылке? - стали спрашивать дети. - Не
знаю, ребята. Что-то очень тяжелое - насилу я дотащил,- сказал почтальон.
Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла
крышку. - Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа! Все
ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось
заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался. - Правда репка! - закричал
он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать? Тут и другие дети
стали на стулья взбираться. - Погодите, ребята, тут письмо есть, - сказала
Ольга Николаевна. Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала
читать: «Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей
репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла
большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали
ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье». -
Значит, это та репка, которую мы сажали! - закричали ребята.- Вот какая она
большая выросла. Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем
было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут
6ыло! Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им
репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела
расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее
вырастили другие ребята и прислали в посылке. С тех пор, когда в детский
сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели
его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с
начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых
ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту
историю. Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга
Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так
долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю
Дашу приготовить ее. Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее
кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила
маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее: - Ах, какая вкусная
репка! - А помните, какие были репкины семена? - сказала Таня. Совсем-
совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка.
Это все
Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.
"Вершки и корешки" (русская народная сказка)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему
медведь: Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше
давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не
езди. — Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал
осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: Мужик, давай репу
делить, мою долю подавай. — Ладно, медведюшка, давай делить: тебе
вершки, мне корешки. — Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на
воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: Мужик, куда ты
едешь? — Еду, медведюшка, в город корешки продавать. — Дай-ка
попробовать — каков корешок? — Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.
Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. — На другой год мужик
посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. — Мужик говорит: Быть
так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. — Собрали
они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез
домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Овощи Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе √
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Н.Носов Огородники
Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый
Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как
будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки
и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет
видно, кто впереди, а кто отстает. Отстающим решили помогать, чтобы вся
земля была хорошо обработана и дала большой урожай. Мы с Мишкой
попросили записать нас в одну бригаду. Мы еще в городе условились, что
будем работать вместе и рыбу ловить вместе. Все у нас было общее: и лопаты
и удочки. - Ребята, - сказал Вадик Зайцев, - я предлагаю сделать красное
знамя и на нем написать: "Лучшему огороднику". Кто первый вскопает
участок, у того на участке поставим знамя. - Правильно, - согласились
ребята. - А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведет посадку,
к тому перейдет на участок знамя. Потом знамя будем передавать за
прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью
это знамя, и пусть он везет его с собой в город. Мы с Мишкой решили
бороться за красное знамя. - Как возьмем его в самом начале, так до конца не
выпустим и домой увезем, - говорил Мишка. Наш огород был недалеко от
реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с
номерами. Нам с Мишкой достался двенадцатый участок. Мишка тут же стал
кричать, что нам самый плохой участок дали. - Да чем он плохой? -
спрашивает Витя. - Дырка вон тут в земле! - Ну, что это за дырка! - засмеялся
Витя. - Лошадь копытом продавила. - И пень вон торчит, - говорит Мишка. -
И на других участках есть пни, посмотри. Но Мишка уже никуда смотреть не
хотел и кричал: - Его ведь из земли выковыривать надо! - Что ж, выкорчуете.
Сами не справитесь, ребята помогут. - Уж если возьмемся - справимся, -
обиделся Мишка. - Еще и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмем. -
Вот и хорошо, - сказал Витя. Все ребята стали вскапывать землю. И мы с
Мишкой стали копать. Мишка то и дело бегал смотреть, сколько другие
ребята вскопали. Я говорю ему: - Ты не бегай, работай, а то мы меньше всех
вскопаем. - Ничего, - говорит, - я еще поднажму. И стал поднажимать.
Поднажмет, поднажмет и снова убежит куда-нибудь. В этот день мы мало
работали. Скоро вожатый Витя позвал всех обедать. После обеда мы с
Мишкой схватили лопаты и снова хотели на огород бежать, но Витя не
позволил. Он сказал: - Работать будем только до обеда. После обеда -
отдыхать, а то у нас найдутся такие ребята, которые в первый же день
перетрудятся и потом не смогут работать. На следующее утро мы раньше
всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити
рулетку и принялся землю мерять, сколько у нас на участке вскопано да
сколько осталось. Покопает немного и снова меряет. И все ему кажется мало.
Я говор - Конечно, будет мало, если я один копаю, а ты только меряешь! Он
бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле
попался, так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь
участок разворотил. Даже на соседний участок залез и там выдирает этот
корень. - Да брось ты его, - говорю. - Чего ты к нему привязался? - Я, -
говорит, - думал, что он короткий, а он вон какой длинный, как удав. - Ну и
перестань с ним возиться! - Да должен же он где-нибудь кончиться! - А тебе
будто не все равно? - Нет, - говорит, - я такой человек: если за что-нибудь
взялся, обязательно до конца сделаю. И снова ухватился руками за корень.
Тогда я рассердился, подошел и отрубил этот корень лопатой. А Мишка
корень рулеткой измерил и говорит: - Ого! Шесть с половиной метров! А
если бы ты не отрубил, так он, может быть, метров двадцать был бы! Я
говорю: - Если бы я знал, что ты так будешь работать, то с тобой бы не
связывался. А он: - Можешь отдельно. Я же тебя не заставляю. - Как же
теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя
красного знамени. - Почему не получим? Ты посмотри, сколько у Вани
Ложкина и Сени Боброва. Еще меньше нашего. Он побежал на участок Вани
и Сени и стал над ними смеяться: - Эх, вы! Придется вас на буксир брать! А
они его прогоняют: - Смотри, как бы тебя не взяли! Я говорю: - Чудак ты!
Над другими смеешься, а сам сколько сделал? И чего я только с тобой
связался! - Ничего, - говорит, - я одну штуку придумал. Завтра знамя будет
на нашем участке. - С ума, - говорю - сошел! Тут на два дня работы, а с тобой
и четыре провозишься. - Вот увидишь, я потом тебе расскажу. - Ты лучше
работай. Все равно земля сама не вскопается. Он взял лопату, но тут Витя
сказал, чтобы все шли обедать. Ну, Мишка лопату на плечо и помчался
впереди всех в лагерь. После обеда Витя стал красный флаг делать, а мы все
ему помогали: кто палку строгал, кто материю подшивал, кто разводил
краски. Флаг получился красивый. Палку выкрасили золотой краской, а на
красной материи Витя написал серебряными буквами: "Лучшему
огороднику". Мишка сказал: - Давайте еще пугало сделаем, чтоб вороны
огород не клевали. Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к
ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него
рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок
надели. На горшке Мишка нарисовал углем нос, рот, глаза. Страшная рожа
получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и
смеялись. Мишка отвел меня в сторону и говорит: - Вот что я придумал:
давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок.
Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим
знамя. Я говорю: - Если бы ты работал! А то ведь с разными пустяками
возишься. - Я буду хорошо работать, вот увидишь! - Ну ладно, только если
ты снова возьмешься за старое, брошу все и уйду. Вечером все легли спать. И
мы с Мишкой легли, только для виду. Я уже начал дремать. Вдруг меня
Мишка толкает в бок: - Вставай! А то не видать нам знамени как своих ушей!
Встал я. Мы вышли так, чтобы никто нас не видел. Взяли лопаты и пошли на
огород. Луна светила, и все было видно. Пришли на огород. - Вот наш
участок, - говорит Мишка. - Видишь, и пень торчит. Стали мы копать. На
этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и
решили его выкорчевать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить.
Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали,
как лошади! Все-таки вытащили. Землю заровняли, а пень Мишка на
соседний участок бросил. Я говорю: - Это ты нехорошо сделал? - А куда его
девать? - Нельзя же на чужой участок! - Ну, давай его в реку бросим! Взяли
мы пень и потащили к реке. А он тяжелый! Насилу дотащили - и бултых в
воду! Он поплыл по реке, как будто спрут или осьминог какой. Мы
посмотрели ему вслед и пошли домой. Больше в этот раз уже не могли
работать, устали очень. Да нам совсем небольшой кусочек осталось вскопать.
Утром проснулись мы позже всех. Все тело у нас болит: руки болят, ноги
болят, спина болит. - Что это? - спрашивает Мишка. - Перетрудились, -
говорю, - слишком много работали. Встали мы, размялись немного. За
завтраком Мишка стал перед ребятами хвастать, что красное знамя
достанется нам. После завтрака все помчались на огород, а мы с Мишкой
пошли не спеша. Куда нам спешить! Пришли на огород. Все, как кроты,
роются, а мы ходим да посмеиваемся. - Не видать вам знамени, - говорим, -
как своих ушей! Ребята отвечают: - Вы бы работали! Только другим мешаете.
Тут Мишка говорит - А это вот чей участок? Совсем мало вскопано. И хозяев
нет. Наверно, дрыхнут еще! Я посмотрел: - Номер двенадцатый. Да это ведь
наш участок! - Не может быть, - говорит Мишка. - Мы больше вскопали. -
Мне, - говорю, - тоже казалось, что больше. - Может быть, нарочно кто-
нибудь номерки переменил? - Нет, все правильно. Вот одиннадцатый, а там
тринадцатый. Смотрим, и пень торчит. Мы растерялись даже. - Послушай, -
говорю я. - Если это наш участок, то откуда же пень взялся? Мы ведь его уже
выкорчевали! - Правда, - говорит Мишка. - Не мог же за ночь новый пень
вырасти. Вдруг слышим, Ваня Ложкин на своем участке кричит: - Ребята,
смотрите, какое чудо! У нас тут вчера пень был, а сегодня нету. Куда он
делся? Все побежали на это чудо смотреть. Подошли и мы с Мишкой. "Что
такое! - думаем. - Вчера у них и до половины не было вскопано, а сегодня
совсем небольшой кусочек остался". - Мишка, - говорю я, - да это ведь мы
ночью по ошибке на их участке работали и пень им выкорчевали! - Да что
ты! - Верно! - Ах мы ослы! - говорит Мишка. - Да что же нам теперь делать?
По правилу, они должны нам свой участок отдать, а себе пусть берут наш.
Что мы, даром у них работали? - Молчи! - говорю. - Хочешь, чтоб над нами
весь лагерь смеялся? - Что же делать? - Копать, - говорю, - вот что! Схватили
мы лопаты. Да не тут-то было: руки болят, ноги болят, спина не разгибается.
Скоро Ваня Ложкин и Сенька Бобров на своем участке работу кончили. Витя
поздравил их и отдал им красное знамя. Они поставили его посреди участка.
Все собрались вокруг и в ладоши захлопали. Мишка говорит: - Это
неправильно! - Почему неправильно? - спрашивает Витя. - Потому и
неправильно, что за них кто-то пень выкорчевал. Они сами сказали. - А мы
виноваты? - говорит Ваня. - Может быть, его кто-нибудь себе на дрова
выкорчевал. Разве мы запрещать будем? - А может быть, его кто-нибудь по
ошибке вместо своего выкорчевал, - ответил Мишка. - Тогда бы он здесь
был, а его нигде нет, - сказал Ваня. - А может быть, они его в реку бросили, -
говорит Мишка. - Ну что ты пристал: "может быть" да "может быть"! -
Может быть, вам и участок кто-нибудь ночью вскопал, - не унимался Мишка.
Я его толкаю, чтоб он не проговорился. Ваня говорит: - Все может быть. Мы
землю не мерили. Пошли мы на свой участок и стали копать. А Ваня и
Сенька стали рядом и хихикают. - Вот работают! - говорит Сенька. - Будто во
сне мочалку жуют. - Надо их на буксир взять, - сказал Ваня. - У них ведь
меньше всех вскопано. Ну и взяли нас на буксир. Помогли нам копать и пень
выкорчевать. Все равно мы позже всех кончили. Ребята говорят - Давайте на
их участке, как на отстающем, поставим пугало. Все согласились и поставили
пугало на нашем участке. Мы с Мишкой обиделись. А ребята говорят: -
Добивайтесь, чтоб ваш участок стал лучшим, когда посадка и прополка
будут, вот и уберем тогда с вашего огорода пугало. Юра Козлов предложил: -
Давайте пугало ставить отстающим. - Давайте, - обрадовались все. - А
осенью подарим тому, у кого будет самый плохой урожай, - говорит Сенька
Бобров. Мы с Мишкой решили стараться изо всех сил, чтоб отделаться от
этого пугала. Только у нас так ничего и не получилось. Все лето простояло
оно на нашем участке, потому что на посадке Мишка все перепутал и
посадил свеклу там, где уже была морковка посажена, а при прополке вместо
сорняков петрушку повыдергал. Пришлось на этом месте в спешном порядке
редиску посадить. Сколько раз я хотел отделиться от Мишки, да никак не
мог. "Кто же, - думаю, - в беде товарища покидает!" Так и маялся с ним до
конца. Зато осенью красное знамя нам с Мишкой досталось. У нас самый
большой урожай помидоров и кабачков оказался. Ребята стали спорить. - Это
неправильно! - говорили они. - Все время были отстающие, и вдруг самый
большой урожай! Но Витя сказал: - Ничего, ребята, все правильно. Хоть они
и отставали, но землю хорошо обрабатывали, старались и добивались, чтоб
большой урожай был. Ваня Ложкин сказал: - У них земля была хорошая. А
вот нам с Сеней скверная земля попалась. И урожай маленький, хоть мы и
старались. За что же нам пугало подарили? Пусть они тогда и пугало берут
себе, раз оно у них все лето стояло. - Ничего, - говорит Мишка, - мы возьмем
и пугало. Давайте его сюда. Все засмеялись, а Мишка сказал: - Если б не это
пугало, то мы и знамени не получили бы. - Это почему же? - удивились все. -
Потому что на нашем участке оно ворон пугало, а на других вороны не
боялись, вот и урожай получился меньше. И потом, из-за этого пугала мы не
забывали, что нам надо стараться и работать лучше. Я говорю Мишке: -
Зачем ты взял это пугало? Для чего оно нам? - Ну, давай его в реку бросим, -
говорит Мишка. Взяли мы пугало и бросили в реку. Оно поплыло по реке,
растопырив руки. Мы посмотрели ему вслед и стали в него камнями бросать.
А потом пошли в лагерь. В тот же день Лешка Курочкин снял нас
фотоаппаратом вместе со знаменем. Так что, если кому-нибудь хочется
карточку, мы можем прислать.
Н.Носов "Огурцы"
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот
день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они
забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.
Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По
дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он
лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке. Котька пришёл
домой радостный:– Мама, я тебе огурцов принес! Мама посмотрела, а у него
полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два
больших огурца. – Где ты их взял? – говорит мама. – На огороде. – На каком
огороде? – Там, у реки, на колхозном. – Кто ж тебе позволил? – Никто, я сам
нарвал. – Значит, украл? – Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне
нельзя, что ли? Ну, я и взял. Котька начал вынимать огурцы из карманов. –
Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама. – Почему? – Сейчас же неси
их обратно! – Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно
они теперь уже расти не будут. – Ничего, отнесёшь и положишь на той же
грядке, где сорвал. – Ну, я их выброшу. – Нет, не выбросишь! Ты их не
садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать:– Там
сторож. Он нам свистел, а мы убежали. – Вот видишь, что делаете! А если бы
он поймал вас? – Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка. – Ну как тебе
не стыдно! – говорит мама. – Ведь де душка за эти огурцы отвечает. Узнают,
что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет? Мама
стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал: – Не
пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня. – И пусть убьёт!
Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор. – Ну, пойдем
со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь. – А брать не боялся? Мама дала
Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его
за дверь. – Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице. Уже было совсем
темно. «Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал
оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит, и дедушке из-за
меня попадёт». Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно. «Павлику
хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему
небось не страшно». Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не
было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода.
Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и
подошёл к нему. – Ты чего плачешь? – спрашивает. – Дедушка, я принёс
огурцы обратно. – Какие огурцы? – А которые мы с Павликом нарвали. Мама
сказала, чтоб я отнёс обратно. – Вот оно какое дело! – удивился сторож. –
Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо! –
Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал. – А ты на Павлика не
смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди
домой. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. – Ну, все, что ли? –
спросил старик. – Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова
заплакал. – Почему не хватает, где же он? – Дедушка, я один огурец съел.
Что теперь будет? – Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На
здоровье. – А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал? – Ишь
ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет.
Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет. Котька побежал
домой. Потом вдруг остановился и закричал издали: – Дедушка, дедушка! –
Ну что ещё? – А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его
или нет? – Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не
украл. – А как же? – Ну, считай, что я тебе подарил его. – Спасибо, дедушка!
Я пойду. – Иди, иди, сынок. Котька во весь дух помчался по полю, через
овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На
душе у него было радостно.
Л.Толстой Старик и яблони.
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих
яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем,
другие съедят, мне спасибо скажут"
Л.Толстой "Косточка"
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на
тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились.
Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в
горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать
сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня
покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что
съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в
сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то
через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку
бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
ВИШНЯ М. Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,
— Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо
— Все равно я вишню посажу!»
Пословицы и поговорки:
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,
Зелень на столе – здоровье на сто лет,
Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Лук от семи недуг.
Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
Физкультминутки: Фрукты
Будем мы варить компот. (Маршировать на месте). Фруктов нужно много.
Вот. (Показать руками - "много"). Будем яблоки крошить, Грушу будем мы
рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (Имитировать,
как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок). Варим, варим
мы компот, (Повернуться вокруг себя). Угостим честной народ. (Хлопать в
ладоши).
Овощи
В огород пойдем,( Маршировать на месте). Урожай соберем. (Идти по
кругу, взявшись за руки). Мы морковки натаскаем И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают,
копают). Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками). Щавеля
нарвем немножко "Рвут". И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись
за руки).
Подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к
солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним
второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу
и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно
друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук
вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети
садятся.)
Пальчиковые игры
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики обеих рук здороваются, начиная с
большого) В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу.) За черникой,
За малиной, За брусникой, За калиной. (Загибают пальчики, начиная с
большого.) Землянику мы найдем И братишке отнесем.
«Ягоды»
Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй,
ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём – Всю тебя мы
соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой,
похлопывая друг друга кончиками.)
«Овощи»
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки
«корзинкой») Вот пузатый кабачок Положила на бочок. Перец и морковку
Уложила ловко. Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с
большого).
« Фрукты»
Как у нашей Зины Фрукты в корзине: (Дети делают ладошки «корзинкой».
)Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы До чего красивы!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца). Вкуснее наших фруктов нет!
Гладят живот.
Этот пальчик — апельсин, Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива, Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша. Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
( Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Самомассаж:
Тема "Овощи" На каждый ударный слог -разминание фаланги одного пальца,
направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к
основанию пальца.
Левая рука: Вырос у нас чесночок,(Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок,(средний палец) Тыква, капуста,
картошка,(безымянный палец) Лук и немного горошка.(мизинец)
Правая рука: Овощи мы собирали.(разминают мизинец) Ими друзей
угощали,(безымянный палец) Квасили, ели, солили,(средний палец) С дачи
домой увозили.(указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.
Игры: Дидактическая игра «
Доскажи словечко
»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и
фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова
. - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «
Две корзинки
»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить
использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память,
внимание. Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и
фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней
изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в
соответствующую корзинку.
. Подвижная игра «
Овощи — фрукты
»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать
внимание, наблюдательность. Атрибуты: предметные картинки овощей и
фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по
кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой
предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты»
. Подвижная игра
« Вершки и корешки
»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать
внимание, зрительное и слуховое восприятие, память. Атрибуты: муляжи
овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети
называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле
— тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого
может выступать ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт. "Назови одним словом" Воспитатель показывает
картинки и просит назвать их одним словом: Груша, яблоко, банан, лимон -
это фрукты. Огурец, помидор, перец, чеснок - это овощи. Смородина,
малина, земляники, вишня - ягоды.
"Четвертый лишний
" Воспитатель показывает набор картинок: перец,
лимон, лук, капуста. И просит найти лишний предмет и объяснить свой
выбор.
"
День и ночь
" Воспитатель показывает 10 картинок с изображением
овощей или фруктов. При слове ночь дети закрывают глаза а воспитатель
убирает одну картинку. При слове день дети открывают глаза и отгадывают
какой картинки не стало.