Напоминание

Синдром эмоционального выгорания педагога


Автор: Лосева Ольга Сергеевна
Должность: студент группы 2256з
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Синдром эмоционального выгорания педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Синдром эмоционального выгорания педагога

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного

общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет

многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми

Ученые

психологи

в

70-е

годы

прошлого

столетия,

выделили

неоднократно возникающее состояние эмоционального истощения у людей,

деятельность которых, связана с профессиями коммуникации (педагоги,

врачи, психологи, работники социальных служб и т.д.). Они внезапно теряли

интерес к роду деятельности на определенном этапе своей работы,

безответственно относиться к своим прямым обязанностям, и вступать в

конфликт с коллегами. По прошествии времени, у них часто развивались

заболевания, связанные с нервной системой. Было определено, что такие

перемены в психологическом состоянии человека, проявлялись в связи с

продолжительным состоянием профессионального стресса. И в дальнейшем

был использован термин «burnout», который переводится как «сгорание» или

«выгорание». Изначально данный термин определяли, как состояние

истощения, изнеможения с чувством собственной бесполезности.

Первым психологом, который упомянул о синдроме эмоционального

выгорания, был Б.Г. Ананьев. В своих работах, он употреблял этот термин

как «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления,

проявляющегося у людей, связанных с межличностными отношениями.

Стрессы, полученные в ходе профессиональной деятельности, постепенно

разрушая

эмоциональное

состояние

человека,

ведут

к

синдрому

эмоционального выгорания. Науки об организационной, а также клинической

психологии, вот уже более сорока лет изучают данный синдром.

Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер начал активное

исследование

данного

синдрома,

в

1974

году

он

ввел

понятие

«эмоциональное выгорание, и определял этот термин как состояние

изнеможения, истощения с чувством собственной бесполезности. Идеи Х.

Фреденбергера дали дальнейшее развитие изучений в работах многих

американских психологов, в частности К. Маслач, которая дала самое

известное понятие синдрома.

Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения и

снижения

личностных

достижений,

данный

синдром

проявляется

у

специалистов, чья профессия обязывает предоставлять услуги в различных

видах помощи. Также, американскими психологами, такими как С. Джексон,

Б. Перламан, Е. Хартман и др. были разработаны исследования на

проявление

синдрома

эмоционального

выгорания

в

ходе

того,

что

исследуемые находились в затяжном стрессе, непосредственно повлиявшее

на это напряжение эмоционального характера в процессе деятельности,

связанной с профессией.

Психологи, были сосредоточенны на том, что необходимо разработать

методики,

по

снижению

вероятности

формирования

синдрома

у

специалистов различных профессий. Они создали методы на основе

профилактики,

включающие

комплексную

терапию,

по

устранению

эмоционального выгорания.

Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов,

обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в

воспитательном процессе, так как профессия педагога имеет огромную

социальную значимость.

Высокая

эмоциональная

напряженность

педагога,

возрастает

от

наличия большого числа факторов стресса: рабочая перегрузка, нехватка

времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная

оценка и т.д. В случае того, если педагог не способен выдержать

психоэмоциональное

напряжение,

к

проблемам

психоэмоциональной

деятельности могут добавиться затруднения в личной и семейной жизни,

проблемы в общении с коллегами, а также с родителями воспитанников.

Неподъемная эмоциональная и физическая нагрузка, непременность

постоянно поддерживать свою профессиональную ступень, необходимость

сдерживать собственные чувства, быть в курсе инновационных технологий,

каждый день находиться в узком кругу общения - это приводит человека к 6

накоплению отрицательных эмоций. В конечном итоге, педагог, от потери

сил противостоять внешним и внутренним воздействиям, эмоционально

срывается, испытывает сильное изнеможение, отдаляется от воспитанников,

от общения и занятий с ними, - наступает синдром эмоционального

выгорания педагога. Результат влияния синдрома на человека, отрицательно

сказывается на деятельности всего коллектива.

Профессиональная

деятельность

педагогов

изобилует

факторами,

провоцирующими эмоциональное выгорание, напряжённые ситуации на

работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения

дисциплины

учащимися,

конфликтные

ситуации

с

родителями,

администрацией, сотрудниками), потенциально содержат в себе увеличение

нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению

невротических расстройств, психосоматических заболеваний. К тому же

педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный

источник конфликтов.

Все это приводит к накоплению неудовлетворенности и негативных

эмоций, а противоречие между требуемой от педагога мобилизацией и

наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые

отрицательные

(часто

неосознаваемые)

психические

состояния,

проявляющиеся

в

перенапряжении

и

переутомлении,

способствуют

возникновению синдрома эмоционального выгорания. Педагог становится

заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов

эмоционального и профессионального поведения.

У него приглушаются эмоции, сглаживается острота чувств и свежесть

переживаний, исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность

в

отношениях

с

членами

семьи;

возникает

состояние

тревожности,

неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе;

появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к

коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное

отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему. В связи с

этим организация работы по сохранению психического, психологического

здоровья педагогов на наш взгляд, актуальна. Одним из направлений данной

деятельности является информирование педагогов о том, что существует

такая проблема, и вызвана она объективными причинами – работой в сфере

«человек-человек».

Другим

важным

направлением

работы

с

педагогами

является

формирование умений и навыков по сохранению и укреплению своего

здоровья.

Психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального

выгорания должна стать приоритетной линией в работе психолога с

педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым

потом могут вырастать другие компоненты работы.



В раздел образования