Напоминание

Успешная социализация ребенка дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС


Автор: Черепянская Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №53 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Успешная социализация ребенка дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая статья

Тема

:

Создание условий для успешной социализации ребенка

дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС

Автор:

воспитатель ГБДОУ детский сад №53

Приморского района г. Санкт- Петербург

2024г.

ФГОС ДО в образовательных программах определило центральное требование, как поддержку

социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста.

Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к

выполнению общественных функций. Социализация- непрерывный процесс, который

продолжается на протяжении всей жизни, но, наиболее интенсивно он протекает в детстве, когда

закладываются ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется

мотивация социального поведения.

Программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих

возможности для его позитивной социализации. Его личностного развития, развития инициативы

и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, его

деятельности в соответствии с возрастом.

В структуре содержания Программы первое место отведено работе педагогов ДОУ на

социализацию и развитие коммуникативных навыков ребенка, усвоение им норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и

эмоционального интеллекта; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Важную роль в процессе реализации программы социально- коммуникативного развития играет

развитие эмоциональной сферы ребенка- дошкольника. Эмоциональное равновесие служит

защитой здоровья и благополучия, является базой для будущего эмоционального благополучия в

жизни нашего общества. Детство- период становления возможностей, необходимых для

закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые будут управлять

последующей жизнью. В наше время бурно развивающихся технологий и быстрого темпа жизни

дети становятся все более раздражительными и импульсивными, нервозными, испытывают

чувство одиночества и подавленности.

Важной задачей в работе педагога необходимо отвести роль развития самоконтроля, эмпатии,

умению слушать и слышать других людей. Улаживать конфликты и поддерживать сотрудничество.

Необходимым условием для этого является профессиональный уровень и компетенция педагогов,

работающих с детьми, находящимися на этапе становления будущей личности. Знание

программы и методик работы в этом направлении, создание развивающей предметно-

пространственной среды для реализации задач воспитания и обучения по социально-

коммуникативному развитию. С учетом всего, что будет способствовать становлению базовых

характеристик личности каждого ребенка: учет способностей, интересов, создание условий,

независимо от уровня исходной подготовленности.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, спортивную,

трудовую, учебную) и вступает в общение с родителями, сверстниками, педагогами, что

содействует приобретению им особого социального опыта. Но именно в игре ребенок получает

подлинную социальную практику, развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Роль педагога- предоставить необходимую развивающую предметно- пространственную среду и

направить игры ребенка так, чтобы они стали подготовкой к жизни, источником и движущей

силой его развития.

Игра- самая любимая и естественная деятельность детей дошкольного возраста, поэтому она

становится основной формой и содержанием познания окружающей действительности. В игре

отражаются те стороны окружающего мира, которые ребенок наблюдает в данный момент. Чем

богаче эти наблюдения, тем богаче игры по содержанию. Поэтому очень важно наладить

взаимодействие педагогов и родителей для реализации задач социально- коммуникативного

развития дошкольника.

Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков социально-

личностного развития детей. Семья - это коллектив особого рода, играющий в развитии основную

и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней

ребенок находится в течение значительной части жизни, и по длительности своего воздействия на

личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются

основы воспитания.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы

максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на

воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-

психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное

взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в

своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия

с работой детского сада с целью достижения общего результата- правильного и полноценного

развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.

Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между

родителями и педагогами:

просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;

совместное исследование и формирование личности ребенка;

ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка.

Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей

следует строить на основе единой педагогической позиции:

обеспечение педагогической поддержки;

оказание помощи родителям в семейном воспитании;

установление доверительно- делового контакта;

организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.

Задача ДОУ состоит в тесном взаимодействии в процессе овладения ребенком социально-

коммуникативными навыками, находить общее решение в результате общения, умение убеждать,

о важной роли личного примера родителей для воспитания ребенка.

Цель взаимодействия- защитить, создать условия для свободного развития духовных и

физических сил ребенка и его индивидуальности.

Это осуществляется путем создания условий:

для познавательной деятельности ребенка;

создания условий для продуктивного общения по проблемным вопросам;

охраны и укрепления здоровья;

создания функциональной развивающей предметно- пространственной среды.



В раздел образования