Автор: Гатауллин Марсель Ильнурович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "СШОР "ФСО "Тасма""
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: научная статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11 ЛЕТ
Гатауллин М.И., тренер-преподаватель,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа
олимпийского резерва «Физкультурно-спортивное объединение “Тасма”»
Актуальность.
Футбол сегодня является массовым, очень популярным и зрелищным
видом спорта, что обуславливает всемирный и постоянный к нему интерес. В современной
спортивной науке наблюдается интерес к проблеме физической подготовки юных футболистов.
Среди важных вопросов, посвященных этой теме, остаются те, которые связаны с содержанием,
структурой и методикой общей и специальной физической подготовки юных футболистов. При
этом, важно помнить о необходимости, в первую очередь, совершенствовании специальных
физических качеств, одним из которых является развитие ловкости футболистов, так как данное
качество, хоть и не в первую очередь, но определяет эффективность игровых действий футболиста.
Развитие ловкости и точности движений – одно
из базовых навыков для наиболее
рационального решения задач, поставленных перед футболистом в футбольном матче. Надежный
игрок, умеющий при необходимости эффективно действовать на любом участке поля и в любой
игровой
ситуации
-
крайне
нужен
команде,
ставящей
перспективные
турнирные
или
соревновательные цели. Возможно, по той причине, что данное качество относительно плохо пока
изучено,
например,
отсутствуют
научно
обоснованные
данные
о
структуре
ловкости
в
тренировочных занятиях футболистов довольно редко можно встретить специальные упражнения
для её развития. В связи с этим, более глубокое исследование структуры ловкости футболиста,
выявление её взаимосвязи с эффективностью технико-тактических действий в условиях спортивных
соревнований,
а
также
внесение
рекомендаций
в
тренировочные
программы
команд,
представляются такими, которые требуют своего решения. Предполагаем, что тренировочные
программы будут эффективными, если они будут направлены на одновременное развитие ловкости
и техники тактического мастерства. Вместе с тем мы не должны не забывать о том, что оценка
степени ловкости любого обоснованного двигательного задания не заключается в элементах
данного задания, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей
обстановкой, так как от её эффективности зависит степень успешности решения реализуемой
командной задачи.
Цель исследования. Изучить особенности процесса развития ловкости юных футболистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведён педагогический эксперимент, в
котором приняли участие 20 юных футболистов. Дети тренируются на базе МАУ ДО"СШОР "ФСО
"Тасма"".
Первый этап включал в себя анализ научно- методической литературы, в процессе которого
изучались
источники,
посвященные
проблемам
физической
подготовленности,
принципам
построения данного процесса, его содержанию и структуре. В ходе проведенного нами
эксперимента были выявлены недостатки физической подготовленности в экспериментальной
группе по отношению к контрольной группе. Эксперимент проходил на базе МАУ ДО"СШОР
"ФСО "Тасма"".
В эксперименте принимали участие футболисты, занимающиеся футболом различное
количество времени, от одного года до трех лет. Контрольная группа состояла из футболистов,
которые занимаются футболом от двух до трех лет, а для экспериментальной мы разработали
комплекс упражнений, направленных на совершенствование ловкости и взяли футболистов,
занимающихся футболом от года до двух лет. Обоснование разработанных комплексов
упражнений: для развития данного качества мы включили в комплекс разнообразные средства и
приемы, направленные совершенствование ловкости. Для решения конкретных задач применялись
разнообразные упражнения. Нами были использованы следующие комплексы упражнений:
подбрасывание мяча вверх и ловля мяча руками с поворотами на 180 градусов. Тренировки
проходили 3 раза в неделю по 1 часу, понедельник, среда, пятница.
Для измерения показателей использовались тесты: подбрасывание и ловля мяча и
отбивание мяча от пола. Для подбрасывания мяча предоставляется 3 попытки, нужно подбросить
мяч вверх за 30 секунд максимальное количество раз и поймать (высота не менее 2 метров). Тест
отбивание мяча от пола: футболист отбивает мяч от пола максимальное количество раз за 30 секунд
(руки можно чередовать).
Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что юные футболисты
обладают высоким уровнем развития ловкости и координационных способностей. Педагогический
эксперимент продемонстрировал, что разработанный комплекс упражнений эффективен. Комплекс
упражнений направлен на совершенствование ловкости и координационных способностей, которые
необходимы футболисту, чтобы эффективно решать поставленные перед ним задачи в футбольном
матче.
Список литературы.
1. Вихров К., Догадайло В. Педагогический контроль в процессе тренировки // Теория и практика
футбола. - Киев, Научно-методический отдел Федерации футбола Украины, 2000. - 96 с.
2. Лисенчук Г.А. Теоретико-методические основы управления подготовкой футболистов. Дисс.
доктора пед. наук. - Киев, НУФВСУ, 2004. – 37с.
3. Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов // Учебно-методическое пособие. -
Днепропетровск, 2001. - 104с.