Автор: Анисов Иван Николаевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Старшая школа "Высотка"
Населённый пункт: г.Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Решение уравнений"
Раздел: полное образование
Тема урока: «Решение уравнений»
Оборудование: интерактивная панель, компьютер, меловая магнитная
доска, флипчарт, карта ЯНАО с отмеченным «Честным маршрутом» и
городами, флажки на иголках, магниты, маркер.
1.
Организация
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.
- У себя на партах вы можете увидеть рабочие листы с заданиями, в
них вы сегодня будете писать, а так же конверты, которые я пока прошу не
открывать.
2.
Информационный блок
2.1.
Устный счет
- На экране задания, направленные на проверку знаний определения
логарифма и его свойств. Давайте решим их.
По очереди называет ребят, решают примеры. После того как все
решено, на доске появляются ответы ко всем примерам сразу.
2.2.
Проверка даты.
-
Посмотрите на эти числа, ребята. Из них мы можем составить
дату 09.12.2020.
-
А может кто-нибудь из вас может назвать, не подглядывая в
календарь, какой это был день недели? А я могу, это была среда. Я вообще
могу назвать день недели любой даты, вот такое у меня есть удивительное
умение. Хотите, проверим? Назовите любую.
Называют 11.02.1980 – понедельник. 19.05.2006 – пятница.
Проверяют с помощью онлайн калькулятора.
- На самом деле, вы тоже можете определить день недели любой даты.
Для этого нужно воспользоваться формулой для расчета (на экране).
Остаток (число + код месяца + код года)/7 = номер дня недели
Если остаток равен 2, то это вторник, 4 – четверг, а если 0 – это
воскресенье.
- В конвертах лежат таблички с кодами месяцев и годов, мы ими
воспользуемся в конце урока.
- Но вернемся к нашей дате: 9 декабря 2020 года. Кто-нибудь знает, что
произошло в этот день?
- Для жителей нашего региона - это, можно сказать, историческое
событие. Раньше дороги, соединяющей Салехард, столицу нашего округа, с
Надымом не было вообще. Только с наступлением холодов между
Надымом и Салехардом можно было проехать только по зимнику. Но
пользоваться им удавалось максимум 131 день в году. 9 декабря 2020 года
старт движению автомобилей по новой трассе дал губернатор Ямала
Дмитрий Артюхов. Новая трасса впервые соединила запад и восток округа,
кроме того, связала столицу региона с основной сетью дорог!
- Давайте решим еще три примера и узнаем протяженность этой
трассы.
Решают, получают 344 км.
-
Ребята,
посмотрите
на
карту
Ямала.
Вот
она,
эта
трасса,
соединяющая Салехард и Надым. Вот она продолжается дальше. Именно
по этой дороге наш губернатор Дмитрий Андреевич Артюхов ежегодно
совершает свой «Честный маршрут». Предлагаю и вам сегодня совершить
подобное путешествие! Делать мы это будем, решая логарифмические
уравнения.
3.
Практический блок
3.1.
Постановка цели и задач урока (для учащихся)
- Тема нашего урока на экране. Попробуйте сформулировать учебную
цель урока, на доске слова – подсказки.
Какие-то слова здесь надо вырезать, чтобы ученики сами вставили.
Цель урока:
Повторить способы решения _________________________ и закрепить их
при решении ____________________.
Задачи:
Повторить понятие логарифма числа .
Повторить основные свойства логарифма.
Повторить определение логарифмического уравнения.
На экране слайд с вопросами:
1.
Определение логарифмического уравнения.
2.
Назовите методы решения логарифмических уравнений (по
определению, потенцирования и метод подстановки).
3.
Что нужно знать при решении логарифмического уравнения?
ОДЗ!
Просто проговорить с учащимися ответы на эти вопросы.
- Какая-то из задач уже решена? Да, конечно, мы повторили основные
правила.
3.2. Решение логарифмических уравнений
- 1) Приступим к решению уравнений. В рабочем листе решаем
задание номер 1. Вот уравнения на экране. Скажите, к какому типу они
относятся? Правильно, это простейшие логарифмические уравнения и
решаются они с помощью определения логарифма. Решаем все вместе.
Кто-то говорит решение, учитель записывает. Получают два числа.
- Выполним проверку, подходят ли нам эти корни.
- Давайте выполним задание к этому номеру. Найти сумму корней
уравнения А) и уравнения Б). Умножить на (- 1). Прибавить число 1492.
Что получилось? Верно, 1595.
На доске появляется 1595 год.
- кто знает, что это за год? Верно, это год основания Обдорска,
который в 1933 году был переименован в Салехард. Делает отметку на
карте (флажок).
- 2) Задание номер 2 я вам предлагаю решить самостоятельно. Там 4
уравнения и задания к ним. Время на выполнение 5 минут.
- Время вышло. Первые парты, поменяйтесь своими рабочими
листами с соседом позади вас. И выполните взаимопроверку. Две минуты.
- Скажите, какие уравнения были в этом задании? Да, простейшие
логарифмические уравнения с одинаковыми основаниями логарифмов или,
правильнее,
обобщенные
логарифмические
уравнения.
Они
решаются
методом……потенцирования,
ведь
под
потенцированием
понимается
переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему
их.
- Если все верно, то у вас должны были получиться вот такие годы:
1972 и 1975.
На доске даты:
9 марта 1972 – поселок Медвежье стал городом Надым.
18 августа 1975 – дата основания Нового Уренгоя.
Делает отметку на карте (флажки).
- 3)
Задание номер 3 предлагаю решить у доски. Это тоже
обобщенные логарифмические уравнения. Кто готов?
Двое ребят решают одновременно уравнения у доски, остальные в
классе.
Молодцы! А теперь задание:
Сложить год основания Нового Уренгоя и произведение корней
уравнения А) и уравнения Б), от полученного числа вычесть 73.
- Получилось 1932. Это год основания поселка Тарко-Сале. А город он
- с 2004 года.
Делает отметку на карте (флажок).
4) –Уравнения в задании №4 мы будем решать, применяя свойства
логарифмов. Давайте вместе разберем первое уравнение.
Решают, проговаривают.
- Есть желающие решить второе уравнение у доски? Пожалуйста. (Без
ОДЗ, с проверкой).
- Спасибо, все верно. Давайте, теперь выполним задание.
Найти произведение корней уравнения А) и уравнения Б), затем
прибавить число 54 и прибавить год основания Тарко-Сале.
- Получилось 1986. А это год основания города Губкинского. 22 апреля
1986 год.
5) – Для решения уравнений из задания №5 также воспользуемся
свойствами и определением логарифма:
Разбирают у доски (2 ученика).
- Спасибо, все верно. Давайте, теперь выполним задание.
Произведение корней уравнения А) и уравнения Б) сложить с
годом основания Губкинского.
- Получилось 1984. Это год основания города Муравленко. 22 января
1984 года.
- А если из года основания города Губкинского вычесть 2 года, то мы
получим 1982 - год, когда Ноябрьск стал городом из поселка. 28 апреля
1982 года.
4.
Оценочный и рефлексивный блоки
4.1.
Оценивание
- Итак, сегодня мы с вами рассмотрели основные методы решения
логарифмических уравнений:
На основании определения логарифма.
Метод потенцирования.
Метод замены переменной (подстановки).
- У вас в рабочем листе есть таблица, с помощью которой вы сможете
оценить
свои
умения
решать
логарифмические
уравнения
данными
способами. Проставьте себе баллы, пожалуйста.
Что я умею
Моя самооценка
Да
Скорее
да
Скорее
нет
Нет
Решать
уравнения
вида:
,
например
Решать
уравнения
вида:
,
например
Использовать
основные
свойства
логарифма
при
решении уравнений
Ответ «Да» - 5 баллов, ответ «Скорее да» - 3 балла, ответ «Скорее
нет» - 1 балл, ответ «Нет» - 0 баллов.
13-15 баллов – блестяще! Вы в совершенстве усвоили содержание
урока.
10 – 12 баллов – вы отлично поработали и усвоили большую часть
предложенного материала, спасибо!
7 – 9 баллов – неплохо, спасибо за старание!
0 – 6 баллов – возможно, вам еще нужно поработать над решением
логарифмических уравнений.
4.2.
Рефлексия
- Ребята, урок подходит к концу, мы с вами прошли маршрут от
Салехарда до Ноябрьска.
- И я обещал, что научу вас определять день недели любой даты. Вот
давайте и определим день недели 21 августа 2023 года. Кто знает, что
было в этот день? Да, губернатор Ямала открыл Старшую школу
«Высотка»!
В конвертах таблица с кодами месяцев и годов.
Решают пример, получают понедельник.
А дни недели вашего рождения, вы сможете теперь рассчитать сами!
- Закончился наш урок, задачи его решены, цель достигнута. Спасибо
вам, ребята, и до свидания!