Напоминание

Тема: "Активные методы обучения ФГОС на уроках биологии, географии и внеурочной деятельности"


Автор: Блюменштейн Елена Геннадьевна
Должность: учитель географии, биологии
Учебное заведение: Ульяновский техникум экономики и права
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: "Активные методы обучения ФГОС на уроках биологии, географии и внеурочной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учреждение - профессиональная образовательная организация

«Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»

БЛЮМЕНШТЕЙН Е.Г.

"Экспериментальная деятельность учителя-

предметника: способы организации и реализации"

по предмету естествознание

г. Ульяновск

2023

Автор: Е.Г.Блюменштейн, преподаватель НОУ СПО «Ульяновский

техникум экономики и права Центросоюза РФ»

Рецензенты:

И.И.Алешина,

методист

НОУ

СПО

«Ульяновский

техникум экономики и права Центросоюза РФ»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................1

Тема 1.

Формы обучения

................................................................... 3

Тема 2.

Дискуссия

.................................................................................6

Тема 3.

Проблемное обучение

..........................................................6

Тема 4.

Урок-экскурсия

......................................................................7

Тема 5.

Игры

.........................................................................................11

Тема 6.

Работа в парах

........................................................................27

Тема 7.

Инновационные технологии

......... ....................................28

Библиография …………………………………………………..............29

Введение

1. Одна

из важнейших

задач естествознания в современной

техникуме -

формирование

знаний

студетов, вооружение

их

навыками

грамотного

использования природных ресурсов, воспитание высокой культуры поведения в

быту и в трудовой деятельности.

Тема опыта «Активные методы обучения на уроках естествознания и во

внеклассной работе» отражает главное направление и содержание работы с учащимися.

Общеизвестно, что знание естествознание дает возможность изучать экосистемы на

всех уровнях – от планетарного до ландшафтного, вооружает методологией анализа

взаимодействия человека и природы, является теоретической базой любых видов

деятельности общества.

Актуальность выбора темы связана с тем, что стал теряться интерес к

предмету, а вместе с этим снижаться уровень знаний. Чтобы решить эту проблему

необходимо пересмотреть процесс обучения. Основой обучения является познавательный

интерес и его развитие стало первостепенной задачей учителя. Одним из путей решения

данной проблемы является развитие познавательного интереса студетов, который

вызывает у детей эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания ,которое

переходит в творческую активность, используя, активные и интерактивные формы. Суть

активных форм обучения состоит в том ,что учебный процесс организован таким образом,

что практически все учащиеся оказываются вовлеченными процесс познания. Каждый

студент вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен информацией, опытом,

ценностями, в доброжелательной атмосфере, взаимной поддержке, все это позволяет

получать не только знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит

ее на более высокий уровень сотрудничества .

3. Главной целью опыта

является реализация знаний в практической

деятельности студетов.

Анализ

накопленного

в

педагогике

и

методике

преподавания

естествознания материала позволил выделить основные противоречия:

1. Между ориентацией нового содержания на развитие творческих

способностей студетов и традиционными методами и формами, ориентируемыми на

передачу готовых знаний.

2. Между необходимостью все время увеличивать объем информации и

возможностью организма в ее усвоении.

С учетом реально существующих и характерных для современной школы

проблем и противоречий в обучении естествознания, а также на основе личных

интересов был сделан выбор темы.

4.

Ведущими педагогическими идеями опыта являются:

Использование активных методов обучения на уроках естествознания и во

внеклассной работе для формирования географического мировоззрения студетов;

Идея сотрудничества, признание за каждым студетам его индивидуальности;

Усиление практической деятельности. Студетам предлагается для более глубокого

изучения выполнение проектно-ориентированных заданий по естествознания,

Учение без принуждения, когда нет необходимости заставлять учиться, достаточно

направлять

деятельность

студентов,

что

составляет

основу

личностно-

ориентированного обучения.

5. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая

направленность посредством увеличения внимания к технологиям обучения, которые

формируют практические навыки анализа информации, стимулируют самостоятельную

работу студетов, формируют опыт ответственного выбора и поведения.

Личностно-ориентированное обучение предполагает признание за каждым

студетам его индивидуальность, его субъективный опыт постоянно согласуется с

содержанием образования, обогащается и углубляется.

6.

Новизна опыта

заключается в творческом применении известных

технологий и определяется путем

применения

групповой

работы, обучения

в

сотрудничестве, методов проектов, разноуровневого обучения комплексно, что более

продуктивно, а также адаптация этих технологий и во внеклассную работу.

В процессе обучения уроки носят характер преобразующей деятельности

студетов. Студеты наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают

выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: побудить к

мыслительным действиям, их планированию.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге студента и учителя,

который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом

обязательно учитываются индивидуальная избирательность студента к содержанию, виду

и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания

самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Целью

является

реализация

знаний в практической

деятельности

студетов.

Воспитание личности способной к творческой, самостоятельной деятельности через

активные, интерактивные формы и методы обучения и развития.

Объектом

выступает активная познавательная деятельность, а предметом – процесс

формирования

активной

познавательной

деятельности

через

использование

разнообразных форм образования и воспитания студетов.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом были выдвинуты

Задачи:

1. Разработать и апробировать содержание и технологии уроков и внеклассных

мероприятий через активные методы обучения.

2.

Обеспечить

получение естественно научных

знаний, умений

и

навыков

в

соответствии с индивидуальными способностями студетов.

3. Формировать определенный менталитет студетов.

4. Дать систему прочных знаний и умений

5. Сформировать навыки диалогового общения, работы в группах.

6. Дать возможность каждому студенту реализовать свои способности.

С целью решения поставленных в опыте задач использовались следующие методы:

Изучение

и

анализ

психолого-педагогической

литературы

по

проблеме

формирования активной познавательной деятельности студетов.

● Изучение

опыта

преподавания

естествознания

на

основе

личностно-

ориентированных технологий в обучении.

● Анкетирование, статистические методы обработки полученных данных, сравнение.

Технологическая реализация в опыте построена на активных методах обучения

при проведении уроков естествознания и во внеклассной работе (посредством

организации работы студетов).

Средства : 1. Материальная база кабинета.

2. Учебно-методический комплекс по естествознания.

Формы : традиционные и нетрадиционные творческие ,самостоятельные работы ,

уроки : ролевые игры, путешествия, КВН, конференции, семинары, групповые

формы работы и др.

Методы : 1. Активные и интерактивные.

2. Метод дискуссий.

3. Метод проблемного изложения материала.

4. Метод проектов.

1. Формы обучения

Условия: психофизические задатки, учебные возможности студетов в классах.

Индивидуальный, дифференцированный подход, подбор новых и интерактивных

форм учебных занятий и специальных развивающих заданий.

Индивидуальные,

фронтальные

формы

обучения

являются

традиционными,

а

коллективные

принципиально

новыми

в

современном

образовании. В последнее время интерес студетов к учению резко упал, чему в

определённой степени способствовали устаревшие формы урока.

Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее

распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-

конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции,

уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др. В понимании

сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы

педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового

педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической

науки в практику.

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых

нестандартных уроков. При проведении уроков, используются самые разнообразные

формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-театр,

урок-путешествие, бизнес-урок, уроки защиты проспектов, урок-аукцион, урок-

лекция с использованием мультимедийных средств, уроки-соревнования, уроки

вдохновения, урок-беседа за круглым столом, урок-эврика, урок размышление, урок

взаимообучения,

урок-конференция,

урок-защита

диссертации,

урок-тезис

антитезис, урок-дискуссия, мозговой штурм, при контроле знаний используется урок

- общественный смотр знаний, урок-геобизнес, урок-семинар, урок-фестиваль, урок-

экспедиция,

уроки

психологических

тренингов,

интегрированные

уроки.

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято писать о

познавательной

активности

студетов.

Разработаны

и

приемы

активизации

познавательной деятельности, но все это нисколько не изменило традиционное

обучение, которое уже веками в своей основе остается неизменным, а, следовательно,

и его эффективность, если и повысилась, то весьма незначительно. Педагоги считают

(В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении процесса обучения и форм

его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность студетов в

процессе обучения, т. е. студент в процессе обучения воздействует на окружающих

его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий

уровень.

Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной)

пассивности

большинства современных

студетов.

Анализ форм организации

процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная

пассивность студетов.

Дидактический активизирующий и развивающийкомплекс педагогического

сотрудничества

открывает

новые

принципиальные

подходы

и

тенденции.

Преподавание школьной естествознания может быть успешно раскрыто разными

способами, прежде всего путем прямого расширения информации, введения

дополнительных

сведений

при

изучении

ряда

тем

и

разделов.

(Методика

развивающего обучения Эльконина Д. Б.-Давыдова В.В.). Совершенствование

методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей,

используемых в авторских системах педагогов новаторов: опорных сигналах В.Ф.

Шаталова, в идее свободного выбора Р.Шнейнера, опережении С.Н.Лысенковой, в

идее крупных блоков П.М.Эрдиниева и др.

2. Дискуссия

Одной из наиболее эффективных методов изучения проблем является дискуссия.

Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет студетам

темы докладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога

заключается в комментировании полемики студетов, подведении итогов обсуждения.

Эта

форма

организации

обучения

рассчитана

на

студетов,

имеющих

сформированные

умения

и

навыки

работы

с

литературой.

На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными

экспонатами

в

музее,

работой

механизмов

на

предприятии,

наблюдая

за

разнообразными

процессами,

происходящими

в

природе.

На формирование знаний студетов нацелена и упреждающая консультация,

позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с теми

учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили

3. Проблемное обучение

Изучение проблем открывает широкие возможности для углубленного

познания и расширения

знаний, становления гражданственности, способствует

внедрению проблемного

обучения

процессов

образования.

В

педагогике

проблемный характер обучения определяется как подход, «возбуждающий у

студентов противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность

в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала». В классификации

методов

обучения

он

выделяется

как

«активизирующий

познавательную

деятельность студентов и формирующий у него познавательный интерес». Опыт

организации

проблемного

обучения

накапливался

в

мировой

практике

на

протяжении последних десятилетий. Целью проблемного обучения является развитие

у

студетов

критического

мышления,

опыта

учебно-исследовательской

деятельности, поиск собственных личностных решений. Опыт студетов служит

важнейшим источником учебного познания. А педагог выступает в роли помощника

в работе студента.

Проблемная

организация

образовательного

процесса

может

быть

осуществлена с меньшим или большим ролевым участием студетов. Под ролевым

участием Фридман Л. М. предлагает понимать самостоятельное выполнение тех

функций, которые при обычной организации образовательного процесса выполняют

сами учителя: изложение нового материала, контроль и коррекция учебной работы,

проведение опытов. Ролевое участие студетов означает, что часть всех этих ролей

вместо учителя выполняют сами студенти под ненавязчивым руководством учителя.

Существуют

два

варианта

проблемной

организации

образовательного

процесса. Первый вариант предполагает, что процесс следует организовывать и

проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении

посильных трудностей, чтобы у них возникла постоянная потребность в овладении

новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

В данном случае образовательный процесс строится следующим образом: при

изучении нового материала создаю проблемную ситуацию; включаю студетов в

решение

проблемы.

При

данной

организации

образовательного

процесса

осуществляется сотрудничество учителя с студентами. Сам образовательный процесс

состоит из трех этапов: вводно-мотивационного, операционно-познавательного и

рефлексивно-оценочного.

Основная цель вводно-мотивационного этапа – вызвать у студетов

познавательный интерес к предстоящей работе по изучению новой темы, создать у

них ясное представление о целях и содержании этой работы. Основным средством

для этого является постановка исходной проблемной задачи, разъяснение значения

этой задачи.

На операционно-познавательном этапе учащиеся изучают учебный материал,

усваивают знания, овладевают умениями и навыками, различными действиями.

Изучение

учебного

материала

производится

путем

развертывания

исходной

проблемной задачи в систему более частных проблемных, исследовательских и

учебных задач. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется

фронтальными, индивидуальными и коллективными способами работы.

Выбор региональных проблем, имеющих дискуссионный характер, очень

велик.

Вопросы для дискуссии предлагаются заранее.

Частично-поисковый и исследовательский уроки проводятся как при изучении

нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний

студетов. Например, при подготовке рефератов по теме «Антропогенные факторы и

их воздействие на биосферу» предлагаю учащимся карточки-задания для проведения

экологических исследований.

Карточка

№1

Тема

«Загрязнение

воздуха

выхлопными

газами

автотранспорта». Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в

атмосферу от автомашин.

Задания для исследования

1. Выберите определенный участок автодороги, расположенный вблизи

школы или дома.

2. Подсчитайте, сколько проехало по автодороге за 1 час легковых, грузовых

машин, автобусов, использующих дизельное топливо.

3. Используя данные таблицы 1, определите, какое количество выхлопных

газов в среднем поступает в атмосферу за 1 час (за сутки) на этом участке дороги.

Изучение региональных проблем возможно также с помощью организации

деловых игр.

Например, экологическая игра «Наша планета – наше здоровье».

Лозунгом такой игры может быть такой: «Думай глобально – действуй локально»

Задачей таких игр является расширение и углубление знаний студетов по вопросам

охраны природы.

Большое

значение

имеют

развивающие

игры

психологического

характера:

кроссворды, викторины, ребусы, потому что они не требуют большой подготовки, но

решают много образовательных задач. В основе этого игрового средства лежит

исследовательский рефлекс.

4. Урок-экскурсия

Уроки этого типа в первую очередь призваны показать студетам

практическое применение знаний, полученных при изучении темы. Ныне всю

большую

популярность

у

педагогов

получает

активная

методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу

экскурсии

собирают

материал

для

выполнения

определённых

заданий.

Эта

методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании,

осмотре предприятия ознакомлении с его оборудованием и технологическим

циклом.

Все студенти получают оценки.

В процессе изучения естествознания оно

осуществляется также посредствам практических работ на местности, экскурсий. В

их число следует включить и наблюдение за характером воздействия человека на

природную среду, за антропогенными изменениями природных условий. Например,

на экскурсии, наряду с изучением воздуха и поверхностных вод (температура,

направление и скорость перемещения, атмосферное давление и т.п.), следует

рассмотреть санитарное состояние вод и воздуха, источники их загрязнения, влияние

естественно научных факторов на степень загрязнения окружающей среды, меры по

ее защите. В начале экскурсии перед учащимися желательно поставить вопросы:

Каково количество воды в реке?

Для каких целей эту воду можно использовать?

Чем загрязняется вода в реке?

Откуда поступают загрязнения, как они влияют на природные

особенности реки?

Какие

меры

надо

предпринимать

для

защиты

и

сохранения

благоприятных качеств водоемов?

Большое внимание в преподавании естествознания и внеклассной работе

уделяется поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под руководством

учителя изучают местные предприятия

Перед экскурсией студетам предлагаются вопросы экологической направленности:

Какие природные ресурсы используются в производстве?

Какие виды топлива служат источником энергии?

Какие

виды

отходов

образуются

на

производстве?

Как

они

утилизируются?

Какой экологический ущерб наносит предприятие природной среде?

Необходимой

частью

образования

является

-

краеведческое

изучение

учащимися своего города. Однако, организация образования городских студетов

сопряжена с большими трудностями: В городах природные объекты обычно удалены

от школ на большие расстояния, что мешает проводить экскурсии и наблюдения в

естественных условиях. Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых

сравниваются экологически неблагоприятные районы с районами, где состояние

городской среды благоприятно для жизни людей. В ходе таких экскурсий

рассматриваются следующие вопросы:

В каких районах города больше зеленых насаждений?

Какую экологическую роль они играют в городе?

Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности

застройки и особенностям планировки, по уровню шума?

Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?

В целом городские кварталы дают значительные возможности для

организации наблюдений с учащимися.

Наиболее

распространенной

педагогической

технологией,

которая

используется на уроках естествознания и во внеклассной работе, является групповая

работа. Суть данной технологии можно сформулировать так: каждый обучает всех,

все обучают каждого. Класс заранее необходимо разделить на несколько групп, в

каждой группе выбирается консультант (лидер). Вместе с лидерами учитель готовит

все необходимое к уроку: карточки для каждой группы, где могут быть

теоретические и практические задания, проблемы, задачи, упражнения по карте,

необходимый раздаточный материал.

(Дьяченко,

В.К. Организационные формы

обучения и их развитие/ М.: Педагогика, 1989.)

Например,

урок

по

теме:

«Экологические

проблемы

мира.

Охрана

окружающей среды». Учащиеся работают в группах: «Защитники гидросферы»,

«Защитники атмосферы», «Защитники биосферы», «Представители промышленных

предприятий», «Представители сельскохозяйственных предприятий».

Представители защиты атмосферы:

Вредные выбросы в атмосферу попадают от транспорта. Сейчас в мире более

600 млн. автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов, а ведь в

выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов. Мы

хотели бы задать вопрос представителям сельскохозяйственных предприятий:

Сколько машин в ваших хозяйствах? На каком топливе они работают? Не думаете ли

вы переходить на экологически чистое топливо?

Влияние положительных эмоций

на отношения человека к природе.

Эмоционально – ценностное отношение студетов к природе складывается в

результате ориентации студетов на гуманистические ценности – совокупность

норм, установок, идеалов гармоничного бытия человека в природе и обществе. К ним

относятся:

Жизнь во всех ее проявлениях;

Человек и его жизнь как высшая ценность;

Природа и гармония в ней;

Обычаи и традиции, деятельность, связанная с рациональным

природопользованием;

Экологическая ответственность;

Устойчивое развитие природы и общества.

Ценностная ориентация,

нравственный выбор

Эмоциональный

подъем

Потребности

переживания

Действие

Эмоционально-

личностная

сфера человека

Эмоционально-

ценностное

отношение

Методы стимулирования эмоционально – ценностного

отношения к природе.

Указанные методы базируются на взаимодействии учителя и студетов, обмене

ценностями, взаимном уважении и доверии, свободе самовыражения. Взаимная

удовлетворенность стимулирует интерес к учению и обогащает мотивы студента.

Для их осознания и восприятия учащимися в качестве своих личностных

ценностей необходимо насыщение содержания образования на основе привлечения

образного, эмоционального материала: используются слайды, фотографии,

репродукции произведений живописи, графики, скульптуры; музыкальные

произведения, фрагменты произведений художественной литературы и поэзии.

Студетам предлагается прослушать стихотворения о природе, проблемах – и

ответить на вопрос: какие переживания, ощущения возникли у вас при

прослушивании?

Одним из примеров означивания явлений природы является обращение к

жизненному опыту студетов. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

Какова значимость для вашей жизни водных ресурсов? Лесов?

Разнообразие живых организмов?

5. Игры

а) Деловые игры

Но самое важное место в работе занимают деловые игры, они основаны на

трудовом усилии и интеллектуальном напряжении. Использование игр позволяет

развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести

научный спор, вызывает живой интерес к современным экологическим проблемам,

создает возможность участвовать в поиске перспективных путей решения.

Необходимой частью образования является непосредственное общение студетов с

природой.

Ценностный обмен

содержанием учебного

материала

Создание

экспрессивно-

личностных

ситуаций.

Эмоционально-

личностное

стимулирование

Рефлексия учебной

деятельности

Понимание

личностной

значимости

содержания

материала

Создание

ситуаций

эмоционально-

нравственного

переживания

Включение

игр

в учебный

процесс

Диалогическ

ое общение

Ролевые

игры

б) Ролевые игры

Ролевые игры

- форма виртуального удвоения (семиозиса) жизненных ситуаций.

Виртуализация, являющаяся неотъемлемым компонентом ролевых игр, является

неизменным спутником процесса глобализации культуры. К сожалению, такое

определение хоть и точно, но не пригодно к практическому употреблению,

поскольку не позволяет отличить ролевую игру от какой-либо другой. Для перехода

к конкретным играм необходима дальнейшая формализация этого определения в

инструментальном смысле:

Ролевые игры - вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в

воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций16, представленных в форме

конкретных сюжетов при посредстве формальных моделей и с участием ведущего,

исполняющего функции сценариста и арбитра. Те или иные компоненты этой

системы могут быть редуцированы, но общая структура едина для всех известных

типов ролевых игр.

Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов, которые с нашей точки

зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования:

1.

Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в

знаниях. Она наиболее остро стоит в техникуме, но очевидно, что зарождается в

начальной. Проблема эта в рамках методики может решаться, например, следующим

образом.

Ребята попадают на одной из игр в некий фантастический мир, где им для

выполнения игровой цели (спасти товарищей, колонизировать планету, добыть

редкую руду) или попросту для выживания необходимо разрешить ряд игровых задач

(открыть двери таинственного замка, отогнать дракона, обнаружить месторождение).

Но знаний для выполнения этих задач у них не хватает (чтобы открыть двери - нужно

"войти в компьютер", чтобы отогнать дракона - нужно "спаять мультиватор",

издающий звуки, драконов пугающие; чтобы найти руду, нужно уметь разбираться в

данных, полученных с приборов). На игре происходит ряд бурных событий, ребята

выкручиваются из многих ситуаций, но игровые цели им так и не удается выполнить.

После игры, на обсуждении, когда ситуация вскрывается, ребята обижаются и

защищаются: "Но мы же этого не знали, а знали бы, так подготовились..." Тогда им

предлагается реванш, возможность через некоторый срок погрузиться в "тот мир" и

добиться своего. Как правило, такая схема срабатывает, мотив изучения предмета

становится

очевиден.

Надо сказать, что существуют и другие схемы решения проблемы мотивации в

рамках методики.

2. Проблема поля реализации знаний. Построение обучения в современной

техникуме, приводит к отсутствию навыка использования знаний, формированию

такого мышления, при котором теория и практика существуют отдельно друг от

друга в мировосприятии человека. (Равно как выпускники физфака МГПУ так же

теряются в ситуации повреждения электросети, как и люди ничего в физике не

понимающие). Как решается эта проблема в ролевом моделировании видно на

предыдущем примере.

3. Проблема формирования цельности мировосприятия. Разделение путей

познания на предметные области влечет за собой, в частности, неспособность многих

людей работать в межпредметных сферах. Для нашей методики, реализующейся на

построенных моделях игровых миров, взаимодействие явлений, описываемых в

рамках разных наук, настолько явно и очевидно, что привычка видеть картину в

целом возникает естественно и неизбежно.

4. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при построении

учебной деятельности. Всем известно, что значит игра для ребенка младшего

школьного возраста - или возможность самореализации и самоутверждения для

подростка. К сожалению, в реальной современной техникуме предоставить ребенку

деятельность, созвучную его внутренним психолого-физиологическим потребностям

часто оказывается весьма затруднительным. Методика Ролевого Моделирования

значительно расширяет возможности для этого. У нас уже сложилась классификация

построения игрового процесса на разных возрастных этапах. Тезис: "Каждый возраст

берет от игры свое", - получает широкое подтверждение и оказывает существенное

влияние на формирование типов построения игр.

5. Многие задаются вопросом: "А не отнимает ли современная школа детство у

ребенка?" У нас это противоречие снимается.

6. Проблема ассоциативно-образного построения обучения. Замечено, что при

освоении логики преподаваемого материала, в лучшем положении оказываются те

студенти, у которых обобщение и логика ложатся на уже имеющийся набор

картинок-ассоциаций, касающейся данной области знаний. Поэтому актуальна задача

построения ассоциативных рядов таких картинок на различные темы и области

знания; нельзя не отметить, что даже одна Ролевая Игра дает целый веер таких

ассоциативных рядов, касающихся самых различных областей.

7. При правильном использовании методики, когда педагоги отслеживают, чтобы

ребята играли разные роли, значительно возрастает возможность формирования в

мышлении ребенка способности ставить себя на место другого человека,

способности представить себя "в его шкуре", умения понимать движущие им

мотивы.

8. Для педагогов Ролевая Игра предоставляет возможность сплочения различных

коллектвов школы при подготовке к игре. В

различных мастерских раскрывается

необозримый простор для самоуправления детских коллективов в различных

творческих позициях, на основе различных видов деятельности.

9. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях

конкуренции, царящих в окружающем мире нередко встречаются жестокость и

обман.

10. Наконец, Игры оказываются неплохим средством психологической

диагностики, позволяющим раскрыть комплексы ребенка, определить характер

завышенной или заниженной самооценки и так далее, и средством для

соответствующей корректировки.

Ролевая игра помещает студента в ситуацию, которая включает те же

ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее

можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал,

литература, социология, экономика, политика, география — все это можно осветить с

помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают студента в события,

делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше

понять их поведение.

Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в

дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и

коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает студент, развить эти навыки

полностью можно только путем применения их в реальных межличностных

контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно

и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это

было бы возможно, студентам не удалось бы продвинуться без получения

постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных

сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе

ключи к эффективной межличностной коммуникации.

Чтобы помочь студентам развить навыки межличностного общения, учителя

прибегают к практическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации

бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и

продажи, личные отношения; а также групповые — комиссии, переговоры,

общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Количество

студентов, которым удается таким образом помочь, не ограничено — от тех, кто

отстает по школьным предметам, до врачей, менеджеров, полицейских и научных

сотрудников. Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения

относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек.

Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально. Ее

достоинства обсуждались разными авторами, но наиболее полно они, пожалуй, были

представлены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox, 1966).

Преимущества ролевой игры

Преимущества ролевой игры сведены воедино ниже. Хотя список представлен

набором разобщенных пунктов, их можно объединить в три основные группы.

1.

Помогает студенту выразить скрытые чувства.

2.

Помогает студенту обсуждать личные вопросы и проблемы.

3.

Помогает студенту проникнуться чувствами окружающих и понять их

мотивацию.

4.

Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

5.

Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового

взаимодействия, формального и неформального.

6.

Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный

материал (историю, английский язык, экономику, географию).

7.

Дает возможность учиться глухонемым студентам и подчеркивает важность

невербальных, эмоциональных реакций.

8.

Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

9.

Обеспечивает быструю обратную связь, как студенту, так и наставнику.

10. Центрирована на студенте и обращается к его нуждам и заботам; группа

может контролировать ее содержание и темп.

11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

12. Изменяет установки.

13. Учит контролировать чувства и эмоции.

Ролевая игра: позитивная и безопасная при работе с установками и чувствами

Во-первых, ролевая игра представляет установки и чувства способом,

являющимся одновременно позитивным и безопасным: позитивным, потому что они

признаются законным предметом обсуждения и анализа, а также потому, что сама

ролевая игра дает возможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и

безопасным, потому что личное поведение студента не обсуждается — обсуждается

поведение студента, играющего роль. Какой бы тонкой ни была между ними грань,

наставники всегда властны сами своим способом вести сессию заверяя студентов, что

они ни в коем случае не будут выглядеть глупыми и не будут критиковаться за свои

взгляды.

Предположим, что по сценарию необходимо выбрать начальником отдела

человека с черной кожей, еврея или женщину. Отбором могут заниматься

менеджеры, сотрудники отдела кадров или отборочная комиссия. Не приходится

сомневаться, что во время собеседования и отборочных дискуссий будет высказан

ряд замечаний по поводу пригодности кандидата. Некоторые мнения будут свободны

от предубеждений, но кое-кто обнаружит явные признаки предвзятого отношения. В

ролевой игре такого типа участники сумеют время от времени идентифицировать в

себе отдельные предрассудки, но в прочих случаях не смогут распознать свое

пристрастное отношение. Во время дебрифинга зрители же могут задать вопрос:

“Почему вы спросили у нее, кем работает ее муж — разве вы спросили бы мужчину о

работе его жены?”, или: “Понимали ли вы, что просто тешили свое любопытство,

когда интересовались организацией ланча?”, или: “Почему вам пришло в голову

спрашивать чернокожего кандидата о его возможных контактах с полицией?”

Если дебрифинг проводится правильно, играющие смогут ответить на эти

вопросы в соответствии с сыгранными ролями. Однако, если наставник почувствует,

что группа коснулась деликатных моментов, он может направить участников, слегка

перефразировав вопрос: “Почему менеджер (или вы в роли менеджера) спросил ее о

работе мужа? “ Хотя в этом случае ясно, что о пристрастности спрашивают

конкретного игрока, тот может отнести на свой счет самые болезненные вопросы и

спрятаться за роль во время публичного обсуждения. Ролевая игра раскрывает тему

одновременно как частное дело и как предмет общих дебатов, но при желании

наставники четко разграничивает эти аспекты.

Тесно связана с внешним миром

Другим существенным преимуществом ролевой игры по сравнению с более

традиционными методами является ее способность находиться в тесной связи с

внешним миром. Коль скоро ролевая игра отражает поведенческие паттерны,

которые могут реально понадобиться ученице по окончании курса тренинга, или в

которых она будет нуждаться при общении с окружающими, игра позволяет ей

приобрести практический опыт и отработать навыки, которые пригодятся ей в

будущем. Возможным становится не только попытать свои силы в общении с

заказчиком,

переговорах

с

профсоюзным

работником,

профессиональном

собеседовании или ведении собрания, но и повторить этот опыт, все более

совершенствуя свои способности. Практика ролевой игры доводит до сознания

студента тот факт, что некоторые аспекты поведения — такие, например, как

развитие хороших отношений с людьми — требуют особого умения в той же

степени, что и управление машиной или игра в гольф. Более того, она показывает,

что с этими навыками не рождаются и им можно научиться. Ролевая игра требует от

студетов действий, а не пустых разговоров о чем бы то ни было.

Высоко мотивирует участников

Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и

моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует

студентов и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь

относительно последствий их действий. При хороших организации и проведении

ролевой игры она неизменно нравится участникам, так как они втягиваются в нее и

долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие другие знания, которые они

приобрели иными способами. Мотивирующий аспект ролевой игры и моделирования

является стержневым и отмечается всеми преподавателями, специалистами по

тренингу и прочими пользователями. А если вы сумели мотивировать студента к

учебе, то битва наполовину выиграна.

Через год или два спросите у студентов, что они помнят из программы

тренинга и что из нее пригодилось им по окончании учебы. Используйте эти ответы,

чтобы скорректировать вашу программу тренинга.

Недостатки ролевой игры

Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит

людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на

общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о

споре насчет того, должно ли обучение быть “серьезным”, а также затрагивается

вопрос социальных и властных отношений между наставником и студентами.

1.

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

2.

Упрощения могут вводить в заблуждение.

3.

На игру уходит много времени.

4.

Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

5.

Игра зависит от личностных особенностей наставника и студента.

6.

Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

7.

Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

8.

Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и

факты.

9.

Может зависеть от исходного уровня знаний студетов.

Тот факт, что многим студетам нравятся ролевые игры, может расцениваться

некоторыми как угроза степенной и серьезной атмосфере учебной аудитории. Опять

же, если в ролевой игре представляется историческое событие, где кто-то из

участников играет роль бунтовщиков, или разыгрывается борьба между боссами и

профсоюзами, то в этих случаях студенти наверняка увлекутся, разгорячатся, и

нормальные отношения между преподавателем и студетам могут смениться

естественным нарушением дисциплины.

подсказка. В главе 7 рассматриваются способы решения проблем, возникающих в

классе.

Второй момент связан с точностью и уместностью содержания изучаемого урока

и степенью, в которой преподаватель или руководитель тренингом должен

контролировать это. Возьмите простой пример: в сценарии описан митинг,

посвященный проблеме загрязнения окружающей среды местной фабрикой. Митинг

организовал государственный инспектор, который проводит расследование в связи с

планами фабричного руководства ходатайствовать о расширении производства.

Этот сценарий может быть разыгран:

Все эти знания можно вынести из одного и того же сценария. Когда все идет

хорошо, все счастливы. Но что произойдет, если представить, что в процессе

моделирования представители государства заключают сделку с представителями

фабрики? Нужно ли учить компромиссу и реалиям промышленной жизни студетов,

если они находятся в возрасте, в котором не смогут справиться с полученным

знанием? Или что может случиться, если игроки, играющие общественных

правозащитников, увязнут в технических тонкостях оценки загрязнения? Или если

эксперты компании потратят массу времени на обсуждение моральной, в отличие от

законной, оправданности мер, предпринимаемых против загрязнения?

Конечно, можно наложить на ролевую игру такие ограничения, что участники не

смогут слишком сильно отклониться от заданного курса. Однако чем строже

ограничения, тем менее эффективной будет ролевая игра. Воздействие заложенных в

нее ситуаций повышается силой воображения.

Третьим неблагоприятным моментом оказывается проблема ресурсов. Для

ролевой игры нужно много времени, места, а иногда — людей. Во-первых, нельзя

обойтись без разминки и приучения участников к самой идее ролевой игры. Это

особенно касается новичков, но даже опытный практик обычно предпочтет провести

кое-какие предварительные упражнения и только потом перейти к ролевой игре как

таковой. Во-вторых, само развитие процесса требует времени; в третьих, нужно

успеть обсудить происходившее. Поэтому, если наставник хочет воспользоваться

ролевой игрой как частью учебной стратегии, он должен уделить ей достаточное

время.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда студентам нужно

освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции

других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных

навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в

этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную

информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с

бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в

обучении жизненно важным навыкам.

Можно использовать ролевую игру для демонстрации значимости тех сторон

естествознания, науки и естествознания, которые пагубно влияют на жизнь людей;

такое использование является особенно актуальным в условиях растущей

озабоченности проблемами окружающей среды.

В тренинге менеджмента ролевую игру можно также использовать для

развития навыков межличностного общения в вопросах, связанных с групповой

динамикой и принятием решений. Есть много групповых упражнений, которые

требуют от участников принятия решений или достижения консенсуса с помощью

разыгрывания ролей ключевых фигур. Кроме того, эти упражнения на развитие

группы можно использовать и в других ситуациях, когда люди должны научиться

работать в команде. Примерами могут быть научно-исследовательские или

проектные группы, а также педагогические коллективы. Это сфера, где ролевая игра

может быть полезна даже естественным наукам или техническим дисциплинам.

Созданию образов природы способствуют следующие задания:

Как правило, любая ролевая игра состоит из трех частей: подготовка игры, ее

проведение и, наконец, обсуждение. Следует заметить, что участие детей

необходимо во всех трех составляющих игры. Теперь подробнее рассмотрим, из чего

состоит каждая часть игры.

I. Подготовка игры

1. Осознание того, на кого проводится игра - возраст, состояние группы,

личностные связи, потребности, проблемы и т. д.

2. Исходя из этого, следует определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой

(необходимость снять напряжение в группе, решить какой-то конфликт,

продемонстрировать неоднозначность актуальной для группы проблемы, отработать

навык взаимодействия в экстримальной обстановке и т. п.)

3. Следующий этап - осознание того, какой тип игры следует выбрать для решения

поставленных задач. Здесь надо быть очень внимательным, т. к. от этого зависят

многие игровые факторы - динамика, плотность и характер взаимодействия

отдельный игроков, степень возможной конфликтности на игре, то, как определят

для себя студеты свои игровые цели и многое другое.

4. После того, как выбран тип игры, следует осознать, как в целом выглядит

игровой мир.

Игра может проходить на историческом (например, Ульяновск 12 века или

Римская империя 2-го в. н. э.), фантастическом (планета звезды Альдабаран, будущее

Земли, звездолет), фентезюшном (вариации Толкиновской эпопеи, произведений

Ланье, других авторов), социальном фоне (современный мир, в котором легко

угадать всем известные лица и события - предвыборные кампании в регионах,

сложные экономические отношения между различными производственными сферами

и многое другое). Выбрав игровой мир, примерно поняв то время, в которое нас

перенесет игра, надо определить границы игрового пространства. Это может быть

отдельное замкнутое пространство (бункер, в котором оказываются игроки во время

ядерной бомбардировки; плот, плывущий по Миссисипи), какой - то населенный

пункт (город, в котором есть мэрия, два жилых квартала, городская площадь и

полицейский участок), страна (может быть, несколько государств) со своими

деревнями, городами, лесами и т. д., планета или ряд планет со своими

космодромами и прочее, и прочее… Понятно, что игровое пространство зависит от

количества играющих людей, от того, как долго планируется вести игру и,

естественно, от задач и целей, которые вы преследуете.

5. Один из самых сложных и ответственных подготовительных этапов - осознание

того, какими путями может развиваться игра. Здесь должно быть определенное

планирование, осознание того, когда может начаться военный переворот,

экологическая катастрофа, т. е. какие-то важные игровые события. Такие события

могут быть простимулированы извне, например, если правителя страны играет

"подставной" мастерский игрок, или когда в нужное время происходят события,

становящиеся причиной других (оракулу приходит видение, которое ему

нашептывает мастер, что в племени есть предатель, носящий на шее амулет в виде

кувшинки; по стране проходит ураган, разрушающий все строения).

Мастера игры должны запланировать ряд вызываемых извне событий, которые с

большой вероятностью определенным образом повлияют на дальнейшее развитие

событий. Вообще, сюжетных линий, идущих параллельно, может быть несколько

(война за спорные территории, внутренний конфликт между различными

политическими силами, развитие у людей, обитающих в отдаленных поселках

магических способностей). Таким образом, сюжет игры становится довольным

сложным, с большим количеством возможных конфликтов, т. к. одни события будут

стимулировать другие, те - третьи; у игроков появятся цели, достижение которых

будет возможно, только если будут ущемлены интересы других и т. д.

6. Помимо сюжетных линий, влияющих на развитие игры, предусматривается так

называемая фоновая деятельность. Она происходит вне зависимости от того, что

происходит на игре в целом и необходима для поддержания жизни или для

соблюдения традиций (сбор урожая, ремонтные работы постоянно выходящей из

строя производственной линии, обряд перед охотой, регулярно проводимые

выборы

в гос. органы, выпуск газеты). Фоновая деятельность определяет отношения в

микрогруппах, предполагает получение некоторых навыков, обеспечивает деловое

напряжение игры, служит для заполнения игровых пауз, когда основные сюжетные

линии по тем или иным причинам затухают.

7. Этап определения и прописывания законов игрового мира и того, как они

моделируются.

Законы могут быть:

- социальными

- природные (раз в месяц на деревенские поле налетают стаи саранчи и

уничтожают треть урожая, если поле не обработано химией - моделируется

сделанными из бумаги насекомыми и тем, что мастер игры раз в игровой цикл

убирает с "поля" треть насыпанной там пшенки), т.е. экологические, химические,

физические

- физиологическими (организмы разумных осьминогов питаются эмоциями

окружающих их существ - моделируется с помощью персональных карточек, на

которых отмечается степень насыщенности осьминога в зависимости от яркости

увиденной эмоциональной картинки);

- технологическими (завод по производству очистных сооружений может за

игровой цикл выпустить не более трех фильтров)

- мистическими (при исполнении определенного ритуала в честь Одина у воинов

прибавляется физическая сила

Также каким-то образом моделируется игровое пространство - строится тот же

"бункер", определяется, из чего будет сделан "космический корабль" и т. д. и игровые

предметы - бластеры, трактора, магические посохи, ковры - самолеты, машина

времени.

8. Разработка правил игры. Здесь детально определяется то, каким правилам

подчиняются игроки. Определяются стандарты посева полей и ухода за всходами,

боевые правила, то, как на игре можно изготовить скафандр или как работать с

детектором лжи. Эти правила расписываются очень четко, чтобы не возникало в

результате разного их прочтения споров на самой игре.

9. Когда игра в достаточной степени спланирована, следует расписать основные

роли (верховный жрец, король, владелец флотилии, глава мафиозной структуры) и то,

кто их будет играть. Ключевые роли во многом определяют дальнейший ход игры.

Соответственно, важно понять, кому следует их предложить. Некоторые важные

роли могут отыгрывать мастера, знающие нюансы игры заранее. При придумывании

ролей учитывается их характеры, цели и задачи, отношения с другими персонажами,

то, насколько это сможет отыграть конкретный человек и т. д. После расписываются

"второстепенные" роли (стражники, крестьяне, паломники, роботы - слуги. Важно

учитывать, что "второстепенность" ролей может быть довольно условна, ведь никому

не знакомый гладиатор может стать главой повстанческого движения рабов.

10. Непосредственно перед игрой следует донести правила и личные установки до

игроков. Это может быть сделано в виде рассказа, небольшой театральной

постановки, расписанных на бумаге стандартов. Возможно сочетание подачи

предигрового материала.

11. Изготовление костюмов и бутафории. Весь игровой антураж может быть

достаточно условен (костюмы в виде повязок на головах, комната, оформленная

лишь тканью и правильно расставленной мебелью). Однако лучше, если есть

возможность организовать костюмерную и бутафорную мастерские, где вместе с

ребятами можно изготовить к игре весь необходимый материал. Это дает вполне

ясные преимущества.

II. Проведение игры

1. Зачастую игра начинается с некоторой оговоренной заранее полутеатральной

постановки: заключения контракта, выборы главного редактора крупной

телекомпании, взрыв на военном полигоне бактериологического оружия. Пуск игры

определяет ее динамику на начальный период, раскручивает некоторые сюжетные

линии, оформляет "декорации", на которых развиваются взаимоотношения между

игроками. От начала зависит эмоциональный фон игры, осознание игроками

политической обстановки, их текущих и перспективных целей. Оживет круговорот

игровой экономики. События на игре при правильном моделировании экономики,

культуры, политической ситуации развиваются близко к руслу реальных

исторических событий, хотя и со своими частными, персональными вариациями. По

окончанию игры интересно сравнить ее ход с исторической публицистикой,

собственные ощущения и переживания с образным видением данной эпохи

художественной литературой.

2. Вторым шагом в развитии стало расширение моделирования на пространство,

позже - работа с физическими моделями. В конце концов накопился гигантский опыт

по моделированию как различных жизненных и социальных клубков и конфликтных

ситуаций, так и моделированию чисто предметных, учебных знаний. Выявились

различные типы игр, игровые приемы в моделировании и так далее. Все это

позволило нам перейти к работе по классификации игровых форм и к постановке

вопроса о широком использовании игр в образовании. Особенностью ролевых игр

состоит в том, что она может развиваться довольно спонтанно, однако это не значит,

что сюжет совершенно непредсказуем. Развитие игры зависит от изначальных

установок и от того, как мастера контролируют отдельные игровые моменты. Ясно,

что корректировать сюжет следует только по необходимости и весьма корректно по

отношению к играющим. Это достигается путем:

- введения в игру новых персонажей, несущих важную информацию или

владеющих большой силой; - неожиданно обрушивающихся на игроков событий

(снежная лавина, эпидемия, проклятие богов).

Помимо контроля сюжетных линий, мастера игры должны внимательно следить за

игрой каждого человека. Это нужно как для того, чтобы выделить на игре тех, кто

особенно удачно проявляет себя (милость богов, фарт, т. к. везет людям

деятельностным), так и для последующего обсуждения игры.

3. Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъеме, что обеспечивает

яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения ("Вот дальше

мы бы наверняка…). К тому же "сильная" концовка в принципе оставляет приятные

воспоминания.

III. Обсуждение игры (рефлексия)

1. Обсуждение игры лучше всего проводить через 20 - 30 мин. после ее окончания,

когда немного улягутся эмоции и появятся возможность к анализу случившегося.

2. Обсуждение ведется примерно по следующему плану.

- Ведущий предлагает вспомнить основные игровые моменты - какие важные

события произошли.

- Происходит оценка того, что происходило - поведение отдельных игроков, обмен

мнениями по поводу тех событий, которые показались спорными, выяснение каких-

то загадочных ситуаций.

- В тех случаях, когда игровое пространство состоит из нескольких, достаточно

самостоятельных частей, имеет смысл провести обсуждение сначала для игроков,

бывших вместе в одной игровой зоне (деревня, государство, планета), а уже потом

организовать общее обсуждение.

- В конце ведущий "раскрывает карты" - поясняет что-то оставшееся непонятным и

отвечает на возникшие вопросы.

- После этого подводится окончательный итог игры.

3. Написание работ по игре. Иногда игрокам предлагается что - то написать по

прошедшей игре: отчет от имени своего персонажа, творческое сочинение,

рефлексию. Это позволяет еще раз трезво оценить то, что было на игре, дать анализ

своим поступкам и поступкам своих товарищей.

Сейчас методика разбивается на отдельные предметные области, такие как:

ролевое моделирование, алгоритмы игр, фоновая деятельность игр, этика мастера

игры, стандарты правил, игровые дополнения к Ролевой игре (доМИГовые формы).

Каждая из этих областей совершенствуется, углубляется, происходит оформление

этих предметов в форме учебных пособий и методичек.

в) Деловая игра

Цель игры: закрепить знания по теме, повысить активность студетов в

процессе обучения физике, вызвать познавательный

интерес у студетов, развить такие качества личности как коммуникабельность,

самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку

конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов

приезжают представители разных стран. Каждая страна представляет свою

модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом

природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным

проектам моделей.

Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри,

эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).

2. Представление жюри.

3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели ( из чего

состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).

4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристики,

например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).

5. Модели защищают рекламодатели (студенти читают сообщения на применение

данной модели в науке и технике).

6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают вопросы

(что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архимеда?).

7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной ситуации.

Анализ игры. Ребята активно принимали участие в игре, серьезно отнеслись

к своим ролям. Конструкторы отвечали на вопросы критиков. Эксперты решали

поставленные задачи. Ребята с интересом играли и одновременно закрепляли

материал по воздухоплаванию. В классе царила атмосфера соперничества.

Ребята проявляли свои творческие способности. Урок прошел интересно и

наглядно. Я направляла деятельность студетов, но, в общем, они провели

игру самостоятельно. Цели игры были достигнуты.

г) Путешествия

Особое место в познавательной деятельности необходимо уделить урокам–

путешествиям. Разве может быть география географией без путешествия. Каждый

человек рожден мечтателем путешественником, в детстве, читая книги Ж.Верна мы

стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних

стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается, стать участником

открытий и тогда их сердца с грустью отзываются на прочитанные строки

Р.Рождественского: “Я жалею о том, что не видел лица всей Земли…” И вот тогда

телекоммуникативные и информационные технологии помогают, нам отправится

хоть на край света. И обучаемые превращаются в пытливых искателей знаний.

Ситуативка-элемент представляет из себя словесную игру - некое путешествие по

выдуманному миру. В этой игре есть один ведущий (мастер) и игрок. Мастер

представляет себе некий мир, вернее, его элемент, со своими закономерностями,

природой, названиями, отношениями между людьми и слоями, а игрок путешествует

по миру.

Игра идет в форме диалога между ведущим и играющим. Ведущий описывает

ситуации, а игрок говорит, какие действия он производит. Мастер с учетом этих

действий описывает дальнейшую ситуацию. Выглядит это примерно так:

Мастер: Ты идешь по дороге, проходящей по холму, вокруг тебя лес, поблизости

никого нет. Слышен только шум реки и пение птиц. Вдалеке, за холмом виден

город - ты почти дошел и вдруг слева от себя, в лесу, ты слышишь страшный рев

(мастер изображает). Что делаешь?

Игрок: Как истинный Ланцелот, хватаюсь за меч и осторожно пробираюсь в

сторону ревущего зверя.

Мастер: Подобрался и видишь: это дракон. Он тебя уже учуял и, выбрасывая

огонь из пасти, направляется в твою сторону. Что делаешь?

Игрок:… и т.д.

Ситуативка-элемент чаще всего используется как вводная к игре (МИГу, БРИГу и

др.).

Кроме этого ситуативка-элемент может использоваться как пособие по

изучаемой теме, а большой плюс в ней, по сравнению с учебником или книгой -

активность игрока - он сам решает участвовать в восстании или нет, спасать друга

из темницы или это слишком опасная затея.

Моделирование науки - это прекрасно, оно открывает множество перспектив:

1. Моделирование науки делает игру более интересной, т.е. дает игрокам в течение

игры право сделать какие-нибудь открытия, которые влияют на ход игры.

2. С помощью моделирования науки появляется возможность приблизить игру к

действительности. К примеру, появляется возможность моделировать разные

природные явления (атмосферные явления, процессы в организме человека).

3. Игра превращается из социально-психологического эксперимента в обучающую

технологию. То есть в ролевой игре можно овладеть какими-то реальными научными

знаниями, к примеру, знаниями.

Алгоритм встраивания науки в ролевую игру

I этап Осознание целей

Зачем вы хотите ввести данный научный момент в игру? Очень важно вычленить

из огромного научного материала ту часть, которую вы собираетесь использовать в

игре. Ведь очевидно, что всю механику или оптику невозможно смоделировать в

одной игре.

II этап Структурирование целей игроков

Вам, как мастеру, необходимо очень хорошо продумать, зачем эта самая наука

может понадобиться игрокам в игре.

На этом этапе необходимо, чтобы игрок осознал, зачем ему надо заниматься

наукой. Должен быть достаточно сильный соблазн, этакое заманчивое преимущество,

которое игрок может получить в случае удачи. Причем необходимо отфиксировать

этапность. Проще говоря, делая маленькое открытие, игрок разворачивает перед

собой перспективы для совершения большего открытия. Необходимо также учесть и

время, затрачиваемое на исследования, ведь, как известно, открытия не совершаются

сразу, нужно время на опыты.

III этап Механизмы

Механизмы совершения открытий и изучения научных явлений должны быть

хорошо продуманы как в плане алгоритмов, так и в плане моделирования.

1. Необходимо, чтобы во вводных были заложены кусочки информации,

помогающие игроку совершать научные открытия. Например, - "Твой отец был

магом и рассказал тебе...", или - "Ты знаешь, что магический кристалл устроен, как

простая линза, а магическая энергия - как луч света..."

2. Как уже говорилось ранее, нужны соблазны и предпосылки, подталкивающие к

совершению открытия. Например: в стране (Империи, Галактике) назревает

энергетический кризис, и, если не будет найден новый источник энергии, ни один

корабль не поднимется с космодрома.

3. Должны быть придуманы приборы, с помощью которых можно совершать

исследования и отслеживать закономерности. То есть, нужно очень эффектное

моделирование как самих явлений, так и приборов для их изучения. Модели должны

быть красивыми и реалистичными. Лучше ставить на науку отдельного мастера(или

двух), которые будут следить за всеми моделями и приборами.

4. Надо придумать пути по которым пойдет игрок в освоении игровой науки. Ведь

придумав одни только приборы и понатыкав их на игре очень трудно понять что же в

конце концов нужно делать (особенно это касается неопытных игроков или играков

ни разу не игравших в "науку"). По сути дела вам придется взять обычный научный

процесс той сферы которую вы решили замоделировать расписать его и наложить

модели.

5. Надо продумать пути введения информации в игру.

Информаторий: в игре существуют книги или компьютер, до которого могут

добраться игроки и получить нужную информацию. Эти книги или базы данных

предварительно составляться мастерами.

Флуктуации: в игре происходят явления, которые видят многие игроки(солнечные

затмения, гейзер, извержение вулкана, произвольный выброс энергии в виде волны).

Ученый и студенти: в игре существует школа, институт, где игроки могут

научиться проведению научных процессов.

7. Необходимо продумать правила, которые создает сам игрок в течение

игры. Поясняю: очевидно, что для такого открытия, как, например, придумывание

танка, создается необходимость введения мастерами стандарта правил танка. То есть,

мастера должны оперативно прореагировать на действия игрока не только выдумав

стандарт, но и распространив его по всей игре.

д) конференции

В старших классах большой интерес вызывают у обучаемых уроки

конференции, которые предполагают общение в одной аудитории людей,

работающих над разрешением какой-либо (теоретической или практической

проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут. Так очень

интересно проходит пресс-конференция в 10 классе “Государства-карлики”. Целью

этой конференции я ставит активизацию познавательной самостоятельности,

использование телекоммуникативных технологий, дальнейшее формирование

умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с мини-

государствами Европы.

Весьма очевиден приоритет естествознания в экологическом образовании и

воспитании. В содержании географического образования и воспитания включаю

богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до

сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного

отношения народа к земле, воде, растениям, животным и птицам включаю в уроки

естествознания в виде отрывков из эпосов, легенд, народных преданий, вопросов и

заданий в виде правил поведения в природе.

Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций,

внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество

обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность,

доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное

пособие

активизирует

учебно-познавательную

деятельность

и

позволяет

осуществлять

дифференцированный

подход

к

каждому

студенту,

что

дает

возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал,

расширять

свой

кругозор.

Внедрение

в

учебный

процесс

современных

информационных

компьютерных

технологий

обеспечивает

единство

образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

е) Уроки – рефлексии.

Эффективной формой являются уроки – рефлексии, направленные на самоанализ

впечатлений, переживаний, отношений поведения.

Анализ социологических опросов помогает оценить как собственное «Я» в

отношении к природе, так и отношение к ней «Другого».

Коллективные учебные занятия. Все студенти при коллективной работе,

т. е. работа студетов в парах сменного состава, постоянно находятся в

положении, когда нужно воздействовать на других студентов (людей), учить их

новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их

деятельностью. Социальная активность каждого школьника проявляется

систематически, регулярно, не менее 40 — 50 процентов того времени, которое

выделяется на коллективные занятия. Социальная активность студетов в

процессе коллективной работы проявляется также и в том, что все они

активные участники самоуправления, которое осуществляется непосредственно

на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о

высшем уровне социальной активности студетов. Современное общество

требует воспитания активных, самостоятельных студетов, способных решать

поставленные перед ними задачи.

Примеры заданий:

Определить свою систему ценностей из предложенных

учителем.

Составить систему ценностей. Постарайтесь объяснить, с чем связаны те

или иные оценки.

Проведите опрос своих родителей проблемам нашего города, попросив

ответить на вопросы:

Волнуют ли вас проблемы города?

Расставьте по степени значимости проблемы.

Семья

Здоровье

Друзья

Школа

Россия

Мой дом

Свобода

Родной край

Природа

Труд

Экология

Закон

Любовь

Собственное «Я»

Уголок природы

Планета земля

Наука

Отдых

Религия

Сказывается ли загрязнение окружающей среды на ваше здоровье?

Какие меры вы предлагаете предпринять для снижения отрицательного

воздействия на окружающую среду?

Такие задания служат диагностикой по выявлению ценностного отношения к

окружающей действительности, друг к другу. Высказанные при выполнении заданий

ценностные суждения служат основой для обсуждения различных мнений и

обогащению собственного ценностного опыта студетов.

Экологические проблемы по степени значимости:

1.

Транспортная перегруженность улиц (84% опрошенных).

2.

Недостаток зеленых насаждений (80% опрошенных).

3.

Однотипность строительства жилых микрорайонов (73%).

4.

Загрязнение воздуха, воды, почв (65%).

Учащиеся предложили меры для снижения отрицательного воздействия

экологических факторов на свое здоровье:

1.

Озеленение микрорайона (92 студента).

2.

Установка фильтров на воду (89 студетов).

3.

Внедрение новых безотходных технологий на предприятиях (86 студетов).

Здоровый образ жизни (57 студетов)

6. Работа в парах

На уроках естествознания можно применять работу в парах, особенно она

эффективна на начальных этапах обучения. Примером такой работы является

обсуждение экономико-географического положения района, взятие интервью у

напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или

ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля.

Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные

проблемы коллективным разумом, в каждой группе студент играет определенную

роль, которую, он выбирает сам. В дидактической игре “Взлет разрешаю!” - это

командир, пилот, помощник пилота; в игре-путешествии по океанам - это гидролог,

климатолог, эколог, геоморфолог, гляциолог, биолог. Психологические исследования

показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество студетов

между собой, без прямого вмешательства учителя. Необходимость сочетания

индивидуальных и коллективных форм организации

учебной работы студетов

диктуется тем, что усвоение знаний происходит лишь в собственной деятельности

студента.

Чтобы учебный процесс воспринимался студентами как коллективное

творчество, Фридман Л. М. предлагает строить его с учетом следующих правил:

1) каждый студент должен участвовать в учебной работе;

2) учебная работа должна быть адресована не учителю, а всему классному

коллективу;

3) студент отчитывается за свою работу перед всем классом.

Вариант

(устно-коллективный).

Учащиеся,

поделившись

на

группы

(команды), вначале знакомятся с содержанием вопроса. Затем в течение короткого

времени группы активно обсуждают наиболее верный, с точки зрения студетов,

ответ, причем каждая группа стремится еще и к максимально быстрому ответу.

Главная ценность этого варианта в том, что это свободное коллективное обсуждение.

А ведь

со времен Сократа известно, что подлинные знания, утверждения,

собственные взгляды формируются лишь в ходе свободного общения, свободного

обсуждения.

7. Инновационные технологии.

Использование инновационных технологий, К таким технологиям относятся

интерактивные технологии. Они стимулируют познавательную деятельность и

самостоятельность обучаемых.

При используя интерактивных технологий, создаются комфортные условия

обучения, при которых все студенти активно взаимодействуют между собой,

моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую

общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Структура

интерактивного урока требует включение конкретных приемов и методов, которые

позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на

уроках создаются ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в

классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для студента.

При проведении ролевой игры “Аукцион” во время изучения темы

“Межотраслевые комплексы” обучаемые весь урок находятся в непосредственном

общении друг с другом и с учителем, в данном случае аукционистом. Обучаемые

учатся выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки

зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивные

формы работы помогают установить эмоциональные контакты между учащимися,

приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студетов, помогая

испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивные технологии помогают поддерживать интерес студетов к

естествознания и этнографии, помогают организовать их самостоятельный

систематический труд, дают знания и навыки владения способами группового и

индивидуального обучения. Деловая экологическая игра “Суд идет” в ходе общения

подводит обучаемых к необходимости выработать самостоятельно нормы и правила

охраны природы родного края.

На уроках

используются элементы интерактивных технологий в виде

дидактических игр: “снежный ком”, “азбука”, “отгадай героя-путешественника”,

“отгадай термин”, “турнир-восхождение”, “продолжи рассказ”, исправь ошибку, урок

игра “из уст в уста”, а также- эксклюзивное интервью, взаимоконтроль и

самоконтроль. Эффективно проходят интегрированные уроки. Проводила уроки

совместно с учителями биологии, литературы, информатики.

Все

названные

и

неназванные

уроки

по

построению,

выбору

темы,

формулировке

основной

проблемы

исходят

из

принципов

личностно-

деятельностного

подхода

в

обучении.

Они

позволяют

мне

активизировать

внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его

личностному опыту, пробудить мотив к учению, прививать самостоятельность.

Найти оптимальные методы и средства,

позволяющие активизировать

познавательный интерес студетов, подвести их к пониманию того, что география

пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная

от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя естествознания.

Библиографический список

1.

Вербитский, А. А. Активное обучение в техникуме/ А. А. Вербитский.-М.:

Просвещение, 2016.- 192 с.

2.

Дъяченко, В.К. Организационные формы обучения и их развитие/ В. К.

Дьяченко. – М.: Педагогика, .- 86 с.

3.

Зябкин, В.Е. Педагогический процесс в техникуме/ В. Е. Зябкин. – М.:

Просвещение, 2016.-157с.

4.

Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя/В. И. Загвязинский.-

М.: Просвещение, 2015.- 125 с.

5.

Ильина, Т.В. Проблемное обучение./Т. В. Ильина.- М.: Вестник высшей

школы, 2015.-65 с.

6.

Кудрявцев, В.Н. Изменение ценностных ориентаций студетов по отношению

к природе как фактор воспитания и развития личности //География в

техникуме.- 2014.№ 3.- с. 42.

7.

Кукушкин, В. С. Педагогические технологии/ В. С. Кукушкин. – М.:

Просвещение, 2014.-208 с.

8.

Петин, А.Н. Экология Белгородской области/ А. Н. Петин, Л. Л. Новых, В. И.

Петина.- М.: МГУ, 2014.- 288 с.

9.

Родзевич, Н. Н. Методы и формы экологизации географического

образования//География в техникуме.-2017.- № 3. – с. 54.

10. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и

интенсификации деятельности студетов/ Г. К. Селевко.- Просвещение, 2017.-

198 с.

11. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока/ Н. Е. Щуркова.-М.:

Просвещение, 2014.- 92 с.

12. Щуркова, Н. Е. Практикум педагогической технологии/ Н. Е. Щуркова. – М.:

Просвещение, 2014.- 124 с.



В раздел образования