Напоминание

Дидактическая игра как средство развития речи детей с ОВЗ


Автор: Филина Светлана Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Жилинская СОШ" Орловского муниципального округа
Населённый пункт: д. Жилина, Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра как средство развития речи детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Дидактическая игра как

средство развития речи

детей с ОВЗ»

Подготовила:

Филина С. Ф.

Задачи речевого развития:

Овладение речью

как средством

общения и культуры

Обогащение

активного

словаря

Развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической

речи

Развитие речевого

творчества

Знакомство с книжной

культурой, детской

литературой, понимание

на слух текстов различных

жанров детской

литературы

Развитие звуковой и

интонационной культуры

Формирование звуковой

аналитико-синтетической

активности как

предпосылке обучения

грамоте

Выше перечисленные задачи могут быть решены в игровой

деятельности.

Игра – основной вид деятельности ребёнка,

способ переработки полученных из

окружающего мира впечатлений.

Игра – это подлинная социальная практика

ребёнка, его реальная жизнь в обществе

сверстников.

Игра – одно из основных средств

разностороннего воспитания и речевого

развития дошкольников.

Дидактические игры – закрепляют и уточняют словарь, развивают

навыки изменения и образования слов, упражняют в составлении

связных высказываний, формируют правильное звукопроизношение,

умение правильно выражать свои мысли.

Словесные – учат описывать

предметы, выделять их

характерные признаки,

отгадывать предметы по

описанию, находить сходства

и различия предметов и

явлений природы:

● «Скажи наоборот», ●

«Скажи по-другому», ●

«Испорченный телефон», ●

«Светофор», ●«Повтори»,

●«Поиграем в сказку» и др.

С игрушками и

предметами – учат

сравнивать и

устанавливать сходства и

различия, знакомят со

свойствами предметов,

величиной, цветом:

● «Чудесный мешочек», ●

«Что я вижу?», ●«Подбери

пару», ●«Оденем куклу на

прогулку» и др.

Настольно-печатные – знакомят

с миром животных и растений,

явлениями живой и неживой

природы: ●«Собери картинку»,

●«Лото», ●«Ассоциации»,

●«Весёлые игрушки», ●»Любимые

сказки» и др.

● «Волшебный мешочек»

● «Назови одним словом»

● «Расскажи сказку по картинкам»

● «Короткие истории»

● «Мои любимые сказки»

● «Истории в картинках»

● «Рассказы о животных»

● Домино «Весёлые сказки»

● «Весёлые чистоговорки»

● Пазлы «Сказочки»

● Кубики (русские народные сказки)

● «Расскажи стихотворение по картинке» и

др.

►коммуникативная по своей природе;

►совершенствуется диалогическая речь;

►формируются умения правильной

монологической речи;

►способствует становлению и развитию

регулирующей и планирующей функции речи

Сюжетно-ролевая игра

Интенсивное овладение языком, его словарным

богатством и грамматическим строем, в результате

речь становится более ясной и связной.

Театрализованная игра

►стимулирует активную речь за счёт расширения

словарного запаса;

►способствует усвоению элементов речевого

общения (мимика, жест, интонация, модуляция

голоса и др.);

►формирует эмоционально насыщенную и

выразительную речь.

Игры-

драматизации

Режиссёрские

игры

Развивают мелкую

моторику, которая

стимулирует речевые зоны

коры головного мозга.

Пальчиковые

игры

Побуждают детей к

подражательной речевой

деятельности, расширению

объема понимания речи и

словарного запаса.

Речевые

подвижные

игры

«В пустых стенах ребёнок не заговорит…»

Е. И. Тихеева

Предметно-пространственная среда

Насыщая групповое пространство, необходимо заботиться в первую

очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные

жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Ведь

наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивает

более высокий уровень познавательного развития детей, а это в свою

очередь провоцирует речевую активность.



В раздел образования