Напоминание

Детский волейбольный клуб «Исток»: метапредметный характер образования


Авторы: Метелев Сергей Петрович, Шмидт Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Детский волейбольный клуб «Исток»: метапредметный характер образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детский волейбольный клуб «Исток»: метапредметный

характер образования

Метелев Сергей Петрович,

педагог дополнительного образования

КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» г. Кирова

Шмидт Виталий Викторович,

педагог дополнительного образования

КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» г. Кирова

В настоящее время для системы образования, для родителей (да и для

педагогики как науки) не теряет своей актуальности проблема поиска все

новых форм воспитания в человеке потребности смолоду заботиться о своем

физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в

области любимых спортивных дисциплин, личной и общественной гигиене,

медицинской помощи. В немалой степени этому способствуют регулярные

занятия и соревнования по волейболу.

В данной статье рассматриваются два вопроса: что представляет из себя

данная образовательная программа и какие метапредметные результаты

достигаются при реализации программы «Волейбол»?

Дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

«Волейбол» обновлена в 2016 г.

Цель программы – физическое и духовное гармоничное развитие юных

спортсменов средствами систематического тренировочного процесса в

волейбольных группах.

Основным условием выполнения этой цели является многолетняя и

целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает

решение конкретных задач:

1. Образовательная задача (ориентированная на достижение результатов

в тренировочном процессе): обучение на основе уровневой подготовки – от

освоения основ техники и тактики игры в волейбол до подготовки

волейболистов высокой квалификации, резерва сборных юношеских и

молодежных команд регионов, России.

2.

Развивающая

задача

(ориентированная

на

метапредметные

результаты): укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому

развитию

(развитие

быстроты,

ловкости,

скоростно-силовых

качеств,

гибкости) и готовности к достижению цели на основе командного

взаимодействия.

3. Воспитательная задача (ориентированная на личностные результаты):

духовно-нравственное развитие личности на основе формирования ценностей

здоровья и здорового образа жизни.

Ожидаемые

результаты

делятся

на

3

группы:

образовательные,

личностные, метапредметные.

Личностные результаты – это ценностные ориентации такие, как

«здоровье», «здоровый образ жизни».

Образовательные результаты – это:

- выполнение нормативных требований по физической подготовке по

годам обучения;

- выполнение нормативных требований по технической подготовке по

годам обучения;

- результаты участия в соревнованиях;

- усвоение основ теоретической подготовки по программе.

Метапредметные результаты реализации программы «Волейбол»

включают в себя общефизическое развитие, личностную, рефлексивную,

коммуникативную компетентность.

Общефизическое

развитие

подразумевает

укрепление

здоровья,

развитость быстроты, ловкости, скоростно-силовых качества, гибкости,

Физическое здоровье ребенка формируется в процессе всей его жизни:

занятия физкультурой в школе, физические нагрузки в игровых видах

деятельности,

при

выполнении

повседневных

бытовых

обязанностей.

Систематические

тренировки

в

волейбольной

секции

имеют

целенаправленный характер и ориентированы на улучшение физической

формы. Регулярно достижения ребенка измеряются и соотносятся с

нормативами. (Таблица 2)

Личностная компетентность как группа метапредметных результатов:

-

это

мотивация

к

занятию

физкультурно-спортивными

видами

деятельности;

- ориентация на спортивные профессии;

- способность эффективно действовать в условиях состязательности

(соревнований),

- навыки саморегуляции эмоционального состояния,

- организованность, дисциплинированность, волевые качества.

В рамках работы клуба мотивации к занятиям спортом уделяется

большое внимание: это и поддержание тесной связи с родителями, это и

обсуждение достижений детей в специально созданной группе в социальных

сетях, это и беседы о традициях клуба «Исток», о достижениях успешных

воспитанников. Соревнования имеют большое мотивирующее значение.

Например, в ноябре в рамках подготовки к областным соревнованиям

тренером вводятся дополнительные тренировки, повышается интенсивность

тренировочного процесса, в ходе которого проявляются волевые качества

детей к повышенным нагрузками и высокая ответственность перед первыми

областными соревнованиями.

Поддерживает интерес к занятиям волейболом традиция воскресного

внутриклубного турнира, куда приглашаются юные спортсмены, которые

показали

хорошие

результаты

за

прошедший

тренировочный

цикл.

Результаты воскресного турнира освещаются через сайт Дворца и группу

ВКонтакте клуба, что иллюстрируется фото и видео репортажами. Частые

игровые встречи закаляют характер, формируют навыки саморегуляции в

условиях спортивного соперничества.

Рефлексивная

компетентность

как

метапредметный

результат

образования – это способность к самоанализу собственных достижений в

области освоения программы, самооценке своей деятельности, готовность к

критическому анализу неудач и постановка целей саморазвития в области

своего физического развития и спортивных достижений. По итогам

соревнований и тренировочных циклов проводятся беседы, где спортсмены

учатся критически оценивать свои достижения. Обязательно и обсуждение

личных и командных целей.

Коммуникативная

компетентность

формируется

как

навыки

командного взаимодействия, умение разрешать конфликты; формируется в

тренировочном, игровом процессе и в общении между тренировками.

Командные виды спорта как ничто другое развивают умение общаться,

сотрудничать, понимать партнера по команде.

Дополнительно

к

работе

над

коммуникативной

и

личностной

компетентностью

привлекается

психологическая

служба

Дворца:

для

проведения тренингов командообразования, для практических занятий по

адаптации

новичков,

для

психологической

подготовки

команды

к

соревнованиям, а также для конструктивного переживания поражения и

победы.

Достижение

метапредметных

результатов

дополнительной

образовательной программы «Волейбол» оценивается в конце каждого

полугодия.

В

объединении

разработан

и

апробирован

вариант

диагностической карты, который соответствует специфике программы

«Волейбол».

Систематическая

оценка

метапредметных

результатов

позволяет судить об эффективности программы.

Список литературы

1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих. [Текст] / Э.К. Ахмеров. – Минск,

«Палымя»,1985.

2. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и

спорт, 1988.

3. Железняк, Ю.Д.. Волейбол в школе [Текст] / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слуцкий. – М.:

Просвещение, 1989.

4. Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Ивойлов. – Минск, 1985.

5. Пельман, М.Р. Специальная физическая подготовка волейболиста [Текст] / М.Р.

Пельман. – М., Физкультура и спорт,1969.

6. Фурманов, А.Г. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. – М.: Физкультура

и спорт,1983.

7. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для

детско-юношеских

спортивных

школ,

специализированных

детско-юношеских

школ

олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-

тренировочный) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. – М.: Советский спорт,

2005.



В раздел образования