Напоминание

«Творческая деятельность - как одна из форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи».


Авторы: Щаникова Ольга Вениаминовна, Баранова Наталья Михайловна
Должность: методисты
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Компас" Клуб Энергетик
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Проект
Тема: «Творческая деятельность - как одна из форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи».
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Творческая деятельность - как одна из форм

взаимодействия образовательного учреждения и семьи».

Содержание:

1.

Введение

2.

Основная часть

1.

Цель проекта

2.

Задачи проекта

3.

Содержание проекта

4.

Этапы реализации проекта

5.

Ожидаемый результат

6.

Перспективы дальнейшего развития

3.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Творчество – это движущая сила,

которая поддерживает в нас жизнь.

Вэнс Майк, консультант компании Дисней

Введение

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет

родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей

её маленького члена. Кто, как не родители, наблюдающие ежедневно за ребёнком в

разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у

ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо

деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем

ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о

формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться,

преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время - будет

трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности,

в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому

бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие

способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без

которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в

какой-либо деятельности. Развитие творческих способностей детей следует признать

одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его

место в социуме.

С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту

или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок.

Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя

должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.

Основная часть

Современная школа-это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя

взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов, как

равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению,

широкому социальному сотрудничеству.

Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных

позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его

индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных

поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного

развития уникального потенциала каждого воспитанника.

Цель проекта – развитие творческих способностей через партнерское взаимодействие

школы и семьи. Побудить родителей к творческой деятельности вместе с детьми; дать

возможность представить положительный опыт семейного воспитания.

Задачи проекта:

- создание условий для выявления и развития творческих способностей учащихся,

формирование навыков саморазвития и самообразования;

- повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы, класса

- создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;

привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;

Создание условий для эмоционального взаимодействия взрослых и детей (развитие

творческой фантазии, воображения).

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы

совместно с учителем и родителями.

Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с

семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов.

Укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся.

Защита прав и интересов ребёнка в асоциальных семьях.

Привлечение внимания общественности к проблемам семьи и школы.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка

высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;

принцип деятельностного подхода к воспитанию, предполагающий, что дети, родители,

педагоги - субъекты воспитательной системы.

Сроки проведения проекта: в течении учебного года

Участники проекта:

- учащиеся, родители, педагоги

Актуальность проекта

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,

вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые

оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема

творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией

социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями -

активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не

видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у

него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Планируемы результаты:

1.

Развитие совместной деятельности семьи и школы.

2.

Усиленное информирование родителей о жизнедеятельности школы, класса.

3.

Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.

4.

Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.

5.

Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной

связи с родителями.

6.

Повышение уровня сплочённости классных коллективов;

7.

Рост творческой активности детей;

8.

Получения удовлетворения от результатов;

На данный момент работа над проектом находится в стадии реализации и есть,

несомненно, планы на дальнейшее его развитие.

Основные направления реализации проекта:

1. Диагностика семей обучающихся:

изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;

изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с

детьми;

изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей;

составление характеристик семей обучающихся.

2. Работа с социально неблагополучными семьями:

составление социального паспорта класса;

составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально

неблагополучных семей;

обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных,

неблагополучных семей;

адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.

3. Формы взаимодействия педагогов и родителей:

создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;

организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского

комитета;

проведение дня открытых дверей в школе;

тематические родительские собрания;

праздники семьи и класса, семейные гостиные;

спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";

выставки семейного творчества;

фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой

папа-защитник отечества", "Самая, самая…";

индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

тематические беседы с обучающимися и их родителями;

родительские конференции.

Система взаимодействия школы и семьи:

4. Организация полезного досуга, создание системы массовых мероприятий с родителями,

работа по организациисовместной общественно значимой деятельности и досуга

родителей и обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, включение семей в

воспитательный процесс.

Формы деятельности

Мероприятия

Познавательная

Дни науки, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества,

олимпиады, выпуск предметных и межпредметных газет.

Трудовая

Оформление и озеленение кабинета

Досуговая

Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, выставки

творческих работ.

Спортивная

Дни здоровья, спортивные праздники("Мама, папа, я - спортивная семья").

5. Организация психолого-педагогического ознакомления родителей через:

родительские собрания;

индивидуальные беседы;

Роль родителей в творческом развитии детей

Всем известно, что родители составляют первую общественную среду ребенка,

соответственно родители играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие

интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой

деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и

физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей.

Семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка

как личности. Семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании

ребенка. Роль родителей в воспитании и развитии своего чада огромна. Поэтому

педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Ещё В.А.

Сухомлинский говорил: « Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной

деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие

личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса

– одна из главных задач школы. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни

школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их

ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый

неразрывный процесс. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но

часто не знают, как это сделать. Родители нашего класса - полноправные члены учебно -

воспитательного процесса.

Содержание сотрудничества педагогов нашего класса с родителями включает 3 основных

направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в

учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно-

воспитательным процессом. Психолого-педагогическое просвещение родителей

предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: индивидуальные или

тематические консультации; родительские собрания. Вовлечь родителей в учебно-

воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни

творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в

организации и проведении внеклассных дел.

Перечисленные выше направления совместной деятельности педагога и семьи будут

эффективны тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с

семьями своих учеников. Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и

классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько

слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит

атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение

взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в

классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского

комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Чем активнее сотрудничество

детей, родителей и педагогов в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем

в работе с семьями. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое

дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это

возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех

сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие

образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного

развития ребенка. Выстраивая систему сотрудничества с родителями, мы ставим перед

собой следующие задачи: Познакомить родителей с основным законом воспитания детей

в семье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным

количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности,

приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Привлекать родителей к

жизни и проблемам класса. Создать единую систему «Педагоги + родители + ученики =

МЫ» Вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия. Знакомить

родителей с достижениями их детей. Единство родителей, учащихся и педагогов помогает

в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса

ставят перед собой единую цель. Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько

людей, столько разных мнений. Родители с пониманием относятся к тому, что происходит

в классе. Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками

воспитательного процесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. Как же

мы сотрудничаем с родителями в направлении творческого развития наших учеников?

Наши родители, учащиеся и учителя демонстрируют свои произведения рукомесла, а

также родители - активные помощники детей в различных конкурсах. Эту работу мы

только начали в прошлом году и уже есть свои результаты. Способов развития творческих

способностей множество. Но именно родители могут лучше всего организовать процесс

творческого развития ребёнка. Об этом говорят следующие факты:

-ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;

-родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития,

которые понравятся ребёнку и будут ему интересны;

-творческая деятельность — один из самых продуктивных вариантов

времяпрепровождения взрослого и ребенка;

-внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как педагог старается

распределить его равномерно между всеми детьми в классе;

-эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет ребёнку особые впечатления

радости совместного творчества;

-у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно

быть вместе;

-мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому

творческий опыт дитя, который он получает в семье, умножается вдвое

Тесное, правильно организованное сотрудничество с родителями позволило выявить

творческие личности и среди родителей.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных

задач классного руководителя. По традиции в нашей школе проходит «Осенний бал» и

родители совместно с детьми подготовили поделки из овощей на выставку. Родители

стараются помогать своим детям при участии в различных конкурсах. И надо сказать, их

совместные работы занимают места в районе.

Я взаимодействие с родителями строю на основе таких идей-принципов, как:

обращение к чувству родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике

положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот,

трудовой и общественной деятельности и вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс

можно с помощью такой формы деятельности как совместное творчество «союз детей и

их родителей».

Только равноправное творческое взаимодействие классного руководителя с детьми и их

родителями является залогом полноценного развития ребенка.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

При грамотной и активной реализация проекта родители должны более усердно

интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении проблем школы и

класса, с удовольствием участвовать в школьных праздниках, начинать зарождать

классно-семейные и школьные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия,

поездки на экскурсии и т.д.

Реализация проекта способствует улучшению микроклимата в школе, развитию

отношений между семьёй и школой, решению многих школьных повседневных проблем.

Родители приобщаются к школьной жизни детей. Результатом взаимодействия классного

руководителя, педагогов, психологов с родителями становится постоянная забота о

развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и

психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке,

способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с

ребенком. Особенностью проекта является открытое свободное взаимодействие родителей

и школы, предусматривающее выполнение данного проекта. Такая стратегия является

важным фактором развития педагогической системы школы. Успешность школьной

жизни обучающихся зависит от уровня сотрудничества всех субъектов педагогического

процесса, в том числе и семьи. Проект может реализоваться в любом образовательном

учреждении РФ, целью которого является создание условий для формирования

партнерского взаимодействия школы и семьи.

Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития

способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на

дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место

в жизни.

Заключение

Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию

школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду,

научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать

силу воли, пройти успешную адаптацию и дальнейшую социализацию и т.д.

Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием

успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

При этом нужно чётко

осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса

строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога,

родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему

школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные

институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими

усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего

развития творческих сил и способностей детей.

Список использованной литературы

1. Борисова Г.Д. Родительское собрание - форма содружества семьи и школы //

Начальная школа. 2012. № 6. С. 14-17.

2. Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка //

Образование в современной школе. 2011. № 10. С. 42-48.

3. Зиангирова З.Т. Работа классного руководителя с семьей // Начальная школа.

2013. № 9. С. 32-34.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность

ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

5. Огнева О.В. Как родители могут помочь ребенку в учебе // Начальная школа.

2013. № 10. С. 16-17.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.:

М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская

энциклопедия, 2003. - 528 с. - С. 12.

Приложение 1

Анкета «Знакомство с родителями»

Уважаемые родители!

Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогически позицией и

взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и адресно

сотрудничать с вами.

Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с

вами:____________________________________________

Какие семейные традиции вы соблюдаете?

1.

дни рождения;

2.

дни поминовения усопши;

3.

коллективные посещения кино, театров и др.;

4.

религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники...);

5.

день создания семьи;

6.

гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);

7.

школьные праздники (начало учебного года, окончание шкоды...);

8.

профессиональные праздники;

9.

воскресные семейные обеды, ужины;

10.

выпуск семейной газеты;

11.

проведение семейных советов;

12.

другое _________________________

3.Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

1.

спорт;

2.

рыбалка;

3.

шитье;

4.

вышивка;

5.

сочинение стихов, рассказов, сказок;

6.

поделки;

7.

коллекционирование;

8.

пение;

9.

вязание;

10.

аквариумоводство;

11.

домашние животные (уход, дрессировка);

12.

шахматы;

13.

живопись/рисование;

14.

чтение;

15.

игра на музыкальных инструментах;

16.

посещение театров;

17.

другое

Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете ребенка: ______

Какой труд объединяет вашу семью?

1.

общего труда нет, у каждого свое дело;

2.

уборка квартиры;

3.

ремонт квартиры;

4.

уход за домашними животными;

5.

уход за скотом;

6.

работа в саду, на даче;

7.

индивидуальная трудовая деятельность;

8.

другое

6.Собираете ли вы семейные советы?

1.

семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;

2.

собираем совет для того, чтобы:

3.

распределить бюджет семьи,

4.

планировать покупки,

5.

планировать отпуск,

6.

распределять работу по лому, ответственность,

7.

обсуждать поступки членов семьи,

8.

обсуждать проблемы воспитания детей,

9.

другое

7.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

· отдельная комната для ребенка;

· уголок в общей комнате;

· спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т. п.)

· библиотека;

· музыкальные инструменты (гитара, баян и т. п.);

· диапроектор;

· киноаппарат, кинопроектор;

· электронные игры;

· проигрыватель;

· компьютер;

· видеокамера;

· фотолаборатория;

· фотоаппарат;

· живой уголок;

· фонотека;

· аквариум;

· столярные, слесарные инструменты;

· вязальная машина;

· конструкторы;

· швейная машина;

· развивающие игры;

· велосипед/мотоцикл;

· еще

8.Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

1.

мама; папа;

2.

бабушка; дедушка;

3.

прабабушка; прадедушка;

4.

няня; родственница;

5.

гувернантка;

Другие

9.Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы?

1.

умственное развитие;

2.

сквернословие;

3.

эстетическое развитие;

4.

непослушание;

5.

культуру общения;

6.

грубость:

7.

самостоятельность;

8.

нервозность;

9.

интерес к знаниям;

10.

усталость, измотанность:

11.

желание учиться;

12.

возбуждение;

13.

внимание к близким;

14.

нежелание ходить в школу;

15.

страх перед оценками;

16.

страх перед педагогами;

17.

другое

Обработка анкеты: качественный анализ ответов осуществляется по указанным

параметрам воспитательного потенциала семьи.

1. Материально-бытовые условия и средства, имеющиеся в семье для воспитания ребенка

(вопросы № 7, 8).

2. Духовная жизнь семьи, сплачивающая ее и создающая качество «дома» для ребенка

(вопросы № 2,3, 5,6).

3. Включенность родителей в педагогически-ориентированные виды семейной

деятельности (вопросы № 4,6 – обсуждение проблем воспитания, № 12,15).

Приложение 2

Памятка для родителей

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и

обучении детей. Учитель - наш первый союзник и друг нашей семьи. Советуйтесь с

ним, поддерживайте его авторитет.

2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете,

сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.

3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: "Что ты

сегодня узнал нового?" вместо традиционного: "Какую сегодня получил оценку?").

Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына.

4. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его

мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

5. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца.

Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.

5. Обязательно оказывайте посильную помощь школе. Важным этапом в

индивидуальной работе с родителями является знакомство с жизнью каждого

ученика в семье.

Приложение 2

Полезные советы родителям

1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому,

может ли ваш ребёнок сказать: "Я счастлив!"

2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры

заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете

своего ребёнка.

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в

порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не

приходит восставать против родителей.

4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до

конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее

во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

4. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но

мы не замечаем, что иногда мы не правы. Не бойтесь детских сомнений в вашей

правоте.

5. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

6. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить

даже педагогическую ошибку.

7. Чаще говорите ребёнку главные слова: "Не горюй! Не унывай! Не бойся! Будь

смелым!".

8. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков - один из самых

трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что

он обижен.

9. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу.

Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

10. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем

лучше идёт воспитание.

11. Джон Стейнбек говорил: "Мальчик становится мужчиной, когда возникнет

необходимость в мужчине". Хотите вырастить мужчину - создавайте такую

необходимость в доме.

12. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: "Ты уже большой!", ни полом: "А

ещё мальчик!", ни куском хлеба: "Мы тебя кормим, поим".

13. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о

соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

14. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию. Любить детей

бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

15. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с

окружающими, настолько они будут с ним хороши.

16. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь

повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

17. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: "Ты всегда", "Ты вообще",

"Вечно ты"... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то

не так, об этом и скажите ему.

18. Говорят: "Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год". Хвалите

ребёнка с утра до вечера!

19. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: "Ты

хорош, но не лучше других".



В раздел образования