Автор: Лосева Ольга Сергеевна
Должность: студент группы 2256з
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "АлтГПУ"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Самоактуализация педагога
Раздел: среднее образование
Самоактуализация педагога
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой,
которая требует особого внимания, профессиональный педагог должен быть
интеллектуально и морально подготовлен к работе с детьми. Очень важна
при этом самоактуализация профессионального педагога, поскольку это
единственный человек, который большую часть своего времени отводит на
обучение и воспитание детей. Насколько гармоничней будет его внутренний
мир, настолько успешнее будет дело, которое он выполняет.
Формирование
специалиста
в
соответствии
с
современными
требованиями,
преподавателем
должно
осуществляться
в
процессе
постоянного
обновления
и
обогащения
своего
педагогического
профессионализма.
В
то
же
время,
профессиональное
саморазвитие
преподавателя
возможно
в
том
случае,
если
он
видит
пробелы
в
общепедагогических знаниях и в знаниях по преподаваемым им основам
наук. В дальнейшем, анализируя результаты и процесс собственной
деятельности,
преподаватель
рефлексирует,
предваряя
и
обеспечивая
поступательное движение к своему педагогическому мастерству, к своей
профессиональной
зрелости.
Базисом
этой
зрелости
является
сформированная способность занять гуманную личностную позицию по
отношению к обучаемым, коллегам и себе.
Термин
«самоактуализация»
(от
лат.
асtualis–действительный,
настоящий) рассматривается в Кратком психологическом словаре как
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию
своих личностных возможностей [1]. Источник самоактуализации связан с
возникновением
способности
человека
превращать
собственную
жизнедеятельность
в
предмет
практического
преобразования.
Самоактуализация предполагает изменение отношения к самому себе.
Понятие самоактуализации связано с осмыслением отдельных сторон общего
саморазвития личности. Данное явление изучается в нескольких аспектах:
как мотив (тенденция личности), как процесс (механизмы самореализации),
как ситуация (переживание ценностей существования), как результат
(саморазвивающиеся личности). Большинство исследований делают акцент
на мотивационном аспекте, определяющем стремление человека к возможно
более полному проявлению и развитию своих личностных качеств.
Проблема
самоактуализации
подробно
изучалась
американскими
психологами гуманистического направления, такими как А. Маслоу, К.
Роджерс и др. Различные аспекты становления самоактуализирующейся
личности в целом, и в частности личности подростка, будущего учителя и
педагога,
исследовались
российскими
учеными-философами
(Л.И.
Антропова, Л.П. Буева, И А. Винтин, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, М.А.
Недашковская, А.А. Цыренова, А.В. Шинкин и др.); учеными-психологами
(К.А.
Абульханова-Славская,
Л.И.
Анциферова,
Б.Д.
Парыгин,
С.Л.
Рубинштейн и др.); в педагогике (Б.И. Горячева, И.Л. Зимняя, Л.Н. Ожигова,
Т.В. Перевалова, Б.В. Рыкова, В.А. Сластенин, и др.).
Самоактуализация современного преподавателя является обязательным
и
неотъемлемым
условием
эффективности
его
профессиональной
деятельности.
Наукой
доказано,
что
она
ведет
к
профессионально-
личностному росту, который проявляется в педагогическом мастерстве.
Благодаря
этому
проблема
выявления
сущности
и
механизмов
самоактуализации вызывает у исследователей значительный интерес. К
настоящему времени в теории и практике уже имеется ценный опыт по
различным
аспектам
проблемы
самоактуализации
личности
в
жизнедеятельности, в профессии, в том числе – педагогической. Однако еще
нельзя сказать, что данная проблема решена окончательно и однозначно.
Имеющийся
опыт
характеризуется
достаточной
противоречивостью
и
разногласиями.
Главным
образом
это
связано
с
применением
для
характеристики сложного феномена самоактуализации различных и иногда
полярных методологических оснований, что, в свою очередь, препятствует
формированию целостного и системного представления о самоактуализации
личности, в том числе – педагога.
Отсюда следует, что необходимо определить такой подход к решению
проблемы, который позволит преодолеть имеющиеся противоречия и
обоснует разработку как целостной теории самоактуализации педагога, так и
технологической
стороны
организации
данного
процесса.
При
этом
указанный подход должен опираться на уже имеющийся ценный опыт,
накопленный
философией,
психологией,
педагогикой
в
области
самоактуализации личности вообще и педагога в частности.
Анализ исследований позволяет выявить немало общего в научных
взглядах на феномен самоактуализации, что дает возможность сформировать
достаточно однозначные представления о различных его аспектах.
В свою очередь, обобщение данных представлений создает основу для
характеристики самоактуализации с позиции личностно-деятельностного
подхода. А именно самоактуализация:
представляет собой не только результат активности личности, но и сам
процесс, ведущий к личностному росту;
реализуется благодаря наличию у человека врожденной потребности,
трансформирующейся в «мотив роста»;
направляется дихотомичной целью («для себя» и «для других») и,
соответственно, имеет определенный результат;
имеет предмет – индивидуально-личностный потенциал человека;
осуществляется при помощи соответствующих действий, связанных с
выбором и принятием решений при постановке и достижении целей и задач;
может быть не только спонтанной, но также осознанной и управляемой
ее субъектом;
реализуется в различных видах деятельности человека и учитывает
условия этой деятельности и др.
Совокупность
приведенных
характеристик
самоактуализации
и
обусловливает правомерность постановки вопроса о том, что она может
рассматриваться
в
качестве
особой
деятельности
личности,
так
как
располагает всеми признаками последней. Данное обстоятельство, в свою
очередь,
создает
основу
для
создания
системного
представления
о
самоактуализации педагога, исходящей из представлений о содержании и
строении деятельности (цели, мотивы, предмет, результат, структура
процесса, способы деятельности, условия и др.).
Безусловно,
что
такая
система
с
содержательной
стороны
ориентирована на конкретную личность педагога, на ее индивидуальные
условия. В этой связи и возникает необходимость и возможность исследовать
феномен самоактуализации именно с позиции личностно-деятельностного
подхода, который, в свою очередь, непосредственно связан с теориями
деятельности,
субъектности,
интегральной
индивидуальности,
самоорганизации и др.
Самоактуализация
рассматривается
учеными
в
контексте
ее
осознанности и произвольности. В данном аспекте она трактуется как
сознательное управление собственным поведением (Б. В. Зейгарник, Е. С.
Мазур, А. Б. Холмогорская и др.). В качестве одного из механизмов
самоактуализации признается обратная связь, личностные изменения на
эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях (О. А. Конопкин, Л.
А. Петровская, В. В. Собольникова, А. С. Спиваковская и др.).
То есть самоактуализация в какой-то части может быть осознанно
управляемой ее субъектом (т.е. самоорганизованной), в другой – тоже
управляемой, но на неосознаваемом уровне. Вместе с тем практически все
ученые, занимающиеся проблемой самоактуализации личности, указывают
на то, что именно осознание является для нее главным инициирующим
фактором. Следовательно, чем выше степень осознания, тем выше роль в
этом процессе осознанной самоорганизации, позволяющей осуществлять
самоактуализацию как деятельность.
Итак, личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать
процесс самоактуализации не как спонтанный (что само по себе, безусловно,
имеет место), а как управляемый процесс. При этом управляемыми могут
быть не только самоактуализация в целом как глобальный процесс, но и ее
отдельные
этапы,
и
конкретные
действия.
Владение
же
педагогом
технологией самоорганизации этой деятельности значительно расширяет его
возможности для ее эффективной реализации. Таким образом, феномен
самоактуализации педагога в профессиональной деятельности еще требует
системного осмысления. Методологическую основу для решения данной
проблемы
может
составить
личностнодеятельностный
подход
в
совокупности
со
смежными
теориями
деятельности,
субъектности,
интегральной
индивидуальности,
самоорганизации
и
пр.
Личностно-
деятельностный подход создает основания для того, чтобы максимально
возможно
и
гармонично
учесть
как
внешнюю,
так
и
внутреннюю
детерминированность самоактуализации. С этих позиций самоактуализация
преподавателя выступает как его осознанная и управляемая деятельность по
переводу собственного профессионально значимого потенциала в состояние
актуальности, которая осуществляется в профессиональной деятельности,
регулируется ее требованиями и спецификой. В таком контексте становится
возможным охарактеризовать самоактуализацию системно, во взаимосвязи
многообразных компонентов деятельности с ориентацией на дихотомичную
цель.