Напоминание

"Профилактика нарушений письменной речи у детей 7 лет"


Авторы: Травина Людмила Валерьевна, Войтёнок Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 5 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика нарушений письменной речи у детей 7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Профилактика нарушений письменной речи у детей 7 лет ».

Уже в начале обучения к ребёнку предъявляются высокие требования:

он должен успевать за ритмом работы в классе, опираясь на уже

сформированные умения и навыки в дошкольном периоде. От родителей

зависит во многом степень подготовленности ребёнка к обучению в

школе. Это и развитие познавательной активности, и умение связно и

последовательно излагать свои мысли, развитие фонематического слуха и

развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, оптико-

пространственных представлений). Первоклассник должен уметь

пересказывать прочитанное, составить самостоятельный рассказ с опорой

и без неё, отвечать развёрнутыми фразами, используя сложные

предложения. К 7 годам у ребёнка должна быть полностью

сформирована звуковая сторона речи.

Овладеть чтением и письмом без особенных сложностей ребёнок может

только в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе

при овладении навыками письма он будет допускать логопедические

ошибки.

Количество детей с нарушениями чтения ( дислексией) и письма

(дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению , причины этого

лежат в недостаточном внимании к развитию речевых и неречевых

психических функций в дошкольный период. Как понять , что у ребёнка

действительно появились нарушения чтения и письма логопедического

характера ? Необходимо внимательно изучить ошибки в тетрадях.

В 1-ой половине года у первоклассников необходимо обратить

внимание на то, как он срисовывает цифры, буквы - на оптический

компонент; может ли он срисовать последовательно ряд знаков (букв) не

допуская ошибок, видит ли строку, может ли он ориентироваться в

координатах пространства и на листе бумаги. Необходимо проверить ,

может ли ребёнок определить наличие, положение или

последовательность звуков в словах. Составить грамотно фразу из

предложенных в начальной форме слов.

Во 2 – ой половине года , когда ребёнок овладевает некоторыми

навыками письма, необходимо обратить внимание на следующие

ошибки:

1.

Пропуски букв , чаще гласных;

2.

Повторение одной и той же буквы ( ЗУБ – ЗУЗ);

3.

Замена букв сходных акустически или оптически ( ЛЮДИ – ЛУДИ;

ДЫРА – БЫРА, САДИК – СОДИК);

4.

Недописывание слов;

5.

Перестановка букв и слогов ( РАБАБАН – БАРАБАН);

6.

Зеркальное написание букв;

7.

Отсутствие точек и заглавных букв , предлогов;

8.

Слияние слов в предложениях;

9.

Затруднения в делении слов на слоги, в постановке ударения, в

выполнении звукового разбора слова;

10.

« Корявый подчерк» , нарушения высоты букв, сползание их со

строки.

При чтении могут наблюдаться следующие ошибки:

1.

Пропуск букв , слогов, предлогов;

2.

Замена и перестановка букв;

3.

Искажение слов;

4.

Чтение по догадке;

5.

Прочитывание по слогам , но невозможность собрать слово в единое

целое и понять смысл прочитанного.

Ошибки должны носить постоянный характер.

В 1-ом классе проводится лишь профилактика дисграфии , а

логопедическое заключение дислексия, дисграфия ставится только в

начале 2-го года обучения.

Виды работ для профилактики нарушений чтения и письма у ребёнка 7

лет:

Наращивание словаря ребёнка. Игры: « Я знаю 10 овощей …….»,

(подбор признаков предметов, действий к ним); «Назови лишнее

слово среди существительных, прилагательных, глаголов» ( объясните

почему слово лишнее) , « Чем отличаются предметы?», «Подбери

слова по аналогии», «Смысловые ряды» (гвоздь – молоток, шуруп - ),

«Подбери слова – неприятели», «Подбери слова – приятели».

Работа над словообразованием. Игры: « Назови ласково», «Что в чём

лежит» ( хлеб – лежит в хлебнице, сахар – в сахарнице), «Назови

детёнышей», «Два брата ИК и ИЩ», «Вспомни профессии», «Измени

по аналогии : виноград – виноградина», «Делаю – сделал», «Чем

отличаются слова» ( умывает – умывается), «Наоборот» (глаголы:

входит – выходит), « Чьи хвосты ?», «Назови листья», «Что из чего

сделано?», «Закончи предложение…. ( Апельсин большой, а арбуз

ещё больше……)», « Подбери слова – родственники» ( лес, лесок,

лесной, лесник), « Найти лишнее слово среди родственных» ( горе,

горный, горе),« Назови общую часть слов – родственников» (зимушка,

зимовать, зимний ), «Придумай одно слово из двух» ( снег чистит =

снегоочиститель).

Работа над словоизменением. Упражнения : « Один – много»,

«Огород» (закрепление винительного падежа: «Я посажу ….»), « Что

без чего?» ( закрепление род.падежа), « Кому что дадим ?»

( закрепление дат. падежа)», «Кто чем управляет ?» ( закрепление

твор.падежа), «Два и пять»( согласование числительных с

существительными), «Кто где живет ?» ( закрепление предложного

падежа), «Где спрятались коты?» ( составление предложно-падежных

конструкций),«Мой, моя, моё, мои» (согласование местоимений с

существительными), « Подбери к словам признаки» ( красная лента,

красный бант, красное яблоко, красные шары).

Развитие диалогической речи (полные , развёрнутые ответы на

вопросы), работа над пониманием распространенных предложений

( Упражнения : «Исправь ошибки» ( например: Коза принесла корм

девочке.), «Закончи предложение» (закрепление

сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»; например: Я

надела шубу, чтобы….), составление предложений по опорным

словам , картинкам, запись графической схемы предложения,

исправление ошибок во фразах ( например: Шёл дождь , потому что я

взяла зонтик. Или: У мальчика был красная шар.) , наращивание

предложения, составление описательных рассказов, рассказов с

опорой на ключевые слова, на отдельные предметные картинки,

сюжетные картинки, составление рассказов из готовых предложений.

Работа над звуко-буквенной и слоговой стороной речи. Упражнения:

определить наличие, положение, последовательность и количество

звуков и букв , слогов в слове; подбор картинок , слов на заданный

звук , букву или слог ; найти ошибки в словах, в которых

переставлены местами буквы, слоги; составить слова из

предложенных звуков, букв или слогов.

Работа над предложением. Упражнения: посчитать количество слов

в предложении, назвать слова последовательно, назвать самое

короткое или длинное слово в предложении, повторение правила

написания предложения.

Развитие неречевых психических функций. Упражнения: запомнить и

повторить цепочку из 7-9 слов; работа над схемой тела и

ориентировка на листе бумаги; определение перечёркнутых,

наложенных предметов и букв; воспроизведение цепочки

графических изображений и букв; определение правильно

написанных букв в ряду; работа на тренажёре ( корректировка

подчерка).



В раздел образования