Напоминание

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО НА НАЧАЛЬНО ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ


Автор: Швецов Евгений Анатольевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «СШОР «ФСО“Тасма”»
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО НА НАЧАЛЬНО ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО НА НАЧАЛЬНО ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Швецов Е.А., тренер-преподаватель,

МАУ ДО «СШОР «ФСО“Тасма”»

Казань, Россия

Аннотация.

В данной статье представлены исследования уровня мотивации к

систематическим занятиям дзюдо на начальном этапе подготовки у дзюдоистов 7-9 лет

(30 человек), а так же результаты анкетирования тренерского состава по дзюдо г. Казани

по вопросу сохранности контингента на начальном этапе. В связи, с чем была выявленная

проблема низкого уровня мотивации к систематическим занятиям дзюдо и сохранности

контингента на начальном этапе подготовке.

Ключевые слова. дзюдо, мотивация, начальный этап подготовки, сохранность

контингента.

Актуальность: Дзюдо является одним из популярнейших видов спорта

в мире. На сегодняшний день членами Международной федерации являются

178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов

человек, оно является второй системой физического воспитания и входит в

обязательную школьную программу, в остальном мире дзюдо занимаются –

более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только

футболу. Современная российская школа дзюдо является одной из самых

сильных

в

мире.

Ее

представляют

дзюдоисты

А.

Тотикашвили,

К.

Куртанидзе, А. Михайлин, В. Макаров, С. Гундаренко, Е. Петрова, Т.

Тменов, Т. Донгузашвили и другие. За последние 2 летние олимпиады, в 2012

и 2016 году, российские борцы-дзюдоисты в сумме выиграли 5 золотых, одну

серебряную и 2 бронзовых медалей, что, несомненно, стало одним из

популизирующих фактов. Дети стали активнее записываться в секции дзюдо,

по все России это около 180 тыс. человек.Однако, есть проблема

систематических посещений занятий, и как следствие, проблема сохранности

контингента

от

этапа

начальной

подготовки

до

этапа

спортивной

специализации. Актуальность нашей темы

заключается в том, что

первоначальная задача тренера, это заинтересовать перспективного ученика

и сохранить его в виде спорта на протяжении всей спортивной карьеры, а

также замотивировать его на достижение успеха, поставить ясные цели,

объяснить перспективы его деятельности. Эти задачи зачастую не считают

значимыми и, в основном, делают упор на техническую составляющую

тренировок,

что

в

итоге

отражается

на

посещаемости

дзюдоистов

тренировочных занятий и низким уровнем интереса к выбранному виду

спорта у занимающихся. В нашей статье мы определили уровень мотивации

юных дзюдоистов на начальном этапе подготовки к систематическим

занятиям и уровень интереса к виду спорта- дзюдо.

Цель

исследования

определить

уровень

мотивации

к

систематическим занятиям дзюдо на этапе начальной подготовки.

Исследование проводилось на базе МАУ «СШ «Ак Буре» г. Казани, а

так же с участием тренерского состава по дзюдо г. Казани.

В

педагогическом

эксперименте

участвовали

группы

начальной

подготовки 1-ого года обучения. Возраст обеих групп испытуемых 7-9 лет, в

каждой группе по 15 учащихся.

Исследование проводилось с применением метода анкетирования и

метода математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение: В начале эксперимента

было проведено анкетирование (Приложение 2) тренерского состава секций

дзюдо в г. Казани, всего в анкетирование приняли участие 22 тренера

различных спортивных школ и клубов. По результатам анкетирования были

получены следующие результаты:

На 1 вопрос «Какой процент занимающихся отсеивается у Вас на

этапах начальной подготовки?» Самыми популярными ответами оказались

«50%» - 10 человек и «более 50%» - 6 человек, ответы «менее 10%» и «от 10

до 50%» выбрали по 3 человека. Из чего можно сделать вывод, что проблема

сохранности групп на начальном этапе все-таки существует.

Остальные вопросы анкеты были использованы для определения

мнения тренерского состава: почему дети приходят в дзюдо, какие внешние и

внутренние факторы заставляют бросать занятия дзюдо, и какая мотивация

дзюдоистов

будет

являться

наиболее

сильной

для

сохранности

занимающихся в группе и их систематического посещения занятий по дзюдо.

Для оценки уровня мотивации к систематическим занятиям дзюдо

проводился педагогический эксперимент для участия, в котором были

выбраны экспериментальная и контрольная группы дзюдоистов. Эти группы

состояли из 15 учащихся МАУ ДЮСШ «Ак Буре», группы начальной

подготовки 1-ого года обучения. Возраст обеих групп испытуемых к началу

эксперимента составлял 7-9 лет. Исходный уровень мотивации контрольной

группы был определен с помощью анкетирования, результаты были

обработаны при помощи метола математической статистики и представлены

в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 - оценка исходного уровня мотивации контрольной и

экспериментальной группы

контрольная группа

экспериментальная группа

ФИО

Анкета

(xi1-xsr1)

(xi1-

xsr1)^2

ФИО

Анкет

а

(xi1-xsr1)

(xi1-xsr1)^2

Б.Н.

2

-1,0

1

Б.И.

3

0,1

0,004

Г.А.

3

0,0

0

Г.А.

4

1,1

1,138

Г.И.

3

0,0

0

Г.А.

2

-0,9

0,871

Г.Р.

5

2,0

4

З.Ч.

2

-0,9

0,871

И.С.

4

1,0

1

К.А.

3

0,1

0,004

И.Б.

2

-1,0

1

К.С.

4

1,1

1,138

К.А.

3

0,0

0

М.И.

3

0,1

0,004

Р.Т.

2

-1,0

1

М.Д.

2

-0,9

0,871

С.А.

3

0,0

0

М.Т.

2

-0,9

0,871

С.Р.

2

-1,0

1

Н.А.

3

0,1

0,004

Т.Б.

3

0,0

0

Р.А.

5

2,1

4,271

Х.И.

3

0,0

0

С.А.

2

-0,9

0,871

Ш.Б.

4

1,0

1

Х.П.

3

0,1

0,004

Ш.Б.

2

-1,0

1

Х.Д.

4

1,1

1,138

Ш.Р.

4

1,0

1

Ш.О.

2

-0,9

0,871

Xsr1

3,0

Xsr2

2,9

Из

результатов

исследования

анкетирования

можно

сделать

следующие выводы:

1. Выборки статистически недостоверны (tрас <tкр)

2.

Различия

отличаются

не

существенно,

значит

мотивация

спортсменов экспериментальной группы и контрольной группы находятся на

одном уровне.

3.

Мотивация

контрольной

и

экспериментальной

группы

по

результатам анкетирования находится на низком уровне, т.к. показатели 0-4

являются низкими, а средний показатель контрольной группы равен 3 балла,

экспериментальной – 2,9 балла.

На следующем этапе нами планируется разработать методику по

повышению мотивации у юных дзюдоистов к систематическим занятиям

дзюдо на начальном этапе подготовки.

Заключение.

Выявлен низкий уровень мотивации дзюдоистов к

систематическим

занятиям

дзюдо

на

начальном

этапе

подготовки.

Действующий педагогический состав по дзюдо г. Казани подтверждает

низкий процент сохранности контингента на начальном этапе подготовки. В

связи с чем выявлена необходимость создания методики по повышению

мотивации дзюдоистов к систематическим занятиям на начальном этапе

подготовки.

Список литературы:

1.

Аратин

А.В.,

Лезунова

Г.Ю.,

Мотивации

спортсменов-

дзюдоистов начальной подготовки второго года обучения, в сборнике

международный студенческий научный вестник VIII Международная научна

конференция студенческий научный форум, 2016.

2.

Бабушкин Е.Г. Диагностика спортивной мотивации // Психология

и педагогика в Сибири. 2000. - № 1. - С. 38-39.

3.

Билобрицкий В.А.,

Проблема мотивации дзюдоистов детско-

юношеского возраста // Современные научные исследования и инновации.

2017. № 4

4.

Козлов, Р. С. Особенности мотивации достижения дзюдоистов

разной квалификации / Р. С. Козлов // European Science/ Иваново. 2016.

№7(17). с. 35-37.

5.

Польшина Г.И., Мотивация детей к занятиям спортом на этапе

начальной

спортивной

подготовки,

в

журнале

Вестник

Адыгейского

государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2007



В раздел образования