Авторы: Травина Людмила Валерьевна, Войтёнок Ольга Юрьевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 5 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика нарушений письменной речи у детей 7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Профилактика нарушений письменной речи у детей 7 лет ».
Уже в начале обучения к ребёнку предъявляются высокие требования:
он должен успевать за ритмом работы в классе, опираясь на уже
сформированные умения и навыки в дошкольном периоде. От родителей
зависит во многом степень подготовленности ребёнка к обучению в
школе. Это и развитие познавательной активности, и умение связно и
последовательно излагать свои мысли, развитие фонематического слуха и
развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, оптико-
пространственных представлений). Первоклассник должен уметь
пересказывать прочитанное, составить самостоятельный рассказ с опорой
и без неё, отвечать развёрнутыми фразами, используя сложные
предложения. К 7 годам у ребёнка должна быть полностью
сформирована звуковая сторона речи.
Овладеть чтением и письмом без особенных сложностей ребёнок может
только в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе
при овладении навыками письма он будет допускать логопедические
ошибки.
Количество детей с нарушениями чтения ( дислексией) и письма
(дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению , причины этого
лежат в недостаточном внимании к развитию речевых и неречевых
психических функций в дошкольный период. Как понять , что у ребёнка
действительно появились нарушения чтения и письма логопедического
характера ? Необходимо внимательно изучить ошибки в тетрадях.
В 1-ой половине года у первоклассников необходимо обратить
внимание на то, как он срисовывает цифры, буквы - на оптический
компонент; может ли он срисовать последовательно ряд знаков (букв) не
допуская ошибок, видит ли строку, может ли он ориентироваться в
координатах пространства и на листе бумаги. Необходимо проверить ,
может ли ребёнок определить наличие, положение или
последовательность звуков в словах. Составить грамотно фразу из
предложенных в начальной форме слов.
Во 2 – ой половине года , когда ребёнок овладевает некоторыми
навыками письма, необходимо обратить внимание на следующие
ошибки:
1.
Пропуски букв , чаще гласных;
2.
Повторение одной и той же буквы ( ЗУБ – ЗУЗ);
3.
Замена букв сходных акустически или оптически ( ЛЮДИ – ЛУДИ;
ДЫРА – БЫРА, САДИК – СОДИК);
4.
Недописывание слов;
5.
Перестановка букв и слогов ( РАБАБАН – БАРАБАН);
6.
Зеркальное написание букв;
7.
Отсутствие точек и заглавных букв , предлогов;
8.
Слияние слов в предложениях;
9.
Затруднения в делении слов на слоги, в постановке ударения, в
выполнении звукового разбора слова;
10.
« Корявый подчерк» , нарушения высоты букв, сползание их со
строки.
При чтении могут наблюдаться следующие ошибки:
1.
Пропуск букв , слогов, предлогов;
2.
Замена и перестановка букв;
3.
Искажение слов;
4.
Чтение по догадке;
5.
Прочитывание по слогам , но невозможность собрать слово в единое
целое и понять смысл прочитанного.
Ошибки должны носить постоянный характер.
В 1-ом классе проводится лишь профилактика дисграфии , а
логопедическое заключение дислексия, дисграфия ставится только в
начале 2-го года обучения.
Виды работ для профилактики нарушений чтения и письма у ребёнка 7
лет:
Наращивание словаря ребёнка. Игры: « Я знаю 10 овощей …….»,
(подбор признаков предметов, действий к ним); «Назови лишнее
слово среди существительных, прилагательных, глаголов» ( объясните
почему слово лишнее) , « Чем отличаются предметы?», «Подбери
слова по аналогии», «Смысловые ряды» (гвоздь – молоток, шуруп - ),
«Подбери слова – неприятели», «Подбери слова – приятели».
Работа над словообразованием. Игры: « Назови ласково», «Что в чём
лежит» ( хлеб – лежит в хлебнице, сахар – в сахарнице), «Назови
детёнышей», «Два брата ИК и ИЩ», «Вспомни профессии», «Измени
по аналогии : виноград – виноградина», «Делаю – сделал», «Чем
отличаются слова» ( умывает – умывается), «Наоборот» (глаголы:
входит – выходит), « Чьи хвосты ?», «Назови листья», «Что из чего
сделано?», «Закончи предложение…. ( Апельсин большой, а арбуз
ещё больше……)», « Подбери слова – родственники» ( лес, лесок,
лесной, лесник), « Найти лишнее слово среди родственных» ( горе,
горный, горе),« Назови общую часть слов – родственников» (зимушка,
зимовать, зимний ), «Придумай одно слово из двух» ( снег чистит =
снегоочиститель).
Работа над словоизменением. Упражнения : « Один – много»,
«Огород» (закрепление винительного падежа: «Я посажу ….»), « Что
без чего?» ( закрепление род.падежа), « Кому что дадим ?»
( закрепление дат. падежа)», «Кто чем управляет ?» ( закрепление
твор.падежа), «Два и пять»( согласование числительных с
существительными), «Кто где живет ?» ( закрепление предложного
падежа), «Где спрятались коты?» ( составление предложно-падежных
конструкций),«Мой, моя, моё, мои» (согласование местоимений с
существительными), « Подбери к словам признаки» ( красная лента,
красный бант, красное яблоко, красные шары).
Развитие диалогической речи (полные , развёрнутые ответы на
вопросы), работа над пониманием распространенных предложений
( Упражнения : «Исправь ошибки» ( например: Коза принесла корм
девочке.), «Закончи предложение» (закрепление
сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»; например: Я
надела шубу, чтобы….), составление предложений по опорным
словам , картинкам, запись графической схемы предложения,
исправление ошибок во фразах ( например: Шёл дождь , потому что я
взяла зонтик. Или: У мальчика был красная шар.) , наращивание
предложения, составление описательных рассказов, рассказов с
опорой на ключевые слова, на отдельные предметные картинки,
сюжетные картинки, составление рассказов из готовых предложений.
Работа над звуко-буквенной и слоговой стороной речи. Упражнения:
определить наличие, положение, последовательность и количество
звуков и букв , слогов в слове; подбор картинок , слов на заданный
звук , букву или слог ; найти ошибки в словах, в которых
переставлены местами буквы, слоги; составить слова из
предложенных звуков, букв или слогов.
Работа над предложением. Упражнения: посчитать количество слов
в предложении, назвать слова последовательно, назвать самое
короткое или длинное слово в предложении, повторение правила
написания предложения.
Развитие неречевых психических функций. Упражнения: запомнить и
повторить цепочку из 7-9 слов; работа над схемой тела и
ориентировка на листе бумаги; определение перечёркнутых,
наложенных предметов и букв; воспроизведение цепочки
графических изображений и букв; определение правильно
написанных букв в ряду; работа на тренажёре ( корректировка
подчерка).