Напоминание

«Вулканы»


Авторы: Григоренко Юлия Викторовна, Головкова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 78
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема: «Вулканы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия в старшей группе «Вулканы»

ЦЕЛЬ:

1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.

Познакомить с профессией ученого-вулканолога.

2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они

представляют, а также их пользе.

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном

мире. 2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в

процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям

окружающего мира.

4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки,

эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской

деятельности.

5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.

6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к

явлениям природы.

АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ:

Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава,

жерло, гора.

ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем.

2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными

видами вулканов.

3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ :

Экран, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для

извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота,

пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокая тарелка, сода, моющая

жидкость, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Речь с движением.

Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!

2 часть

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.»

(географическая карта). Плакат - карта

Дети: карта.

Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

Дети: Наша Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава.

Как же они называются?

Ребенок: Вулкан

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

Воспитатель: Хотите посмотреть как извергается вулкан?

Тогда поиграем в викторину –тащите вопрос ???по очереди

Викторина

Воспитатель: А как образуются вулканы?

Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает,

застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и

в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.

Воспитатель: А где может образоваться вулкан?

Дети: На суше, и даже в воде.

Воспитатель: Почему он извергается?

Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается

вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.

Воспитатель: какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

Воспитатель: А это как называется? Показываем на жерло

Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в

землю.

Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта

часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется

кратер вулкана.

Воспитатель: А на что он похож?

Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?

Дети: это магма.

Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана

Дети: Лава

Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?

Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она

выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-

лава.

Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?

Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный

дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.

Воспитатель: Как именно лава может извергаться?

Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в

стороны.

Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.

Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?

Дети: один, два дня, а может и несколько лет.

Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на

этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется

новая земля.

Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?

Дети: Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их

извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.

Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не

происходило

Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти

человечества..

Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите

увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

Слайды:

1.Фото вулканы

2.Извержение вулкана (видео)

3.Камчатка (фото)

Воспитатель: Что вы испытали, когда посмотрели извержение?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой

горой?

-Чем это грозит?

- А что происходит обычно перед извержением?

Дети: землетрясение.

-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем

извержении вулкана?

Дети: вулканологи

Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи.

Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности

и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью

специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

Посмотрите, какая это опасная профессия.

Речь с движением

Рядом мы все встанем дружно

(встаём в круг , берёмся за руки)

Нам вулкан представить нужно

(закрываем глаза)

Мы на кратер посмотрели

(под козырёк голову вверх)

Мы подошву рассмотрели

(наклоняемся ,рассматриваем ноги)

Левый склон(поворот ,обе руки вытягиваем)

И правый склон (поворот ,обе руки вытягиваем)

До чего вулкан силён( борец, потрясти кулаками )

Покрутили головой

Не пора ли нам домой?

НИИ директор

Проведение опыта. Цент Экспериментирования.

Здравствуйте, рада вас видеть .

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в

маленьких вулканологов и сами попробуем сделать

извержение вулкана.

Извержение бывают как взрывные ,а бываю

спокойные .

У нас будет спокойное.

Воспитатель: Для этого мы возьмем наш макет

вулкана

и оживим

его!

У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.

Эта сода, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.

Внимание! Эта жидкость с особым знаком.

Что это за знак?

Дети: детям нельзя трогать

Воспитатель: уксус, наливать можно только взрослому. Его

добавлю я сама, когда будет все готово.

Воспитатель: Начинаем ? Оживим Вулкан?

Внимательно следите за действиями:

в окрашенную воду в стаканчике насыпаем чайную ложку соды,

каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно.

После чего содержимое выливаем в наше жерло вулкана,

а я добавляю уксус.

Наш вулкан «оживает» и из него выходит,лава.

(Дети наблюдают извержение вулкана)

1.Диме

дам стакан с водой ,держи

2.Даша

тебе цветной краситель ,нам

надо окрасить воду .

3.Арсений

насыпай в стакан две

чайные ложки соды

4.Серёжа

,

а ты налей в стакан

несколько капель Ферри

5.Лёша

,

а тебе надо всё как следует

перемешать .Держи палочку

6.Тася

выливай содержимое в наше

жерло вулкана .

А я добавлю уксус .

Подведение итогов

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали

аккуратно, и все у вас получилось!

Мне понравилось….

Я узнал (а…

Меня удивило… .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали

аккуратно, и все у вас получилось!

И я хочу Вам подарить магниты с вулканом .

Из Вас получились отличные вулканологи



В раздел образования