Напоминание

Самоактуализация педагога


Автор: Лосева Ольга Сергеевна
Должность: студент группы 2256з
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Самоактуализация педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Самоактуализация педагога

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой,

которая требует особого внимания, профессиональный педагог должен быть

интеллектуально и морально подготовлен к работе с детьми. Очень важна

при этом самоактуализация профессионального педагога, поскольку это

единственный человек, который большую часть своего времени отводит на

обучение и воспитание детей. Насколько гармоничней будет его внутренний

мир, настолько успешнее будет дело, которое он выполняет.

Формирование

специалиста

в

соответствии

с

современными

требованиями,

преподавателем

должно

осуществляться

в

процессе

постоянного

обновления

и

обогащения

своего

педагогического

профессионализма.

В

то

же

время,

профессиональное

саморазвитие

преподавателя

возможно

в

том

случае,

если

он

видит

пробелы

в

общепедагогических знаниях и в знаниях по преподаваемым им основам

наук. В дальнейшем, анализируя результаты и процесс собственной

деятельности,

преподаватель

рефлексирует,

предваряя

и

обеспечивая

поступательное движение к своему педагогическому мастерству, к своей

профессиональной

зрелости.

Базисом

этой

зрелости

является

сформированная способность занять гуманную личностную позицию по

отношению к обучаемым, коллегам и себе.

Термин

«самоактуализация»

(от

лат.

асtualis–действительный,

настоящий) рассматривается в Кратком психологическом словаре как

стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию

своих личностных возможностей [1]. Источник самоактуализации связан с

возникновением

способности

человека

превращать

собственную

жизнедеятельность

в

предмет

практического

преобразования.

Самоактуализация предполагает изменение отношения к самому себе.

Понятие самоактуализации связано с осмыслением отдельных сторон общего

саморазвития личности. Данное явление изучается в нескольких аспектах:

как мотив (тенденция личности), как процесс (механизмы самореализации),

как ситуация (переживание ценностей существования), как результат

(саморазвивающиеся личности). Большинство исследований делают акцент

на мотивационном аспекте, определяющем стремление человека к возможно

более полному проявлению и развитию своих личностных качеств.

Проблема

самоактуализации

подробно

изучалась

американскими

психологами гуманистического направления, такими как А. Маслоу, К.

Роджерс и др. Различные аспекты становления самоактуализирующейся

личности в целом, и в частности личности подростка, будущего учителя и

педагога,

исследовались

российскими

учеными-философами

(Л.И.

Антропова, Л.П. Буева, И А. Винтин, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, М.А.

Недашковская, А.А. Цыренова, А.В. Шинкин и др.); учеными-психологами

(К.А.

Абульханова-Славская,

Л.И.

Анциферова,

Б.Д.

Парыгин,

С.Л.

Рубинштейн и др.); в педагогике (Б.И. Горячева, И.Л. Зимняя, Л.Н. Ожигова,

Т.В. Перевалова, Б.В. Рыкова, В.А. Сластенин, и др.).

Самоактуализация современного преподавателя является обязательным

и

неотъемлемым

условием

эффективности

его

профессиональной

деятельности.

Наукой

доказано,

что

она

ведет

к

профессионально-

личностному росту, который проявляется в педагогическом мастерстве.

Благодаря

этому

проблема

выявления

сущности

и

механизмов

самоактуализации вызывает у исследователей значительный интерес. К

настоящему времени в теории и практике уже имеется ценный опыт по

различным

аспектам

проблемы

самоактуализации

личности

в

жизнедеятельности, в профессии, в том числе – педагогической. Однако еще

нельзя сказать, что данная проблема решена окончательно и однозначно.

Имеющийся

опыт

характеризуется

достаточной

противоречивостью

и

разногласиями.

Главным

образом

это

связано

с

применением

для

характеристики сложного феномена самоактуализации различных и иногда

полярных методологических оснований, что, в свою очередь, препятствует

формированию целостного и системного представления о самоактуализации

личности, в том числе – педагога.

Отсюда следует, что необходимо определить такой подход к решению

проблемы, который позволит преодолеть имеющиеся противоречия и

обоснует разработку как целостной теории самоактуализации педагога, так и

технологической

стороны

организации

данного

процесса.

При

этом

указанный подход должен опираться на уже имеющийся ценный опыт,

накопленный

философией,

психологией,

педагогикой

в

области

самоактуализации личности вообще и педагога в частности.

Анализ исследований позволяет выявить немало общего в научных

взглядах на феномен самоактуализации, что дает возможность сформировать

достаточно однозначные представления о различных его аспектах.

В свою очередь, обобщение данных представлений создает основу для

характеристики самоактуализации с позиции личностно-деятельностного

подхода. А именно самоактуализация:

представляет собой не только результат активности личности, но и сам

процесс, ведущий к личностному росту;

реализуется благодаря наличию у человека врожденной потребности,

трансформирующейся в «мотив роста»;

направляется дихотомичной целью («для себя» и «для других») и,

соответственно, имеет определенный результат;

имеет предмет – индивидуально-личностный потенциал человека;

осуществляется при помощи соответствующих действий, связанных с

выбором и принятием решений при постановке и достижении целей и задач;

может быть не только спонтанной, но также осознанной и управляемой

ее субъектом;

реализуется в различных видах деятельности человека и учитывает

условия этой деятельности и др.

Совокупность

приведенных

характеристик

самоактуализации

и

обусловливает правомерность постановки вопроса о том, что она может

рассматриваться

в

качестве

особой

деятельности

личности,

так

как

располагает всеми признаками последней. Данное обстоятельство, в свою

очередь,

создает

основу

для

создания

системного

представления

о

самоактуализации педагога, исходящей из представлений о содержании и

строении деятельности (цели, мотивы, предмет, результат, структура

процесса, способы деятельности, условия и др.).

Безусловно,

что

такая

система

с

содержательной

стороны

ориентирована на конкретную личность педагога, на ее индивидуальные

условия. В этой связи и возникает необходимость и возможность исследовать

феномен самоактуализации именно с позиции личностно-деятельностного

подхода, который, в свою очередь, непосредственно связан с теориями

деятельности,

субъектности,

интегральной

индивидуальности,

самоорганизации и др.

Самоактуализация

рассматривается

учеными

в

контексте

ее

осознанности и произвольности. В данном аспекте она трактуется как

сознательное управление собственным поведением (Б. В. Зейгарник, Е. С.

Мазур, А. Б. Холмогорская и др.). В качестве одного из механизмов

самоактуализации признается обратная связь, личностные изменения на

эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях (О. А. Конопкин, Л.

А. Петровская, В. В. Собольникова, А. С. Спиваковская и др.).

То есть самоактуализация в какой-то части может быть осознанно

управляемой ее субъектом (т.е. самоорганизованной), в другой – тоже

управляемой, но на неосознаваемом уровне. Вместе с тем практически все

ученые, занимающиеся проблемой самоактуализации личности, указывают

на то, что именно осознание является для нее главным инициирующим

фактором. Следовательно, чем выше степень осознания, тем выше роль в

этом процессе осознанной самоорганизации, позволяющей осуществлять

самоактуализацию как деятельность.

Итак, личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать

процесс самоактуализации не как спонтанный (что само по себе, безусловно,

имеет место), а как управляемый процесс. При этом управляемыми могут

быть не только самоактуализация в целом как глобальный процесс, но и ее

отдельные

этапы,

и

конкретные

действия.

Владение

же

педагогом

технологией самоорганизации этой деятельности значительно расширяет его

возможности для ее эффективной реализации. Таким образом, феномен

самоактуализации педагога в профессиональной деятельности еще требует

системного осмысления. Методологическую основу для решения данной

проблемы

может

составить

личностнодеятельностный

подход

в

совокупности

со

смежными

теориями

деятельности,

субъектности,

интегральной

индивидуальности,

самоорганизации

и

пр.

Личностно-

деятельностный подход создает основания для того, чтобы максимально

возможно

и

гармонично

учесть

как

внешнюю,

так

и

внутреннюю

детерминированность самоактуализации. С этих позиций самоактуализация

преподавателя выступает как его осознанная и управляемая деятельность по

переводу собственного профессионально значимого потенциала в состояние

актуальности, которая осуществляется в профессиональной деятельности,

регулируется ее требованиями и спецификой. В таком контексте становится

возможным охарактеризовать самоактуализацию системно, во взаимосвязи

многообразных компонентов деятельности с ориентацией на дихотомичную

цель.



В раздел образования