Авторы: Давыдченко Наталья Владимировна, Наталья Владимировна Давыдченко
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств п.Пробуждение ЭМР"
Населённый пункт: Саратовская обл.Энгельсский район п.Пробуждение
Наименование материала: методическая работа
Тема: Лады народной музыки
Раздел: дополнительное образование
Влияние культуры народов мира на теоретическую
дисциплину «Сольфеджио».
Лады народной музыки.
В настоящее время, когда народное творчество вышло на широкие просторы,
когда народная песня звучит с концертной эстрады и проникает в
концертный репертуар, прямая обязанность преподавателей состоит в том,
чтобы глубже изучить народную песню и уже в музыкальной школе дать
учащимся понятие о структуре наиболее распространённых ладов народной
музыки.
Общеизвестно, что народная тематика, испокон веков питавшая творчество
композиторов-классиков, и в наши дни постоянно находит своё отражение в
сочиняемой музыке.
Современная точка зрения музыковедов на природу народных ладов не
нашла ещё окончательного воплощения в виде законченной системы, которая
была бы доходчиво изложена в каком-либо специальном пособии. В то же
время имеются труды, где лады встречаются в народной музыке,
рассматриваются в связи с разбором песен.
Например, можно указать работу Т. В. Поповой « Русское народное
музыкальное творчество» ( в трех выпусках), рассчитанную на средние и
высшие музыкальные учебные заведения. Это пособие охватывает большой
материал и является весьма ценным вкладом в дело изучения народной
песни.
Но описание ладовой основы народного музыкального творчества Т. В.
Поповой даётся скорее всего как констатация, а не теоретическая разработка,
поскольку данный вопрос в этом труде не является основной темой.
Современная педагогическая практика в области элементарной теории
музыки постепенно отходит от традиционного способа рассмотрения так
называемых древних ладов. Теперь уже большинство музыковедов склонно
считать, что лады, послужившие основой народной песни, в частности
русской, коренным образом отличаются от средневековых диатонических
ладов не внешним строением (последовательностью секунд в звукоряде), а
внутренней функциональной связью ступеней. Таким образом, изучение
средневековых ладов относится скорее к области исторической. В наших же
практических занятиях в музыкальной школе целесообразнее направить
внимание учащихся в основе русской народной песни, и влиянии последней
на профессиональное музыкальное творчество ( в смысле использования
народных ладов ).
Кажущееся тождество народных диатонических ладов с октавными
звукорядами средневековой музыки Запада носит лишь внешний характер. В
массе народных песен, созданных в мажорном и минорных ладах, не
используется полностью семиступенный звукоряд; он ограничивается
четырьмя, пятью, шестью звуками.
В тех песнях, где диапазон расширяется до семи ступеней или выходит за
пределы октавы, тяготение седьмой ступени в верхнюю тонику, как правило
не наблюдается ( исключение составляет незначительное число примеров).
Наоборот, характерной особенностью мелодического развития большинства
таких песен является стремление седьмой ступени к плавному движению
вниз через VI ступень к V ступени (имеются в виду мажорный лад с низкой
VII ступенью и лады минорного наклонения) :
Русская народная песня
«Свадебная величальная»
Слайд№4Русская народная песня «Стоя во поле берёзонька»
Кроме того, бывают случаи, когда ступень, прилегающая с низу нижней
тонике (I ступени),проявляет к ней тяготение:
Русская народная песня
«Как на сегодняшний денёк»
Наблюдающаяся также иногда в песнях не созвучность октав связана с
тем, что в основе ладов народной музыки лежит в большинстве случаев
квинтовый остов, отличающий их от средневековых ладов. Встречаются
песни, в которых семиступенные лады представляют собой сочетание более
мелких звеньев (терцовых, квартовых и других ладовых образований более
раннего периода).
При рассмотрении народных ладов следует иметь в виду творчество
народов населяющих Россию и зарубежных стран. Лад- весьма существенное
средство музыкальной выразительности, т.к. он является одним из основных
проявлений организованности звуков по высоте. В настоящее время считают,
что ладовое строение музыки заключает в себе две стороны:
1)напряжение
2) окраску.
Напряжение - создаётся разными средствами, среди которых видное место
занимает соотношение устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий.
Окраска- же создаётся высотным положением ступеней по отношению к
тонике. Два основных лада – мажор и минор имеют противоположную друг
другу окраску, которую обычно сравнивают со светом и тенью. Эта окраска и
придаётся музыке, сочиняемой в том или другом ладе.
Музыка, как и любая другая отрасль искусства, в течении многих веков, в
процессе своего развития, складывалась у различных народов по разному.
Те лады, которые встречаются в музыкальном творчестве народа, и те
которые укоренились как общепринятые лады в мировой музыкальной
практике, образовывались постепенно .Известные примеры народной
песни, построенной всего лишь на двух и трёх звуках.
Например:
Слайд№5 Украинская прибаутка «Лепёшки» (А.Барабошкина
«Сольфеджио»)1классДМШ
СЛАЙД№6 Русская народная песня « У кота» ( Баева-Зебряк
«Сольфеджио )1-2 класс ДМШ.
Встречаются также песни, мелодии которых построены на четырех, пяти и
шести звуках.
Слайд№7 Например:
а ) на четырех звуках упражнение 108 Калмыков-Фридкин «Сольфеджио
одноголосие I часть.
Белорусская народная песня « Перепёлочка»
Слайд№8) на пяти звуках
Русская народная песня :
в) на шести звуках
Слайд№9 Русская народная песня « Ой, утушка моя луговая»
Ладами народной музыки принято называть особые натуральные лады,
встречающиеся в народных песнях. Главные из них, как уже говорилось
ранее, следующие: 1) пятиступенный лад или пентатоника,
2) дорийский лад,
3) фригмйский лад,
4) лидийский лад,
5)миксолидийский лад.
В народных песнях довольно часто встречается лад, состоящий из пяти
ступеней, располагающихся в звукоряде по большим и малым секундам.
Такой лад называется пентатоникой.
Пентатоника. Пятиступенный звукоряд без полутонов используется в
музыке многих народностей, но особенно характерен для национальностей,
населяющих Азию. С учащимися следует пройти два наиболее
распространённых вида пентатоники- мажорную и минорную.
Чжен Люй-чен « Песня лесорубов».
Русская народная песня «А, дедушка, дедущка».
В музыкальной школе целесообразно пройти лады, наиболее часто
применяющиеся в народной музыке. К ним относятся: 1) семиступенные
диатонические лады ( особые виды мажора и минора ); 2) пентатоника.
Семиступенные диатонические лады. В результате изучения народного
музыкального творчества исследователи приходят к выводу, что среди
семиступенных ладов выявились, наиболее установившиеся, следующие
формы.
1.Лады мажорного наклонения:
а) лад с низкой VII ступенью,
б) лад с высокой IV ступенью.
2.Лады минорного наклонения:
а) лад с высокой VI ступенью,
б) лад с низкой II ступенью.
Необходимо сразу же обратить внимание на то, что перечисленные лады
встречаются в народной музыке чаще в составлении с натуральными видами
мажора и минора и реже в чистом виде. На уроке, следует заострить
внимание учащихся на том, что звуки на черных клавишах фортепиано,
взятые в любом поступенном порядке в пределах октавы, образуют звукоряд
пентатоники. Следовательно, учащиеся должны усвоить, что особенностью
этого лада является отсутствие в его звуковом составе малых секунд
(полутонов). Благодаря этому в пентатонике нет ярко тяготеющих
неустойчивых звуков, свойственных диатоническим ладам. Ступени
пентатоники не образуют тритона.
Наибольшее применение получили следующие два вида пентатоники.
Пентатоника в мажорном трезвучии на I ступени. По своему характеру она
напоминает мажор.
По сравнением с натуральным мажором в пентатонике отсутствует IV и V
ступени:
Слайд№11 Китайская народная песня « Нарву в поле цветов».
Пентатоника в минорном трезвучии на I ступени по своему характеру
напоминает минор.
По сравнению с натуральным минором в пентатонике отсутствует II и VI
ступени
Пентатоника довольно широко распространена в музыке некоторых народов
нашей страны, а также и в музыке других народов, например монгольской и
китайской музыке, вследствии чего пентатонику иногда называют
китайской гаммой.
Слайд №13
Примеры музыки в пентатонном звукоряде.
Татарская народная песня « Молчит река».
Примеры упражнений в пентотонном звукоряде, используемых на уроке
сольфеджио:
1)
Калмыков-Фридкин « Одноголосие» упражнения: 725-727, 729,730.
Г.Артишевский « Курс систематизированного сольфеджио» упражнения:
843-849
В музыкальной школе целесообразно пройти лады, наиболее часто
применяющиеся в народной музыке. К ним относятся: 1) семиступенные
диатонические лады ( особые виды мажора и минора ); 2) пентатоника.
Семиступенные диатонические лады. В результате изучения народного
музыкального творчества исследователи приходят к выводу, что среди
семиступенных ладов выявились, наиболее установившиеся, следующие
формы.
1.Лады мажорного наклонения:
а) лад с низкой VII ступенью,
б) лад с высокой IV ступенью.
2.Лады минорного наклонения:
а) лад с высокой VI ступенью,
б) лад с низкой II ступенью.
2)
Необходимо сразу же обратить внимание на то, что перечисленные
лады встречаются в народной музыке чаще в составлении с
натуральными видами мажора и минора и реже в чистом виде. В
народной музыке встречаются семиступенные лады с
различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие
последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в
звукоряде больших и малых секунд. Этим лады народной музыки отличаются
От натуральных мажора и минора (и друг от друга), но так как тоники в них
являются или мажорное или минорное трезвучие, то на уроках целесообразно
их рассматривать как особые виды (разновидности) мажора и минора.
К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного
наклонения: с пониженной VII ступенью и повышенной IV ступенью; и два
лада минорного наклонения: с повышенной VI ступенью и пониженной II
ступенью.
Благодаря внешнему совпадению звукорядов диатонических семиступенных
ладов народной музыки с звукорядами существовавших в музыке средних
веков, им были присвоены названия этих средневековых ладов:
мажору с пониженной VII ступенью- миксолидийского лада
мажору с повышенной IV ступенью –лидийского лада,
минору с повышенной VI ступенью –дорийского лада
минору с пониженной II ступенью - фригийского лада.
На уроках сольфеджио, следует объяснить учащимся, что понижение VII
ступени ослабляет тяготение её в I ступень и этим напоминает
интонационную особенность VII ступени натурального минора.
В нём образуется от I ступени малая септима.
Например русская народная песня «Как из улице в конец»
Характерной особенностью этого лада является минорное трезвучие на I
ступени и мажорное трезвучие на VII ступени.
Примеры миксолидийского лада на уроках сольфеджио
1)
Калмыков-Фридкин Сольфеджио «Одноголосие» упр.737,739,745,742.
2)
Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.854-
857.
Значительно реже встречается лад, в котором по сравнению с натуральным
мажором повышена IV ступень (лидийский лад). В нём образуется от I
ступени увеличенная кварта.
Например: украинская народная песня « Веснянка»
Примеры упражнений лидийского лада на уроках сольфеджио:
1)Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие» упр.733
2)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.850-853.
Дорийский лад отличается от натурального минора VI повышенной
ступенью. Этот лад образует I ступени большую сексту.
Например русская народная песня « Во слезах я засыпала»
Характерной особенностью этого лада являются мажорное трезвучие на IV и
VII ступенях.
Примеры упражнений дорийского лада на уроках сольфеджио
1)
Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие» упр.743,728.
2)
Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.858-861.
Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной
ступенью и образует от I ступени малую секунду.
Например: русская народная песня « Пряди, моя пряха»
Примеры упражнений фригийского лада на уроках сольфеджио:
1)Калмыков-Фридкин сольфеджио «Одноголосие»
упр.731,732,734,735,736,738.
2)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио» упр.862-865.
Таким образом среди шести семиступенных ладов три мажорных-
ионийский,лидийский,мексолидийский и три минорных –
дорийский,фригийский,эолийский.
В музыке народные лады, имеющие вероятно, очень древнее
происхождение, сохранились до нашего времени.
В середине XIX века диатонические народные лады начали применяться в
тоизвестно, особенно важную роль сыграла народная музыка в творчестве
русских классиков.( Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков,
Чайковский). А так как в русской народной музыке лады старинные ( в том
числе пентатоника,- хотя бы в виде её частей) занимают место ещё более
важное, чем в западной музыке, то и творчестве русских классиков их роль
очень заметна. Употребление этих ладов было воспринято и развито рядом
советских композиторов. Способ изучения народных ладов должен
заключаться прежде всего в разборе большого колличества разнообразных
песен, созданных в соответствующих ладах. Эти примеры необходимо
сольфеджировать и транспонировать как устно, так и письменно.
Кроме того ,надо интонировать звукоряды, являющиеся основой структуры
каждого отдельного примера. Желательно также играть эти образцы и их
звукоряды на фортепиано.
Применение народных ладов в современной музыке значительно
расширилось, т.к. музыковедами- профессионалами изучается и
используется творчество всех народов нашего многонационального мира.
Поэтому так важно познакомить и научить слышать ребят лады народной
музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе.
Список используемой литературы:
1)
Г.Фридкин « Практическое руководство по музыкальной грамоте»-
М.Музыка 1980.
2)
И В Способин « Элементарная теория музыки»-М.Музыка 1979.
3)
В.А.Вахромеев « Элементарная теория музыки»-М.Музыка 1962.
4)
Калмыков-Фридкин « Сольфеджио одноголосие»
5)
А.Барабошкина « Сольфеджио» издательство «Музыка» Москва1983г.
6)
Баева – Зебряк «Сольфеджио»
7)
)Г.Арцышевский «Курс систематизированного сольфеджио».
.