Напоминание

"Урожай собирай и на зиму запасай"


Автор: Чумакова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Загривский детский сад №21"
Населённый пункт: деревня Загривье Сланцевского района Ленинградской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Урожай собирай и на зиму запасай"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Урожай собирай и на зиму запасай»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение 1 месяца.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность: Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во

всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности

здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Дошкольный возраст

- благоприятный период, когда закладываются основные навыки здорового

образа жизни, вырабатываются правильные привычки.

Цель: Сформировать у детей представления о важности правильного

питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи: Расширять и закреплять знания детей о правильном питании;

подвести к осознанности выбора продуктов, наиболее ценных для организма

и отказа от «вредных»; поиск эмоционально привлекательных для детей

форм получения информации о здоровом питании; создать единое

воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных

партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

1. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

2.Подбор детской и методической литературы , иллюстрации, дидактических

игр.

3. Подготовка информации для родителей о здоровом питании.

2 этап: основной.

Воспитатели:

1. Организация совместной деятельности с детьми.

2. Создание проблемной ситуации. Выяснение противоречий о том, что дети

мало знают о правильном питании, что необходимо обратиться за помощью к

родителям.

3. Подготовка к выставке

Родители:

1. Заучивание стихов и загадок.

2. Помощь детям в создании «осенней поделки для выставки»

3. Сбор информации о правильном питании в различных источниках.

3этап: заключительный

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Оформление выставки детского творчества.

3. Проведение выставки «Овощи, ягоды и фрукты- витаминные

продукты»..

Формы реализации проекта:

• беседы: «Что такое здоровье?», «Вредная и полезная пища для человека»,

«Осень-пора сбора урожая»;

• создание выставок детского творчества;

• изготовление мини-книжек «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?»;

• коллективная работа «Ваза с фруктами» (отрывная аппликация);

• лепка на тему «Овощи на тарелке»;

• рисование на тему «Путешествие чудо-овощей и фруктов»;

. • создание картотеки «Какие витамины находятся в овощах и фруктах»;

• чтение художественной литературы: «Мужик и медведь», Н. Носов

«Огурцы», Л. Толстой «Старик и яблони», « Косточка», Ю. Тувим «Овощи»,

В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»). Игра-обсуждение «Законы

питания» (с моделями гигиены питания).

• Дидактические игры: «Угадай на вкус». «Что где растет?», «Раздели

продукты на полезные и вредные», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «

Чудесный мешочек», «Готовим борщ и компот».

Результат: - Дети осознают важность правильного питания для сохранения

здоровья. - Дети знают полезные продукты, и какие витамины в них

находятся. - Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов

с родителями, что повышает качество реализации образовательного

процессов ДОУ

Художественная литература:

Н.Носов "Про репку"

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе,

даже не нужно было пальто надевать - совсем как летом. Из-под земли

вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-

совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками,

такими мягкими, нежными. Очень радостно было смотреть на них! В этот

день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме: - Мама, скоро мы

поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через

неделю. - Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче. - А я

и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду

что-нибудь делать. - Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь

ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек? Павлик

задумался: - Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород

сажать. - Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку. На другой день

Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал: - Смотрите, какая у

меня лопата есть! Я буду огород сажать. Дети окружили его и стали

смеяться: - Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не

вырастет. - Почему не вырастет? Вырастет! - сказал Павлик. - Нет, не

вырастет! Нет, не вырастет! Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все

так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть

не заплакал. - Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.-

Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет

большой- пребольшой огород. - Конечно, вырастет,- сказал Павлик. Он

успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним

бабушка, и он сказал: - Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород? -

Вырастет. - А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян. -

Я куплю. - Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем. - 3автра

куплю. На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит: - Вот

твои семена. И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а

в пакете - зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку. -

Что же это за семена? - спросил он. - Это семена репки. - Отчего же они

такие маленькие? - Такие уж семена у репки,- сказала бабушка. - Из каждого

зернышка вырастает репка? - спросил Павлик. - Вырастет. - Да как же она

вырастет, бабушка? - Так уж и вырастет. Сам увидишь. Бабушка объяснила

Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена. Павлик

слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал

показывать ребятам: - Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка! -

Какая же это репка? - удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак. -

Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает. -

Как же она вырастет? - Не знаю. - Сам не знаешь, а говоришь,- сказали

ребята и не стали его слушать. Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на

дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге

Николаевне и спросил: - Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У

меня есть семена. - Можно,- сказала Ольга Николаевна. Она показала

Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял

лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть.

Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел

бросать начатого дела. Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала: - Дай

теперь мне покопать, Павлик, ты устал. - Ну, покопай немножко,- согласился

Павлик,- а потом снова я. Ниночка взяла лопатку и стала копать. Ребята

смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать. - Дай и нам покопать,-

стали просить они Павлика. - Копайте,- говорит Павлик. Ребята по очереди

стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но

Павлик сказал: - Если будете спорить, то совсем заберу лопату. Тогда ребята

утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после

обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена. - Дай и

нам посадить,- стали просить ребята. - Не могу. Мне самому интересно,-

ответил Павлик. - Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя. - Я ведь не

заставлял вас. - Ну, дай хоть одно зернышко! Павлик дал ему посадить одно

семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по

зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по

две штуки посадили. На следующий день ребята проснулись рано и сразу

побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли

семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти. - Если огород

поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя. Ребята побежали к Ольге

Николаевне, попросили у неё садовую лейку и стали поливать грядку водой.

Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не

показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков

никаких не было видно. - Что же это такое? - говорили ребята. Мы, наверное,

зернышки вверх ногами посадили - вот они и растут вниз, а не вверх. И

ребята перестали поливать огород. Павлик думал: «Может быть, мы и на

самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них

голова, где ноги! Они маленькие!..» Еще два дня он поливал огород, а потом

тоже бросил. - Вот тебе и выросла репка! - говорили ребята.- Даром только

трудились. Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами,

собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе

кормушку для птиц. Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили

птичек, которые прилетали из леса. Один раз Павлик бежал мимо грядки и

увидел, что на ней появилась зеленая травка. - Ну вот,- сказал он,- уже наш

огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными

рядами будто ее кто-то нарочно посадил. - Да это ведь наша репа растет! -

закричал Павлик. Прибежали ребята. - А может быть, это и не репка? -

сказали они. - Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка

сказала - репа, значит, и будет репка. Ребята снова стали поливать огород.

Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими

листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город. -

Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге

Николаевне и спросил: - А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить? -

Приедут другие дети, из другого детского сада. - А! Ну, тогда хорошо. Пусть

они себе мою репку возьмут, когда вырастет. Ребята уехали. Стало тихо на

даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали,

будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день

приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору,

заглядывали во все уголки. - Глядите, огород! - закричал кто-то. Отовсюду

сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала

самая старшая девочка, Зина. - Зачем же вы топчете огород? - закричала она.-

Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!

Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг

грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг

огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку. Наступило жаркое

время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две

недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на

грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них

опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки. -

Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они

совсем засохнут. Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.

Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто

со стаканом. Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята

нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали

грядку из лейки. Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись

кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что

вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки

больших желтых репок. - Чья же это репка? - спрашивали ребята.- Кто ее

посадил? - Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого

детского сада,- сказала Зина. Перед отъездом с дачи ребята решили убрать

огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку.

Куча получилась порядочная. - Большой урожай получился! - радовались

ребята. Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что

теперь делать с ней. Вот и осень пришла. - Надевай-ка пальто и калоши, на

дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в

детский сад. Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли.

Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев

нападало! Прямо как по ковру идешь. В этот день Ольга Николаевна

занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а

Ольга Николаевна ставила всем отметки. Вдруг кто-то постучал в дверь.

Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него

был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами

был написан адрес детского сада. - Вам посылка,- сказал почтальон и

поставил ящик на стол. - А что в этой посылке? - стали спрашивать дети. - Не

знаю, ребята. Что-то очень тяжелое - насилу я дотащил,- сказал почтальон.

Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла

крышку. - Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа! Все

ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось

заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался. - Правда репка! - закричал

он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать? Тут и другие дети

стали на стулья взбираться. - Погодите, ребята, тут письмо есть, - сказала

Ольга Николаевна. Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала

читать: «Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей

репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла

большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали

ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье». -

Значит, это та репка, которую мы сажали! - закричали ребята.- Вот какая она

большая выросла. Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем

было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут

6ыло! Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им

репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела

расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее

вырастили другие ребята и прислали в посылке. С тех пор, когда в детский

сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели

его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с

начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых

ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту

историю. Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга

Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так

долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю

Дашу приготовить ее. Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее

кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила

маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее: - Ах, какая вкусная

репка! - А помните, какие были репкины семена? - сказала Таня. Совсем-

совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка.

Это все

Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.

"Вершки и корешки" (русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему

медведь: Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше

давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не

езди. — Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал

осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: Мужик, давай репу

делить, мою долю подавай. — Ладно, медведюшка, давай делить: тебе

вершки, мне корешки. — Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на

воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: Мужик, куда ты

едешь? — Еду, медведюшка, в город корешки продавать. — Дай-ка

попробовать — каков корешок? — Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.

Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. — На другой год мужик

посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. — Мужик говорит: Быть

так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. — Собрали

они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез

домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Овощи Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе √

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Н.Носов Огородники

Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый

Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как

будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки

и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет

видно, кто впереди, а кто отстает. Отстающим решили помогать, чтобы вся

земля была хорошо обработана и дала большой урожай. Мы с Мишкой

попросили записать нас в одну бригаду. Мы еще в городе условились, что

будем работать вместе и рыбу ловить вместе. Все у нас было общее: и лопаты

и удочки. - Ребята, - сказал Вадик Зайцев, - я предлагаю сделать красное

знамя и на нем написать: "Лучшему огороднику". Кто первый вскопает

участок, у того на участке поставим знамя. - Правильно, - согласились

ребята. - А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведет посадку,

к тому перейдет на участок знамя. Потом знамя будем передавать за

прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью

это знамя, и пусть он везет его с собой в город. Мы с Мишкой решили

бороться за красное знамя. - Как возьмем его в самом начале, так до конца не

выпустим и домой увезем, - говорил Мишка. Наш огород был недалеко от

реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с

номерами. Нам с Мишкой достался двенадцатый участок. Мишка тут же стал

кричать, что нам самый плохой участок дали. - Да чем он плохой? -

спрашивает Витя. - Дырка вон тут в земле! - Ну, что это за дырка! - засмеялся

Витя. - Лошадь копытом продавила. - И пень вон торчит, - говорит Мишка. -

И на других участках есть пни, посмотри. Но Мишка уже никуда смотреть не

хотел и кричал: - Его ведь из земли выковыривать надо! - Что ж, выкорчуете.

Сами не справитесь, ребята помогут. - Уж если возьмемся - справимся, -

обиделся Мишка. - Еще и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмем. -

Вот и хорошо, - сказал Витя. Все ребята стали вскапывать землю. И мы с

Мишкой стали копать. Мишка то и дело бегал смотреть, сколько другие

ребята вскопали. Я говорю ему: - Ты не бегай, работай, а то мы меньше всех

вскопаем. - Ничего, - говорит, - я еще поднажму. И стал поднажимать.

Поднажмет, поднажмет и снова убежит куда-нибудь. В этот день мы мало

работали. Скоро вожатый Витя позвал всех обедать. После обеда мы с

Мишкой схватили лопаты и снова хотели на огород бежать, но Витя не

позволил. Он сказал: - Работать будем только до обеда. После обеда -

отдыхать, а то у нас найдутся такие ребята, которые в первый же день

перетрудятся и потом не смогут работать. На следующее утро мы раньше

всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити

рулетку и принялся землю мерять, сколько у нас на участке вскопано да

сколько осталось. Покопает немного и снова меряет. И все ему кажется мало.

Я говор - Конечно, будет мало, если я один копаю, а ты только меряешь! Он

бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле

попался, так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь

участок разворотил. Даже на соседний участок залез и там выдирает этот

корень. - Да брось ты его, - говорю. - Чего ты к нему привязался? - Я, -

говорит, - думал, что он короткий, а он вон какой длинный, как удав. - Ну и

перестань с ним возиться! - Да должен же он где-нибудь кончиться! - А тебе

будто не все равно? - Нет, - говорит, - я такой человек: если за что-нибудь

взялся, обязательно до конца сделаю. И снова ухватился руками за корень.

Тогда я рассердился, подошел и отрубил этот корень лопатой. А Мишка

корень рулеткой измерил и говорит: - Ого! Шесть с половиной метров! А

если бы ты не отрубил, так он, может быть, метров двадцать был бы! Я

говорю: - Если бы я знал, что ты так будешь работать, то с тобой бы не

связывался. А он: - Можешь отдельно. Я же тебя не заставляю. - Как же

теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя

красного знамени. - Почему не получим? Ты посмотри, сколько у Вани

Ложкина и Сени Боброва. Еще меньше нашего. Он побежал на участок Вани

и Сени и стал над ними смеяться: - Эх, вы! Придется вас на буксир брать! А

они его прогоняют: - Смотри, как бы тебя не взяли! Я говорю: - Чудак ты!

Над другими смеешься, а сам сколько сделал? И чего я только с тобой

связался! - Ничего, - говорит, - я одну штуку придумал. Завтра знамя будет

на нашем участке. - С ума, - говорю - сошел! Тут на два дня работы, а с тобой

и четыре провозишься. - Вот увидишь, я потом тебе расскажу. - Ты лучше

работай. Все равно земля сама не вскопается. Он взял лопату, но тут Витя

сказал, чтобы все шли обедать. Ну, Мишка лопату на плечо и помчался

впереди всех в лагерь. После обеда Витя стал красный флаг делать, а мы все

ему помогали: кто палку строгал, кто материю подшивал, кто разводил

краски. Флаг получился красивый. Палку выкрасили золотой краской, а на

красной материи Витя написал серебряными буквами: "Лучшему

огороднику". Мишка сказал: - Давайте еще пугало сделаем, чтоб вороны

огород не клевали. Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к

ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него

рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок

надели. На горшке Мишка нарисовал углем нос, рот, глаза. Страшная рожа

получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и

смеялись. Мишка отвел меня в сторону и говорит: - Вот что я придумал:

давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок.

Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим

знамя. Я говорю: - Если бы ты работал! А то ведь с разными пустяками

возишься. - Я буду хорошо работать, вот увидишь! - Ну ладно, только если

ты снова возьмешься за старое, брошу все и уйду. Вечером все легли спать. И

мы с Мишкой легли, только для виду. Я уже начал дремать. Вдруг меня

Мишка толкает в бок: - Вставай! А то не видать нам знамени как своих ушей!

Встал я. Мы вышли так, чтобы никто нас не видел. Взяли лопаты и пошли на

огород. Луна светила, и все было видно. Пришли на огород. - Вот наш

участок, - говорит Мишка. - Видишь, и пень торчит. Стали мы копать. На

этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и

решили его выкорчевать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить.

Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали,

как лошади! Все-таки вытащили. Землю заровняли, а пень Мишка на

соседний участок бросил. Я говорю: - Это ты нехорошо сделал? - А куда его

девать? - Нельзя же на чужой участок! - Ну, давай его в реку бросим! Взяли

мы пень и потащили к реке. А он тяжелый! Насилу дотащили - и бултых в

воду! Он поплыл по реке, как будто спрут или осьминог какой. Мы

посмотрели ему вслед и пошли домой. Больше в этот раз уже не могли

работать, устали очень. Да нам совсем небольшой кусочек осталось вскопать.

Утром проснулись мы позже всех. Все тело у нас болит: руки болят, ноги

болят, спина болит. - Что это? - спрашивает Мишка. - Перетрудились, -

говорю, - слишком много работали. Встали мы, размялись немного. За

завтраком Мишка стал перед ребятами хвастать, что красное знамя

достанется нам. После завтрака все помчались на огород, а мы с Мишкой

пошли не спеша. Куда нам спешить! Пришли на огород. Все, как кроты,

роются, а мы ходим да посмеиваемся. - Не видать вам знамени, - говорим, -

как своих ушей! Ребята отвечают: - Вы бы работали! Только другим мешаете.

Тут Мишка говорит - А это вот чей участок? Совсем мало вскопано. И хозяев

нет. Наверно, дрыхнут еще! Я посмотрел: - Номер двенадцатый. Да это ведь

наш участок! - Не может быть, - говорит Мишка. - Мы больше вскопали. -

Мне, - говорю, - тоже казалось, что больше. - Может быть, нарочно кто-

нибудь номерки переменил? - Нет, все правильно. Вот одиннадцатый, а там

тринадцатый. Смотрим, и пень торчит. Мы растерялись даже. - Послушай, -

говорю я. - Если это наш участок, то откуда же пень взялся? Мы ведь его уже

выкорчевали! - Правда, - говорит Мишка. - Не мог же за ночь новый пень

вырасти. Вдруг слышим, Ваня Ложкин на своем участке кричит: - Ребята,

смотрите, какое чудо! У нас тут вчера пень был, а сегодня нету. Куда он

делся? Все побежали на это чудо смотреть. Подошли и мы с Мишкой. "Что

такое! - думаем. - Вчера у них и до половины не было вскопано, а сегодня

совсем небольшой кусочек остался". - Мишка, - говорю я, - да это ведь мы

ночью по ошибке на их участке работали и пень им выкорчевали! - Да что

ты! - Верно! - Ах мы ослы! - говорит Мишка. - Да что же нам теперь делать?

По правилу, они должны нам свой участок отдать, а себе пусть берут наш.

Что мы, даром у них работали? - Молчи! - говорю. - Хочешь, чтоб над нами

весь лагерь смеялся? - Что же делать? - Копать, - говорю, - вот что! Схватили

мы лопаты. Да не тут-то было: руки болят, ноги болят, спина не разгибается.

Скоро Ваня Ложкин и Сенька Бобров на своем участке работу кончили. Витя

поздравил их и отдал им красное знамя. Они поставили его посреди участка.

Все собрались вокруг и в ладоши захлопали. Мишка говорит: - Это

неправильно! - Почему неправильно? - спрашивает Витя. - Потому и

неправильно, что за них кто-то пень выкорчевал. Они сами сказали. - А мы

виноваты? - говорит Ваня. - Может быть, его кто-нибудь себе на дрова

выкорчевал. Разве мы запрещать будем? - А может быть, его кто-нибудь по

ошибке вместо своего выкорчевал, - ответил Мишка. - Тогда бы он здесь

был, а его нигде нет, - сказал Ваня. - А может быть, они его в реку бросили, -

говорит Мишка. - Ну что ты пристал: "может быть" да "может быть"! -

Может быть, вам и участок кто-нибудь ночью вскопал, - не унимался Мишка.

Я его толкаю, чтоб он не проговорился. Ваня говорит: - Все может быть. Мы

землю не мерили. Пошли мы на свой участок и стали копать. А Ваня и

Сенька стали рядом и хихикают. - Вот работают! - говорит Сенька. - Будто во

сне мочалку жуют. - Надо их на буксир взять, - сказал Ваня. - У них ведь

меньше всех вскопано. Ну и взяли нас на буксир. Помогли нам копать и пень

выкорчевать. Все равно мы позже всех кончили. Ребята говорят - Давайте на

их участке, как на отстающем, поставим пугало. Все согласились и поставили

пугало на нашем участке. Мы с Мишкой обиделись. А ребята говорят: -

Добивайтесь, чтоб ваш участок стал лучшим, когда посадка и прополка

будут, вот и уберем тогда с вашего огорода пугало. Юра Козлов предложил: -

Давайте пугало ставить отстающим. - Давайте, - обрадовались все. - А

осенью подарим тому, у кого будет самый плохой урожай, - говорит Сенька

Бобров. Мы с Мишкой решили стараться изо всех сил, чтоб отделаться от

этого пугала. Только у нас так ничего и не получилось. Все лето простояло

оно на нашем участке, потому что на посадке Мишка все перепутал и

посадил свеклу там, где уже была морковка посажена, а при прополке вместо

сорняков петрушку повыдергал. Пришлось на этом месте в спешном порядке

редиску посадить. Сколько раз я хотел отделиться от Мишки, да никак не

мог. "Кто же, - думаю, - в беде товарища покидает!" Так и маялся с ним до

конца. Зато осенью красное знамя нам с Мишкой досталось. У нас самый

большой урожай помидоров и кабачков оказался. Ребята стали спорить. - Это

неправильно! - говорили они. - Все время были отстающие, и вдруг самый

большой урожай! Но Витя сказал: - Ничего, ребята, все правильно. Хоть они

и отставали, но землю хорошо обрабатывали, старались и добивались, чтоб

большой урожай был. Ваня Ложкин сказал: - У них земля была хорошая. А

вот нам с Сеней скверная земля попалась. И урожай маленький, хоть мы и

старались. За что же нам пугало подарили? Пусть они тогда и пугало берут

себе, раз оно у них все лето стояло. - Ничего, - говорит Мишка, - мы возьмем

и пугало. Давайте его сюда. Все засмеялись, а Мишка сказал: - Если б не это

пугало, то мы и знамени не получили бы. - Это почему же? - удивились все. -

Потому что на нашем участке оно ворон пугало, а на других вороны не

боялись, вот и урожай получился меньше. И потом, из-за этого пугала мы не

забывали, что нам надо стараться и работать лучше. Я говорю Мишке: -

Зачем ты взял это пугало? Для чего оно нам? - Ну, давай его в реку бросим, -

говорит Мишка. Взяли мы пугало и бросили в реку. Оно поплыло по реке,

растопырив руки. Мы посмотрели ему вслед и стали в него камнями бросать.

А потом пошли в лагерь. В тот же день Лешка Курочкин снял нас

фотоаппаратом вместе со знаменем. Так что, если кому-нибудь хочется

карточку, мы можем прислать.

Н.Носов "Огурцы"

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот

день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они

забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.

Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По

дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он

лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке. Котька пришёл

домой радостный:– Мама, я тебе огурцов принес! Мама посмотрела, а у него

полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два

больших огурца. – Где ты их взял? – говорит мама. – На огороде. – На каком

огороде? – Там, у реки, на колхозном. – Кто ж тебе позволил? – Никто, я сам

нарвал. – Значит, украл? – Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне

нельзя, что ли? Ну, я и взял. Котька начал вынимать огурцы из карманов. –

Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама. – Почему? – Сейчас же неси

их обратно! – Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно

они теперь уже расти не будут. – Ничего, отнесёшь и положишь на той же

грядке, где сорвал. – Ну, я их выброшу. – Нет, не выбросишь! Ты их не

садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать:– Там

сторож. Он нам свистел, а мы убежали. – Вот видишь, что делаете! А если бы

он поймал вас? – Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка. – Ну как тебе

не стыдно! – говорит мама. – Ведь де душка за эти огурцы отвечает. Узнают,

что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет? Мама

стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал: – Не

пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня. – И пусть убьёт!

Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор. – Ну, пойдем

со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь. – А брать не боялся? Мама дала

Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его

за дверь. – Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице. Уже было совсем

темно. «Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал

оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит, и дедушке из-за

меня попадёт». Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно. «Павлику

хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему

небось не страшно». Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не

было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода.

Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и

подошёл к нему. – Ты чего плачешь? – спрашивает. – Дедушка, я принёс

огурцы обратно. – Какие огурцы? – А которые мы с Павликом нарвали. Мама

сказала, чтоб я отнёс обратно. – Вот оно какое дело! – удивился сторож. –

Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо! –

Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал. – А ты на Павлика не

смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди

домой. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. – Ну, все, что ли? –

спросил старик. – Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова

заплакал. – Почему не хватает, где же он? – Дедушка, я один огурец съел.

Что теперь будет? – Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На

здоровье. – А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал? – Ишь

ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет.

Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет. Котька побежал

домой. Потом вдруг остановился и закричал издали: – Дедушка, дедушка! –

Ну что ещё? – А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его

или нет? – Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не

украл. – А как же? – Ну, считай, что я тебе подарил его. – Спасибо, дедушка!

Я пойду. – Иди, иди, сынок. Котька во весь дух помчался по полю, через

овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На

душе у него было радостно.

Л.Толстой Старик и яблони.

Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих

яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем,

другие съедят, мне спасибо скажут"

Л.Толстой "Косточка"

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на

тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились.

Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в

горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать

сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня

покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что

съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в

сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то

через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку

бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

ВИШНЯ М. Исаковский

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,

— Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо

— Все равно я вишню посажу!»

Пословицы и поговорки:

За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,

Зелень на столе – здоровье на сто лет,

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Лук от семи недуг.

Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.

Физкультминутки: Фрукты

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте). Фруктов нужно много.

Вот. (Показать руками - "много"). Будем яблоки крошить, Грушу будем мы

рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (Имитировать,

как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок). Варим, варим

мы компот, (Повернуться вокруг себя). Угостим честной народ. (Хлопать в

ладоши).

Овощи

В огород пойдем,( Маршировать на месте). Урожай соберем. (Идти по

кругу, взявшись за руки). Мы морковки натаскаем И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают,

копают). Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками). Щавеля

нарвем немножко "Рвут". И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись

за руки).

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к

солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним

второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу

и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно

друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук

вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети

садятся.)

Пальчиковые игры

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики обеих рук здороваются, начиная с

большого) В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу.) За черникой,

За малиной, За брусникой, За калиной. (Загибают пальчики, начиная с

большого.) Землянику мы найдем И братишке отнесем.

«Ягоды»

Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй,

ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём – Всю тебя мы

соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой,

похлопывая друг друга кончиками.)

«Овощи»

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки

«корзинкой») Вот пузатый кабачок Положила на бочок. Перец и морковку

Уложила ловко. Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с

большого).

« Фрукты»

Как у нашей Зины Фрукты в корзине: (Дети делают ладошки «корзинкой».

)Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы До чего красивы!

(Сгибают пальчики, начиная с мизинца). Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

Этот пальчик — апельсин, Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива, Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша. Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

( Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Самомассаж:

Тема "Овощи" На каждый ударный слог -разминание фаланги одного пальца,

направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к

основанию пальца.

Левая рука: Вырос у нас чесночок,(Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок,(средний палец) Тыква, капуста,

картошка,(безымянный палец) Лук и немного горошка.(мизинец)

Правая рука: Овощи мы собирали.(разминают мизинец) Ими друзей

угощали,(безымянный палец) Квасили, ели, солили,(средний палец) С дачи

домой увозили.(указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.

Игры: Дидактическая игра «

Доскажи словечко

»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и

фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова

. - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «

Две корзинки

»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить

использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память,

внимание. Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и

фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней

изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в

соответствующую корзинку.

. Подвижная игра «

Овощи — фрукты

»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать

внимание, наблюдательность. Атрибуты: предметные картинки овощей и

фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по

кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой

предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты»

. Подвижная игра

« Вершки и корешки

»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать

внимание, зрительное и слуховое восприятие, память. Атрибуты: муляжи

овощей или натуральные овощи.

Ход игры:

Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети

называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле

— тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого

может выступать ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

движениями, где он растёт. "Назови одним словом" Воспитатель показывает

картинки и просит назвать их одним словом: Груша, яблоко, банан, лимон -

это фрукты. Огурец, помидор, перец, чеснок - это овощи. Смородина,

малина, земляники, вишня - ягоды.

"Четвертый лишний

" Воспитатель показывает набор картинок: перец,

лимон, лук, капуста. И просит найти лишний предмет и объяснить свой

выбор.

"

День и ночь

" Воспитатель показывает 10 картинок с изображением

овощей или фруктов. При слове ночь дети закрывают глаза а воспитатель

убирает одну картинку. При слове день дети открывают глаза и отгадывают

какой картинки не стало.



В раздел образования