Напоминание

КВН "Клуб эрудитов"


Автор: Тешева Марияна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж"
Населённый пункт: КБР. г.о.Нальчик
Наименование материала: Внеурочное мероприятие по химии и биологии
Тема: КВН "Клуб эрудитов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кабардино-Балкарская Республика

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Математических и естественнонаучных дисциплин

Проток №_____ от «_____» __________2024 г.

Председатель ______________ /З.Ш.Шогенова/

МАТЕРИАЛЫ

внеурочного мероприятия

по химии и биологии

КВН «Клуб эрудитов»

Методическая проблема: «Формирование внутренней мотивации

студентов и активизация их познавательной деятельности

через внеурочные формы и методы работы»

Составители:

к.б.н., профессор РАЕ,

преподаватель КБАДК

Е.В. Карачаева

преподаватель КБАДК

М.Б. Тешева

Нальчик, 2024 г.

2

КВН «Клуб эрудитов»

Цели и задачи:

Образовательные:

закрепить

в

процессе

практической

деятельности

теоретических знаний, полученных на уроках химии и

биологии;

вовлечь в словарный запас биологических, химических и

географических слов и выражений;

развить коммуникативных навыков;

осуществить межпредметные связи;

рассмотреть применение знаний по химии на практике.

Развивающие:

развить

логическое

мышление

путем

сравнения,

обобщения, анализа, систематизации;

сформировать основные учебные компетенции: учебную,

коммуникативную, личностную;

сформировать у учащихся правильную самооценку;

развить

познавательную

активность,

творческое

воображение и творческую деятельность.

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе;

самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Межпредметные связи: экология, физика, автомобили, литература.

Вид урока: Состязание в форме КВН.

Оборудование: презентация КВН «Клуб эрудитов», мультимедийный проектор.

Реквизиты: плакаты с изречениями – 2 шт.; воздушные шары; эмблемы с названиями

команд; таблица для жюри – 6 шт.; ручки, листы бумаги для записей; карточки с рядами слов для

конкурса №3; шелковую ленту «Умника»; распечатка слайдов к конкурсу №5; ромашки – 4 шт.

для конкурса №5;

Правила игры:

В мероприятии принимают участие учащиеся 1-х курсов, объединённые в 4 команды.

Каждой команде даётся название.

Мероприятие включает 8 конкурсов:

1 конкурс – Конкурс эмблем и приветствий – домашняя заготовка.

2 конкурс – «Корзина вопросов».

3 конкурс – «Что лишнее?».

4 конкурс – Конкурс домашнего задания на тему: «Лучшее авто в чистом городе»

5 конкурс – «Стоп кадр».

6 конкурс – «Загадки».

7 конкурс – «Конкурс капитанов».

8 конкурс – «Эстафета».

Между 4 и 5 конкурсами проводится конкурс болельщиков.

Для каждой команды имеется лист учета баллов, где жюри выставляют оценки после

каждого конкурса. После окончания каждого конкурса подводятся итоги.

Жюри выбирается из администрации и приглашенных кураторов групп, а также

преподавателей, не задействованных в учебном процессе.

Группы, занявшие первые три места, награждаются грамотами и в качестве поощрения

аттестационными оценками за месяц.

Ход мероприятия

Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья!» Мы рады приветствовать вас на КВН «Клуба

эрудитов». Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри

входят (идет представление жюри):

1.

2.

3.

4.

5.

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1. «Конкурс эмблем».

Предлагаем командам озвучить название команды, приветствие и представить свою

эмблему на оценку жюри.

Оценивается по пятибалльной системе.

Команда «Атом».

Вас приветствуем сердечно, одногруппники, друзья!

Вот пришла к нам в день весенний состязания пора.

Наша встреча не забыта, потрудиться надо всем.

Чтоб весельем, как кристаллы засверкал наш КВН.

Обещаем не сдаваться, и в раздумья не вдаваться.

Перед опытным бойцом не ударим в грязь лицом!

Команда «Колба».

Разрешите передать вам свой сияющий, в воздухе летающий, химически чистый, светло-

серебристый,

Легкий как пух, теплый как дух,

Цензурою проверенный,

Вам слушать доверенный,

Хоть не очень чистый, но большой, лучистый.

Как наше солнышко Привет!

В этот день хороший такой разрешите представить вам свой привет большой!

Желаем вам успехов в учебе и труде,

Хорошей игры от души пожелаем.

Еще раз передаем вам сердечный привет.

Желаем услышать хороший ответ.

Команда «Электрон».

Мы пришли сюда бороться

Чтоб победу унести,

Если трудно нам придется

Все сумеем вынести!

Вы, жюри, нас не журите,

Если что не так у нас –

Мы весёлые ребята!

Подтвердит вам вся команда!

Соперников наших приветствовать рады,

И им по секрету спешим мы сказать:

4

«Не надо, ребята, на играх

За пазухой камень держать!»

Команда «Нейтрон»

Команде «Электрон» – наш привет

И пожеланья наилучшие,

Но в состязаньях и в борьбе

Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече

Активными, как натрий быть.

Своими шутками веселыми

Присутствующих рассмешить.

Жюри, конечно, знает,

Что «Нейтрон» наш победит,

И бром всех успокоит

И силы возвратит.

Конкурс 2. «Корзина вопросов»

Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии,

биологии, экологии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа,

заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1.

Какие растения способствуют очищению воздуха в городе? (тополя и вязы)

2.

Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)

3.

Какого цвета оксид меди (II)? (черного)

Вопросы 2 команде:

1.

Назовите естественные фильтры воды в природе. (Песок, известняк.)

2.

Сколько хромосом в клетках человека? (46)

3.

Какого цвета сульфат меди (II) (медный купорос)? (синий)

Вопросы 3 команде:

1.

Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд.)

2.

Какое химическое название имеет витамин С? (аскорбиновая кислота)

3.

Кто создал эволюционную теорию развития живых организмов? (Ч. Дарвин)

Вопросы 4 команде:

1.

Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Какие блюда в него входят?

(Личинки комаров.)

2.

Где обитаю яйцекладущие млекопитающие? (Австралия и прилегающие острова)

3.

Кто открыл Периодический закон химических элементов? (Д.И. Менделеев)

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 3. «Что лишнее?»

Ведущий: Пока жюри подсчитывает заработанные командой баллы, я предлагаем перейти к

третьему конкурс называется: «Что лишнее?» На карточках написаны ряды слов. В каждом ряду

есть одно лишнее слово. На карточке вы указываете название команды и подчеркиваете лишнее

слово. Карточки сдаете жюри.

За каждое правильно выделенное слово вы получите по 2 балла.

1 ряд слов: железо, свинец, кальций, астат, натрий

2 ряд слов: питекантроп, австралопитек, неандерталец, эогиппус, кроманьонец

3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород

5

4 ряд слов: гомозиготный, гетерозиготный, гетерогенный, аутогенный

После конкурса делается проверка и объясняется, почему эти слова являются лишними.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4. «Лучшее авто в чистом городе»

Ведущий:

Мы – любители природы и хотим у вас узнать:

Может быть, автомобили

Нам пора в музей отдать?

Сдать пора в металлолом?

Ведь от них и пыль, и дым,

Газ угарный, вредный.

Новый транспорт нужен нам

Чистый и безвредный.

«Инженеры» по очереди представляют проекты транспортных средств.

Жюри оценивает конкурс по 8-балльной шкале.

Конкурс болельщиков

Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Жюри выбирает самого активного

болельщика. Набранные очки болельщики могут отдать своим командам. Каждый правильный

ответ оценивается в один балл.

Вопросы для болельщиков:

1.

Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение, каких клеток

наиболее опасно для последующих поколений? Для мужчин или для женщин более опасно

облучение?

2.

(Опасно повреждение половых клеток; особенно опасно облучение для женщин, так как

яйцеклетки ее организма формируются еще до рождения и сохраняются в течение жизни,

таким образом, при облучении женщины, повреждаются все ее яйцеклетки.)

3.

Какое морское животное предсказывает приближение шторма за 10-15 часов? (медуза)

4.

Всем известно, что молочные продукты полезны для здоровья, так как улучшают работу

кишечника. Какой химический процесс лежит в основе получения кефира? (брожение)

5.

Какая "рыба" помогает вымыть химическую пробирку? (ерш)

6.

Из какого вещества состоит яичная скорлупа? (карбоната кальция)

7.

Из какого поделочного камня была изготовлена шкатулка в сказке русского писателя П.

Бажова? (из малахита " Малахитовая шкатулка")

8.

Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень

дорогого серебристо- белого металла, а всем прочим - приборы из серебра и золота. Из чего

были сделаны приборы почетных гостей? (алюминия)

9.

Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубочек? (уменьшается

поверхность тела и тепла отдается меньше)

10. Два простых вещества состоят из атомов одного и того же химического элемента. Одно

ценится во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого – люди еще и платят

деньги. Назовите эти вещества (алмаз и сажа)

Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.

Конкурс 5. «Стоп - кадр»

Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу «Стоп- кадр».

Для участия в конкурсе приглашаются 4 человека. Перед вами 13 предметов. Вам

предстоит за 1 минуту запомнить как можно больше предметов.

6

За каждый угаданный предмет участник команды получает 1 балл.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 6. «Загадки»

Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера «Загадки».

Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии и химии.

За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл, если команда не может

ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.

Начинает та команда, которая заработала больше баллов по результатам предыдущих

конкурсов.

Загадки по биологии

1.

Мушка на траву села,

А трава ту мушку съела.

(Росянка.)

2.

Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества нескольких

домашних животных: дает молоко, как корова; стригут шерсть, как с овцы; хвост у него,

как у лошади, а хрюкает, как свинья. О ком идет речь?

(Як.)

3.

На латинском языке название этого насекомого «Сверчок-крот». Что оно только не умеет: и

землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?

(Медведка.)

4.

«Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге

проходили выборы губернатора (бургомистра), – пишет П.И. Мариковский. – Претенденты

на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола

помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком

насекомом идет речь?

(Вошь.)

Загадки о химических элементах

Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.

(Фосфор)

У меня дурная слава:

Я – известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит.

(Мышьяк)

Я – металл серебристый и легкий,

И зовусь “самолетный металл”,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

(Алюминий)

Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками.

7

Алхимик жил с мечтой о нем.

(Золото)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 7. «Конкурс капитанов»

Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов «Клуба эрудитов».

Капитанам предстоит 2 задания.

1 задание.

Ведущий: Я читаю вам Стихотворение Н. Огарева. Вам предстоит определить, о чем идет

речь. С какой наукой это связано?

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.

Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим

в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.

Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.

Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь – не вышло злата.

Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник.

«Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.

Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.

Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.

В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.

Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал, и

ничего я не узнал!

К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет – мой труд потерян!»

Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;

и книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:

И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.

Наука АЛХИМИЯ, получение ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.

2 задание.

Ведущий: Вопросы второго задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от

использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй –

в 4 балла и т.д.

1 вопрос

5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем

покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.

4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.

3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом

элементе.

2 балла. Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"

1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске.

(кальций)

2 вопрос

5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой

соединительной ткани.

4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и

алюминию.

3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества

были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.

2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько

тысячелетий до н.э.

1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

(железо)

8

3 вопрос

5 баллов. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное

раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

4 балла. Входит в состав некоторых гербицидов, пестицидов и инсектицидов.

3 балла. Простое вещество представляет собой двухатомные молекулы желто-зеленого

цвета.

2 балла. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

1 балл. Соединение этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных

бассейнах.

(хлор)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 8. «Эстафета»

Ведущий:

Итак, мы подобрались к 8 завершающему конкурсу «Эстафета». Чтобы

преодолеть это препятствие придется потрудиться всей командой. На стене прикреплены лепестки

ромашки, на которых написаны отдельные слова, составляющие конечный результат нашего

вечера. Участники команды по очереди приносят лепестки ромашки и составляют законченное

предложение.

Победит та команда, которой удастся сделать это за самый короткий промежуток времени.

Оценивается по 4 бальной шкале.

Ответ: «Победы сами не придут, их - лишь упорные возьмут»

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги.

Объявляется и награждается победитель.

Ведущий: Итоги КВНа подведены, победители определены, а, значит, мы можем сказать

вам до свидания, дорогие друзья!

9

ЛИТЕРАТУРА

1.

Полянский Ю.И. Общая биология: уч-к для 10-11 кл., – М., Просвещение, 1993. –287с.

2.

Репетитор по химии / Под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. – 768с.

3-6.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: Учеб. для 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений – М.:

Просвещение, 2008.

7.

Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа,

2003

8.

Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.

Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154с.

9.

Полянский Ю.И. Общая биология: уч-к для 10-11 кл., – М., Просвещение, 1993. –287с.

10.

Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

10



В раздел образования