Авторы: Репина Ирина Ивановна, Формалева Ольга Дмитриевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ КАК
СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ
•
Актуальность:
проблемы звуковой культуры речи у
детей дошкольного возраста.
•
Цель:
совершенствование работы воспитателей
ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей
дошкольного возраста.
•
Задачи:
- вызвать у педагогов осознание необходимости
расширять свои знания в области развития звуковой
культуры речи у детей;
- развивать умение проектировать, конструировать
процессы развития речи дошкольников;
- создать в коллективе обстановку творческого поиска
наиболее эффективных форм и методов в работе с
детьми.
Аспекты звуковой
культуры речи
•
Развитие артикуляционной моторики.
•
Развитое речевое дыхание.
•
Развитие мелкой моторики также
оказывает своё благотворное
воздействие на становление речи
малышей.
•
Развитый фонематический слух,
фонематическое восприятие и
слоговая структура слова.
Артикуляционная
гимнастика
•
Цель:
формирование определённого положения и
подвижности органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звука.
С детьми младших групп:
упражнения проводят в игровой форме. Объём
требований к их выполнению невелик. Дети должны
усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем
будет трудно развивать и совершенствовать движения
органов артикуляции.
В средней группе:
требования повышаются. По-прежнему используются
игровые приёмы. На основе приобретённых детьми
простейших навыков органы артикуляционного
аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.
В группах старшего возраста:
следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью
движений, за умением плавно, достаточно быстро
переключать органы с одной позы на другую.
Рекомендации:
•
ввести артикуляционную гимнастику в
ежедневное исполнение (на занятиях, в
режимные моменты);
•
создать и пополнять картотеку
упражнений, картинок, игровые
пособия к выполнению
артикуляционной гимнастики (ресурсы
Интернета);
•
постоянно повышать
профессиональный уровень по
данному направлению работы.
Речевое дыхание – основа звучащей речи,
источник образования звуков, голоса.
Хорошо поставленное речевое дыхание
обеспечивает чёткое произношение звуков.
Практическое выполнение
дыхательных упражнений
•
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не
поднимать.
•
Выдох должен быть длительным, плавным. Важно,
чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
•
Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на
начальном этапеможно прижимать их ладошками)
•
После каждого упражнения давайте ребёнку
отдохнуть.
Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5
повторений. Многократное повторение может
привести к головокружению.
Рекомендации:
•
дыхательные упражнения также
необходимо включать ежедневно в
занятия, на прогулке, в режимные
моменты;
•
создать картотеку дыхательных
упражнений (согласно лексическим
темам, временам года и т.д.), а также
игровые пособия по данному
направлению работы.
Фонематический слух и
слоговая структура слова.
Фонематический слух
– различение (анализ и
синтез) звуков (фонем) речи, которое является
необходимой основой для понимания смысла
сказанного.
Слоговая структура слова
– это
взаиморасположение и связь слогов в слове.
Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха и
слоговой структуры остро встаёт при обучении детей
грамоте.
Развитие фонематических
процессов и слоговой
структуры включает в себя:
•
развитие умения услышать звук и
выделить его среди других звуков,
слогов, слов;
•
развитие умения делить слова на звуки;
•
развитие умения объединять отдельные
звуки в слоги и слова;
•
развитие умения сопоставлять слова,
различающиеся одним звуком
Сформированный речевой слух,
фонематическое восприятие и
слоговая структура слова
позволяют:
•
правильно произносить звуки;
•
чётко произносить слова;
•
владеть голосом (говорить громче
или тише, ритмично, плавно);
•
овладеть словарным запасом и
грамматическим строем языка
Определение позиции, количества
и последовательности звуков в
слове
Слоговая структура слова
От того, как ребёнку будет
открыта звуковая
действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение
грамоты, но и всё последующее
усвоение языка – грамматика и
связанная с ней орфография.
Д.Б.Эльконин