Автор: Лосева Ольга Сергеевна
Должность: студент группы 2256з
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Синдром эмоционального выгорания педагога
Раздел: среднее образование
Синдром эмоционального выгорания педагога
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного
общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет
многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми
Ученые
психологи
в
70-е
годы
прошлого
столетия,
выделили
неоднократно возникающее состояние эмоционального истощения у людей,
деятельность которых, связана с профессиями коммуникации (педагоги,
врачи, психологи, работники социальных служб и т.д.). Они внезапно теряли
интерес к роду деятельности на определенном этапе своей работы,
безответственно относиться к своим прямым обязанностям, и вступать в
конфликт с коллегами. По прошествии времени, у них часто развивались
заболевания, связанные с нервной системой. Было определено, что такие
перемены в психологическом состоянии человека, проявлялись в связи с
продолжительным состоянием профессионального стресса. И в дальнейшем
был использован термин «burnout», который переводится как «сгорание» или
«выгорание». Изначально данный термин определяли, как состояние
истощения, изнеможения с чувством собственной бесполезности.
Первым психологом, который упомянул о синдроме эмоционального
выгорания, был Б.Г. Ананьев. В своих работах, он употреблял этот термин
как «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления,
проявляющегося у людей, связанных с межличностными отношениями.
Стрессы, полученные в ходе профессиональной деятельности, постепенно
разрушая
эмоциональное
состояние
человека,
ведут
к
синдрому
эмоционального выгорания. Науки об организационной, а также клинической
психологии, вот уже более сорока лет изучают данный синдром.
Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер начал активное
исследование
данного
синдрома,
в
1974
году
он
ввел
понятие
«эмоциональное выгорание, и определял этот термин как состояние
изнеможения, истощения с чувством собственной бесполезности. Идеи Х.
Фреденбергера дали дальнейшее развитие изучений в работах многих
американских психологов, в частности К. Маслач, которая дала самое
известное понятие синдрома.
Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения и
снижения
личностных
достижений,
данный
синдром
проявляется
у
специалистов, чья профессия обязывает предоставлять услуги в различных
видах помощи. Также, американскими психологами, такими как С. Джексон,
Б. Перламан, Е. Хартман и др. были разработаны исследования на
проявление
синдрома
эмоционального
выгорания
в
ходе
того,
что
исследуемые находились в затяжном стрессе, непосредственно повлиявшее
на это напряжение эмоционального характера в процессе деятельности,
связанной с профессией.
Психологи, были сосредоточенны на том, что необходимо разработать
методики,
по
снижению
вероятности
формирования
синдрома
у
специалистов различных профессий. Они создали методы на основе
профилактики,
включающие
комплексную
терапию,
по
устранению
эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов,
обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в
воспитательном процессе, так как профессия педагога имеет огромную
социальную значимость.
Высокая
эмоциональная
напряженность
педагога,
возрастает
от
наличия большого числа факторов стресса: рабочая перегрузка, нехватка
времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная
оценка и т.д. В случае того, если педагог не способен выдержать
психоэмоциональное
напряжение,
к
проблемам
психоэмоциональной
деятельности могут добавиться затруднения в личной и семейной жизни,
проблемы в общении с коллегами, а также с родителями воспитанников.
Неподъемная эмоциональная и физическая нагрузка, непременность
постоянно поддерживать свою профессиональную ступень, необходимость
сдерживать собственные чувства, быть в курсе инновационных технологий,
каждый день находиться в узком кругу общения - это приводит человека к 6
накоплению отрицательных эмоций. В конечном итоге, педагог, от потери
сил противостоять внешним и внутренним воздействиям, эмоционально
срывается, испытывает сильное изнеможение, отдаляется от воспитанников,
от общения и занятий с ними, - наступает синдром эмоционального
выгорания педагога. Результат влияния синдрома на человека, отрицательно
сказывается на деятельности всего коллектива.
Профессиональная
деятельность
педагогов
изобилует
факторами,
провоцирующими эмоциональное выгорание, напряжённые ситуации на
работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения
дисциплины
учащимися,
конфликтные
ситуации
с
родителями,
администрацией, сотрудниками), потенциально содержат в себе увеличение
нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению
невротических расстройств, психосоматических заболеваний. К тому же
педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный
источник конфликтов.
Все это приводит к накоплению неудовлетворенности и негативных
эмоций, а противоречие между требуемой от педагога мобилизацией и
наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые
отрицательные
(часто
неосознаваемые)
психические
состояния,
проявляющиеся
в
перенапряжении
и
переутомлении,
способствуют
возникновению синдрома эмоционального выгорания. Педагог становится
заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов
эмоционального и профессионального поведения.
У него приглушаются эмоции, сглаживается острота чувств и свежесть
переживаний, исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность
в
отношениях
с
членами
семьи;
возникает
состояние
тревожности,
неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе;
появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к
коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное
отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему. В связи с
этим организация работы по сохранению психического, психологического
здоровья педагогов на наш взгляд, актуальна. Одним из направлений данной
деятельности является информирование педагогов о том, что существует
такая проблема, и вызвана она объективными причинами – работой в сфере
«человек-человек».
Другим
важным
направлением
работы
с
педагогами
является
формирование умений и навыков по сохранению и укреплению своего
здоровья.
Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального
выгорания должна стать приоритетной линией в работе психолога с
педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым
потом могут вырастать другие компоненты работы.