Напоминание

Лады народной музыки


Авторы: Давыдченко Наталья Владимировна, Наталья Владимировна Давыдченко
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств п.Пробуждение ЭМР"
Населённый пункт: Саратовская обл.Энгельсский район п.Пробуждение
Наименование материала: методическая работа
Тема: Лады народной музыки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние культуры народов мира на теоретическую

дисциплину «Сольфеджио».

Лады народной музыки.

В настоящее время, когда народное творчество вышло на широкие просторы,

когда народная песня звучит с концертной эстрады и проникает в

концертный репертуар, прямая обязанность преподавателей состоит в том,

чтобы глубже изучить народную песню и уже в музыкальной школе дать

учащимся понятие о структуре наиболее распространённых ладов народной

музыки.

Общеизвестно, что народная тематика, испокон веков питавшая творчество

композиторов-классиков, и в наши дни постоянно находит своё отражение в

сочиняемой музыке.

Современная точка зрения музыковедов на природу народных ладов не

нашла ещё окончательного воплощения в виде законченной системы, которая

была бы доходчиво изложена в каком-либо специальном пособии. В то же

время имеются труды, где лады встречаются в народной музыке,

рассматриваются в связи с разбором песен.

Например, можно указать работу Т. В. Поповой « Русское народное

музыкальное творчество» ( в трех выпусках), рассчитанную на средние и

высшие музыкальные учебные заведения. Это пособие охватывает большой

материал и является весьма ценным вкладом в дело изучения народной

песни.

Но описание ладовой основы народного музыкального творчества Т. В.

Поповой даётся скорее всего как констатация, а не теоретическая разработка,

поскольку данный вопрос в этом труде не является основной темой.

Современная педагогическая практика в области элементарной теории

музыки постепенно отходит от традиционного способа рассмотрения так

называемых древних ладов. Теперь уже большинство музыковедов склонно

считать, что лады, послужившие основой народной песни, в частности

русской, коренным образом отличаются от средневековых диатонических

ладов не внешним строением (последовательностью секунд в звукоряде), а

внутренней функциональной связью ступеней. Таким образом, изучение

средневековых ладов относится скорее к области исторической. В наших же

практических занятиях в музыкальной школе целесообразнее направить

внимание учащихся в основе русской народной песни, и влиянии последней

на профессиональное музыкальное творчество ( в смысле использования

народных ладов ).

Кажущееся тождество народных диатонических ладов с октавными

звукорядами средневековой музыки Запада носит лишь внешний характер. В

массе народных песен, созданных в мажорном и минорных ладах, не

используется полностью семиступенный звукоряд; он ограничивается

четырьмя, пятью, шестью звуками.

В тех песнях, где диапазон расширяется до семи ступеней или выходит за

пределы октавы, тяготение седьмой ступени в верхнюю тонику, как правило

не наблюдается ( исключение составляет незначительное число примеров).

Наоборот, характерной особенностью мелодического развития большинства

таких песен является стремление седьмой ступени к плавному движению

вниз через VI ступень к V ступени (имеются в виду мажорный лад с низкой

VII ступенью и лады минорного наклонения) :

Русская народная песня

«Свадебная величальная»

Слайд№4Русская народная песня «Стоя во поле берёзонька»

Кроме того, бывают случаи, когда ступень, прилегающая с низу нижней

тонике (I ступени),проявляет к ней тяготение:

Русская народная песня

«Как на сегодняшний денёк»

Наблюдающаяся также иногда в песнях не созвучность октав связана с

тем, что в основе ладов народной музыки лежит в большинстве случаев

квинтовый остов, отличающий их от средневековых ладов. Встречаются

песни, в которых семиступенные лады представляют собой сочетание более

мелких звеньев (терцовых, квартовых и других ладовых образований более

раннего периода).

При рассмотрении народных ладов следует иметь в виду творчество

народов населяющих Россию и зарубежных стран. Лад- весьма существенное

средство музыкальной выразительности, т.к. он является одним из основных

проявлений организованности звуков по высоте. В настоящее время считают,

что ладовое строение музыки заключает в себе две стороны:

1)напряжение

2) окраску.

Напряжение - создаётся разными средствами, среди которых видное место

занимает соотношение устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий.

Окраска- же создаётся высотным положением ступеней по отношению к

тонике. Два основных лада – мажор и минор имеют противоположную друг

другу окраску, которую обычно сравнивают со светом и тенью. Эта окраска и

придаётся музыке, сочиняемой в том или другом ладе.

Музыка, как и любая другая отрасль искусства, в течении многих веков, в

процессе своего развития, складывалась у различных народов по разному.

Те лады, которые встречаются в музыкальном творчестве народа, и те

которые укоренились как общепринятые лады в мировой музыкальной

практике, образовывались постепенно .Известные примеры народной

песни, построенной всего лишь на двух и трёх звуках.

Например:

Слайд№5 Украинская прибаутка «Лепёшки» (А.Барабошкина

«Сольфеджио»)1классДМШ

СЛАЙД№6 Русская народная песня « У кота» ( Баева-Зебряк

«Сольфеджио )1-2 класс ДМШ.

Встречаются также песни, мелодии которых построены на четырех, пяти и

шести звуках.

Слайд№7 Например:

а ) на четырех звуках упражнение 108 Калмыков-Фридкин «Сольфеджио

одноголосие I часть.

Белорусская народная песня « Перепёлочка»

Слайд№8) на пяти звуках

Русская народная песня :

в) на шести звуках

Слайд№9 Русская народная песня « Ой, утушка моя луговая»

Ладами народной музыки принято называть особые натуральные лады,

встречающиеся в народных песнях. Главные из них, как уже говорилось

ранее, следующие: 1) пятиступенный лад или пентатоника,

2) дорийский лад,

3) фригмйский лад,

4) лидийский лад,

5)миксолидийский лад.

В народных песнях довольно часто встречается лад, состоящий из пяти

ступеней, располагающихся в звукоряде по большим и малым секундам.

Такой лад называется пентатоникой.

Пентатоника. Пятиступенный звукоряд без полутонов используется в

музыке многих народностей, но особенно характерен для национальностей,

населяющих Азию. С учащимися следует пройти два наиболее

распространённых вида пентатоники- мажорную и минорную.

Чжен Люй-чен « Песня лесорубов».

Русская народная песня «А, дедушка, дедущка».

В музыкальной школе целесообразно пройти лады, наиболее часто

применяющиеся в народной музыке. К ним относятся: 1) семиступенные

диатонические лады ( особые виды мажора и минора ); 2) пентатоника.

Семиступенные диатонические лады. В результате изучения народного

музыкального творчества исследователи приходят к выводу, что среди

семиступенных ладов выявились, наиболее установившиеся, следующие

формы.

1.Лады мажорного наклонения:

а) лад с низкой VII ступенью,

б) лад с высокой IV ступенью.

2.Лады минорного наклонения:

а) лад с высокой VI ступенью,

б) лад с низкой II ступенью.

Необходимо сразу же обратить внимание на то, что перечисленные лады

встречаются в народной музыке чаще в составлении с натуральными видами

мажора и минора и реже в чистом виде. На уроке, следует заострить

внимание учащихся на том, что звуки на черных клавишах фортепиано,

взятые в любом поступенном порядке в пределах октавы, образуют звукоряд

пентатоники. Следовательно, учащиеся должны усвоить, что особенностью

этого лада является отсутствие в его звуковом составе малых секунд

(полутонов). Благодаря этому в пентатонике нет ярко тяготеющих

неустойчивых звуков, свойственных диатоническим ладам. Ступени

пентатоники не образуют тритона.

Наибольшее применение получили следующие два вида пентатоники.

Пентатоника в мажорном трезвучии на I ступени. По своему характеру она

напоминает мажор.

По сравнением с натуральным мажором в пентатонике отсутствует IV и V

ступени:

Слайд№11 Китайская народная песня « Нарву в поле цветов».

Пентатоника в минорном трезвучии на I ступени по своему характеру

напоминает минор.

По сравнению с натуральным минором в пентатонике отсутствует II и VI

ступени

Пентатоника довольно широко распространена в музыке некоторых народов

нашей страны, а также и в музыке других народов, например монгольской и

китайской музыке, вследствии чего пентатонику иногда называют

китайской гаммой.

Слайд №13

Примеры музыки в пентатонном звукоряде.

Татарская народная песня « Молчит река».

Примеры упражнений в пентотонном звукоряде, используемых на уроке

сольфеджио:

1)

Калмыков-Фридкин « Одноголосие» упражнения: 725-727, 729,730.

Г.Артишевский « Курс систематизированного сольфеджио» упражнения:

843-849

В музыкальной школе целесообразно пройти лады, наиболее часто

применяющиеся в народной музыке. К ним относятся: 1) семиступенные

диатонические лады ( особые виды мажора и минора ); 2) пентатоника.

Семиступенные диатонические лады. В результате изучения народного

музыкального творчества исследователи приходят к выводу, что среди

семиступенных ладов выявились, наиболее установившиеся, следующие

формы.

1.Лады мажорного наклонения:

а) лад с низкой VII ступенью,

б) лад с высокой IV ступенью.

2.Лады минорного наклонения:

а) лад с высокой VI ступенью,

б) лад с низкой II ступенью.

2)

Необходимо сразу же обратить внимание на то, что перечисленные

лады встречаются в народной музыке чаще в составлении с

натуральными видами мажора и минора и реже в чистом виде. В

народной музыке встречаются семиступенные лады с

различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие

последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в

звукоряде больших и малых секунд. Этим лады народной музыки отличаются

От натуральных мажора и минора (и друг от друга), но так как тоники в них

являются или мажорное или минорное трезвучие, то на уроках целесообразно

их рассматривать как особые виды (разновидности) мажора и минора.

К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного

наклонения: с пониженной VII ступенью и повышенной IV ступенью; и два

лада минорного наклонения: с повышенной VI ступенью и пониженной II

ступенью.

Благодаря внешнему совпадению звукорядов диатонических семиступенных

ладов народной музыки с звукорядами существовавших в музыке средних

веков, им были присвоены названия этих средневековых ладов:

мажору с пониженной VII ступенью- миксолидийского лада

мажору с повышенной IV ступенью –лидийского лада,

минору с повышенной VI ступенью –дорийского лада

минору с пониженной II ступенью - фригийского лада.

На уроках сольфеджио, следует объяснить учащимся, что понижение VII

ступени ослабляет тяготение её в I ступень и этим напоминает

интонационную особенность VII ступени натурального минора.

В нём образуется от I ступени малая септима.

Например русская народная песня «Как из улице в конец»

Характерной особенностью этого лада является минорное трезвучие на I

ступени и мажорное трезвучие на VII ступени.

Примеры миксолидийского лада на уроках сольфеджио

1)

Калмыков-Фридкин Сольфеджио «Одноголосие» упр.737,739,745,742.

2)

Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.854-

857.

Значительно реже встречается лад, в котором по сравнению с натуральным

мажором повышена IV ступень (лидийский лад). В нём образуется от I

ступени увеличенная кварта.

Например: украинская народная песня « Веснянка»

Примеры упражнений лидийского лада на уроках сольфеджио:

1)Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие» упр.733

2)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.850-853.

Дорийский лад отличается от натурального минора VI повышенной

ступенью. Этот лад образует I ступени большую сексту.

Например русская народная песня « Во слезах я засыпала»

Характерной особенностью этого лада являются мажорное трезвучие на IV и

VII ступенях.

Примеры упражнений дорийского лада на уроках сольфеджио

1)

Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие» упр.743,728.

2)

Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.858-861.

Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной

ступенью и образует от I ступени малую секунду.

Например: русская народная песня « Пряди, моя пряха»

Примеры упражнений фригийского лада на уроках сольфеджио:

1)Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие»

упр.731,732,734,735,736,738.

2)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.862-865.

Таким образом среди шести семиступенных ладов три мажорных-

ионийский,лидийский,мексолидийский и три минорных –

дорийский,фригийский,эолийский.

В музыке народные лады, имеющие вероятно, очень древнее

происхождение, сохранились до нашего времени.

В середине XIX века диатонические народные лады начали применяться в

тоизвестно, особенно важную роль сыграла народная музыка в творчестве

русских классиков.( Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков,

Чайковский). А так как в русской народной музыке лады старинные ( в том

числе пентатоника,- хотя бы в виде её частей) занимают место ещё более

важное, чем в западной музыке, то и творчестве русских классиков их роль

очень заметна. Употребление этих ладов было воспринято и развито рядом

советских композиторов. Способ изучения народных ладов должен

заключаться прежде всего в разборе большого колличества разнообразных

песен, созданных в соответствующих ладах. Эти примеры необходимо

сольфеджировать и транспонировать как устно, так и письменно.

Кроме того ,надо интонировать звукоряды, являющиеся основой структуры

каждого отдельного примера. Желательно также играть эти образцы и их

звукоряды на фортепиано.

Применение народных ладов в современной музыке значительно

расширилось, т.к. музыковедами- профессионалами изучается и

используется творчество всех народов нашего многонационального мира.

Поэтому так важно познакомить и научить слышать ребят лады народной

музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе.

Список используемой литературы:

1)

Г.Фридкин « Практическое руководство по музыкальной грамоте»-

М.Музыка 1980.

2)

И В Способин « Элементарная теория музыки»-М.Музыка 1979.

3)

В.А.Вахромеев « Элементарная теория музыки»-М.Музыка 1962.

4)

Калмыков-Фридкин « Сольфеджио одноголосие»

5)

А.Барабошкина « Сольфеджио» издательство «Музыка» Москва1983г.

6)

Баева – Зебряк «Сольфеджио»

7)

)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио».

.



В раздел образования