Автор: Филина Светлана Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Жилинская СОШ" Орловского муниципального округа
Населённый пункт: д. Жилина, Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра как средство развития речи детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
«Дидактическая игра как
средство развития речи
детей с ОВЗ»
Подготовила:
Филина С. Ф.
Задачи речевого развития:
Овладение речью
как средством
общения и культуры
Обогащение
активного
словаря
Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической
речи
Развитие речевого
творчества
Знакомство с книжной
культурой, детской
литературой, понимание
на слух текстов различных
жанров детской
литературы
Развитие звуковой и
интонационной культуры
Формирование звуковой
аналитико-синтетической
активности как
предпосылке обучения
грамоте
Выше перечисленные задачи могут быть решены в игровой
деятельности.
•
Игра – основной вид деятельности ребёнка,
способ переработки полученных из
окружающего мира впечатлений.
•
Игра – это подлинная социальная практика
ребёнка, его реальная жизнь в обществе
сверстников.
•
Игра – одно из основных средств
разностороннего воспитания и речевого
развития дошкольников.
Дидактические игры – закрепляют и уточняют словарь, развивают
навыки изменения и образования слов, упражняют в составлении
связных высказываний, формируют правильное звукопроизношение,
умение правильно выражать свои мысли.
Словесные – учат описывать
предметы, выделять их
характерные признаки,
отгадывать предметы по
описанию, находить сходства
и различия предметов и
явлений природы:
● «Скажи наоборот», ●
«Скажи по-другому», ●
«Испорченный телефон», ●
«Светофор», ●«Повтори»,
●«Поиграем в сказку» и др.
С игрушками и
предметами – учат
сравнивать и
устанавливать сходства и
различия, знакомят со
свойствами предметов,
величиной, цветом:
● «Чудесный мешочек», ●
«Что я вижу?», ●«Подбери
пару», ●«Оденем куклу на
прогулку» и др.
Настольно-печатные – знакомят
с миром животных и растений,
явлениями живой и неживой
природы: ●«Собери картинку»,
●«Лото», ●«Ассоциации»,
●«Весёлые игрушки», ●»Любимые
сказки» и др.
● «Волшебный мешочек»
● «Назови одним словом»
● «Расскажи сказку по картинкам»
● «Короткие истории»
● «Мои любимые сказки»
● «Истории в картинках»
● «Рассказы о животных»
● Домино «Весёлые сказки»
● «Весёлые чистоговорки»
● Пазлы «Сказочки»
● Кубики (русские народные сказки)
● «Расскажи стихотворение по картинке» и
др.
►коммуникативная по своей природе;
►совершенствуется диалогическая речь;
►формируются умения правильной
монологической речи;
►способствует становлению и развитию
регулирующей и планирующей функции речи
Сюжетно-ролевая игра
Интенсивное овладение языком, его словарным
богатством и грамматическим строем, в результате
речь становится более ясной и связной.
Театрализованная игра
►стимулирует активную речь за счёт расширения
словарного запаса;
►способствует усвоению элементов речевого
общения (мимика, жест, интонация, модуляция
голоса и др.);
►формирует эмоционально насыщенную и
выразительную речь.
Игры-
драматизации
Режиссёрские
игры
•
Развивают мелкую
моторику, которая
стимулирует речевые зоны
коры головного мозга.
Пальчиковые
игры
•
Побуждают детей к
подражательной речевой
деятельности, расширению
объема понимания речи и
словарного запаса.
Речевые
подвижные
игры
«В пустых стенах ребёнок не заговорит…»
Е. И. Тихеева
Предметно-пространственная среда
Насыщая групповое пространство, необходимо заботиться в первую
очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные
жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Ведь
наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивает
более высокий уровень познавательного развития детей, а это в свою
очередь провоцирует речевую активность.