Автор: Швецов Евгений Анатольевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «СШОР «ФСО“Тасма”»
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО НА НАЧАЛЬНО ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Раздел: дополнительное образование
УДК
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО НА НАЧАЛЬНО ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Швецов Е.А., тренер-преподаватель,
МАУ ДО «СШОР «ФСО“Тасма”»
Казань, Россия
Аннотация.
В данной статье представлены исследования уровня мотивации к
систематическим занятиям дзюдо на начальном этапе подготовки у дзюдоистов 7-9 лет
(30 человек), а так же результаты анкетирования тренерского состава по дзюдо г. Казани
по вопросу сохранности контингента на начальном этапе. В связи, с чем была выявленная
проблема низкого уровня мотивации к систематическим занятиям дзюдо и сохранности
контингента на начальном этапе подготовке.
Ключевые слова. дзюдо, мотивация, начальный этап подготовки, сохранность
контингента.
Актуальность: Дзюдо является одним из популярнейших видов спорта
в мире. На сегодняшний день членами Международной федерации являются
178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов
человек, оно является второй системой физического воспитания и входит в
обязательную школьную программу, в остальном мире дзюдо занимаются –
более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только
футболу. Современная российская школа дзюдо является одной из самых
сильных
в
мире.
Ее
представляют
дзюдоисты
А.
Тотикашвили,
К.
Куртанидзе, А. Михайлин, В. Макаров, С. Гундаренко, Е. Петрова, Т.
Тменов, Т. Донгузашвили и другие. За последние 2 летние олимпиады, в 2012
и 2016 году, российские борцы-дзюдоисты в сумме выиграли 5 золотых, одну
серебряную и 2 бронзовых медалей, что, несомненно, стало одним из
популизирующих фактов. Дети стали активнее записываться в секции дзюдо,
по все России это около 180 тыс. человек.Однако, есть проблема
систематических посещений занятий, и как следствие, проблема сохранности
контингента
от
этапа
начальной
подготовки
до
этапа
спортивной
специализации. Актуальность нашей темы
заключается в том, что
первоначальная задача тренера, это заинтересовать перспективного ученика
и сохранить его в виде спорта на протяжении всей спортивной карьеры, а
также замотивировать его на достижение успеха, поставить ясные цели,
объяснить перспективы его деятельности. Эти задачи зачастую не считают
значимыми и, в основном, делают упор на техническую составляющую
тренировок,
что
в
итоге
отражается
на
посещаемости
дзюдоистов
тренировочных занятий и низким уровнем интереса к выбранному виду
спорта у занимающихся. В нашей статье мы определили уровень мотивации
юных дзюдоистов на начальном этапе подготовки к систематическим
занятиям и уровень интереса к виду спорта- дзюдо.
Цель
исследования
–
определить
уровень
мотивации
к
систематическим занятиям дзюдо на этапе начальной подготовки.
Исследование проводилось на базе МАУ «СШ «Ак Буре» г. Казани, а
так же с участием тренерского состава по дзюдо г. Казани.
В
педагогическом
эксперименте
участвовали
группы
начальной
подготовки 1-ого года обучения. Возраст обеих групп испытуемых 7-9 лет, в
каждой группе по 15 учащихся.
Исследование проводилось с применением метода анкетирования и
метода математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение: В начале эксперимента
было проведено анкетирование (Приложение 2) тренерского состава секций
дзюдо в г. Казани, всего в анкетирование приняли участие 22 тренера
различных спортивных школ и клубов. По результатам анкетирования были
получены следующие результаты:
На 1 вопрос «Какой процент занимающихся отсеивается у Вас на
этапах начальной подготовки?» Самыми популярными ответами оказались
«50%» - 10 человек и «более 50%» - 6 человек, ответы «менее 10%» и «от 10
до 50%» выбрали по 3 человека. Из чего можно сделать вывод, что проблема
сохранности групп на начальном этапе все-таки существует.
Остальные вопросы анкеты были использованы для определения
мнения тренерского состава: почему дети приходят в дзюдо, какие внешние и
внутренние факторы заставляют бросать занятия дзюдо, и какая мотивация
дзюдоистов
будет
являться
наиболее
сильной
для
сохранности
занимающихся в группе и их систематического посещения занятий по дзюдо.
Для оценки уровня мотивации к систематическим занятиям дзюдо
проводился педагогический эксперимент для участия, в котором были
выбраны экспериментальная и контрольная группы дзюдоистов. Эти группы
состояли из 15 учащихся МАУ ДЮСШ «Ак Буре», группы начальной
подготовки 1-ого года обучения. Возраст обеих групп испытуемых к началу
эксперимента составлял 7-9 лет. Исходный уровень мотивации контрольной
группы был определен с помощью анкетирования, результаты были
обработаны при помощи метола математической статистики и представлены
в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1 - оценка исходного уровня мотивации контрольной и
экспериментальной группы
контрольная группа
экспериментальная группа
ФИО
Анкета
(xi1-xsr1)
(xi1-
xsr1)^2
ФИО
Анкет
а
(xi1-xsr1)
(xi1-xsr1)^2
Б.Н.
2
-1,0
1
Б.И.
3
0,1
0,004
Г.А.
3
0,0
0
Г.А.
4
1,1
1,138
Г.И.
3
0,0
0
Г.А.
2
-0,9
0,871
Г.Р.
5
2,0
4
З.Ч.
2
-0,9
0,871
И.С.
4
1,0
1
К.А.
3
0,1
0,004
И.Б.
2
-1,0
1
К.С.
4
1,1
1,138
К.А.
3
0,0
0
М.И.
3
0,1
0,004
Р.Т.
2
-1,0
1
М.Д.
2
-0,9
0,871
С.А.
3
0,0
0
М.Т.
2
-0,9
0,871
С.Р.
2
-1,0
1
Н.А.
3
0,1
0,004
Т.Б.
3
0,0
0
Р.А.
5
2,1
4,271
Х.И.
3
0,0
0
С.А.
2
-0,9
0,871
Ш.Б.
4
1,0
1
Х.П.
3
0,1
0,004
Ш.Б.
2
-1,0
1
Х.Д.
4
1,1
1,138
Ш.Р.
4
1,0
1
Ш.О.
2
-0,9
0,871
Xsr1
3,0
Xsr2
2,9
Из
результатов
исследования
–
анкетирования
можно
сделать
следующие выводы:
1. Выборки статистически недостоверны (tрас <tкр)
2.
Различия
отличаются
не
существенно,
значит
мотивация
спортсменов экспериментальной группы и контрольной группы находятся на
одном уровне.
3.
Мотивация
контрольной
и
экспериментальной
группы
по
результатам анкетирования находится на низком уровне, т.к. показатели 0-4
являются низкими, а средний показатель контрольной группы равен 3 балла,
экспериментальной – 2,9 балла.
На следующем этапе нами планируется разработать методику по
повышению мотивации у юных дзюдоистов к систематическим занятиям
дзюдо на начальном этапе подготовки.
Заключение.
Выявлен низкий уровень мотивации дзюдоистов к
систематическим
занятиям
дзюдо
на
начальном
этапе
подготовки.
Действующий педагогический состав по дзюдо г. Казани подтверждает
низкий процент сохранности контингента на начальном этапе подготовки. В
связи с чем выявлена необходимость создания методики по повышению
мотивации дзюдоистов к систематическим занятиям на начальном этапе
подготовки.
Список литературы:
1.
Аратин
А.В.,
Лезунова
Г.Ю.,
Мотивации
спортсменов-
дзюдоистов начальной подготовки второго года обучения, в сборнике
международный студенческий научный вестник VIII Международная научна
конференция студенческий научный форум, 2016.
2.
Бабушкин Е.Г. Диагностика спортивной мотивации // Психология
и педагогика в Сибири. 2000. - № 1. - С. 38-39.
3.
Билобрицкий В.А.,
Проблема мотивации дзюдоистов детско-
юношеского возраста // Современные научные исследования и инновации.
2017. № 4
4.
Козлов, Р. С. Особенности мотивации достижения дзюдоистов
разной квалификации / Р. С. Козлов // European Science/ Иваново. 2016.
№7(17). с. 35-37.
5.
Польшина Г.И., Мотивация детей к занятиям спортом на этапе
начальной
спортивной
подготовки,
в
журнале
Вестник
Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2007