Автор: Чичков Артем Владиславович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ СШ ФСО СТРЕЛА Г. КАЗАНЬ
Населённый пункт: КАЗАНЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ
ХОККЕИСТОВ
Чичков А.В.
Актуальность. Катание – чрезвычайно сложная деятельность, а хоккей технически
крайне сложный вид спорта. Движения во время катания являются неестественными для тела
человека, фактически эти движения часто являются противоестественными. Катание состоит
из многочисленных и взаимосвязанных движений со сложной структурой. Каждый маневр
хоккеиста является единым целым, состоящим из различных компонентов. Каждый такой
компонент следует изучить отдельно, после чего свести все компоненты маневра воедино.
Отработка надлежащей техники является существенным требованием, чтобы игрок стал
быстрым, мощным, взрывным, резким и эффективным хоккеистом [5].
В тренировочном процессе с начинающими часто применяют методику пирамида, т.е.
сначала закладывается прочный фундамент как основа для последующего оттачивания
каждого элемента и сведения их в единое целое. При работе с начинающими игроками мы
сначала обучаем их навыкам катания без шайбы. С шайбой они работают после того, как уже
прочно усвоят правильное выполнение элементов катания. По мере взросления учеников, мы
уделяем все больше внимания развитию их быстроты, скоростно-силовых и взрывных
способностей [4]. На заключительном этапе обучения внимание сосредотачивается на
реализации усвоенного умения с сопротивлением, в игровых ситуациях. В конце каждого
тренировочного
занятия
игрокам
следует
разрешить
покататься,
для
собственного
удовольствия, не заботясь о правильности техники катания [2].
Программы отработки умения (техники) катания для игроков младшего возраста, как
и для начинающих хоккеистов всех возрастов, должны включать базовые элементы простого
катания на доступной для них скорости. Чтобы чисто и эффективно выполнить нужные
элементы, таким игрокам следует оказывать необходимую помощь [3].
Как утверждают некоторые специалисты сначала нужно научиться правильно бегать
на коньках, а потом уж начинать играть в хоккей. Это не значит, что игроки не имеют
возможности исправлять свои недостатки. Означает это другое: наилегчайший путь к
хоккейному мастерству лежит через овладение правильной техникой катания на коньках.
Обучаясь технике катания на коньках нельзя стремиться к освоению большого количества
технических приемов, необходимо остановить свой выбор на нескольких, для их более
глубокого и качественного закрепления [1].
Цель исследования: проверить эффективность методики обучения технике катания
на коньках хоккеистов 9-10 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось в течение 8
месяцев. К исследованию были привлечены 20 хоккеистов 9-10 лет, занимающихся в группе
начальной подготовки. Методом случайной выборки хоккеисты 9-10 лет были разделены на
контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. Экспериментальная группа
занималась по разработанной нами методике обучения технике катания на коньках,
контрольная группа занималась по типовой программы спортивной школы.
Микроцикл хоккеистов 9-10 лет состоял из 4 тренировочных и 3 выходных дней.
Разработанная нами методика, направленная на улучшение показателей техники катания на
коньках, применялась на льду в первый день микроцикла. В ходе проведения исследования
нами была разработана методика совершенствования техники катания на коньках хоккеистов
9-10 лет, которая состояла из двух частей: теоретической и практической.
В
теоретической
части
методики
нами
проводились
теоретические
занятия,
посвященные двум основным вопросам: 1. Технические характеристики лезвия конька. 2.
Функции лезвия конька.
В практическую часть методики были включены 4 комплекса упражнений. Основным
направлением
методики
является
обучение
хоккеистов
9-10
лет
рациональному
распределению усилий при передвижении на льду. Комплексы состоят из упражнений
обучения технике катания, но 3 из них имеют определенные особенности выполнения,
направленные на развитие устойчивости при катании на коньках, умения менять
направление движения на ограниченном пространстве, и умения менять направление
движения на высокой скорости. Все упражнения выполнялись в основном с использованием
повторного метода тренировки.
В начале нашего исследования было проведено тестирование для определения
исходных показателей техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет. Тестирование
включало в себя следующие контрольные испытания:
1.
Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с).
2.
Челночный бег на коньках 6x9 м (с).
3.
Слаломный бег на коньках без шайбы (с).
4.
Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с).
Наглядно полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет
контрольной и экспериментальной группах
Контрольные упражнения
Ис-ые
групп
ы
N
Среднее
Стд.
отклонение
Стд.
ошибка
среднего
Р
Бег по малой восьмерке
лицом и спиной вперед (с)
КГ
10
25,9560
0,90672
0,28673
0,907
ЭГ
10
25,9980
0,65180
0,20612
0,907
Челночный
бег
на
коньках 6 x 9 м (с)
КГ
10
15,9860
0,32616
0,10314
0,623
ЭГ
10
15,9070
0,37815
0,11958
0,623
Слаломный
бег
на
коньках без шайбы (с)
КГ
10
12,0480
0,40196
0,12711
0,293
ЭГ
10
11,8910
0,21972
0,06948
0,297
Слаломный
бег
на
коньках
без
шайбы
спиной вперед (с)
КГ
10
13,8150
0,39056
0,12351
0,412
ЭГ
10
13,9510
0,33128
0,10476
0,412
Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.1, при уровне значимости α = 0,05.
В конце нашего исследования мы провели повторное тестирование для определения
показателей
техники
катания
на
коньках
хоккеистов
9-10
лет,
после
реализации
разработанной нами методики.
Наглядно полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Конечные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет
контрольной и экспериментальной группах
Контрольные упражнения
Ис-ые
группы
N
Среднее
Стд.
отклонение
Стд.
ошибка
среднего
Р
Бег по малой восьмерке
лицом и спиной вперед (с)
КГ
10
25,6450
0,91733
0,29009
0,021
ЭГ
10
24,7600
0,62446
0,19747
0,023
Челночный бег на коньках
6 x 9 м (с)
КГ
10
15,7970
0,30155
0,09536
0,000
ЭГ
10
14,9960
0,43195
0,13660
0,000
Слаломный бег на коньках
без шайбы (с)
КГ
10
11,8100
0,35765
0,11310
0,000
ЭГ
10
10,9620
0,11622
0,03675
0,000
Слаломный бег на коньках
без шайбы спиной вперед
(с)
КГ
10
13,5770
0,39041
0,12346
0,002
ЭГ
10
13,0080
0,32991
0,10433
0,003
Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.1, при уровне значимости α = 0,05.
В конце эксперимента результат в тесте «Бег по малой восьмерке лицом и спиной
вперед» в контрольной группе 25,64+0,30 сек., улучшение на 0,32 сек., в экспериментальной
группе 24,76+0,20 сек., улучшение на 1,2 сек., изменения статистически достоверны (p>0,05).
Результат в тесте «Челночный бег на коньках 6x9 м» в контрольной группе 15,79+0,30
сек., улучшение на 0,2 сек., в экспериментальной группе 14,99+0,43 сек., улучшение на 1
сек., изменения статистически достоверны (p>0,05).
Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы» в контрольной группе
11,81+0,35 сек., улучшение на 0,23 сек., в экспериментальной группе 10,96+0,11 сек.,
улучшение на 0,93 сек., изменения статистически достоверны (p>0,05).
Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед» в
контрольной группе 13,57+0,39 сек., улучшение на 0,24 сек., в экспериментальной группе
13,00+0,32 сек., улучшение на 0,95 сек., изменения статистически достоверны (p>0,05).
Выводы. Таким образом, на основании полученных результатов видно, что
техническая подготовленность контрольной и экспериментальной групп не соответствует
требуемым нормативам «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
хоккей».
С
целью
достижения
соответствия
нормативным
требованиям,
в
ходе
педагогического эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-тренировочный
процесс хоккеистов 9-10 лет методика обучения техники катания на коньках. Методика
включает в себя 3 комплекса упражнений, 1 и 2 комплексы содержат по 12 упражнений, и 3
комплекс 5 упражнений. Упражнения комплексов схожи и рознятся только условиями
выполнения. В конце эксперимента мы провели повторное тестирование показателей
техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, которое выявило положительную динамику
улучшения показателей технической подготовленности в обеих группах. Стоит отметить, что
экспериментальная группа, в учебно-тренировочном процессе которой мы применяли
разработанную нами методику, показала более высокий прирост показателей техники
катания на коньках. В связи с этим мы считаем, что разработанная нами методика
совершенствования техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет является эффективной и
ее применение в дальнейшем в учебно-тренировочном процессе имеет место быть.
Список литературы:
1. Букатин, А.Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А. Ю.
Букатин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. - М., 2006. - С. 19-23.
2. Kamalov, A.K. Forming young players’ abilities to perform tactical actions / A.K.
Kamalov, I.E. Konovalov, V.I. Volchkova // Современные проблемы и перспективы развития
системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-
Жанейро:
материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции.
-
Казань:
Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 340-341.
3. Камалов, А.К. Реализация методических рекомендаций для формирования умений
выполнять тактические действия юными хоккеистами / А.К. Камалов, И.Е. Коновалов //
Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в
преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-
практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 258-259.
4. Сайфутдинов, А.Д. Проблемы воспитания быстроты у юных хоккеистов / А.Д.
Сайфутдинов, И.Е. Коновалов // Современные проблемы и перспективы развития системы
подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро::
материалы Всероссийской научно-практической конференции.
- Казань: Поволжская
ГАФКСиТ, 2015. - С. 306-307.
5. Стамм, Л. Основы скоростно-силового катания в хоккее: учебное пособие / Л
Стамм / Пер. с англ. В. Сизоненко. - К.: Олимпийский литература, 2013. - 280 с.: ил.