Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Вокальная постановка номера
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детей и юношества»
городского округа города Райчихинска Амурской области
Вокальная постановка номера
Пособие для постановки концертного номера,
руководителям детских художественных коллективов
Выполнил:
Педагог дополнительного образования
Черепанова Татьяна Анатольевна
Райчихинск
2024 г.
Композиция - от латинского - составление, сочетание; Законы
композиции действуют на все виды искусства. Композиция организует
отдельные элементы художественного произведения в единое целое.
Элементы, составляющие хореографическое произведение, складываются в
единую форму, раскрывающую содержание произведения. Построение
отдельных элементов не стихийно, оно организованно. В нем действуют
законы, балетмейстерские приемы, системы.
На законы композиции влияют отдельные исторические условия, с
изменением которых, изменяются композиционные законы.
Композиция (музыка) — категория музыковедения и музыкальной
эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде
выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.
Архитектурная композиция — содержательно-формальная
целостность всех элементов, возникающая в результате художественно-
образного переосмысления строительной конструкции.
Композиция танца состоит из 6-ти компонентов. В нее входят:
драматургия (содержание), лексика танца, музыка, текст (движения, позы,
жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической
площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить
мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.
Композиция составляется из ряда частей - танцевальных комбинаций.
Драматургия.
Основной закон построения драматургического произведения
обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца,
где есть тема и задача выразительность то или иное состояние человека
(радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства
(доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность,
неустрашимость, трудность).
Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом
соотношении все пять его частей.
Музыка должна быть по законам драматургии, то есть иметь
экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И не
только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждая песня не могут не быть
подчинены этому языку.
Глиер во время работы над его балетом «Медный всадник» говорил:
«Я пишу не музыку «вообще», а музыку театральную, а потом прошу вас в
композиционном плане очень подробно описать все, что на сцене происходит
и как это происходит. Прошу точно обозначить место, время и характер
сценического действия и каждого танца, только тогда я сумею написать
музыку для нашего балета – музыку театральную. Конечно, это будет музыка
симфоническая, но предназначенная для театра, а не для концертной
филармонической эстрады».
Работа костюма. Как же происходит действие костюма на зрителя?
В момент выхода на сцену, костюм артиста в одно мгновение дает зрителю
представление о стиле будущего действа. Зритель невольно настраивается на
представление, а также происходит сонастройка с артистом.
Во время исполнения песни, костюм позволяет эффективно подавать
сюжет, представляя их именно в том виде, в котором требуется, точно
раскрывая стоящие задачи. Некоторые элементы костюма дают возможность
делать акцент на лицо или волосы или другие части тела.
Кроме того, костюм также может подчеркивать роль артиста в
коллективе. Одинаковые костюмы говорят об равенстве их ролей в
произведении. На их фоне очень хорошо будет выделяться костюм солиста,
привлекая к нему внимание зрителей. Однако, в коллективном танце все
костюмы работают на общее действо, являясь важными средствами
выражения.
Декорации, костюмы важны как в повествовательном, так и в
формальном танце и помогают аудитории поддержать особое внимание на
важных аспектах театральной постановки. Они также могут оказать сильное
влияние на то, каким способом воспринимается или создает настроение
(мрачное или праздничное, в зависимости от цвета костюмов и используемых
украшений). В «Дикой природе» Ричарда Олстона (1984) были использованы
бумажные змеи странной геометрической формы, которые подчеркивали
резкие угловатые движения танцоров.
Костюмы также могут изменить движения: юбки могут придать
поворотам и движениям ног больший размах, в то время как плотно
прилегающее трико показывает каждую деталь движений тела.
Пытаясь подчеркнуть аспекты произведения, можно одеть артистов в
обычную уличную одежду, чтобы она выглядела как можно более
нейтрально, и при этом экспериментировали с декорациями и освещением.
Дизайн декораций и освещения (или их отсутствие) может помочь
создать песню и определить место, в котором должна происходить
постановка. Пространство, в котором происходит действо, имеет, на самом
деле, очень большое влияние на то, каким способом воспринимаются сцены.
Таким образом, небольшое пространство может заставить движения
выглядеть более размашистыми, в то время как большое пространство может
уменьшить масштаб движений и, возможно, заставить их казаться более
отдаленными.
Точно так же загроможденная сцена с только одной освещенной
областью, может заставить движения в танце казаться «сжатыми» или даже
отрывистыми, в то время как ясно освещенная, открытая сцена может
заставить движения казаться неограниченными.
Принцип единства открыт Аристотелем. (Этот принцип выражается в
согласованности отдельных частей композиции, в котором элементы формы
определяются общим для частей материалом. Нарушение принципа единства
приводит к эклектике, к разностильности. В хореографии каждая часть
должна объединяться в строго соответствующие формы выражения.)
Принцип подчинения второстепенного главному.
Принцип соотношения формы и содержания.