Напоминание

Трудности работы в пятых классах


Автор: Каратанова Алла Геннадьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№12"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Трудности работы в пятых классах
Раздел: среднее образование





Назад




Основные проблемы и трудности возникающие у пятиклассников

в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не

только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не

ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе

в целом. И в каждой школе трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи.

Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:

1.

Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на

трудность и усталость, не интересность. Это прослеживается во всех 5 классах

нашей школы.

2.

Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших

классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже

удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не

сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы

родители не смогли их проконтролировать.

Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к

пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые,

отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и

дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и

аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать

ее в руки;

3.

Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс

становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;( в 5А

классе это остро выражено)

4.

Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить

даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”;

5.

Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они

становятся забывчивыми;

6.

Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо

осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями

со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить

изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не

успел перестроиться на “взрослый лад”.

Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения

между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных

отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится,

чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя

защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.

• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими

требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся,

никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку

приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими

учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге

повышается тревожность.

Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.

Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно

ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На

первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у

пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают:

“Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться

слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут

только месяца через два, а иногда и позже.

Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые

требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной

форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение

организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения,

писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще

многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость

требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух

сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны

три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,

чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а

учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких

"мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь

школьника.

Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких

трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое

мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие

своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи

и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества

вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это

ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и

мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и

сразу чувствуют свою незащищенность.

Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он

выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро

выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный

процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание,

другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное

упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с

ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми

учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход

нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только

пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много

учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии.

Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен,

что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти

незамеченным.

Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого

ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они

накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости"

сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями

сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один,

ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого

отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за

разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал

следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы

были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел

незнаний. Так появляются двойки…

Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других

более мелких вещей.

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс

адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.

Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить

критический период.

Для этого необходимо:

1.

Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками, педагогами

дополнительного образования.

2.

Установить контакт с семьёй.

3.

Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

4.

Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.

5.

Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.

6.

Проводить диагностическую работу.

По сути, это направления моей работы как классного руководителя.

В результате проведенного анкетирования, пятиклассники указывают, что в школе стало

сложнее, потому что:

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают

конспектировать;

• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

• новые, непривычные требования к оформлению работ;

• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным школьного психолога ,ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников

повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление

страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих,

который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.



В раздел образования