Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
Тема: «Развитие навыков чтения с использованием элементов
скорочтения»
Составила:
учитель – логопед
ГКУ «Детский дом» Надежда»
Лю-вен-фу Галина Геннадьевна
Программа курса «Скорочтения» представляет собой систему
интеллектуально-развивающих занятий для учащихся. Составлена в
соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской методики по
скорочтению Шамиля Ахмадулина и рассчитана на детей от 6 до 16 лет.
При составлении программы использованы авторские теоретические и
практические материалы, но адаптированы в соответствии с уровнем
развития воспитанников детского дома.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость
чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют,
переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их,
искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет
учащимся понимание прочитанного.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют
возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению,
но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За
счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание,
расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.
Цели реализации программы:
- создание условий для эффективного обучения быстрому чтению,
повышения скорости чтения;
- формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого
объёма информации;
-
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в
их
взаимосвязи друг с другом.
Задачи:
1. Формировать практические навыки по скорочтению, умственной и
психологической деятельности. Осмысливать и осознавать суть прочтенного
материала.
2.
Совершенствовать умения ориентироваться в постоянно-меняющемся
информационном потоке.
3.Развить зрительно-моторную координацию, навыки воображения,
восприятия, мышления, концентрацию внимания, память, речь, умения
работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
4. Формировать познавательные и творческие процессы, их взаимосвязь друг
с другом.
5. Создать комфортную обстановку для раскрытия умственных способностей
обучающихся.
6. Повышать эффективность, успешность и уверенность в себе.
7. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
СЕМЬ ВРАГОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Враг №1 Неправильное движение глаз при чтении
Как мы все понимаем, чтобы читать, нужно вести глазами по строчке. При
этом движения глаз должны быть плавными, без резких скачков.
Враг №2 Артикуляция
Артикуляция при чтении. Что это такое?
Это движение губ, языка, у кого-то еще и челюсти в процессе чтения. Чем
быстрее ребенок читает, тем менее выражены эти движения.
Однако под артикуляцией понимается не только это движение губ, но и
мысленное проговаривание слов.
Враг №3 Регрессия
Регрессия – это возвратное движение глаз при чтении. Наши глаза при
медленном чтении несколько раз возвращаются назад, перечитывая одно и
тоже.
Враг №4 Узкое поле зрение
Следующая причина медленного чтения – маленький участок ясного
видения. Ребенок, который читает медленно, одновременно видит от 2 до 6
символов (букв). После тренировок ребята видят от 8 до 20 символов.
Зону ясного видения можно увеличить. Наша задача – добиться, чтобы
ребенок одновременно видел 2-3 слова.
Враг №5 Неустойчивое внимание
Думаю, здесь объяснять особо нечего. Для того, чтобы не отвлекаться при
чтении, нужно работать над навыком концентрации внимания.
Враг №6 Маленький словарный запас
Согласно результатам полученных исследований, наш мозг воспринимает
каждое прочитанное слово целиком и проверяет его наличие во внутренней
«базе данных». Чем эта «база данных» больше, тем лучше. Это сильно
повышает скорость чтения ребенка.
Враг №7 Отсутствие стратегии чтения
С 10 лет, а это уже средняя школа, ребенку необходимо учиться работать с
разной литературой. Появляются тексты, параграфы, структура и формат
которых кардинально отличаются от того, что было ранее.
Цель чтения таких текстов может быть абсолютно разной. Это может быть,
подготовка пересказа, подготовка к контрольной или экзамену. Более того,
информацию из параграфов в идеале ребенку нужно накапливать, выстраивая
в голове общую структуру знаний по предмету.
Чтение начинает нести абсолютно другое значение для ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Наша задача – следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения
упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ребенка быстро
переключался. Именно в быстром переключении внимания кроется
невероятная эффективность этого тренинга.
В первый день нужно измерить начальную скорость чтения, а в последний
день – конечную.
Особенность тренинга в том, что после него должен быть конкретный
результат, который можно измерить в числах.
СТРУП – ТЕСТ
Струп-тест представляет собой последовательность слов, обозначающих
цвета. Нужно внимательно читать и называть не само слово, а цвет, которым
оно написано.
ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ
Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке.
Есть разные варианты этой таблицы: 3x3, 4x4, 5x5, красно-черные и т.д.
Таблица Шульте помогает развивать периферическое зрение, память, устный
счет. Как работать с таблицей Шульте? Держите таблицу так, чтобы
расстояние от ваших глаз (а также глаз ребенка) до нее составляло 40 – 50
сантиметров. Вам необходимо, сфокусировав взгляд в центре таблицы,
боковым зрением находить цифры от 1 до 25 в прямом и обратном порядке.
В красно-черной таблице сначала называем красные, затем черные цифры,
прямой счет и обратный. Есть таблицы, где вместо цифр вписаны буквы.
КЛИНОВИДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Цель этого задания – расширить боковое зрение ребенка.
Упражнение выполняется следующим образом. Ребенок закрывает закладкой
(также можно использовать бумажные полоски либо непрозрачную линейку)
строки ниже первой. Взгляд нужно сфокусировать на числе в центре строки.
Назвав буквы по краям первой строки, ребенок должен опустить закладку на
одну строку ниже и назвать буквы слева и справа второй строки. Потом
опустить закладку еще ниже, таким образом, растягивая свое поле зрения.
Основная задача ребенка в этом упражнении – научиться видеть именно две
буквы одновременно. В более сложном варианте у нас уже по несколько букв
(чисел) справа и слева.
РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ
Позволяет улучшить память, внимание, пространственные представления,
мелкую моторику, снижает утомляемость.
Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается
межполушарное взаимодействие, которое является основой развития
интеллекта. Кроме того, происходит тренировка периферического поля
зрения, необходимого для быстрого чтения.
Попросить ребенка обвести рисунок сразу двумя руками. Делать это нужно
максимально быстро, но при этом аккуратно.
АЛФАВИТ
Это упражнение синхронизирует полушария мозга, что очень эффективно
развивает память ребенка.
Выполнять это упражнение нужно следующим образом.
Ребенок громко называет верхнюю букву в клеточке и одновременно
поднимает правую руку, если под ней буква «П», или левую руку, если там
буква «Л». Если же это буква «О», то он поднимает обе руки.
В сложной интерпретации верхнюю букву нужно проговаривать, средняя
буква отвечает за движения рук, нижняя – за движения ног.
Такое упражнение называется «Сложный алфавит»
ЛАБИРИНТЫ
Прохождение лабиринтов тренирует умение логически мыслить и выбирать
из нескольких вариантов оптимальный, развивает пространственное
мышление, умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику и
внимание.
Ребенок должен найти соответствие числа букве или наоборот и в
зависимости от задания проходить лабиринт либо с помощью пальца, либо
только глазами.
СЛОВА ДЛЯ ОТРАБОТКИ
Ребенок должен быстро читать вслух написанные слова (читать в строчку).
В этом тренинге представлены 400 самых распространенных слов русского
языка. Наша задача – довести зрительное узнавание этих слов до полного
автоматизма, что в дальнейшем повысит скорость чтения.
АНАГРАММЫ
Задача ребенка – угадать зашифрованные слова. Сначала он должен
прочитать набор букв, а затем назвать зашифрованное слово.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать
следующие задачи:
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
- формирование правильного взаимодействия ног и рук;
- развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи,
восприятия, мышления;
- обучение последовательного выполнения действий.
Ребенку нужно максимально быстро повторять движения, нарисованные на
карточке.
БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ЧИСЛА
В этом упражнении числа различных размеров и написаны различными
шрифтами. Ребенку нужно найти числа, обозначенные в задании, и показать
их. В процессе выполнения этого упражнения у ребенка развивается
зрительная память, внимание.
ПЕРЕКЛЮЧАЛКА
В этом упражнении ребенок должен обводить кружком одну букву, например
«А», и зачеркивать крестиком другую букву, например «Р».
Это упражнение позволяет развивать пространственное мышление, умение
ориентироваться на листе бумаги, развивается зрительная память, внимание
РАБОТА С ТЕКСТАМИ
Хочу представить вашему вниманию необычные тексты. Что же в них
необычного? В некоторых пропущены буквы, в других буквы стоят не на
своих местах, в третьих слова надо читать не слева направо, а справа налево.
Есть даже перевернутые тексты. Зачем они нужны?
Во-первых, для увеличения скорости чтения. Читая такие тексты, ребенок
должен видеть все слово целиком и воспринимать его как образ или
картинку, ведь читать по буквам здесь не получится.
Во-вторых, такое чтение расширяет периферийное зрение, ведь здесь надо
видеть не одну или две буквы, а все слово, а иногда и два и три слова.
Для фиксирования результатов я разработала рабочие тетради и
адаптировала их в соответствии с уровнем развития воспитанников детского
дома. Последняя страничка в тетради – это Дневничок Успеха, где дети сами
оценивают свою работу.
ВЫВОД
Многие жалуются, что не хватает времени на чтение. Мы живем в
стремительное время, и час другой для чтения становится роскошью.
Поэтому важно уметь быстро и эффективно работать с информацией. А в
этом вам поможет именно техника скорочтения!