Напоминание

"Понятие ценностных ориентаций личности в зарубежной и отечественной психологии"


Автор: Шевченко Татьяна Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Понятие ценностных ориентаций личности в зарубежной и отечественной психологии"
Раздел: высшее образование





Назад




Понятие ценностных ориентаций личности в

зарубежной и отечественной психологии

Шевченко Татьяна Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «АлтГПУ»

Скорлупина Олеся Алексеевна,

научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «АлтГПУ»

Аннотация. В статье анализируются основные подходы к пониманию феномена

«ценностные ориентации» в зарубежной и отечественной психологии, обобщаются

основные направления исследований феномена.

Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, структура, иерархия, значение,

роль.

The concept of personal value orientations in foreign

and domestic psychology

Shevchenko Tatyana Vladimirovna,

a graduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher

Education "AltGPU"

Olesya Alekseevna Skorlupina,

scientific supervisor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "AltGPU"

Annotation. The article analyzes the main approaches to understanding the phenomenon

of «value orientations» in foreign and domestic psychology, summarizes the main directions of

research on the phenomenon.

Keywords: value, value orientation, structure, hierarchy, meaning, role.

Ценностные

ориентации

-

сложное

социально-психологическое

явление,

характеризующее направленность личности. Большинство исследователей считают, что

формирование личности человека в целом детерминируется структурой ценностных

ориентаций. Поэтому проблема выбора жизненных ценностей в быстро меняющихся

условиях жизни общества становится принципиально важной и значимой задачей для

современного общества.

Актуальность

социальной,

философской

и

психологической

разработки

проблематики ценностных ориентаций на уровне всего общества, отдельных его групп, а

также на уровне личности очевидна, так как ценностные ориентации являются общими

регуляторами человеческого поведения, определяя, как характеристику отдельной

личности, так и состояние общества в целом.

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях используются как

понятие «ценности», так и понятие «ценностные ориентации». Однозначного различения

этих

понятий

в

литературе

не

прослеживается.

Часто

они

употребляются

как

равнозначные. Так при изучении характеристик общества, культуры и отдельных

социальных групп используется термин «ценность», а при изучении отдельных индивидов

используется как понятие «ценностная ориентация», так и понятие «ценность».

Само понятие ценностей и ценностных ориентаций было введено в научный оборот

Т. Парсонсом в 1951 году. Парсонс рассматривал их в контексте своей концепции

развития общества и человека. В концепции социального действия он попытался связать

понятие ценности с понятием ценностной ориентации, которая выступает в виде

приверженности автора к существующим в данном обществе эталонам. Следовательно,

ценностные ориентации дают человеку возможность соблюдать определенные правила

при выборе возможных альтернатив. Всякий раз, когда человек вынужден выбирать,

ценностные ориентации могут гарантировать ему некоторые нормы, которыми он будет

руководствоваться [Цит. по 13].

Зарубежный исследователь Я. Мусек рассматривает ценности как обобщенные и

относительно согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях.

Автор считает, что такие представления служат для распознавания наших интересов,

установок и влияют на поведение личности [10]. Таким образом, в модели Я. Мусека,

ценности понимаются как мотивы, или мотивационные цели.

Э. Шпрангер классифицирует ценности в связи с типом личности, где ценности

определяют стремление человека, направленное на: истину (человек теоретический);

практические и полезные ценности (человек экономический); гармонию и стиль (человек

эстетический); любовь (человек социальный); влияние, личную власть, известность

(человек политический); поиск смысла жизни как высшей духовной силы (человек

религиозный) [18].

А. Маслоу выделяет две группы ценностей: высшие и низшие. Высшие – это б-

ценности (ценности бытия), которые имеют люди, стремящиеся к самоактуализации. К

таким ценностям можно отнести – справедливость, уникальность, самодостаточность.

Низшие

д-ценности

(дефициентные),

которые

имеют

люди,

стремящиеся

к

удовлетворению

потребностей,

оставшимися

неудовлетворенными

или

фрустрированными [8].

В концепции личности В. Франкла можно увидеть несколько иной подход к

рассмотрению ценностей. Автор выделяет три группы ценностей: ценности творчества,

ценности переживания, ценности отношения [17].

М. Рокич был убежден, что ценности выступают руководящими принципами

жизни и видами убеждений.

Он определяет ценности

как «абстрактные

идеи,

положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или

ситуацией,

выражающие

человеческие

убеждения

о

типах

поведения

людей

и

предпочитаемых целях» [Цит. по 5, с. 14].

В индивидуальной системе убеждений ценности занимают центральную позицию и

являются руководящими жизненными принципами человека. На основании ценностей

человек создает траекторию своей жизни, планы и цели. Согласно М. Рокичу, ценности

прослеживаются не только в ценностной структуре личности, но и в обществе в целом.

Поэтому все люди обладают примерно одними и теми же ценностями, только в разной

степени.

С позиции Ш. Шварца: «Ценности – это представления и убеждения, которые

приводят личность к желаемым состояниям и служат для оценивания действий, а также

событий человека» [Цит. по 5, с. 26].

Личность, согласно концепции Ш. Шварца, обладает ценностями двух типов: на

уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Таким образом,

ценности

личности,

носят

двойственный

характер:

социальный

(обусловлены

историческим и культурным развитием человека) и индивидуальный (в них сосредоточен

жизненный опыт индивида).

В отечественной психологии ценности и ценностные ориентации рассматриваются

через эмоционально-мотивационную сферу, установки, направленность, деятельность и

отношения.

По мнению А. Н. Леонтьева, ценностные ориентации - это ведущие, определяющие

жизненные

мотивы,

которые

способны

создать

внутреннюю

психологическую

оправданность его существования [6]. Они формируются в деятельности и отражают

индивидуальный, субъективный смысл явлений, их значимость для конкретного человека.

Д. А. Леонтьев связывает понятие «ценности» с убеждениями относительно того,

что для человека значимо и важно. При этом ценностные ориентации, декларируемые,

признаваемые им и реализуемые в поведении, могут не совпадать. В целом в концепции

Д. А. Леонтьева ценности могут принимать три основные формы – общественные идеалы,

предметные воплощения, а также мотивы и побуждения личности, которые воплощаются

в друг друге [7].

Б. Г. Ананьев признавал одним из первостепенных в изучении личности и ее

развития опосредованное влияние ценностей на характер и склонности человека, которые

формируются

во

взаимодействии

первичных

и

вторичных

личностных

свойств.

Ценностные ориентации вместе со статусом и ролями он относил к первичным

личностным свойствам, определяющим вторичные, а именно, особенности структуры

мотивов и общественного поведения [1]. Для Б. Г. Ананьева ценностные ориентации

являются центром духовного развития личности, они выражают общности целей

деятельности, направленности жизни и мотивации поведения.

Исследование ценностных ориентаций как вопроса ориентации на определенные

ценности и их выбора, проводил В. Б. Ольшанский. И. С. Кон, соглашаясь с ним,

отмечает,

что

направленные

ориентации

на

социальные

ценности

обозначаются

ценностными ориентациями [12].

Избирательное отношение к материальным и духовным ценностям и, выраженная в

поведении система представлений,

убеждений и установок человека,

были для

А. М. Матюшкина ценностными ориентациями. Положительная или отрицательная

значимость объектов как ценность определяется не свойствами объектов для человека и

общества, а их наличием и иерархией в человеческих потребностях, деятельности,

интересах и социальных отношениях. Методы и критерии оценки значимости ценностей

выражаются в таких категориях как: идеалы, нормы, установки, цели и нравственные

принципы [9, с. 41].

В психологическом словаре Р. С. Немова ценностные ориентации трактуются как:

«Элементы социально-психологической структуры личности, представляющие собой

систему ценностей этой личности» [11, с. 261].

Профессор И. А. Сурина определяет ценностные ориентации как «Оценочное

отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые

понимаются как предмет, цели и средства для удовлетворения потребности личности» [16,

с. 21].

С.

С.

Бубнова

рассматривает

ценностные

ориентации

как

важнейшие

составляющие личности, которые выражают отношение человека ко всему в окружающем

мире и являются индивидуальной характеристикой личности [2].

В. А. Сластенин и Г. И. Чижикова считают, что «Ценностные ориентации – это

система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме

фиксированных установок на те или иные ценности [15, с. 137].

По А. Н. Журавлевой: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое,

избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и

идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения

потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях аккумулируется

весь жизненный опыт, накопленный и к самому себе и, и к другим людям» [4, с. 50].

По мнению М. С. Ясницкого, ценностные ориентации личности и социальных

общностей

представляют

собой

одновременно

гетерогенную,

иерархическую

и

динамическую систему [19]. Он писал: «Ценностные ориентации выступают элементами

структуры личности,

которые формируются и закрепляются жизненным опытом

личности, а также видоизменяются на протяжении всего жизненного пути» [19, с. 196].

С точки зрения психологии, главный интерес представляет то, какую роль

ценностные ориентации личности играют в регуляции деятельности, поведения и

мотивации индивидуума.

С. Л. Рубинштейн писал: «Деятельность индивида зависит от сформировавшейся

системы ценностных ориентаций личности. В деятельности реализуется не только

отношение индивида к обществу, но и соотношение личностного и общественно-

значимого» [14, с. 148].

Таким образом, резюмируя анализ психологической литературы, мы можем

сделать вывод о том, что понятия «ценности» и «ценностные ориентации» ученые

рассматривают как синонимы.

Большинство исследователей определяют ценностные ориентации как отношение к

системе сложившихся материально-духовных ценностей и как средства и цели, с

помощью которых личность удовлетворяет свои потребности. Также они выделяют

двойственность

ценностных

ориентаций

они

индивидуальны

(определяются

накопленным жизненным опытом индивида) и социальны (определяют отношения

личности с социумом и отношением к самому себе).

Ценностные

ориентации

являются

сложным

социально-психологическим

феноменом

и

в

существующих

ценностных

концепциях

и

терминологических

определениях, выступают как направленность и отношение к ценностям, как смыслы и

значения, как потребности и мотивы, а также как установки и убеждения личности.

Ценностные ориентации являются составной частью системы отношений индивида

и обуславливают его отношение к миру, к другим людям и к самому себе, а также к

различным явлениям и событиям окружающей действительности.

Ценностные ориентации отделяют существенное и важное для человека от

несущественного. В силу этого они выступают важным фактором, обуславливающим

мотивы действий и поступков личности, а также являются решающим фактором ее

развития.

Список использованных источников

1.

Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - Москва, 1977.

2.

Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная

система. // Психологический журнал. - 1999. - №5. - Т. 20.

3.

Елишаев, С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в

междисциплинарном аспекте [Текст] / С. О. Елишаев // Ценности и смыслы. - 2011.

- №2. - 83-97 с.

4.

Журавлева, Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. -

Москва: Институт психологии РАН, 2013. - 523 с.

5.

Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. - Санкт-

Петербург: Речь, 2004. - 70 с.

6.

Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. - Москва, 1975.

7.

Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - Москва, 1992.

8.

Маслоу, А. Мотивация и личность. - Москва: Мастера психологии, 2019. - 400 с.

9.

Матюшкин,

А.

М.

Психологическое

самообразование:

читая

зарубежные

учебники / [под ред. А. М. Матюшкина]. - Москва: Школа-пресс, 1992. - 111 с.

10. Мусек, Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период

// Иностранная психология. 1997. - №8. - 17-22 с.

11. Немов, Р. С. Психологический словарь. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

12. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. /

[сост. Г. В. Осипов]. - Москва: Мысль, 1966. - 470-530 c.

13. Попов, С. И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в

социологии // Социологические исследования. - 1979. - №3. - 35-44 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. -

424 с.

15. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию. - Москва: Академия,

2003. - 192 с.

16. Сурина,

С.

А.

Ценностные

ориентации

как

предмет

социологического

исследования. - Москва: Голос, 1996. - 130 с.

17. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – Москва: Прогресс, 1990. – 368

с.

18. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология

личности: Тексты. - Москва: Изд-во МГУ, 1982. - 55-61 с.

19. Ясницкий, М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных

общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических

исследованиях

и

психологической

практике

//

Вестник

Кемеровского

государственного университета. - 2020. - Т. 22. - №1. - 194 – 206 с.



В раздел образования