Напоминание

"Медвежья потеха"


Авторы: Дудина Ольга Владимировна, Лукина Дарья Сергеевна
Должность: .
Учебное заведение: .
Населённый пункт: .
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Медвежья потеха"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

План занятия

Тема: «Медвежья потеха. Знаменитый Сергачский уезд»

Форма занятия: групповая

Цель:

Изучить тему – медвежья потеха

Задачи:

- закрепление знаний по теме;

- формирование устойчивого интереса к культуре своего народа;

- воспитание уважения к традициям предков, к русской культуре, любовь к

народному творчеству.

Методы обучения:

-

словесный

-

наглядный

-

иллюстрированный

-

Поощрение успехов обучающихся, с целью стимуляции их интереса к знаниям.

Материально-техническое обеспечение урока:

- наглядный материал

План занятия:

Организованный вход детей в класс

Приветствие

Сверка учащихся по журналу

Озвучивание темы и цели занятия

Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.

Знакомство новым материалом занятия

Всем известно, что ни одна ярмарка в России не обходилась без

представления скоморохов с медведем. Явление это было до того привычным

и любимым, что сделало медведя неофициальным символом русского народа

и России. А как выглядели эти представления на самом деле? Попробуем

описать, опираясь на старые источники, а также собрать воедино сведения о

происхождении и сущности этой потехи.

Почему именно медведь?

С незапамятных времён у славян медведь был священным, культовым

животным. Его даже называть по-настоящему нельзя было. Само русское

слово "медведь" - иносказание, произносимая замена. Коренное название

было родственно слову "бер", сохранилось как корень в словах "берлога" и

"бирюк". Исходно все славяне, жители лиственных лесов, где медведь был

животным самым сильным, не имеющим естественных врагов, настоящим

хозяином леса. Это и определило его культ. Почти у всех славянских народов

сохранились обряды, в которых медведь выступает символом достатка,

плодородия, силы и удачного деторождения. А значит, он был персонажем

номер один в народных праздниках и представлениях.

Когда стали выделяться в обществе люди, которым удавалось лучше других

потешать и забавлять, медведь и стал их естественным спутником. Так и возникли

скоморохи-поводыри медведя, или потешники-медведчики. В каждой ватаге

"весёлых ребяток", добывающих пропитание представлениями на ярмарках,

непременно был такой.

Первые

письменные

упоминания

о

скоморохах-поводырях

медведей

относятся к былинным временам. В 10 - 16 веках это были выходцы из

лесной, таёжной части новгородских владений, - пошехонцы.

С упадком Великого Новгорода деловой центр России переместился в

верхнее и среднее Поволжье, почти все промыслы оказались привязаны к

Макарьевской ярмарке. На ловле и первоначальном обучении медвежат

стали

специализироваться

несколько

сёл

лесного

Сергачского

уезда

Нижегородской губернии.

Учёных

медведей

стали

почтительно

называть

"сергачский

барин".

Крестьяне этих сёл скупали у охотников маленьких медвежат, приручали и

обучали стандартному набору навыков медведя-артиста, а потом продавали

потешникам со всей России. Так и расходились медведи со скоморохами по

всей необъятной России, и даже за её пределами. Есть свидетельства о

деятельности русских медведчиков в других странах.

Подведение итогов.

Используемая литература:

1.

Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество, Москва, 2018

2.

О. Пашина. Народное музыкальное творчество. Учебник. И Хрестоматия,

Композитор, СПб, 2008.



В раздел образования