Напоминание

Вокальная постановка номера


Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Вокальная постановка номера
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Вокальная постановка номера

Пособие для постановки концертного номера,

руководителям детских художественных коллективов

Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Черепанова Татьяна Анатольевна

Райчихинск

2024 г.

Композиция - от латинского - составление, сочетание; Законы

композиции действуют на все виды искусства. Композиция организует

отдельные элементы художественного произведения в единое целое.

Элементы, составляющие хореографическое произведение, складываются в

единую форму, раскрывающую содержание произведения. Построение

отдельных элементов не стихийно, оно организованно. В нем действуют

законы, балетмейстерские приемы, системы.

На законы композиции влияют отдельные исторические условия, с

изменением которых, изменяются композиционные законы.

Композиция (музыка) — категория музыковедения и музыкальной

эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде

выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.

Архитектурная композиция — содержательно-формальная

целостность всех элементов, возникающая в результате художественно-

образного переосмысления строительной конструкции.

Композиция танца состоит из 6-ти компонентов. В нее входят:

драматургия (содержание), лексика танца, музыка, текст (движения, позы,

жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической

площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить

мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.

Композиция составляется из ряда частей - танцевальных комбинаций.

Драматургия.

Основной закон построения драматургического произведения

обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца,

где есть тема и задача выразительность то или иное состояние человека

(радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства

(доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность,

неустрашимость, трудность).

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом

соотношении все пять его частей.

Музыка должна быть по законам драматургии, то есть иметь

экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И не

только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждая песня не могут не быть

подчинены этому языку.

Глиер во время работы над его балетом «Медный всадник» говорил:

«Я пишу не музыку «вообще», а музыку театральную, а потом прошу вас в

композиционном плане очень подробно описать все, что на сцене происходит

и как это происходит. Прошу точно обозначить место, время и характер

сценического действия и каждого танца, только тогда я сумею написать

музыку для нашего балета – музыку театральную. Конечно, это будет музыка

симфоническая, но предназначенная для театра, а не для концертной

филармонической эстрады».

Работа костюма. Как же происходит действие костюма на зрителя?

В момент выхода на сцену, костюм артиста в одно мгновение дает зрителю

представление о стиле будущего действа. Зритель невольно настраивается на

представление, а также происходит сонастройка с артистом.

Во время исполнения песни, костюм позволяет эффективно подавать

сюжет, представляя их именно в том виде, в котором требуется, точно

раскрывая стоящие задачи. Некоторые элементы костюма дают возможность

делать акцент на лицо или волосы или другие части тела.

Кроме того, костюм также может подчеркивать роль артиста в

коллективе. Одинаковые костюмы говорят об равенстве их ролей в

произведении. На их фоне очень хорошо будет выделяться костюм солиста,

привлекая к нему внимание зрителей. Однако, в коллективном танце все

костюмы работают на общее действо, являясь важными средствами

выражения.

Декорации, костюмы важны как в повествовательном, так и в

формальном танце и помогают аудитории поддержать особое внимание на

важных аспектах театральной постановки. Они также могут оказать сильное

влияние на то, каким способом воспринимается или создает настроение

(мрачное или праздничное, в зависимости от цвета костюмов и используемых

украшений). В «Дикой природе» Ричарда Олстона (1984) были использованы

бумажные змеи странной геометрической формы, которые подчеркивали

резкие угловатые движения танцоров.

Костюмы также могут изменить движения: юбки могут придать

поворотам и движениям ног больший размах, в то время как плотно

прилегающее трико показывает каждую деталь движений тела.

Пытаясь подчеркнуть аспекты произведения, можно одеть артистов в

обычную уличную одежду, чтобы она выглядела как можно более

нейтрально, и при этом экспериментировали с декорациями и освещением.

Дизайн декораций и освещения (или их отсутствие) может помочь

создать песню и определить место, в котором должна происходить

постановка. Пространство, в котором происходит действо, имеет, на самом

деле, очень большое влияние на то, каким способом воспринимаются сцены.

Таким образом, небольшое пространство может заставить движения

выглядеть более размашистыми, в то время как большое пространство может

уменьшить масштаб движений и, возможно, заставить их казаться более

отдаленными.

Точно так же загроможденная сцена с только одной освещенной

областью, может заставить движения в танце казаться «сжатыми» или даже

отрывистыми, в то время как ясно освещенная, открытая сцена может

заставить движения казаться неограниченными.

Принцип единства открыт Аристотелем. (Этот принцип выражается в

согласованности отдельных частей композиции, в котором элементы формы

определяются общим для частей материалом. Нарушение принципа единства

приводит к эклектике, к разностильности. В хореографии каждая часть

должна объединяться в строго соответствующие формы выражения.)

Принцип подчинения второстепенного главному.

Принцип соотношения формы и содержания.



В раздел образования