Напоминание

Имя существительное. Вопросы "кто?" и "что?". Конспект урока по русскому языку во 2 классе.


Автор: Еланцева Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ" №56
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Имя существительное. Вопросы "кто?" и "что?". Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка.

Тема: Имя существительное, вопросы: «кто?» и «что?».

Класс: 2

УМК: Школа России.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного;

отработки практических навыков в написании и определении существительных.

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память,

внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Учитель: Еланцева А.А.

Этап фрагмента

урока

Образовательная задача

этапа урока

Деятельность учителя

Форма организации

учебной деятельности

(ФИПГ)

1.

Организационный

этап. Мотивация

Психологически настроить

детей на урок

создать доброжелательную

обстановку на уроке

-Здравствуйте ребята!

Мы начинаем наш урок.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

Фронтальная

2.

3.

Актуализация

имеющихся знаний,

фиксирование в

затруднении пробного

действия.

Подготовить учащихся к

изучению материала,

необходимого для «открытия

нового знания»

-С чего начинается урок?

С записи числа и классной работы. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сегодня мы с вами вспомним написание буквы, а какой, попробуйте отгадать.

«Эта буква в алфавитном ряду стоит между буквами Й и эль.»

Характеристика звука - Это согласный звук, глухой, бывает твёрдых и мягкий, имеет

звонкую пару «Г»».

Фронтальная

Формулировка темы,

цели урока

- Правильно, это буква «ка». Запишем заглавную и строчную букву «ка». Теперь пропишем

интересное соединение. (на доске).

- Следующее у нас, это работа со словарным словом. Каким? Давайте отгадаем это слово с

помощью ребуса.

Верно! Это слово «картина». Запишите словарное слово с новой строчки. Какую гласную мы

должны запомнить? Выделите. Гласную букву «а» можно запомнить с помощью ассоциации

«Ах, какая картина!». Поставьте ударение. Записываем транскрипцию слова картина.

[картина] – 7б., 7 зв., 3 сл.

Теперь давайте составим словосочетания с нашим словарным словом

«Чудесная картина, научная картина, картина Маши.»

Ребята, какие орфограммы встретились в словосочетаниях?

А теперь работа со словосочетаниями. Находим главное слово, проводим стрелочку к

зависимому и задаем вопрос.

Составьте предложение со словарным словом. Что вы видите на экране? (набор слов). Что

мы можем из них сделать? Составьте из набора слов предложение. Записываем предложение

со словом картина.

Нарисовали, яркую, ребята, картину

Ребята нарисовали яркую картину. (указать главные члены предложения, выписать

словосочетание).

Ребята, посмотрите слова на слайде, они нам помогут узнать, какая тема нашего

сегодняшнего урока.

Пенал, книга, собака, стол, игрушка

Ребята, посмотрите, по какому общему признаку объединены эти слова?

Обозначают предмет и являются именами существительными.

Что мы знаем об этой части речи? (часть речи имя существительное, обозначает предмет,

отвечают на вопросы «кто?» и «что?»)

Теперь исключите из списка слов лишнее по какому-то признаку. Докажите мне свой выбор.

Лишнее слово «собака», потому что отвечает на вопрос «кто», а все остальные слова на

вопрос «что». А какое это будет имя существительное, мы с вами сегодня узнаем.

Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока? «Имя

существительное: вопросы «кто?» «что?».»

А кто попробует сформулировать цель урока?

Научиться различать существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» и «что?»

Какие задачи мы поставим на урок?

У - узнать новое о части речи

Р - развивать внимание, память, сообразительность.

О - обогащать свой словарный запас, свою речь

К - коллективная работа

4.

Этап открытия нового

знания

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного

запоминания знаний, связей и

отношений в объекте

изучений

На какие два столбика мы можем разделить эти слова? Давайте запишем.

Ребята, приведите мне пример существительных, которые отвечаю на вопрос «кто?»

А на вопрос «что?»

В чем различие данных слов? Почему (например слово собака) не может отвечать на вопрос

«что?».

Откройте учебники на странице «48» найдите правило. Прочитайте.

В каком столбике у нас записано одушевленное имя существительное? Ребята, придумайте

мне еще пару слов.

Откройте страницу «50» прочитайте следующее правило.

Фронтальная

Придумайте еще пару слов.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав эти два правила?

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные на

вопрос «что?».

5.

Физ.минутка

6.

Игра на внимание.

Физминутка (видео).

Игра на внимание. Называю ребятам действия. Если звучит слово «пожалуйста», то дети

выполняют действие, если не звучит, то стоят на месте.

7.

Первичное

закрепление

Установление правильности и

осознанности усвоения

учебного материала,

выявление пробелов ,

неверных представлений, их

коррекция

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умницы и умники». Разделимся на две команды. Первая

команда – это первый ряд. Вторая команда – это второй и третий ряд (дифференцированное

обучение. 1 ряд сильные детки, 2 и 3 ряд дети с одинаковым уровнем знаний).

Прежде чем начать работу, мы должны повторить правила работы в паре. Посмотрите на

слайд.

Итак, я озвучиваю задание для 1 команды, а остальные терпеливо и тихо ждут своего

задания, не мешая первой команде внимательно слушать.

Задание для первой команды. У вас на столах лежат карточки. Работая в парах, вам

необходимо по образцу подобрать слова. Как только ваша пара справится с заданием,

подайте мне сигнал. Можете приступать к работе. Желаю удачи!

Карточка.

Напиши в каждом ряду вместо точек четвёртое слово, которое относилось бы к

третьему так, как как второе к первому. Одной чертой подчеркните имена

существительные.

Образец: Тюмень – город, Россия - страна

Небо – птица, река - ______________ (рыба)

За..ц – м…рковка, коза - _________ (капуста)

Врач – человек, ветеринар - ______________ (животное)

Машина – водитель, самолет - ______________ (пилот)

Фронтальная, парная,

индивидуальная

Задание для второй команды.

У вас тоже будет карточка, только немножко другая. Сначала выполнять работу будем

вместе, а потом вы продолжите работу в парах. Когда пара справится с заданием, подайте

мне сигнал.

Разбираем первые 4 слова.

Все команды выполнили задание. А теперь самопроверка!

Обе команды, обратите внимание на слайд, проверьте свою работу и внизу поставьте «+»,

если все сделано правильно и «-», если вы допустили ошибки.

А теперь ребята, нас ждёт следующее задание. Его мы будем выполнять все вместе.

Записываем в столбик два вопроса «кто?» «что?». Ребята, что это за задание? (графический

диктант).

Я буду диктовать слова, а вы ставить точку, на какой вопрос отвечает данное слово и сразу

же соединять ломанными линиями. Начинаем. (вызывать по 1 ребенку к доске, по 2 слова).

Слова: Ученик, ветер, дом, кот, радость, рыбка, метель, птица, карандаш, школа, водитель,

грусть.

А теперь вы постараетесь справиться сами, а потом мы проверим.

Слова: диван, береза, лиса, малина, пчела.

Проверяем. Если вы выполнили правильно, поставьте в конце графического диктанта +,

если допустили ошибку, то -.

8.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности

достижения цели; Выявление

качества и уровня овладения

знаниями.

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового.

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные на

вопрос «что?».

Чему мы с вами научились на уроке?

Научились различать существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» и «что?»

Фронтальная

Ребята, мы достигли цели нашего урока? (да).

А теперь блиц-опрос. На следующей строчке поставьте точку. Я буду говорить утверждения,

если вы согласны, ставите плюс, если не согласны – ставить минус.

Вопросы:

1.

Имя существительное – это часть речи? +

2.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?» +

3.

Кошка,

зеленый,

книга.

Все

слова

являются

именами

существительными,

обозначают предмет, отвечают на вопрос "«кто?» и «что?». –

4.

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. +

Ребята, поднимите руки, кто тест выполнил правильно.

А сейчас оцените свою работу.

На полях поставьте зеленую точку, если вы справились со всеми заданиями без затруднений.

Поставьте жёлтую точку, если вам было интересно, но некоторые задания вызывали у вас

затруднения.

Поставьте красную точку, если вам было неинтересно на уроке и вы не смогли справиться

ни с одним заданием.

На уроке вы были сообразительные, догадливые, внимательные, старательные.

Вы молодцы, благодарю вас за работу!

Откройте дневники и запишите на завтра домашнее задание.

Стр. 49 упр.83.



В раздел образования