Авторы: Дудина Ольга Владимировна, Лукина Дарья Сергеевна
Должность: .
Учебное заведение: .
Населённый пункт: .
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Медвежья потеха"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
План занятия
Тема: «Медвежья потеха. Знаменитый Сергачский уезд»
Форма занятия: групповая
Цель:
Изучить тему – медвежья потеха
Задачи:
- закрепление знаний по теме;
- формирование устойчивого интереса к культуре своего народа;
- воспитание уважения к традициям предков, к русской культуре, любовь к
народному творчеству.
Методы обучения:
-
словесный
-
наглядный
-
иллюстрированный
-
Поощрение успехов обучающихся, с целью стимуляции их интереса к знаниям.
Материально-техническое обеспечение урока:
- наглядный материал
План занятия:
Организованный вход детей в класс
Приветствие
Сверка учащихся по журналу
Озвучивание темы и цели занятия
Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.
Знакомство новым материалом занятия
Всем известно, что ни одна ярмарка в России не обходилась без
представления скоморохов с медведем. Явление это было до того привычным
и любимым, что сделало медведя неофициальным символом русского народа
и России. А как выглядели эти представления на самом деле? Попробуем
описать, опираясь на старые источники, а также собрать воедино сведения о
происхождении и сущности этой потехи.
Почему именно медведь?
С незапамятных времён у славян медведь был священным, культовым
животным. Его даже называть по-настоящему нельзя было. Само русское
слово "медведь" - иносказание, произносимая замена. Коренное название
было родственно слову "бер", сохранилось как корень в словах "берлога" и
"бирюк". Исходно все славяне, жители лиственных лесов, где медведь был
животным самым сильным, не имеющим естественных врагов, настоящим
хозяином леса. Это и определило его культ. Почти у всех славянских народов
сохранились обряды, в которых медведь выступает символом достатка,
плодородия, силы и удачного деторождения. А значит, он был персонажем
номер один в народных праздниках и представлениях.
Когда стали выделяться в обществе люди, которым удавалось лучше других
потешать и забавлять, медведь и стал их естественным спутником. Так и возникли
скоморохи-поводыри медведя, или потешники-медведчики. В каждой ватаге
"весёлых ребяток", добывающих пропитание представлениями на ярмарках,
непременно был такой.
Первые
письменные
упоминания
о
скоморохах-поводырях
медведей
относятся к былинным временам. В 10 - 16 веках это были выходцы из
лесной, таёжной части новгородских владений, - пошехонцы.
С упадком Великого Новгорода деловой центр России переместился в
верхнее и среднее Поволжье, почти все промыслы оказались привязаны к
Макарьевской ярмарке. На ловле и первоначальном обучении медвежат
стали
специализироваться
несколько
сёл
лесного
Сергачского
уезда
Нижегородской губернии.
Учёных
медведей
стали
почтительно
называть
"сергачский
барин".
Крестьяне этих сёл скупали у охотников маленьких медвежат, приручали и
обучали стандартному набору навыков медведя-артиста, а потом продавали
потешникам со всей России. Так и расходились медведи со скоморохами по
всей необъятной России, и даже за её пределами. Есть свидетельства о
деятельности русских медведчиков в других странах.
Подведение итогов.
Используемая литература:
1.
Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество, Москва, 2018
2.
О. Пашина. Народное музыкальное творчество. Учебник. И Хрестоматия,
Композитор, СПб, 2008.