Автор: Ольга Павловна Наумова
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБДОУ ДС №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№37 «Колокольчик»
Элементарное музицирование как средство творческого
развития ребёнка
Учитель музыки
Наумова О.П
г.Сургут 2024
Цель: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Задачи:
1.
Образовательные:
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной
культурой и музыкальными инструментами;
знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных
инструментах;
закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство
ансамбля;
поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных
инструментах;
поддерживать желание играть на инструментах в группе, в
повседневной жизни.
2.
Воспитательные:
активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его
эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
направлять детей управлять своим поведением и планировать свои
действия;
воспитывать творческую инициативу;
формировать сознательные отношения между детьми.
3.
Развивающие:
способствовать становлению и развитию таких волевых качеств,
как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
развивать память и умение сконцентрировать внимание;
развивать мышление, аналитические способности;
развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
способствовать координации двигательных функций организма;
развивать любознательность, фантазию, творческие способности,
музыкальный вкус.
Элементарное музицирование – это универсальный метод для развития
творческих способностей дошкольников. Его с успехом используют в работе
с
детьми
разных
возрастов
и
в
различных
видах
деятельности:
на
музыкальных
занятиях,
на
занятиях
по
развитию
речи,
изодеятельности,
театрализации.
Элементарное
музицирование
предполагает
комплексный,
интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно
даёт
педагогам
возможность
экспериментировать,
нетрадиционно
организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития
творческих
способностей
и
развития
его
личности
в
целом.
В
каких
творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?
Наиболее доступные для дошкольников:
озвучивание стихотворений, сказок;
озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
сочинение
рассказов
по
репродукциям
картин
с
последующим
озвучиванием рассказа (картины);
придумывание
и
озвучивание
загадок
о
явлениях
природы,
окружающего предметного мира.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать
возможностям детей, их интересам, времени года.
Следует
научить
детей
тонко
чувствовать
и
понимать
смысл
текста
стихотворения
или
сказки,
содержания
картины
и
адекватно
подбирать
звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику,
регистр
и
тембр
звучания.
При
этом
огромную
роль
играет
стиль
взаимодействия
взрослого
и
детей,
предполагающий
творческое
сотрудничество,
совместный
поиск,
партнёрские
взаимоотношения
без
авторского научения и показа способа того или иного задания.
Главный
критерий
правильности
методики
работы
с
детьми
–
то
удовольствие,
которое
получают
дети,
и
то
спонтанное
эмоциональное
выражение
радости,
которое
сопровождает
их
деятельность
на
занятиях.
Рассмотрим несколько примеров.
Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель»
Апрель! Апрель!
треугольник
На дворе звенит капель
глиссандо
По полям бегут ручьи,
металлофоны
На дорогах лужи
музыкальный колокольчик
Скоро выйдут муравьи
тихое шуршание
После зимней стужи
любым предметом
Пробирается медведь
трещотки, маракасы
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
свистулька
И расцвёл подснежник
колокольчик
В
детской
литературе
есть
множество
произведений
(например,
рассказы
В.
Бианки),
к
которым
легко
подбирать
инструментальное
сопровождение.
Более
сложный
вариант
–
озвучивание
собственных
рассказов
о
явлениях
природы.
Например,
подул
свежий
весенний
ветер
–
маракас,
погремушки.
Русские
народные
сказки
с
их
яркими
образами
предоставляют
огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами
или
игрушками.
Используются
разные
способы:
на
фланелеграфе,
при
помощи
настольного,
теневого,
кукольного
театра,
по
ролям.
Например,
озвучивание русской народной сказки «Курочка
ряба» или «У страха глаза велики» (музыкальный руководитель озвучивает с
участием воспитателей)
Озвучивание
рассказов
по
репродукциям
картин.
Например,
В.
Маковского «Дети,
бегущие
от
грозы», а также озвучивание пейзажных
картин.
Например, И. Шишкина «Рожь». Придумать и рассказать о чём шептались
колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные
лучики.
Проведение
подобных
занятий
требует
подготовительной
работы
с
детьми. Педагогу вместе с детьми необходимо рассмотреть картину, обращая
внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные
определения. На первых порах используется подсказка.
Придумывание
загадок.
Каждый
ребёнок
загадывает
свой
образ:
капель, часы, гром, самолёт, машина и предаёт его звучание в определённом
ритме,
на
выбранном
им
самим,
инструменте.
Другие
дети
отгадывают,
находя карточку с его изображением.
Таким
образом,
метод
элементарного
музицирования
является
средством развития творческих способностей у дошкольников.