Автор: Ишмуратова Сулпан Муратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 261
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад для педагогов ДОУ
Тема: " Волонтерское движение с детьми дошкольного возраста как фактор развития нравственно-патриотических чувств"
Раздел: дошкольное образование
Волонтерское движение
с детьми дошкольного возраста как
фактор развития нравственно- патриотических чувств.
В
настоящее
время
современное
российское
общество
остро
переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной
политики
Российской
Федерации
является
обеспечение
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, которая
осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа
волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует
воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрское движение – это одна из новых, но уже показавшая свою
жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской
среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в
выборе способов проявления своих интересов, что является одним из
направлений ФОП ДО.
Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении
состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,
ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в
команде;
Целью
волонтерского
движения
является
воспитание
духовно-
нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию,
гармоничному
взаимодействию с другими людьми.
Задачи волонтерского движения следующие:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности;
- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности
и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и
рассказу воспитателя.
Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется
поэтапно.
Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача
этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства.
Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в
мотивировании
детей
на
волонтерскую
деятельность
и
организацию
команды.
Важный момент в организации волонтерского движения –
это
обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить
других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно
разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций.
Третий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные
дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ
проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо
соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих
детей, их родителей.
Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи
детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр,
днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры
на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании,
умываний,
закаливающих
процедурах,
совместная
продуктивная
деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.
Также
можно,
например,
предложить
детям-волонтерам
изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад
и поздравить их, рассказать как здорово в нашем детском саду.
Обязательным
условием
данного
этапа
является
обсуждение
волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой
вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность
работы, увлекательность и полезность.
Четвертый этап
– диагностический.
Диагностика
помогает
исследовать
и
определить
эффективность
применения
технологии
волонтерства на определённом временном отрезке.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии
педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование
и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,
слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию,
они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных
жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей развиваются
коммуникативно-речевые умения и навыки.
Волонтеры осознают свою
важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти
на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым
они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и
нужными.
Дошкольники приходят к пониманию, что волонтер
обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
У детей формируется потребность в проявлении инициативы по
выбору мероприятий и их количеству.
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает
формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в
социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут
открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь
ближнему.