Напоминание

"Запуск и развитие речи детей раннего возраста"


Авторы: Коврижных Елена Викторовна, Лиманская Елена Олеговна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 11 "Рябинушка"
Населённый пункт: г.Заринска, Алтайского края
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Запуск и развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Запуск и развитие речи детей раннего возраста

Авторами статьи раскрывается опыт работы по запуску и развитию речи детей раннего

возраста.

В основу

опыта была положена

система

коррекционной работы

с детьми раннего

возраста с задержкой речевого развития Датешидзе Т.А.

Статья может быть интересна логопедам и воспитателям групп раннего возраста дошкольных

учреждений, а также неравнодушным родителям.

Развитие речи у детей происходит с самого рождения: гуление переходит в лепет, а лепет в

слова. Однако все дети развиваются по-разному. У некоторых детей даже к 2-3 годам речь

отсутствует.

Для

того,

чтобы

речь

ребенка

начала

развиваться,

необходимо

обратиться

за

помощью к специалисту, который поможет запустить речь.

Система по запуску и развитию речи включает в себя следующие направления работы:

развитие импрессивной речи (в соответствии с лексическими темами

развитие экспрессивной речи (работа со звуком. фонетическая ритмика, договаривание

слов)

развитие обшей моторики

развитие мелкой моторики

развитие слухового и зрительного восприятия

пропедевтика элементарных математических представлений

развитие артикуляционной моторики

развитие графических навыков

По каждому из этих направлений авторы статьи предлагают несколько игр, которые можно

будет использовать для работы по развитию речи в массовых группах детей раннего возраста и

для домашних занятий мам со своими малышами

Развитие импрессивной речи следует начать с работы по усвоению пассивного словаря

Например, через игру «Поручения», в которой детям даются инструкции с усложнением. Игра

содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции.

Сначала взрослый просит ребенка принести куклу в шапочке. Потом принести куклу в шапочке с

кисточкой. Затем принести куклу в шапочке с кисточкой и посадить ее на стульчик.

Для

развития

импрессивной

речи

используются

игры

по

классификации

предметов,

изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

Например, игра «Выбери игрушку». Перед ребенком в коробочке лежат игрушки двух- трех видов.

Можно использовать счетный материал (елочки, морковки, матрешки, грибочки и т.д.) Дается

задание выбрать из всех игрушек только елочки и положить их перед собой. Вернуть все в

коробочку. Затем дается задание с усложнением: из множества игрушек выбрать только маленькие

елочки (В коробке есть игрушки двух- трех видов большого и маленького размера)

Игра «Яблонька», которая способствует усвоению слова «такая, такой(ое)». Перед ребенком

лежит карточка с яблонькой и яблоками зеленого и желтого цвета (приложение 1). Цвет яблок

ребенку не называется. Показывается образец и дается задание «найди и возьми такое». Взрослый

говорит: «На яблоньке вот такое яблочко. Зеленое яблоко. Найди такое же. Положи на яблоньку».

Ребенок располагает зеленое яблоко в пределах контура кроны. «А теперь положи такое же

яблочко как у меня. Желтое яблочко». «На яблоньке яблочки. Вот столько, два (показывает два

пальца)». Ребенок показывает два пальца. «Яблочки наверху. Потрогай яблочки на яблоньке.

Подул ветер. Упали яблочки. Яблочки внизу, под яблонькой. Потрогай яблочки внизу».

Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными,

сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными.

Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов.

Для решения этой задачи можно поиграть в игру «Что делал он, что делала она?» Ребенок

рассматривает картинку с изображением девочки и мальчика, а взрослый говорит: « Это девочка,

ее зовут Женя. А это мальчик, его тоже зовут Женя. Они кормят котят. Девочка Женя дала молока,

мальчик Женя дал молока. Покажи, кто даЛ молока? Теперь покажи, кто далА молока?»

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с

противоположными значениями разных частей речи. Для этого можно использовать рисование

предметов с противоположными качествами. Взрослы на правый край чистого листа бумаги

ставит любую фигурку. Положив свою руку на руку ребенка, ведет фломастером длинную линию,

при этом говорит: «Рисуем длинную дорожку». Затем вместе с ребенком рисует короткую линию,

проговаривая «Рисуем короткую дорожку».

Следующее игровое задание на

рисование предметов с противоположными качествами

«Много и мало» – рисование много и мало ягод на большой и маленькой тарелке. Взрослый берет

руку ребенка с фломастером и помогает ему рисовать на большой и маленькой тарелке ягоды,

уточняя, что на большой тарелке много ягод - на маленькой тарелке мало ягод. Рисование

предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с

противоположными значениями.

Развитие экспрессивной речи – это ответственный момент в логопедической работе с детьми

с задержкой речевого развития. Необходимо у ребенка создать потребность подражать слову

взрослого. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот период в развитии детской речи.

Вызывание речевого подражания

тесно связано с практической деятельностью ребенка

(игрой, наглядной ситуацией). Можно попробовать вызвать гласный [А] через игровую ситуацию

«Качаем куклу». Взрослый говорит ребенку: «Кукла спать хочет. Давай ее укачаем. Вот так!»

Можно звук обыграть разными ситуациями: «девочка плачет», «тетя поет».

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии

подражания

в

произнесении

слогов,

сопровождаемом

движениями,

является

фонетическая

ритмика. Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук. Для этого подойдет

игра «Повторяй за мной»:

«А»: широко разводим руки вперед - в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

Звуки у детей вызываются в соответствии с нормами онтогенеза. Вызванные звуки следует

включать в слова элементарной слоговой структуры. Затем появившиеся слова - в элементарные

предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!

Эффективным способом вызывания речи является договаривание звуков, слогов и слов в

стихотворениях:

Поезд едет и гудит: У-У-У

Я по рельсам убегу: У-У-У

Заблудились мы в лесу и кричим: АУ-АУ

Скачут, скачут две лошадки НО-НО-НО

Мчатся, мчатся без оглядки НО-НО-НО

Укусила киску МУХА

И болит у киски УХО.

Параллельно

ведется

работа

над

развитием

общей

моторики.

Чем

выше

двигательная

активность ребенка, тем лучше развивается его речь. В процессе движений, сопровождаемых

словами,

решаются

задачи

речевого

развития

малыша.

Например,

игра

«Шофер».

Взрослый

рассказывает стихотворение:

Машина, машина идет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит

Би-би-би, би-би-би.

В это время ребенок с рулем в руках двигается. На слова «Би-би-би» нажимает на центр

воображаемого руля, проговаривая «БИ-БИ-БИ»

Для развития мелкой моторки существуют самые разнообразные формы работы по развитию

движений пальцев. Это может быть - нанизывание бусин на шнурочки, движения пальцев с

предметами

(карандашом,

орехами,

палочками,

маленькими

резиновыми

мячами,

шнурами,

резиновыми

кольцами,

пинцетом,

прищепками)

и

др.

Действия

можно

совместить

с

проговариванием звуков или слогов.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам

1.

Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

2.

Игры со звучащими игрушками.

3.

Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

4.

Формирование фонематического восприятия.

Существует много разнообразных игр на развитие слухового восприятия. Например, игра

«Дождик»

(сильный

слабый)

учит

детей

передавать

силу

звучания

в

соответствии

с

предложенным

игровым

образом.

Взрослый

говорит,

какой

идет

дождик,

а

дети

на

слово

«сильный» хлопают ладошами по столу, а на слово «слабый» стучат пальчиками.

В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают

слова,

отличающиеся

одним-двумя

звуками.

Они

на

практическом

уровне

могут

дифференцировать гласные, а также звонкие-глухие согласные и мягкие-твердые согласные.

С

детьми

можно

поиграть

в

игру

«КАП-КУП».

На

слово

«КАП»

дети

будут

стучать

пальчиками по столу, а на слово «КУП» - поглаживать себя, представляя, что купаются.

Развивать зрительное восприятие можно через игры на установление соответствия между

изображениями. Например, игра «Найди два одинаковых фрукта» и образуй парочку (приложение

2).

Развивать

остроту

зрения

можно

через

игру

«Где

спрятался»

(приложение

3)

Игры

с

запутанными дорожками. Предлагаем вам игру «Найди домик для животного» (приложение 4).

Взрослый дает задание ребенку: «Посмотреть на слона и следить глазками – к какому домику

ведет его дорожка». Такое же задание дети выполняют с остальными животными. Игра «Найди

отличия и покажи их взрослому» (приложение 5) для развития зрительного восприятия на

сравнение картинок.

Пропедевтика

элементарных

математических

представлений

должна

осуществляться

системно, так как словарь детей минимален, и формирование понятийного и активного словаря

идет

параллельно

с

формированием

математических

представлений.

Задачами

этого

раздела

являются: формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.

Для

этого

подойдут

игры

на

обобщение

признаков:

«выберите

все

красные

фигуры»,

«отбери все квадраты».

Любые математические задания должны преподноситься в интересной форме. Например,

детям можно рассказать сказку. Жили-были Круги и пошли они погулять. Гуляли-гуляли круги,

наступил вечер. Спать пора. Давайте найдем подходящие «кроватки» для них.(приложение 6) Так

же можно поиграть с другими геометрическими фигурами.

Формирование

навыков

артикуляционной

моторики

это

важнейший

вид

деятельности.

Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой

форме.

Игры

и

упражнения

направлены

на

совершенствование

движений

органов

артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения

чувствовать и контролировать их движения.

Работа над графическими навыками способствует формированию умения ориентироваться

на листе бумаге. Ребенку дают карточку с яблонькой и маркер. Наверху предлагают нарисовать

солнышко, а внизу травку. Напоминаем, что взрослый ведет руку ребенка, помогая ему нарисовать

замкнутую кривую и короткие линии.

Занимаясь

запуском

речи,

необходимо

помнить,

что

все

виды

деятельности

должны

сочетаться между собой и использоваться в комплексе. Игры и игровые упражнения должны

подбираться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6



В раздел образования