Авторы: Галина Викторовна Сапрыкина, Кудинова Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано, преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Донской Тульская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Рождение художественных образов через музыкальные впечатления.
Раздел: дополнительное образование
Детская школа искусств №1 г. Донской Тульская область.
Методическое сообщение с музыкальными иллюстрациями.
Рождение художественных образов через
музыкальные впечатления.
Язык музыки универсален, способен к художественному воплощению
любых ситуаций и чувств, но не обладает достаточной понятийно-
вербальной
конкретностью
для
раскрытия
внутреннего
содержания.
Музыкальный образ абстрактный, динамично меняющийся, развернутый во
времени сложен в силу преимущественно наглядно-образного мышления
ребёнка. В связи с этим нужно помочь услышать и понять музыку, войти в
мир ее сложных образов.
Продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие
различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное
произведение, опирается на более доступные для него изобразительное
искусство и литературу. Визуальные образы, благодаря своей наглядности,
художественное
слово,
благодаря
относительной
конкретности,
могут
помочь ребенку в «расшифровке» музыкального образа. «Живопись даёт
образ, и нужно создать в своём воображение настроение и мысль. Поэзия
слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт
настроение, и в нём надобно воссоздать мысль и образ». (Н. А. Римский-
Корсаков)
Программная музыка является особым культурным феноменом, в
котором происходит синтез форм духовной культуры и различных видов
искусств: музыки с одной стороны, литературы, архитектуры, живописи и
т.д. с другой.
Благодаря
конкретному
содержанию
программная
музыка
более
доступна
и
понятна
детям.
«Удачно
выбранное
название
усиливает
воздействие
музыки»,
-
утверждал
известный
Роберт
Шуман.
Ее
выразительные средства особенно рельефны и ярки, широко применяются
музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр. Богат
и разнообразен круг образов и тем.
Один из видов программности - картинная программность. Это
картины природы, поэтичные пейзажи. Изображение природы никогда не
было
простым
её
копированием.
Природа в
искусстве
одухотворена,
печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит
человек.
Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении
птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.
Звукоизобразительность,
как
подражание звукам природы, мы можем услышать в пьесе И. Берковича
«На опушке».
Музыкальная иллюстрация.
Помимо подражания звукам природы, музыка вызывает зрительные
ассоциации, играет красками, цветом, бликами. «Музыкальная живопись» –
метафора композитора и критика А. Серова, отражает выразительность
музыки, связанную с пространственно-изобразительной сферой.
Вот, например, пьеса «Подснежник» И. Парфёнова.
Образ весны связывается с пробуждением после зимнего оцепенения,
сумрака, морозов и вьюг к новым чувствам, солнцу и свету. Трогательный
нежный цветок, робко пробивающийся из-под снега, становится символом
этих чувств, символом извечного стремления к жизни.
Музыка создаёт яркий, осязаемый зрительный образ цветка. Начальная
тема, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который
постепенно тянется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно
обрастает листьями, мелодическая линия также «обрастает» подголосками,
превращаясь в более густую музыкальную
ткань,
в
которой
слышится
птичье
щебетанье. Времена года, суток, дождь и
снег, лесная и морская стихии, луга и
поля, земля и небо – всё находит своё звуковое отражение в музыке, порой
буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на
слушателя.
Музыкальная иллюстрация.
А. Гречанинов
«Облака».
Музыка пьесы – воплощение стихии
воздуха, пространства высокого неба. В ней отсутствуют динамика, порыв к
движению,
к
развитию.
Её
звучание
отличается
спокойствием,
созерцательностью.
Музыкальная иллюстрация.
К картинному типу программности относятся изображения животных
(К. Сен-Санс пьесы из цикла «Карнавал животных»), музыкальные портреты
людей (фортепьянные миниатюры Р. Шумана «Паганини», «Шопен»);
музыкальные изображения объектов неодушевлённой природы, колоритные
картины народных праздников, плясок (например, «Арагонская хота» М. И.
Глинки).
Музыка пьесы В. Гиллока
«Испанская
гитара»
страстная,
темпераментная, живописно изображает
национальный
колорит,
созвучный
ритмам фламенко.
Музыкальная иллюстрация.
Иногда
программа
музыкального
сочинения
бывает
навеяна
произведениями
изобразительного
искусства.
В
фортепьянной
сюите
«Картинки с выставки» Мусоргского отразились впечатления композитора от
выставки картин художника В. А. Гартмана. Масштабные, монументальные
произведения программной музыки связаны с важнейшими историческими
событиями. Например, «Богатырская симфония» А.П.Бородина.
Сюда же относятся музыкальные изображения детских игр («Игра в
лошадки» П.Чайковского), предметов быта.
В. Коровицын. Антикварная шкатулка.
Музыкальная иллюстрация.
К картинному типу программности относятся изображения жанровых
сцен. Среди ярких музыкальных картин, связанных как с изображением
природы, так и жанровых сцен – цикл П. И. Чайковского «Времена года».
Каждая из двенадцати пьес представляет образ одного из месяцев года,
переданный через пейзаж или сценки быта русских людей того времени. Эти
образы подкреплены поэтическими эпиграфами из русской поэзии.
Первая пьеса цикла «У камелька» рисует картинку с элегически-
мечтательным настроением. Иногда у камина просто сидели в размышлении,
ведь огонь притягивает взгляд и побуждает к задумчивому созерцанию.
Переливы пассажей напоминают то взлетающие искры, то позёмку за окном.
Первый раздел построен на выразительной теме, напоминающей
интонации
человеческого
голоса.
Это
как
бы
коротенькие
фразы,
произносимые
медленно,
с
расстановкой,
в
состоянии
глубокой
задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в
письмах Чайковского: «Это то меланхолическое чувство, которое является
вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из
рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было,
да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты
начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. И
грустно
и
как-то
сладко
погружаться в прошлое».
«У камелька». Январь
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголёк,
И свечка нагорела.
А.С. Пушкин
Музыкальная иллюстрация.
Другой вид программности - сюжетная программность. Сочинения
этого вида связаны с произведениями литературы. Различают программность
обобщённо-сюжетную и последовательно-сюжетную.
Автор
обобщённо-сюжетного
сочинения
даёт
музыкальную
характеристику основных образов литературного произведения или общего
направления развития сюжета. Иногда композитор считает достаточным
лишь указать широко известный литературный источник или назвать
главного героя: имеется в виду, что все слушатели хорошо его знают.
Примером обобщённо-сюжетного сочинения можно считать пьесу Т.
Симоновой «Мальвина». Здесь композитор
направляет
воображение
слушателя
в
любимую всеми сказку. Перед нами возникает
образ
кукольной
красавицы
с
голубыми
волосами, а благодаря инструментовке пьеса
приобретает колорит солнечной Италии.
Музыкальная иллюстрация.
В двадцатом веке утвердился самостоятельный жанр программной
музыки – жанр «Детского альбома».
Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения.
Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «красочно
рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного,
словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.
Программа в музыке помогает нарисовать в воображении живописные
картинки, связанные с эмоциями, жизненным опытом юного музыканта.
Детские
альбомы
-
это
подарок
юному
музыканту,
только
начинающему свой путь в искусстве. В этих пьесах информация о жизни
ребенка представлена во всем многообразии.
Программные пьесы есть в
любом
сборнике
для
юных
музыкантов:
«Детском
альбоме»
П.И.
Чайковского, «Детской музыке» С.С. Прокофьева, «Альбоме для юношества»
Р. Шумана, циклы фортепианных пьес для детей «Бирюльки», «Миниатюры»
С. Майкапара.
Очень многие детские пьесы посвящены играм: в куклы, солдатики,
салки; многие отражают веселую беготню, прыжки, игры в мяч и так далее.
Характерной чертой пьес игрового программного содержания является и
динамичность: это не пьесы состояния, а пьесы действия, своего
рода
зарисованные сценки.
Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской
фортепианной
литературе
был
«Детский
альбом»
П.И.Чайковского.
Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии
композитора. В сборнике 24 пьесы, в каждой содержится конкретный сюжет,
живое поэтическое содержание. Это картины природы, игры детей,
обрисованы персонажи русских народных сказок, русского народного
творчества, песни других народов, европейские танцы.
Пьеса «Новая кукла» - тонкая психологическая зарисовка – радость
девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы. В основу пьесы
положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии
рисует атмосферу детского счастья.
Музыкальная иллюстрация.
Один
из
знаменитых
циклов
фортепианных
миниатюр
С.
М.
Майкапара, созданных специально для детей, представляет собой ряд
произведений под названием "Бирюльки".
Все пьесы имеют названия, которые или
описывают содержание, или определяют жанр:
«Пастушок», «Мотылёк», «Тревожная минута»,
«Вальс», «Детский танец». Каждая пьеска очень
точно раскрывает определенный музыкальный
образ, рисует в воображении яркие картинки. Темы о небольшие, очень
мелодичные и яркие.
Пьеса «Детский танец» рисует картинку весёлого детского праздника,
ярких нарядов, грациозности, приподнятого настроения.
Музыкальная иллюстрация.
Так программная музыка через музыкальные впечатления, через параллели
изобразительного
и
других
видов
искусств
помогает
развиваться
художественно
-
образному
мышлению
учащихся,
повышать
интеллектуальное развитие нашего подрастающего поколения.
Кудинова Л. Ю.
Преподаватель по классу фортепиано
Сапрыкина Г. В.
Преподаватель по классу фортепиано