Автор: Каратанова Алла Геннадьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№12"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Трудности работы в пятых классах
Раздел: среднее образование
Основные проблемы и трудности возникающие у пятиклассников
в период адаптации к условиям обучения в средней школе.
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не
только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не
ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе
в целом. И в каждой школе трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи.
Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:
1.
Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на
трудность и усталость, не интересность. Это прослеживается во всех 5 классах
нашей школы.
2.
Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших
классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже
удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не
сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы
родители не смогли их проконтролировать.
Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к
пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые,
отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и
дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и
аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать
ее в руки;
3.
Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс
становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;( в 5А
классе это остро выражено)
4.
Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить
даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”;
5.
Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они
становятся забывчивыми;
6.
Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо
осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями
со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить
изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не
успел перестроиться на “взрослый лад”.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения
между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных
отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится,
чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя
защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими
требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся,
никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку
приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими
учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге
повышается тревожность.
Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.
Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно
ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На
первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у
пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают:
“Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться
слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут
только месяца через два, а иногда и позже.
Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые
требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной
форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение
организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения,
писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще
многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость
требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух
сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны
три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,
чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а
учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких
"мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь
школьника.
Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких
трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое
мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие
своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи
и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества
вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это
ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и
мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и
сразу чувствуют свою незащищенность.
Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он
выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро
выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный
процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание,
другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное
упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с
ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми
учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход
нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только
пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много
учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии.
Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен,
что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти
незамеченным.
Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого
ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они
накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости"
сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями
сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один,
ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого
отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за
разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал
следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы
были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел
незнаний. Так появляются двойки…
Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других
более мелких вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс
адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.
Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить
критический период.
Для этого необходимо:
1.
Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками, педагогами
дополнительного образования.
2.
Установить контакт с семьёй.
3.
Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
4.
Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.
5.
Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.
6.
Проводить диагностическую работу.
По сути, это направления моей работы как классного руководителя.
В результате проведенного анкетирования, пятиклассники указывают, что в школе стало
сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают
конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
По данным школьного психолога ,ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников
повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление
страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих,
который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.