Авторы: Метелев Сергей Петрович, Шмидт Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Детский волейбольный клуб «Исток»: метапредметный характер образования
Раздел: дополнительное образование
Детский волейбольный клуб «Исток»: метапредметный
характер образования
Метелев Сергей Петрович,
педагог дополнительного образования
КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» г. Кирова
Шмидт Виталий Викторович,
педагог дополнительного образования
КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» г. Кирова
В настоящее время для системы образования, для родителей (да и для
педагогики как науки) не теряет своей актуальности проблема поиска все
новых форм воспитания в человеке потребности смолоду заботиться о своем
физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в
области любимых спортивных дисциплин, личной и общественной гигиене,
медицинской помощи. В немалой степени этому способствуют регулярные
занятия и соревнования по волейболу.
В данной статье рассматриваются два вопроса: что представляет из себя
данная образовательная программа и какие метапредметные результаты
достигаются при реализации программы «Волейбол»?
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«Волейбол» обновлена в 2016 г.
Цель программы – физическое и духовное гармоничное развитие юных
спортсменов средствами систематического тренировочного процесса в
волейбольных группах.
Основным условием выполнения этой цели является многолетняя и
целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает
решение конкретных задач:
1. Образовательная задача (ориентированная на достижение результатов
в тренировочном процессе): обучение на основе уровневой подготовки – от
освоения основ техники и тактики игры в волейбол до подготовки
волейболистов высокой квалификации, резерва сборных юношеских и
молодежных команд регионов, России.
2.
Развивающая
задача
(ориентированная
на
метапредметные
результаты): укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому
развитию
(развитие
быстроты,
ловкости,
скоростно-силовых
качеств,
гибкости) и готовности к достижению цели на основе командного
взаимодействия.
3. Воспитательная задача (ориентированная на личностные результаты):
духовно-нравственное развитие личности на основе формирования ценностей
здоровья и здорового образа жизни.
Ожидаемые
результаты
делятся
на
3
группы:
образовательные,
личностные, метапредметные.
Личностные результаты – это ценностные ориентации такие, как
«здоровье», «здоровый образ жизни».
Образовательные результаты – это:
- выполнение нормативных требований по физической подготовке по
годам обучения;
- выполнение нормативных требований по технической подготовке по
годам обучения;
- результаты участия в соревнованиях;
- усвоение основ теоретической подготовки по программе.
Метапредметные результаты реализации программы «Волейбол»
включают в себя общефизическое развитие, личностную, рефлексивную,
коммуникативную компетентность.
Общефизическое
развитие
подразумевает
укрепление
здоровья,
развитость быстроты, ловкости, скоростно-силовых качества, гибкости,
Физическое здоровье ребенка формируется в процессе всей его жизни:
занятия физкультурой в школе, физические нагрузки в игровых видах
деятельности,
при
выполнении
повседневных
бытовых
обязанностей.
Систематические
тренировки
в
волейбольной
секции
имеют
целенаправленный характер и ориентированы на улучшение физической
формы. Регулярно достижения ребенка измеряются и соотносятся с
нормативами. (Таблица 2)
Личностная компетентность как группа метапредметных результатов:
-
это
мотивация
к
занятию
физкультурно-спортивными
видами
деятельности;
- ориентация на спортивные профессии;
- способность эффективно действовать в условиях состязательности
(соревнований),
- навыки саморегуляции эмоционального состояния,
- организованность, дисциплинированность, волевые качества.
В рамках работы клуба мотивации к занятиям спортом уделяется
большое внимание: это и поддержание тесной связи с родителями, это и
обсуждение достижений детей в специально созданной группе в социальных
сетях, это и беседы о традициях клуба «Исток», о достижениях успешных
воспитанников. Соревнования имеют большое мотивирующее значение.
Например, в ноябре в рамках подготовки к областным соревнованиям
тренером вводятся дополнительные тренировки, повышается интенсивность
тренировочного процесса, в ходе которого проявляются волевые качества
детей к повышенным нагрузками и высокая ответственность перед первыми
областными соревнованиями.
Поддерживает интерес к занятиям волейболом традиция воскресного
внутриклубного турнира, куда приглашаются юные спортсмены, которые
показали
хорошие
результаты
за
прошедший
тренировочный
цикл.
Результаты воскресного турнира освещаются через сайт Дворца и группу
ВКонтакте клуба, что иллюстрируется фото и видео репортажами. Частые
игровые встречи закаляют характер, формируют навыки саморегуляции в
условиях спортивного соперничества.
Рефлексивная
компетентность
как
метапредметный
результат
образования – это способность к самоанализу собственных достижений в
области освоения программы, самооценке своей деятельности, готовность к
критическому анализу неудач и постановка целей саморазвития в области
своего физического развития и спортивных достижений. По итогам
соревнований и тренировочных циклов проводятся беседы, где спортсмены
учатся критически оценивать свои достижения. Обязательно и обсуждение
личных и командных целей.
Коммуникативная
компетентность
формируется
как
навыки
командного взаимодействия, умение разрешать конфликты; формируется в
тренировочном, игровом процессе и в общении между тренировками.
Командные виды спорта как ничто другое развивают умение общаться,
сотрудничать, понимать партнера по команде.
Дополнительно
к
работе
над
коммуникативной
и
личностной
компетентностью
привлекается
психологическая
служба
Дворца:
для
проведения тренингов командообразования, для практических занятий по
адаптации
новичков,
для
психологической
подготовки
команды
к
соревнованиям, а также для конструктивного переживания поражения и
победы.
Достижение
метапредметных
результатов
дополнительной
образовательной программы «Волейбол» оценивается в конце каждого
полугодия.
В
объединении
разработан
и
апробирован
вариант
диагностической карты, который соответствует специфике программы
«Волейбол».
Систематическая
оценка
метапредметных
результатов
позволяет судить об эффективности программы.
Список литературы
1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих. [Текст] / Э.К. Ахмеров. – Минск,
«Палымя»,1985.
2. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и
спорт, 1988.
3. Железняк, Ю.Д.. Волейбол в школе [Текст] / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слуцкий. – М.:
Просвещение, 1989.
4. Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Ивойлов. – Минск, 1985.
5. Пельман, М.Р. Специальная физическая подготовка волейболиста [Текст] / М.Р.
Пельман. – М., Физкультура и спорт,1969.
6. Фурманов, А.Г. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. – М.: Физкультура
и спорт,1983.
7. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-
тренировочный) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. – М.: Советский спорт,
2005.