Автор: Петренко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Хочу сам!"
Раздел: дошкольное образование
«
!»
Хочу сам
Педагогический проект
по обучению детей 2-3 лет практическим
навыкам самообслуживания. Область: социально – коммуникативное
развитие.
Подготовил: воспитатель Петренко Т. В.
2024 год
1.
Название проекта
:
«Хочу сам!»
2.
Проблема:
в общеобразовательной программе уделено мало внимания, а у детей
возник интерес по данному виду деятельности. Исходя из этого, я разработала
проект.
3.
Цель
: помочь детям овладеть практическими навыками самообслуживания.
4.
Задачи:
- приучать детей к самообслуживанию;
- закреплять знания детей о предметах одежды, порядке ее одевания;
- формировать нравственные начала: помогать друг другу, проявлять
доброжелательность;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- создать условия для самостоятельной практической деятельности детей;
- способствовать взаимодействию и сотрудничеству родителей с ребенком в
семье.
5. Основные шаги по реализации проекта:
Определение проблемы проекта; постановка цели; включение в план проекта
занятий, наблюдений, игр и т.д.; домашние задания для совместной работы
родителей и детей; продумать форму проведения презентации.
6.
Ожидаемый результат проекта:
Научить детей самостоятельно себя обслуживать (одеваться, раздеваться) с
небольшой помощью взрослого, самостоятельно держать ложку и аккуратно
есть, пользоваться предметами личной гигиены.
7.
Вид проекта:
по времени – среднесрочный (1 месяц),
по количеству участников – коллективный (18детей),
по контингенту – дети 2-3 года,
по направленности – межпредметный,
по характеру деятельности – обучающий (смешанный).
8.
Состав участников :
дети группы раннего возраста, родители, воспитатель.
9.
Основные направления проекта:
- обучение практическим действиям(застегиванию пуговиц, крючков, молний;
- применение практических навыков и умений в свободной деятельности и
повседневной жизни.
10. Межпредметные связи:
Название раздела
программы
содержание
задачи
Ознакомление с
окружающим
«Развитие ребенка
от двух до трех лет»
«Я и кукла»;
«Кукла на прогулке».
уточнить и расширить
представление детей об
одежде; развивать
интерес к окружающему
миру
Рисование
- «Украсим матрешкам
сарафан»»;
- «Неваляшки – яркие рубашки»
учить детей рисовать,
ориентироваться на листе
бумаги, развивать интерес
к рисованию
Игровая
- Д/и «Оденем куклу после
сна»;
- Д/и «Одень куклу»;
- Д/и «Радужный хоровод»
развивать мелкую
моторику рук, закреплять
цвет, воспитывать
желание заботится о
куклах
Ознакомление с
художественными
произведениями
- Н. Саконская «Снежный ком»;
- В.Зайцев «Я одеваться сам
могу».
- Л. Воронкова «Маша –
растеряша»
приучать детей
внимательно слушать
произведения, отвечать на
вопросы по содержанию
1.
Подготовительный этап:
- определение педагогом темы, цели и задач проекта;
- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;
- обговорить с родителями тему, цель и содержание проекта, выяснить
возможности, наличие и доступность необходимых для его реализации средств;
- определить содержание деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап реализации проекта
Система мероприятий.
деятельность
тема
пособия
познавательная
- НОД «Я и кукла»;
- НОД «Кукла на прогулке».
- НОД «Оденем куклу на прогулку»
- наблюдение за прохожими
кукла, одежда для
прогулки
игровая
- Д/и «Одежда» (лото);
- Д/и «Цветик - семицветик»;
- Д/и «Капитошка»;
- Д/и «Краб»;
- Игра «Уложим куклу спать»;
- Д/и «Оденем куклу после сна»;
- Д/и «Одень куклу»;
- Д/и «Радужный хоровод»
- материал для игр;
художественно-
речевая
- «Наша Маша маленька»;
- «Шапка, да шубка»;
- Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
- Для самых маленьких;
- Е. Благинина «Я умею одеваться»
- Н. Саконская «Снежный ком»;
- В.Зайцев «Я одеваться сам могу».
- Л. Воронкова «Маша – растеряша»
- И. Гурина «Про Борю»
- «Сказка про то, как одежда обиделась»
- дет. худ.
литература
продуктивная
рисование:
- «Украсим кукле платье»
- «Украсим матрешкам сарафан»»;
- «Неваляшки – яркие рубашки»
- материал для
рисования и
образцы;
трудовая
- самообслуживание
пальчиковая
гимнастика
- «Считаем пальчики»;
- «Семья»;
- «Прогулка»;
- «Веселый шнурок»
работа с
родителями
- консультация «Мама – я сам!»
- консультация «Воспитание самостоятельности у детей раннего
возраста в семье»
- рекомендации «Я одеваюсь сам»;
- папка передвижка «Учимся одеваться»
- развлечение «Вот какие мы большие»
Занятие «Я и кукла»
Цель:
- формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами
детей);
- развивать понимание речи взрослого;
- упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов;
- развивать внимание, память;
- вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию.
Материал: салфетка, звукозапись, кукла Катя, машина, дорожка.
Предварительная работа: рассматривание картины «Давай познакомимся»,
подвижная игра «Прятки», дидактическая игра «Где кукла Катя?»
Ход занятия:
Сюрпризный момент: на машине приехала кукла Катя.
Воспитатель радостно спрашивает: «Дети, кто к нам приехал?»
Отвечает: «Это кукла Катя к нам приехала».
Рассматривание кукольного наряда:
- Что на кукле Кате? (платье)
- Какого цвета платье? (красное)
- Что на ножках? (туфли)
- А что на голове? (шляпа)
- Какого цвета шляпа? (красная)
Кукла Катя идет по дорожке к детям.
Кукла Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дороженьке
Топни, Катя, ноженькой.
Воспитатель предлагает детям поздороваться с куклой.
Скажи: «Здравствуй, Катя!» Дай ручку Кате.
Воспитатель подходит к каждому ребенку, побуждает к произношению слов –
буквосочетаний: «кукла», «ку-ка», «Ка-тя».
Далее воспитатель подходит к ребенку и говорит сначала сам: «Это Соня. Дай ручку
Кате. Где ручки у Сони? Покажи. Вот ручки. (Поглаживает руку ребенка, просит
похлопать ручками, сказать: «хлоп – хлоп»). Молодец, Соня!»
Воспитатель обращается к кукле: «Катя, покажи, где Соня». (Показывает на ребенка
рукой куклы).
Затем воспитатель переходит к другому ребенку и действия повторяются.
После знакомства кукла Катя предлагает поиграть в прятки.
Подвижная игра «Прятки».
Воспитатель закрывает куклу салфеткой, спрашивает: «Где Катя? Куда она
спряталась? (дети ищут) Вот Катя!»
Индивидуальное обращение: «Скажи, где Катя? Вот Катя!»
Далее воспитатель играет с детьми:
- Где Оля?
- Где Даша?
- И т.д.
Накрывает салфеткой ребенка, открывает, спрашивает: «Кто это? - Даша, Ваня и т.д.
После игры кукла Катя предлагает поплясать под музыку.
Занятие «Кукла на прогулке»
Цель:
- сформировать у детей первые связные представления об этом времени года,
- развивать интерес к совместным играм,
- воспитывать дружеские чувства друг к другу.
Материал: куклы, санки, инвентарь для прогулки.
Ход прогулки:
Во время сборов на прогулку воспитатель говорит: «Ребята, обратите внимание на
свою одежду. Мы все тепло одеваемся, у нас теплые куртки, теплые сапоги, теплые
шапки, у нас у всех варежки. Почему? (ответы детей). Потому что на улице холодно,
морозно, на улице сейчас – зима. Нужно тепло одеваться зимой, чтобы ветер нас не
продул, чтобы мы не простудились. Все оделись? А варежки никто не забыл?
Молодцы! Сегодня мы с собой возьмем кукол на прогулку, они у нас тоже тепло
одеты».
Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих,
что все люди тепло одеты. И мальчик бежит и подпрыгивает, чтобы ему холодно не
было.
- «Ребята, посмотрите, какой сегодня снег?» Дети берут лопатки, набирают снег,
подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Затем ребята пробуют слепить
комочки из снега – ничего не вышло.
- «Снег сыпучий. Лепить сегодня нельзя».
Мы сегодня будем кукол с горки скатывать и катать на санках.
Дети отгребают снег с дорожки возле горки.
Ребята относят инвентарь на место, собрав ведерки, лопатки, всё хорошо отряхнув
от снега. Затем ребята начинают катать кукол с горки. Воспитатель следит, чтобы дети
играли дружно, уступали друг другу.
Затем воспитатель организует подвижную игру «Лохматый пес». Воспитатель
сажает за горкой яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Ребята, посмотрите,
здесь около нашей горки кто-то спит…Посмотрите внимательно, это спит собачка,
попробуем ее разбудить».
Игра:
Воспитатель произносит текст стихотворения, жестом приглашая детей выполнить
соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет…
Дети осторожно подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка,
поиграй с нами!». Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра
повторяется 2-3 раза. После игры дети катают кукол на санках и переходят к
самостоятельной деятельности.
Занятие «Одень куклу на прогулку»
Цель:
- продолжать знакомить детей с предметами одежды;
- активизировать словарь детей, название обуви, головного убора;
- уточнить последовательность одевания на прогулку;
- развивать мелкую моторику рук (застегивание пуговиц, молний);
- воспитывать интерес к предметам одежды и умение быть аккуратным.
Предварительная работа:
в период одевания называть все предметы одежды, наблюдения за прохожими,
рассматривание иллюстраций «Дети играют», Д/и «Одежда», игры с куклами.
Материал:
игрушка кукла, одежда для прогулки.
Ход:
В группу приходит кукла Оля с одеждой для прогулки.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй Оля!
- Вы гулять любите? (Любим.)
- Я тоже люблю гулять.. А я сама не умею одеваться, помогите мне пожалуйста,
выбрать одежду для прогулки и научите одеваться.
Дети выбирают одежду для прогулки, называют ее, и помогают последовательно
одеть куклу.
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
Кукла благодарит детей за помощь уходит на улицу и ждет детей на прогулке.
Наблюдение за прохожими
Цель:
- развивать интерес к наблюдению;
- закрепить название одежды, в которую одеты прохожие;
- отметить смену одежды с теплой, на более легкую.
Ход наблюдения
Обратить внимание на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как прохожие были
одеты зимой, назвать предметы одежды (шуба, теплая шапка, варежки, валенки и т.д.).
Рассмотреть, как одеты весной, назвать одежду, в которую одеты дети. Обратить
внимание на погоду.
Мартовский денек
Звонко прыгает капель
По весенним лужам
Здравствуй мартовский денек!
До свидания, стужа!
Уходите поскорей,
Снежные метели,
Чтобы к нам издалека
Птицы прилетели.
Выбегайте ручейки
Из-под снега дружно.
Вам до речки добежать
Поскорее нужно.
Марина Мигунова
Дидактическая игра «Одежда» (лото)
Цель: развивать интерес к игре, упражнять в назывании одежды, закреплять цвет,
находить пару, развивать наблюдательность.
Материал: дидактическое пособие с карточками
Ход игры:
В игру играют дети 2-4 человека и берут большие карточки, водящий берет
маленькую карточку показывает и называет предмет, дети находят у себя такой же
предмет и накрывает его карточкой . Игра продолжается пока не закончатся карточки.
Выигрывает тот, кто первый накроет все карточки.
.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
Цель: развивать мелкую моторику (застегивать липучки), координацию
движений пальцев рук; закрепить цвет, подбирать предметы по цвету.
Материал: дидактическое пособие «Цветик - семицветик»;.
Ход игры:
Предложить детям подойти к игрушке, выбрать понравившийся лепесток любого
цвета. Воспитатель закрепляет у детей цвет лепестка и элементов, объясняет и
показывает как играть, если кто-то не справляется с заданием помогает.
Дидактическая игра «Капитошка»
Цель: развивать мелкую моторику (застегивать, расстегивать пуговицы, липучки,
связывать и развязывать шнурки), координацию движений пальцев рук; закрепить
цвет, подбирать одежду по времени года, учить называть времена года.
Материал: дидактическое пособие «Капитошка».
Ход игры:
Предложить детям игрушку, подобрать одежду к определенному времени года.
Воспитатель знакомит с игрушкой Капитошкой, закрепляет цвет одежды, объясняет и
показывает какую одежду надевать летом, осенью, зимой, весной, если кто-то не
справляется с заданием помогает.
Дидактическая игра «Краб»
Цель: развивать мелкую моторику ( застегивать, расстегивать пуговицы, молнии,
липучки, крючки, связывать и развязывать шнурки), координацию движений пальцев
рук; закрепить цвет. .
Материал: дидактическое пособие «Краб».
Ход игры:
Предложить детям подойти к игрушке, выбрать понравившийся карман с любым
видом застежек. Воспитатель закрепляет у детей название застежки, цвет элементов,
объясняет и показывает, если кто-то не справляется с заданием.
Дидактическая игра «Уложим куклу спать»
Цель: закрепить название одежды помочь детям запоминать последовательность
раздевания, учить аккуратно складывать одежду; побуждать к использованию в речи
названия предметов одежды, а также действий с одеждой (расстегнуть, снять сложить,
положить)
Материал: одетая кукла, кровать для куклы, стульчик для одежды.
Ход игры:
- Ребята, наша кукла Оля целый день играла, она устала, мы ее накормили. Оля
хочет отдохнуть. Уложим ее спать? (Да.)
- Как мы поможем кукле? Куда мы уложим Олю? Что нужно сначала сделать?
- Расстелить кровать. Снять одежду, аккуратно ее сложить и положить на
стульчик.
Дети помогают снять одежду, укладывают куклу в кроватку и поют колыбельную:
Баю- баю- баю, куколку качаю.
Куколка устала, целый день играла.
Спи, усни…
Дидактическая игра «Оденем куклу после сна»;
Цель: закрепить название одежды помочь детям запоминать последовательность
одевания, учить надевать одежду; побуждать к использованию в речи названия
предметов одежды, а также действий с одеждой (застегнуть), приводить в порядок
постель, способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры.
Материал: кукла, одежда для куклы.
Ход игры: Дети будят куклу.
Встала куколка с утра.
Одеваться ей пора.
Я для куклы для большой,
Отберу одежду.
Вот она большая,
Посмотри какая.
Предложить детям коробку с кукольной одеждой, подобрать одежду нужного
размера, назвать предметы одежды надеть платье, застегнуть пуговицы на платье,
носки, туфельки.
Дидактическая игра «Одень куклу»
Цель: закрепить название одежды; побуждать к использованию в речи названия
предметов одежды, закрепить цвет
Материал: силуэты кукол с цветными бантами и туфельками, платья основных
цветов.
Ход игры: предложить детям разложить силуэты кукол на столе и подобрать
платье такого же цвета как бант и туфельки. Назвать цвет.
Игра «Радужный хоровод»
Цель: подобрать по цвету платье, закрепить название основных цветов.
Материал: карточки с силуэтами кукол, платья основных цветов.
Ход игры: предложить детям разложить карточки с изображением силуэты кукол
на столе и подобрать платье такого же цвета как воротничок. Назвать цвет.
Занятие «Неваляшки – яркие рубашки»
Цель:
- Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки, развивать чувство
цвета.
- Закреплять знание основных цветов, умение аккуратного пользования материалами
для рисования.
- Развивать умение самостоятельно выбирать цвет для работы (гуашь) .
- Воспитывать отзывчивость, желание помочь неваляшкам украсить свои наряды.
Материал:
Гуашь основных цветов (синяя, красная, желтая, зеленая), силуэты неваляшек,
большая кукла Неваляшка, ширма-домик.
Ход занятия:
Дети с педагогом подходят к домику-ширме.
- Какой красивый домик-теремок. Кто в домике живет? Постучим в домик и увидим,
кто к нам выйдет. Кто это, ребятки? (Неваляшка)
- Это неваляшка, куколка-милашка, куколка-милашка, яркая рубашка. Какая она
веселая, улыбчивая, нарядная.
Дети совместно с педагогом любуются Неваляшкой.
- Скажите Неваляшке, вы дружные ребятки? Помогаете друг другу?
- У Неваляшки тоже есть подружки, и они очень хотят быть такими же нарядными, как
вы и как Неваляшка.
- Кто поможет Неваляшкам нарядиться в яркие платьица?
- Приглашаю вас сесть за столики, Неваляшки нас уже ждут.
Дети рассматривают Неваляшку, отмечают, что головка, туловище и руки круглой
формы, закрепляют название цвета.
- Сначала мы украсим шапочку на головке. Опускаем кисточку в баночку с краской и
набираем на кончик немного краски. Раскрашиваем неваляшек краской. Какая
нарядная стала Неваляшка.
- У вас на столах лежат куколки Неваляшки. Какого цвета у них платьица? (белые) Что
сначала украсим у Неваляшки, что потом? (сначала шапочку, потом ручки, потом
туловище).
- Какую ты выбрал краску? Какого цвета?
Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель подходит к детям, от лица
Неваляшки, хвалит, подбадривает, при необходимости использует индивидуальное
объяснение и показ.
- Неваляшка зовет всех детей танцевать.
Дети выполняют в кругу танцевальные движения по показу, под песню «Мы милашки
куклы-неваляшки».
«Мы милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки»
Неваляшка хвалит работы детей, отмечает какие они аккуратные, яркие, и радуется,
глядя на то, какие подружки – Неваляшки стали весёлые и нарядные.
Рисование «Украсим платье кукле»
Цель:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками;
- учить набирать краску на палец и оставлять след по всему листу (платью);
- развивать интерес к рисованию;
- воспитывать аккуратность в работе с красками.
Предварительная работа:
- рассматривание одежды, игры с куклами, Д/и «Одежда»,
Материал:
Игрушка кукла Катя, бумажные силуэты платья, гуашь красного, синего, желтого
цвета.
Ход:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Катя! Что случилось, почему ты невеселая?
- Меня с моими подружками пригласили на праздник, а у нас только белые платья,
а мы хотим нарядные платья.
Что делать, не знаю.
- Ребята , давайте мы красиво украсим платья.
- Посмотрите как можно украсить платья. Дети рассматривают образцы.
- Ребята, чем вы умеете рисовать? (Красками и кистью, карандашами). Посмотрите
и скажите, что у вас находится на столе? (краски, листы) Сегодня мы будем рисовать
пальчиками. Показать, как указательным пальцем без краски наносить точки по всему
силуэту. (Дети повторяют у себя на листах).
- Указательный палец опускаем в краску и аккуратно ставим точки – горошек. Если
краска закончилась, набираем еще и распределяем по всему платью. После рисования
вытираем пальчики салфеткой.
Дети выполняют задание. Воспитатель наблюдает, если нужно помогает. Кукла
смотрит, как рисуют дети, хвалит.
Дети дарят рисунки кукле Кате.
- Спасибо, ребята вы мне очень помогли. До свидания!
- До свидания, Катя!
«Украсим матрёшке сарафанчик»
Цель:
- продолжать знакомить детей с матрёшкой.
- продолжать детей знакомить с техникой рисования кистью и красками.
- упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги
акварельной краской, путём нанесения размашистых мазков.
- закреплять знания цветов
- способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного
результата.
Материал:
Матрёшки, матрёшки с платочками внутри, гуашь, кисточки, стаканчики с
водой, клеёнки, бумажные силуэты матрешек.
Предварительная работа:
- рассматривание русской народной игрушки матрёшки: какого цвета платочки,
сарафанчики; игры с матрёшками: на фланелеграфе «Найди такую же», «Собери
матрёшку»; чтение стихов про матрёшку.
Ход:
- Здравствуйте ребята.
- К нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся с гостями
- Здравствуйте!
- Посмотрите, а к нам ещё кто-то пришёл, только спрятался под платочком.
- Я вам загадку загадаю, а вы отгадайте:
Вместе разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Правильно, ребята, в гости к нам пришла Матрёшка. А давайте рассмотрим её вместе.
Воспитатель достаёт Матрёшку, показывает детям и говорит:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко.
Это русская …
- Матрёшка
- Матрёшка пришла не одна, а где же у Матрёшки сестрицы-подружки?
Воспитатель открывает матрёшку, рассматривает с детьми.
- Посмотрите, какие они …
Покажи мне Саша большую матрёшку, а Оля маленькую матрёшку.
Воспитатель раздает каждому ребёнку по матрёшке
- Ребята, рассмотрите каждый свою матрёшку. Во что она одета?
- А давайте рассмотрим лицо матрёшки
Ребята, а вам нравится матрёшка?
- Посмотрите, а у меня ещё есть матрёшка
Воспитатель показывает бумажные силуэты матрешек.
- У неё есть красивый платочек, а сарафанчик у неё не нарядный. Что же надо сделать,
чтобы наши матрёшки стали такими же красивыми как эти куколки …? - Раскрасить
(нарисовать) сарафанчик
.
- Садитесь за столы. Я вам дам матрёшек, а вы рассмотрите их. Какой платочек Диана
(Маша, Катя, Денис) у твоей матрёшки …?
- А чем мы будем сегодня рисовать? Что я приготовила для рисования …? (Краски
кисточка)
- Давайте разрисуем листочек полосками, горошинками, кому как нравится.
- Возьмите все правильно кисточку, покажите мне.
А теперь набираем краску…
раскрашиваем.
- А теперь пока у наших матрёшек подсыхают сарафанчики, а мы с вами тоже будем
матрешками и попляшем.
Песенка танец:
Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания
с . поворотами вправо и
влево)
Как у нас, как у нас чистые ладошки. (Дети показывают ладошки)
Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с
. поворотами вправо и влево)
Как у нас, как у нас новые сапожки. Руки на поясе, дети топают
. показывают сапожки)
Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с
. поворотами вправо и влево)
Мы хотим, мы хотим поплясать немножко. (Руки на поясе, дети топают
. ножками)
Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с
. поворотами вправо и влево)
Ох устали, ох устали, ох устали ножки. (Дети садятся на пол, отдыхают)
Устали матрёшки сядьте на пол крошки!
Отдохнули крошки вставайте на ножки. (Дети встают на ножки)
Мы матрёшки, мы матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с
. поворотами вправо и влево)
Мы хоти, мы хотим поплясать немножко. Дети топают ножками хлопают в
. ладошки)
Молодцы! Весёлые матрёшки. Хорошо танцевали. Умницы.
Пойдемте теперь посмотрим наших красивых матрёшек.
Анализ рисунков детей:
Ой, какие красивые матрёшки.
Дети под музыку играют с матрёшками
Наша Маша маленька
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Шапка да шубка
Шапка,
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй пальчик!
Как живёшь?
Н. Саконская
Для самых маленьких
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Я умею одеваться
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу
Вот они, сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот — с левой ножки...
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта — с левой ножки,
Эта — с правой ножки.
Вот как хорошо!
Е. Благинина
Снежный ком
Сто одёжек, сто застёжек.
Он похож на снежный ком,
В двери он пролезть не может,
Разве только что бочком.
Сто одёжек, сто застёжек,
И всего лишь две руки.
Он раздеться сам не может.
Эй, ребята, помоги!
Раздевали, разували,
Бились целых три часа.
Рты широко разевали
На такие чудеса.
Тёплый шарф поверх ушанки!
Две фуфайки, три платка!
Запрягать придётся санки:
Ведь поклажа не легка!
Сняли шарф и рукавички,
Сняли шубу с башлыком,
Расстегнули все петлички –
Смотрим: мальчик – тоньше спички.
И растаял снежный ком!
Н.Саконская
Я одеваться сам могу
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода,-
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щёткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
В.Зайцев
Маша-растеряша.
Жила-была девочка Маша.
Утром встало солнышко, заглянуло в окно.
А Маша спит.
Пришла мама:
– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти
пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
– Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.
А мама опять:
– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать.
Оглянулась Маша – а чулок-то нет!
– Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью – нет…
Ищет Маша чулки, никак не найдёт.
А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь,
А разыщешь – так пойдёшь.
Надо вещи убирать —
Не придётся их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
– Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
А Маша всё ищет:
– И под стулом нет,
И на стуле нет…
Да вот же они – у куклы в кроватке!
Мама спрашивает:
– Маша, скоро?
А Маша отвечает:
– Надеваю чулки,
Обуваю башмаки.
Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!
– Под кроватью нет,
На кровати нет,
И за шкапом нет,
И под шкапом нет…
А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь,
А разыщешь – так поймёшь.
Надо вещи убирать —
Не придётся их искать.
Подошёл к окну петушок и запел:
– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!
Стала Маша просить петушка:
– Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе.
А башмачок-то вот где – на столе стоит.
Мама спрашивает:
– Маша, скоро?
А Маша отвечает:
– Вот надену платье
И пойду гулять я!
А платья тоже нет нигде!
– В чём пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину, —
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет…
А кошка всё своё мурлычет-приговаривает:
– Ищешь, ищешь – не найдёшь,
А без платья не пойдёшь…
Надо вещи убирать —
Не придётся их искать…
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась:
– Платье в горошину
На полочку заброшено!
Мама говорит:
– Больше ждать я не могу!
А Маша отвечает:
– Я бегу-бегу-бегу!
Бежит Маша в детский сад, торопится.
А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и
закричали:
– Опоздала, Маша,
Маша-растеряша!
Л. Воронкова
Про Борю
Жил на свете мальчик Боря.
Не любил он одеваться,
Он все время с мамой спорил,
Начинал сопротивляться:
Не надену эту майку
И колготки, и штаны!
Пусть рубашку носит зайка!
Мне носочки не нужны!
Свитер не люблю – колючий!
Шапку одевать не буду!
Вот какой он был вреднючий.
Не мальчишка – чудо-юдо!
Надоело маме спорить,
Хулигана убеждать.
И сказала мама Боре:
- Не пойду с тобой гулять!
Кто оделся – пусть гуляет
И в песочнице шалит,
А Бориска поскучает,
Без колготок посидит!
- Там же все мои друзья!-
Вдруг опомнился мальчишка, -
Вышли все, а как же я?
Где носочки, где штанишки?!
Посмотрите: что за чудо?
Начал Боря одеваться
И сказал он нам: - Не буду
Больше с мамой пререкаться!
Он помог одеться маме
И пошел гулять с друзьями.
Ирина Гурина
Сказка про то, как одежда обиделась
Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке
удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не
приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.
- Не хочу, не буду, не одену… - кричал Андрюша и убегал от бабушки.
Но однажды случилось вот что.
Андрюша с бабушкой как всегда собирались гулять.
- Надень колготочки, - упрашивала бабуля.
- Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.
- Почему? – расстроилась бабушка.
- Они некрасивые, - ответил Андрюша.
- А какие колготочки ты бы хотел?
- Я бы… Я бы… Я бы хотел зеленые, как листики на деревьях. Вот! – выпалил
Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг
превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зеленой листвой.
- Ой, что это? – удивился Андрюша.
- Колготки, как ты хотел, - ответила бабушка.
Ветки изогнулись и звонко шлепнули вредного Андрюшу по попе.
- Ай, они дерутся, - испугался Андрюша.
- Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – А свитер тебе тоже не нравится?
- Не нравится! Он противный, колючий!
- А какой свитер ты хочешь?
- Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.
Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица
вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.
- Ай, он щиплется, - испугался Андрюша.
- Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?
- Нет. У него слишком много всяких застежек, я не люблю засовывать руки в
рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!
Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на
Андрюшу.
- Ай, чего это он, - испугался Андрюша.
- Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?
- Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне
на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!
В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то
уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки,
начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить.
- Ай, они кусаются, - испугался Андрюша.
- Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по
нраву?
- Нет, - упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у нее
были ушки, как у медвежонка!
Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка
превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:
- Ну, что тебе еще не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все
вещи такие, как ты хотел!
- Бабушка, - заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи.
Расколдуй их, пожалуйста!
- Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все
обратно.
- Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. –
Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить
с бабулей!
Раз! И зеленые ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая
птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лег
рядом. Четыре! И откуда–то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и
превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пестрым мячиком прискакал помпон,
прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!
- Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы,
оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно
должен рассказать друзьям эту волшебную историю.
Пальчиковая гимнастика
Считаем пальчики
Давай-ка пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы одной руки,
Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы другой руки
Десять пальцев, две руки – Показываем раскрытые руки и
Все твои помощники! вращаем руками как «фонарики»
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
Хлопать в ладоши.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.
А вторые догонять.
По столу "бегут" указательные пальцы.
Третьи пальчики бегом,
Средние пальцы.
А четвертые пешком.
Безымянные пальцы.
Пятый пальчик поскакал
Касаться стола ритмично обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопнуть кулаками по столу.
Веселый шнурок
Вверх шнурок,
Вниз шнурок
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узарчик!
Вот какой у нас заборчик!
По тексту обматывать пальцы шнурком.
Консультация
«Воспитание самостоятельности
у детей раннего возраста в семье»
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность и
направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас
незнакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам» говорит он каждый раз,
когда взрослые начинают натягивать на него рубашку или кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им
пользу? Разумеется, что такие действия взрослых приносят только вред. Ребёнка
лишают самостоятельности, подрывает у него веру в свои силы, приучают надеяться
на других. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать «мне некогда», а лучше
дать ему возможность испробовать свои силы. И скоро убедитесь, что ребёнок стал
более ловким и умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.д.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретёт необходимые навыки,
ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье
необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить
место на полке для хранения предметов туалета носовых платков, ленточек, носков),
удобное место для полотенца.
Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его
учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.
Обучая детей, надо учитывать их опыт. Нельзя, например, учить ребёнка
пользоваться вилкой, если он не научился, есть ложкой. Очень важна в обучении
последовательность. Так действия связанные с раздеванием, быстрее усваивается
детьми, чем действия с одеванием, ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а
потом лицо.
В труде по самообслуживанию, ребёнка учат доводить начатое дело до конца,
выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и
выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к
замечаниям,
наставлениям.
Больше
опирайтесь
на
поощрения
и
похвалу.
Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление, даёт им возможность
увидеть, чему они научились, чему ещё должны научиться.
Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно сказать ему «Молодец» или
«Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему
не совсем удалось. Похвала должна быть заслуженной, только тогда она поможет
укрепить у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности.
В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное
ими, и хорошее и плохое отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у
детей самостоятельность, аккуратность отец или мать должны быть примером для
подражания. Если они сами не будут класть вещи на места, аккуратно с ними
обращаться, а лишь будут требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у
своего ребенка привычки к аккуратности.
Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки,
воспитывает у них самостоятельность, желание, умение прилагать усилия, достигать
положительного результата.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям, создают
предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к
самообслуживанию.
Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но и
почётно.
Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма,
развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Педагогические ситуации:
«Илюша (3 г) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после
долгих усилий, колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не
замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит эту
«бестолковую возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, старается
натянуть ребёнку колготки. Малыш поднимает крик: - Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте своё мнение.
2. Как вы думаете, почему она так поступила?
3. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребёнка?
4. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшего возраста.
5. Что ваш ребёнок делает сам?
«Алёше четвёртый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно
беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не
хочет, за столом сидит в ожидании, когда его покормят. Если ему напоминают, что
ему есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слёзы и жалобно
заявляет: «Не хочу», «Не умею».
Зато дома, со взрослыми у Алёши властный, требовательный тон, на глазах
дежурные слёзы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой
беспомощный!»,
«Он
ещё
очень
маленький»,
«Нервный
ребёнок,
требуется
осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Вопросы:
1. Чем обусловлено беспомощность Алёши? Проанализируйте линию поведения
взрослых и дайте ей оценку.
2. Можно ли таким образом воспитать у ребёнка самостоятельность.
Дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно
- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно
пользоваться
мылом;
не
мочить
одежду,
сухо
вытираться
полотенцем,
без
напоминания вешать его на место;
- одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать,
надевать,
складывать,
вешать,
вывёртывать
на
лицевую
сторону,
пуговицы
застёгивать, расстёгивать;
- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за
помощью к взрослому;
- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; правильно
пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни),
салфеткой;
- убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.
В формировании у детей навыков по самообслуживанию, в воспитании у них
самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: Л.
Воронковой
«Маша
-
растеряша»,
В.
Осеевой
«Лекарство»,
К.
Чуковского
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на
место», И Муравейка «Я сама» и др., а так же народные песенки, потешки: «Водичка,
водичка, умой моё личико», «Травка - муравка».
Дети свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих
силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает
отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.
Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно
приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
Консультация
«Мама – хочу сам!»
Приучаем ребенка к самостоятельности
Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо
заявляет:
«Я
сам!»
В
ребенке
просыпается
личность,
и
стремление
к
самостоятельности совершенно оправданно. Бывают и противоположные ситуации.
Например, вы торопитесь отвести малыша в садик и на ходу ему бросаете:
«Застегивайся
сам!»
Ребенок,
оскорбленный
маминым
невниманием,
требует:
«Помоги мне!» Тут важно соблюсти золотую середину, не оказывая давления и
помогая собственным примером.
Что малыш умеет к трем годам
Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно
важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути
"психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста".
Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии.
Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.
Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно
ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую
держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно
участвует в мытье и вытирании рук.
В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам
снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает
нос, когда ему дают платок.
А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола.
Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и
большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под
присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам
надевает штанишки).
Освоение окружающего мира
Но все эти навыки не возникают сами по себе, ребенок усваивает их,
взаимодействуя
со
взрослым.
Ошибочным
является
мнение,
что,
достигнув
определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для
малыша множеством новых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение,
маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает
мама или папа с незнакомыми вещами. Взрослый для малыша - это человек, умеющий
творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он -
пример для подражания.
Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и
помощником, участником совместных дел. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый
сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при
неуспехе, хваля за достижения.
На пути к самостоятельности ребенка будут подстерегать различные трудности.
Так как общая и мелкая моторика малыша еще несовершенна, движения недостаточно
координированы, будут и опрокинутые тарелки, и разбитые чашки, и мокрые рукава.
Надо постараться не допускать вспышек гнева в адрес ребенка, лучше успокоить его и
сказать, что в следующий раз обязательно получится. Поддержка мамы или папы
необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы.
Часто родители задают вопрос: "Как поступить если ребенок уже умеет сам
одеваться, кушать, но не хочет этого делать?" Для начала необходимо запомнить
золотое правило - ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не делает в данный
момент, значит, у него есть на это веские причины. Может быть, эта одежда ему не
нравится, может быть, он устал и не в состоянии есть сам, а может, ему просто хочется
вашего внимания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно.
Надо встать на его позицию, понять, в чем дело, и помочь ему. Пройдет совсем
немного времени, и он все будет делать сам.
Родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами,
демонстрировать им назначение различных предметов и комментировать собственные
действия. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может сказать следующее:
"Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло
и вытрем руки полотенцем. Молодец!" И так должны объясняться любые действия,
совершаемые вместе с ребенком, и не один раз, а постоянно, пока ребенок не
запомнит. Ведь для того, чтобы ребенок научился делать что-то самостоятельно, он
должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.
Вместе наводим порядок
Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет
полноправным хозяином. Лучше, если это будет отдельная комната. Необходимо дать
ему понять, что играть в игрушки надо в детской, что нельзя разбрасывать их по
квартире. Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно.
Пусть
уборка
не
превращается
в
наказание,
желательно,
чтобы
она
стала
заключительной частью игры.
Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно
проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы
положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как
чисто теперь в комнате! Молодец!" Если подобная совместная работа будет
проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок
вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу
процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах.
Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на
пакете с мячами изобразить мяч и т.д. Если у родителей есть необходимый запас
времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру.
Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым
вечерним ритуалом для малыша.
Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести
правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать
книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это
правило для всех членов семьи. Если же родители предъявляет ребенку ультиматум:
уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего,
сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо
ежедневно "зарабатывать".
Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить
для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и
быстро убирают игрушки сами. Этого делать не следует, так как ребенок быстро
сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и
будет стремиться переложить ее на ваши плечи. Когда малыша приучают аккуратно
складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам,
таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот
порядок запоминает и старается следовать ему.
Приучаем ребенка есть самостоятельно
Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый
раз, как только он садится есть.
Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать
ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в
этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.
Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого
кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она
кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам. При этом надо говорить:
"Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь
ложечку в ротик. Вот умница!" На этом этапе главное - сдерживать свои эмоции, не
ругать ребенка за неизбежные промахи. Некоторые родители дают малышу ложку не
для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он "играл в еду". Это
неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем
будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.
Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он
подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в
следующий раз малыш неосознанно повторит то движение, которое так развеселило
маму и папу. Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.
Приучаем ребенка к горшку
Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В
противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и
отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут
неприятные ощущения и он от него откажется.
Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Необходимо заметить, через какие
промежутки малыш писает и стараться вовремя его сажать на горшок. Ни в коем
случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом
неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.
Малыш может просидеть на горшке какое-то время, встать и написать рядом. Не
надо раздражаться, ведь крохе пока еще не понятно, чего от него хотят.
Следует каждый раз, замечая мокрые штанишки, объяснять ребенку, что писать
надо в горшок. Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться
на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить
последовательность выполнения действий.
Как уже говорилось, необходимо комментировать все, что вы делаете: "Принеси
горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок, пописаем.
Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!" И так каждый раз,
пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.
К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя
при этом специальное детское сиденье.
Учим одеваться
Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать
вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: "Давай сначала
наденем трусики, потом колготки. Затем маечку, рубашку. Покажи мне, как ты сам
умеешь одеваться. Молодец!"
При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать
все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать
всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.
Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него
наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить
ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш
будет получать положительные эмоции от этого процесса.
Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например,
отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама.
Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать
ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно
находиться рядом и помогать ребенку.
Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все
"подводные камни" этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления
малыша, даже когда он что-то делает не так. Если ребенка будут ругать за неудачи, у
него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны,
надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший
учитель - всегда друг. Ребенок - это еще не сформировавшаяся личность, но уже
личность. Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые
поддерживают малыша с первых шагов.
И, может быть, главное правило - последовательность во всем. Не следует быстро
сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг
за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.
Несколько полезных советов
Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что
дети ценят самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить
данный вопрос он не в состоянии.
Часто говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его
за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.
Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не
забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой
сложной задачей.
Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий
терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители
начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь,
объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро
сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг
за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать.
Рекомендации для родителей
Я одеваюсь сам.
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка
второго и третьего года жизни. Как только кроха начинает свободно передвигаться и
ориентироваться в пространстве, незамедлительно появляется желание делать все
самому, без помощи взрослых, неважно - получится это или нет. Маленький человечек
пробует сам кушать, просится на горшок, пытается не только сам натянуть «одежку»,
но и выбрать по своему усмотрению наряд на прогулку.
Естественно, такого рода попытки доставляют много лишних хлопот взрослым, но
помните: безынициативные, безвольные, несамостоятельные люди – это, прежде всего,
продукт подавления самостоятельности в раннем детстве.
Этапы большого пути.
К году малыш уже натягивает шапочку на голову, а ботинок на ногу, и хотя у него
мало что получается, он уже соображает «что к чему» и правильно соотносит вещь и ее
назначение.
К полутора годам у ребенка появляется желание активно «помогать» маме при
одевании и раздевании: протягивает руку, поднимает голову, подает вещи. И если
вдруг начинает пристраивать шапку на ногу, а ботинок к голове, то смеется, как бы
говоря: «Я знаю, что так не бывает, я просто шалю!»
К двум годам активность ребенка возрастает: он с завидным упорством старается
сам натянуть колготки; без посторонней помощи может надеть шапку или снять носки,
но все же, эти действия получаются еще неумело. Чтобы малыш обрел уверенность в
себе и не боялся ошибок, на этом этапе очень важна помощь и похвала взрослого.
К 3-3,5 годам ребенок должен одеваться и раздеваться сам.
«Я сам!»
Понаблюдайте за своим малышом, когда он застегивает пуговицу или пытается
натянуть носок, кроха высовывает язык, пыхтит, выпячивает животик или, наоборот,
задерживает дыхание, «помогая» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его
пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны, но так интересны. И
поэтому ему хочется справиться самому!
Но некоторые родители ошибочно думают: «Ну, зачем такому маленькому, самому
одеваться – мама сделает все быстрее и лучше!». А на деле получается, что в три года,
когда ребенок заявляет: «Я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что к пяти
годам начнем упрекать: «Ты уже большой и должен одеваться самостоятельно».
Не упустите этот благоприятный момент, когда ребенку все хочется делать
самостоятельно
и
испытать
удовлетворение
от
самостоятельно
выполненного
действия.
Приобретенные навыки
Эти на первый взгляд элементарные навыки самообслуживания открывают большие
возможности для развития малыша:
- крепнет его рука, она учится сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая
моторика кисти;
- развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать
совершаемое движение сначала визуально, а затем и чувствовать его («мышечная
память»);
- ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий,
отличает правильные от неправильных и исправляет ошибки;
- малыш начинает четко улавливать связь между совершенным действием и
конечным результатом.
Полезные советы
Рассмотрим банальную ситуацию. Малыш вот уже полчаса крутит-вертит
очередную вещь, а в результате, надевает ее либо наизнанку, либо задом наперед.
Родители, плохо скрывая раздражение, потому что лимит терпения давно исчерпан,
пытаются направить процесс в нужное русло, малыш же в ответ старается
сопротивляться. Столько труда с его стороны и все напрасно! В результате назревает
конфликт.
Чтобы избежать этого, попробуйте соблюдать элементарный принцип: одежда и
обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы малышу было легко их
надеть:
1. Отведите крохе постоянное место и стул (многие действия легче совершать
сидя), соответственно возрасту, на котором малыш сможет одеваться и раздеваться, а
также правильно и аккуратно вешать свою одежду.
Для верхней одежды выделите индивидуальную вешалку, которая должна быть
расположена на уровне его роста.
2. Снимать одежду необходимо в том порядке, в котором потом будет удобно
одеваться. Т.е., если вы в первую очередь надеваете, например, рубашку, то она
должна висеть на стуле поверх остальных вещей, и так по порядку.
3. Необходимо давать ребенку словесную инструкцию, а в случае затруднения
помочь закончить действие. На первый взгляд, это выглядит лишним, но малыш при
одевании еще не может правильно выбрать последовательность действий и поэтому
начинает путаться в ногах и штанинах. А заставить его переодеться правильно …ну,
попробуйте!!!
4. Для того, чтобы на начальном этапе облегчить процесс одевания, лучше
покупать малышу одежду на молнии, без сложных застежек и шнуровок, а обувь - на
липучке.
5. Самая сложная ситуация, когда вы торопитесь, а малыш ни за что не хочет
сдавать позиции и с завидным упорством пытается что-то на себя «нацепить».
Поверьте, насилие не поможет, и конфликтная ситуация будет повторяться изо дня в
день. Лучше начните сборы на час раньше и дайте малышу возможность
самостоятельно одеться. Или договоритесь заранее, например, с вечера, что кофту он
надевает сам, а колготки и брюки – с вашей помощью.
Что для нас - взрослых кажется до «жути» элементарным, у детей вызывает
колоссальные трудности. Не отступайте от установленного порядка, и кроха быстро
сможет справиться с таким интересным процессом.
«Маша варежку надела»
Превратите трудные для ребенка действия в забавную игру. Где с помощью
любимой игрушки, а где соревновательным методом - «какая ножка быстрее и лучше
будет обута».
Еще один полезный совет – не пренебрегайте старым народным опытом -
обыгрывать действия малыша, сопровождая их веселыми потешками, например:
«Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку - в этот домик, эту ножку в - новый
домик». Ведь это все те же - словесные инструкции, но в более приемлемой для
ребенка, игровой форме. Они создают не только веселое настроение у малыша, но и
помогают без труда запомнить новые слова и понять связи между ними.
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?»
Развлечение
«Вот какие мы большие!»
Вот какие мы большие (1 младшая группа)
Звучит веселая музыка, дети входят в зал. Садятся на стульчики.
Воспитатель:
Как много деток у нас собралось! Все вы ходите в детский сад. Какие вы большие
выросли! Сейчас мы об этом стихи послушаем.
l-й ребенок. Меня кормили с ложки,
Я подросла немножко,
Смотрите-ка скорее:
Кушать я сама умею.
2-й ребенок. Я умею одеваться,
Если только захочу,
Я и маленького братца
Одеваться научу.
3-й ребенок. Я умею делать всё:
Кушать, одеваться,
И водичкою сама
Утром умываться.
4-й ребёнок. Улыбаться я могу
И в ладоши хлопать,
Прыгать весело могу
И ногами топать
5-й ребёнок. Выросла уже большой,
Вовсе не упрямой.
Сама делать всё могу
Знайте папа с мамой!
6-й ребёнок. Правда, я уже большой:
Сам ботинки надеваю
И холодною водой
Сам ладошки умываю.
И не плакал я с утра:
Может в школу мне пора!
7-й ребёнок. Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода,-
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без сапог.
8-й ребёнок. Я привык свои ботинки
Чистить щёткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
Воспитатель:
Так вы говорите, что большие выросли? А это мы сейчас проверим. Умеете ли вы
петь, плясать, играть, загадки отгадывать?
Дети: Да.
Исполняется песня «Вот какие мы большие!».
Воспитатель:
Ай, да молодцы! Вы прекрасно поете. А плясать вы умеете?
Дети: Умеем.
Воспитатель:
Мы с удовольствием покажем вам пляску.
Исполняется
«Пляска».
Воспитатель:
Вы и вправду выросли. Многому научились в детском саду. Ребятки, а с чем вы
больше всего любите играть в садике?
Дети: С игрушками!
Воспитатель:
А вот я вам сейчас загадки про них загадаю. Слушайте внимательно.
Длинные ушки, быстрые лапки,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайка).
Воспитатель:
Молодцы! А вот еще загадка. Угадайте, кто такая:
Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица).
Воспитатель:
У нас есть хитрая лисица, которая любит гоняться за зайчишками.
Игра «Зайчики, и лисички»
Воспитатель:
И последняя загадка.
Он с бубенчиком в руке,
В ярко-красном колпачке,
Он веселая игрушка.
Отгадайте, кто? (Петрушка).
Молодцы! А теперь похлопайте в ладоши. Выходит Петрушка. под веселую музыку.
Петрушка:
Здравствуйте, ребята! Я слышал как вы про меня загадку отгадали и в ладоши звонко
хлопали. Я тоже люблю в ладоши хлопать.
Воспитатель:
Петрушка, а ребята знают песенку «Ладушки - ладошки» давай вместе поиграем!
Исполняется песня «Ладушки - ладошки».
Воспитатель:
Петрушка, детям пора расходиться по группам, ведь там их ждет много интересного.
Петрушка:
Подождите, подождите! Я ведь ребяткам, которые подросли, окрепли и так много
всего умеют, угощение принес.
Воспитатель:
Так давай его скорей!
Петрушка приносит из-за двери расписной ящик.
Петрушка:
А вот и мое угощение! (Пытается открыть ящик, у него ничего не получается). Вот
беда! Что же делать?
Воспитатель:
Подожди, Петрушка, не спеши. Подумай хорошенько, может быть, можно что-то
сделать.
Петрушка (чешет затылок).
Точно! Я вспомнил! Нужно всем вместе дружно похлопать в ладоши.
(Дети хлопают. Петрушка опять не может открыть ящик).
Тихо вы похлопали. А нужно громко-громко! (Ящик открывается. Детям раздают
угощения).
Петрушка:
Мне пора! До свиданья, детвора.
Веселитесь, подрастайте,
Меня в гости приглашайте!
Дети с воспитателем расходятся по группам. Угощение раздается в группах.
Библиографический список источников и литературы:
1. Власенко О. П. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа. – М., Учитель,
2011.
2. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.
3. Гербова В. В Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 года- М., Оникс, 2011 г.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.
5. Киселева Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения. – М., АРКТИ, 2011
6. Лямина, Г.М. Развитие речи детей раннего возраста/ Г.М.Лямина. – М.: Айрис-
Дидактика, 2005.-350с.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8 Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2- 3 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.
9. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.,
Просвещение, 1986
10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2006