Напоминание

"Теоретические аспекты исследования проблемы жизнестойкости"


Автор: Шевченко Татьяна Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические аспекты исследования проблемы жизнестойкости"
Раздел: высшее образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Шевченко Татьяна Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «АлтГПУ»

Скорлупина Олеся Алексеевна,

научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО

«АлтГПУ»

Аннотация.

В

статье

анализируются

основные

подходы

к

пониманию

жизнестойкости в зарубежной и отечественной психологии, обобщаются основные

направления исследований проблемы жизнестойкости.

Ключевые слова:

жизнестойкость; стрессовая ситуация; активность; личность;

адаптация; вовлеченность; контроль; принятие риска.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF

RESILIENCE

Shevchenko Tatyana Vladimirovna,

a

undergraduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher

Education "AltGPU"

Olesya Alekseevna Skorlupina,

scientific supervisor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "AltGPU"

Annotation. The article analyzes the main approaches to understanding resilience in

foreign and domestic psychology, summarizes the main directions of research on the problem of

resilience.

Keywords: resilience; stressful situation; activity; personality; adaptation; engagement;

control; risk taking.

В сложных социальных, экономических, демографических и экологических

условиях важным фактором не только выживания и адаптации человека к окружающей

действительности, но и самореализации его как личности, становится жизнестойкость,

которая характеризует социальную зрелость личности и может прогнозировать ее

успешность в разных сферах деятельности. Готовность субъекта жить, функционировать,

полноценно развиваться в социуме, быть конкурентоспособным и социально зрелым,

интегрированы в это качество, которое поддерживается способностью к «выживанию», в

динамично меняющихся условиях жизни, и сегодня его наличие как никогда важно,

актуально и необходимо. Именно поэтому современная психологическая наука проявляет

повышенный интерес к изучению данного феномена и его роли в поддержании

психологического здоровья человека.

Понятие «жизнестойкость» как психологический феномен начали рассматривать в

80-х годах XX века. Термин «hardiness» в понятийный аппарат науки ввели американские

психологи Сьюзен Кобейс и Сальватор Мадди и в переводе с английского языка он

означал «выносливость», «смелость», «крепость» и «стойкость». Они рассматривали

«hardiness» как особое интегративное качество или характеристику, систему установок и

убеждений о мире и о себе, которое позволяет личности не только справляться со

стрессовыми

и

трудными

жизненными

ситуациями,

но

и

сохранять

при

этом

относительное внутреннее спокойствие и баланс.

Наиболее динамичными периодами формирования жизнестойкости являются

детский и подростковый возраста, а решающим фактором её развития выступают детско-

родительские отношения.

Согласно концепции Сальватора Мадди, жизнестойкость включает в себя три

сравнительно автономных компонента – вовлеченность, контроль и принятие риска [Цит.

по 8]. По мнению автора, вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти

нечто стоящее и интересное для личности. Контроль же он трактует как убежденность в

том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние

не абсолютно и успех не гарантирован. А принятие риска рассматривает как уверенность

человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний,

извлекаемых из опыта: негативного или позитивного.

Выраженность этих трёх

компонентов и жизнестойкости в целом препятствуют возникновению внутреннего

напряжения в стрессовых ситуациях. Происходит это за счёт стойкого совладания со

стрессами и их восприятие как менее значимых.

В дальнейшем зарубежными психологами проводились различные исследования,

которые

позволили

не

только

расширить

зону

понимания

самого

феномена

жизнестойкости, но и уточнить механизм его действия и формирования в структуре

личности человека.

Ла

Грека

был

выделен ряд факторов,

способных оказывать

смягчающее

воздействие на напряжение,

вызванное стрессом,

а именно: адаптация детства,

«hardiness», ожидание стресса, расчленение внутреннего переживания стресса, социальная

поддержка, окружающая среда [Цит. по 1].

Солкана и Сикора занимались изучением связи между жизнестойкостью и

напряжением, возникающим в ситуациях, индуцирующих тревогу (чем ниже у человека

уровень тревожности и чем выше уровень «hardiness», тем слабее у него проявляются

отрицательные физиологические реакции в стрессовых ситуациях) [Цит. по 11].

Р. Шарли и соавторы изучали условия влияния деятельности с высоким уровнем

напряженности на психологическое и физическое здоровье. Их исследования показали,

что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий

уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень

когнитивного компонента «hardiness» у человека, являются показателями более низкого

уровня физического и психологического здоровья [Цит. по 1, с. 84].

А. Солкова и Дж. Томанек изучали «hardiness» в отношении преодоления

повседневного стресса. По высоким показателям «hardiness» можно судить о более

выраженной компетентности, более высокой когнитивной оценке, развитым стратегиям

совладающего поведения и меньшей подверженности влияниям стресса у человека.

Хелен

Ли

посвятила

исследования

изучению

взаимосвязи

«hardiness»

с

субъективным восприятием человеком своего здоровья. Результаты показали, что, чем

выше у человека выражен показатель «hardiness», тем более здоровым психически и

социально он себя ощущает.

Работы Р. Шепарда и Т. Кашани обнаружили связь феномена «hardiness», пола

субъекта и влияния стресса с проблемами здоровья. Молодые мужчины, показавшие

низкий уровень стресса, имели малое количество физических и психологических

симптомов, независимо от уровня выраженности вовлеченности и контроля. У женщин

подобная зависимость не обнаружилась.

П. Г. Вильямс, Д. Ж. Вибе и Т. В. Смит исследовали копинг-стратегии с точки

зрения рассмотрения их как медиаторов взаимосвязи психологического качества

«hardiness» и физического здоровья. Оказалось «hardiness» положительно коррелирует с

адаптивными копинг-стратегиями и негативно с дезадаптивными.

По исследованиям Бэнка и Кэннона можно судить о том, что люди с высоким

уровнем «hardiness» имеют тенденцию к менее частому стрессовому состоянию и

воспринимают мелкие проблемы как слабо стрессогенные.

Ханг

в

исследованиях

стресса

и

феномена

«hardiness»

отметил,

что

индивидуальные, а также семейные черты «hardiness» выступают в качестве ресурсов для

борьбы со стрессом (люди с высокой выраженностью «hardiness» имеют больше шансов

сохранить здоровье).

В российской мысли термин

«hardiness» получил название «жизнестойкость»,

благодаря Д. А. Леонтьеву. Он рассматривает феномен жизнестойкости в контексте

концепции личностного потенциала и определяет жизнестойкость как интегративную

характеристику личности, ответственную за успех в преодолении личностью различных

жизненных трудностей, а также как жизнетворчество, т. е. расширение мира [8].

С. А. Богомаз является одним из первых российских ученых, посвятивших свои

научные исследования проблемам жизнестойкости, и, по его мнению, жизнестойкость

является важным личностным ресурсом, который связан не только со способностью

преодоления сложных жизненных ситуаций, но и с оптимистическим настроем,

удовлетворенностью

собственной

жизнью

и

самодостаточностью,

а

также

с

поддержанием высокого уровня как физического, так и психического здоровья [4, с. 16].

Л. А. Александрова предложила трактовать жизнестойкость через понятие

совладания с жизненными трудностями как «Способность личности к трансформации

неблагоприятных обстоятельств своего развития» [Цит. по 2, с. 162].

С.

В.

Книжникова

рассматривала

феномен

жизнестойкости

в

контексте

профилактики суицидального поведения и определила его как интегральную личностную

характеристику,

основанную

на

оптимальной

смысловой

регуляции,

адекватной

самооценке, развитых волевых качествах, высоком уровне социальной компетентности,

коммуникативных способностях и умениях [7].

Е.

И.

Рассказова

и

Р.

И.

Стецишин

понимают

жизнестойкость

как

личностнопсихический ресурс, лежащий в основе мотивационной направленности.

По О. А. Березкиной жизнестойкость понимается как личностное состояние

человека, которого он может достичь в процессе своей упорной деятельности в условиях

социальной среды [3].

Ряд

авторов,

исследовавших

значение

жизнестойкости

для

преодоления

трудностей, сделали акцент на последствиях её нарушения для личности.

Т. Е. Левицкая и А. А. Зайцев определили, что у лиц с высокими показателями

жизнестойкости, полученными за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их

как менее значимых, меньше проявляются посттравматические стрессовые расстройства.

Л. В. Дробинина отметила, что снижение жизнестойкости приводит к тому, что,

человек, оказавшись в ситуации риска, преодолеет ее с более негативными последствиями

не только для психического и соматического здоровья, но и для личностного развития и

межличностных отношений.

Ряд отечественных психологов напрямую не занимаются исследованием феномена

жизнестойкости как такового, но используют это понятие для объяснения других

психологических феноменов.

Так М. А. Одинцова, изучая преодолевающее поведение личности, выделяет два

стиля преодоления: виктимный (стиль жертвы) и жизнестойкий, а также подробно

описала личность с жизнестойким стилем преодоления [10].

С точки зрения экспериментальных исследований феномена жизнестойкости,

необходимо обратить внимание на работы Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. С 2002

года они проводили работу по разработке и апробации русскоязычной версии теста

жизнестойкости С. Мадди. Наряду с выявлением в рамках апробации русскоязычной

версии теста уровня его надежности, внешней (конструктной) и внутренней валидности,

региональных различий, авторы исследовали связь жизнестойкости и различных копинг-

стратегий переживания стресса, депрессивности. Были получены экспериментальные

данные, свидетельствующие об отрицательной связи жизнестойкости с такими копинг-

стратегиями, как избегание и поиск социальной поддержки, а также о позитивной связи с

копинг-стратегиями

планирования

и

положительной

переоценки.

По

результатам

исследования, Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова сделали вывод о том, что каждый

структурный компонент жизнестойкости обеспечивает свой вклад в позитивную

переоценку личностью случившегося негативного события, а вместе - обеспечивают

выбор жизнестойкой копинг-стратегии [8].

Творческий коллектив в лице Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, Е. Ю.

Мандрикова, Е. Н. Осина и А. В. Плотниковой обратил внимание на проблему влияния

жизнестойкости и личностного выбора. Исследование, проводившееся на группе

экзистенциальных психологов, позволило экспериментально доказать, что « в ситуации

личностного выбора жизнестойкость выступает фактором, определяющим готовность

выбирать новую, непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес

равнодушному, безличному выбору или выбору привычной и знакомой ситуации» [8, с.

53].

В настоящее время современным отечественным исследователям наиболее близка

работа, направленная на определение и поиск способов развития у человека тех

личностных черт, которые могли бы способствовать эффективной борьбе человека с

трудными стрессовыми ситуациями и легкой и успешной адаптации к жизни.

Мы полагаем, что в будущем, интерес ученых-психологов и психологов-практиков

к феномену жизнестойкости не просто не иссякнет, но и будет расширяться, в связи с

потребностью решать различные прикладные задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие жизнестойкости, введенное

Сальватором Мадди, представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об

отношениях с миром и широко изучается в зарубежной и отечественной психологии.

Феномен

жизнестойкости,

помимо

базовых

характеристик

личности,

включает

когнитивный критерий (осмысление и оценка ситуации), поведенческий (навыки

преодоления), мотивационный (мотив деятельности) и эмоциональный (эмоциональное

реагирование в сложной ситуации).

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль,

принятие риска. Наиболее динамичные периоды формирования - детский и подростковый

возраста, а решающий фактор развития - детско-родительские отношения, но тем не менее

может поддерживаться и развиваться и во взрослом возрасте.

Жизнестойкость рассматривается исследователями и как некий ресурс, и как

психологическое свойство личности, и как способность в контексте успешной социальной

адаптации

и

жизнетворчества

человека,

а

также

его

саморегуляции

и

общей

самоэффективности.

Она

положительно

коррелирует

со

стратегиями

совладания,

направленными на активное разрешение проблем. Основным условием жизнестойкости,

эффективного функционирования человека в бурном и постоянно меняющемся мире,

является умение конструктивно реагировать на эти изменения, перестраиваться и, в

конечном итоге, постоянно положительно меняться и саморазвиваться.

Список использованных источников

1.

Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская

психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М. М. Горбатовой,

А. В. Серого, М. С. Ясницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

2.

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. «Питер», 2001.

-288 с.

3.

Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности

будущих 3. специалистов. Автореф, дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре,

2006. – 23 с.

4.

Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со

стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы

научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации -

основа процветания России». 2008. Т.2. С. 24-27.

5.

Ефимова, О. И., Игдырова, С. В., Ощепков, А. А. Взаимосвязь ценностных

ориентаций

и

жизнестойкости

личности

у

нормативных

и

девиантных

подростков // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. № 1 С. 61-71.

6.

Иванова,

М.

А.

Жизненные

сценарии

и

жизнестойкость

подростков

//

Фундаментальные исследования, 2013. №10-4. С. 875-878.

7.

Книжникова, С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в

аспекте

суицидальной

превенции

//

Материалы

IV

Всероссийской

НПК

«Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 28-29

октября 2010. С. 67-70.

8.

Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного

потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

680 с.

9.

Наливайко, Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди

[Текст] / Т. В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для

психологов. - Ярославль, 2006. - №4. - С. 211-216.

10. Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 296 с.

11. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2012. -

152с.

12. Циринг, Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных

подростков // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 323. С. 336-342.



В раздел образования