Напоминание

публикация


Автор: Диктяренко Елена Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад Кристаллик
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, САЛЕХАРД
Наименование материала: Развитие эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ посредством взаимодействия с семьей воспитанника.
Тема: публикация
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ посредством

взаимодействия с семьей воспитанника.

Диктяренко Е.А

Педагог-психолог

ЯНАО,г.Салехард

МБДОУ детский сад «Кристаллик»

Аннотация: Целью статьи является демонстрация опыта использования

игровых технологий в работе с семьей , как эффективного средства развития

эмоционально - личностной сферы детей с ОВЗ в ДОУ.

Опыт использования игр, по нашему мнению, будет полезен коллегам

различных дошкольных

учреждений, занимающихся сопровождением детей с

эмоциональными нарушениями.

Ключевые

слова: дети ОВЗ,семья, эмоционально-личностная сфера,игровая

технология

Мы учим ребенка ходить, показываем, как держать ложку и карандаш, учим

читать и писать

.

Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об

окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без

поддержки и совета. Возможно, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно

справляться

с

собственными

эмоциями.

Часто

мы

теряемся,

когда

можно

воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда

малыш пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг,

ожидая оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка»,

«Ты что, трусишь?». Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти

чувства не приветствуются в мире взрослых.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с

нарушениями психоэмоционального развития, из них 80% - это дети с ОВЗ. Этой

категории

детей

свойственны:

эмоциональная

неустойчивость,

повышенная

возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д.,

что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того,

на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения,

обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию

личностного роста детей в целом. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии

действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все

многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и

войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, я поняла, что необходима

целенаправленная

и

организованная

работа,

которая

не

только

обогатит

эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью

устранит недостатки в их эмоционально - личностном развитии. Психологи считают,

что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по

эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с

проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно

использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изучив методическую

литературу по данному направлению, я сделала вывод, что одной из таких форм

является метод игровых технологий с родителями и детьми.

Семья

уникальный

первичный

социум,

дающий

ребенку

ощущение

психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного

безоценочного принятия. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в

области семьи: Т.А.Маркова, О.Л.Зверева, Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, И.В.Лапицкая

и др. Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его

любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это

ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания,

здесь происходит его социальное рождение.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь

семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более

полную реализацию ее воспитательных функций:

развитие интересов и потребностей ребенка;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно

меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к

уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

воспитание уважения к детству и родительству;

взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической

компетентности родителей;

оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через

трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков

практической работы с детьми;

использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного

творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие предстать родителям активными

участниками воспитательно-образовательного процесса. Их можно использовать как

на родительских собраниях, так и при других формах организации встреч

с родителями:

Приветствие. Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

• Сказать дружно друг другу “Привет!;

• Стукнуться кулачками;

• Потереться спинками;

• Обняться.

1. Упражнение «Снежный ком»

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг

друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и

называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же

буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Лена может

сказать: «Меня зовут Лена, и я ловкая». Второй участник повторяет то, что сказал

первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Лена, который ловкая

апельсины, а я Татьяна и я тихая».

2. «Гусеница»

Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию.

После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь

не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест;

как умывается; как делает зарядку, как танцует и. т. д.

3. «Сердце семьи» Все люди хотят быть счастливыми, жить в крепкой и дружной

семье.

Ведущий вывешивает на стенде изображение сердца и сообщает: «Это сердце

счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, «сокровища счастливой семьи».

Участники записывают на сердечках, что, по их мнению, необходимо поместить в

сердце счастливой семьи. Участники записывают и прикрепляют сердечки на «сердце

счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.

4. Упражнение «Три зеркала»

Родителям предложили в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными,

во втором - большими и веселыми, в третьем - счастливыми. (Зеркалами послужили

обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы). Спрашиваю

у родителей :

• В какое зеркало чаще всего хочется смотреться?

В каком зеркале вы более симпатичнее?

• На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале?

Это упражнение, служит для снятия эмоционального напряжения, усталости от

трудного рабочего дня.

5. Игра «Строим башню»

Для игры можно предложить любые предметы. Участники делятся на подгруппы.

Каждая подгруппа получает одинаковое количество предметов и задание - построить

как можно более высокую и устойчивую башню. Победителем становится та группа,

чья башня самая высокая и прочная. Основная цель данной игры: «Умение

сотрудничать», «Развитие коммуникативных способностей», «Как научить ребенка

быть внимательным?». В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?

6. Игра «Какой он – мой ребенок»

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из

них обводит контур руки, затем родителям предлагается на каждом пальчике записать

качества характера ребенка. В центре ладони можно изобразить символ, кем он

является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подводится итог. Чаще всего даются

положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные

качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на

определенные выводы о сформированности личности ребенка.

7. Упражнение «Плодородный сад»

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки

(стикеры, на которых педагоги пишут свои впечатления о работе, пожелания и. т. д.

- Что вы думаете о сегодняшней нашей встрече? Какие у вас предложения?

Затем яблоки развешиваются на дереве с комментарием того, что понравилось или не

понравилось участникам в работе и пожеланиями на будущее.

Игра, являясь отдыхом, развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество, в

терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.

Таким образом, использование игровых форм работы психолога с родителями в

ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании

своих детей. Эффективность проделанной работы по внедрению нетрадиционных

форм работы с родителями подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы

родителей в жизни группы и детского сада.



В раздел образования