Напоминание

Тема: "Задачи на движение"


Автор: Розалия Петровна Прокопьева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Саха политехнический лицей
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Технологическая карта урока математики
Тема: Тема: "Задачи на движение"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на движение»

Прокопьева Розалия Петровна

учитель начальных классов

МАОУ «Сахаполитехнический лицей г. Якутск»

Республики Саха (Я)

Класс: 4 А

Предмет: Математика

Тема: Решение задач на движение

Цель: формирование умения решать задачи на движение, способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

формировать представление о взаимосвязи величин: скорости, времени, расстояния;

способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;

совершенствовать вычислительные навыки;

Познавательные УУД

способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;

создать условия для совершенствования умения «моделирование» (таблица, схема,«древо рассуждений»).

Регулятивные УУД

формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач, «древа рассуждений»;

продолжить формировать действия самоконтроля;

формировать действия оценки по заданным критериям;

совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.

Коммуникативные УУД

способствовать развитию инициативного коллективного сотрудничества в поиске решения задачи;

учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;

формировать умение отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

3. Личностные:

формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни;

способствовать формированию гражданской позиции.

Оборудование урока: презентация к уроку, тетрадь, карточки с задачей.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

УУД

Организационный

момент

Цель:

готовность к уроку

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и с нашими

гостями.

- Настраиваемся на хорошую работу. У всех тетради?

Ручки?

-Открываем тетрадь и записываем дату и классная работа

Выполняют действия,

настраиваются на урок

Записывают в тетрадях

21 марта

Классная работа

(готовность и способность

обучающихся к

саморазвитию

Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель: Формировать

положительную

учебную мотивацию

Слайд 1

- Посмотрите на доску. Прочитайте девиз нашего урока.

- Как вы думаете, почему девизом нашего урока стала эта

фраза?

Повторять да учить – ум точить!

Ум как карандаш: чтобы он работал, его нужно точить.

Формулирование темы и целей урока

Слайд 2

Км/ч, м, сек, т, см, км, км/мин, кг, ч, м/ч, м/мин, м/сек,

дм, мин, гр, мм, км/с, л

-Найдите лишние единицы измерения

-Почему так подумали?

- Есть ли мысли о теме урока-кто сумел догадаться?

Высказывания ребят

Решение задач на движение

Личностные, мотивация к

учебной деятельности)

Коммуникативные,

слушать собеседника

Высказывать своё мнение.

предположение

- О чём пойдёт речь?

Актуализация

знаний учащихся.

Цель: Повторить

изученное.

Слайд 2

-Сейчас давайте поупражняемся нахождению v, t, S

Устный счёт

Слайд 4

1.

Самолёт пролетел 1800 км за 3 ч. С какой скоростью

летел самолёт?

2.

Мышка, убегая от кота, пробежала 12 м со скоростью

3 м/с. Сколько времени ушло у неё на спасение?

3.

Верблюд 3 суток шёл по пустыне со скоростью 80 км/

сут. Какое расстояние преодолел верблюд за это

время?

4.

За какое время поезд пройдёт 210 км, если он будет

идти со скоростью 70 км/ч?

5.

Мотоциклист ехал по загородному шоссе 6 ч со

скоростью 40 км/ч. Какое расстояние проехал

мотоциклист?

6.

Жираф за 80 с пробежал 720 м. С какой скоростью

бежал жираф?

Решают устно.

Личностные (самооценка)

Регулятивные

(умение выбирать действие с

поставленной задачей,

выполнять учебное

действие)

Познавательные

(применение полученных

знаний при выполнении

заданий)

Умение сравнивать,

анализировать и делать

выводы

Самоопределение к

деятельности.

-Ребята, а зачем нам нужны умения решать задачи на

движение?

Чтобы не опаздывать на

встречи, уметь спланировать

время выхода, рассчитать

Личностные:

умение определять свое

Цель: организация

стимулирования

интереса

обучающихся к

изучению

конкретной темы

посредством

ситуативного

задания.

Сейчас я дам примеры на разные ситуации, вы

внимательно прочитайте, проанализируйте и сделайте

вывод, правильны ли все утверждения в этих ситуациях.

Потом докажете свой ответ.

Расстояние между с.Тойбохой и г.Мирный 160 км. Завтра

семья Ивановых должна вылететь в Москву из Мирного в

18.00. Чтобы успеть на самолёт они выехали из Тойбохоя в

14.00 и ехали со скоростью 80км/ч. Они успеют на самолёт.

Ещё в запасе у них есть 1 час

Ребята пошли на поход. От места сбора до конечного пункта

55 км. Они шли 3ч со скоростью

5 км/ч. Им осталось пройти ещё 40 км.

Камилла и Олеся катались на лыжах. Когда Камилла

прошла на лыжах 120 м, её окликнула Олеся, чтобы

Камилла подождала её. Если Олеся шла со скоростью 4

м/сек, то она дойдёт до Камиллы за 6 сек.

-Ребята, согласны ли вы с первым утверждением? Докажите.

-со 2м ?

-с 3м ?

скорость движения, чтобы не

было аварии итд

Работа по группам.

Обсуждение. Решение

1 группа

2 группа

3 группа

отношение к миру.

Регулятивные:

Формирование

умения

прогнозировать

предстоящую работу.

Познавательные:

формулирование

собственных ожиданий;

осуществление поиска

необходимой информации

из материалов задания.

Коммуникативные:

обмениваться мнениями,

строить понятные речевые

высказывания

Физминутка

Повторение

и

закрепление

пройденной темы.

Цель: учить

-Ребята. Давайте вспомним, какие существуют виды задач

на движение?

- Движение в противоположные

стороны

-Движ навстречу друг другу

-Движ вдогонку

-Движение с отставанием

Личностные:

понимают

важность

и

необходимость

изучения

математики

в

жизни

логически мыслить и

оформлять свои

мысли в

определенном типе

речи – рассуждении

,

высказывать

обоснованные

математические

суждения,

делать

несложный

вывод.

-От типа движения что у нас зависит?

-Сейчас поупражняемся в решении задач на рассмотренные

типы движений: Слайд 6

Из села Тойбохой и из села Крестях одновременно навстречу

друг другу вышли две группы туристов. Одна группа шла со

скоростью 4км/ч, другая группа шла со скоростью 3км/ч.

Найдите расстояние между сёлами Тойбохой и Крестях, если

они встретились через 3 часа

1.

-Составьте задачу по данной схеме. Слайд 7

-Какой тип задачи?

-Каким ещё способом можно решить ?

Расстояние между домами Спиридона и Димы 240 м.Они

вышли в школу одновременно. Дима шёл со

скоростью____, а Спиридон шёл вдогонку Диме со

-Скорость удаления и

сближения

1 группа выходят к доске и

рассуждая делают таблицу

2 группа выходят к доске и

делают план решения задачи

3 группа решают задачу

По группам составляют задачу

и решают.

3 группа выходят к доске и

делают схему

1 группа делает план решения

задачи

2 группа решают задачу.

человека;

формирование

умения

проявлять

познавательную

инициативу

в

оказании

помощи товарищам.

Регулятивные:

умение

формировать

учебную проблему;

умение

составлять

план

решения проблемы (задачи);

умение определять степень

успешности

выполнения

работы.

Познавательные:

владение общими приемами

решения задач, выполнения

заданий и вычисление.

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение

оформлять

свои

мысли

в

устной

и

письменной речи;

высказывать свою точку

зрения, обосновывая ее и

приводя аргументы

скоростью___

80 м/мин 100 м/мин

-Это задача? Почему?

-Какой тип задачи?

-Правильно вставьте скорости мальчиков.

-Какой вопрос должен быть у этой задачи?

-Что лучше сделать-таблицу или схему?

1.

–Давайте, все вместе разберём такую задачу:

Саша и мотоциклист отъехали от одной остановки

одновременно. Саша стартовал на велосипеде и ехал

на 8 километров в час медленнее мотоциклиста.

Известно, что мотоциклист за два часа проехала в 4

раза больше, чем 20 километров. Какое расстояние

смог проехать Саша, если был в пути 3 часа 30

минут? Слайд 9

Беседа на понимание текста задачи. Осмысление

характеристик задачи.

Прочитаем условие задачи. Прочитаем вопрос.

– О чем говорится в задаче?

– О каких объектах идет речь?

– Какие количественные характеристики известны в задаче?

– Каково требование задачи?

Построение вспомогательной модели – краткая запись в

виде таблицы.

Вид модели: таблица.

На модели указать:

– все объекты;

– величины;

– количественные характеристики;

– требования.

Ʋ

t

S

Саша

?-8км/ч

3 ч 30 мин

? км

Высказывания ребят

мотоцикл

? км/ч

2 ч

20 км ∙ 4

Составление программы действий.

Разбор по вспомогательной модели (таблицы) на основе

взаимосвязи тройки величин.

Построение «Дерева рассуждений»: от условия к требованию.

– Если нам известно, что мотоциклист проехал в четыре раза

больше, чем 20 км, можем ли мы узнать каково это

расстояние? Каким действием?

– Если знаем путь мотоциклиста, время его движения, что

сможем найти? Каким образом?

– Если известна скорость мотоциклиста и то, что скорость

Саши на 8 км/ч меньше, что сможем узнать? Каким

способом?

– Зная скоростьСаши и время его движения, что можем

узнать?

– Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?

Дом зад

– Используя данные, отраженные в таблице, составьте задачи на

движение:

Скорости, с которыми летают птицы

Название птицы Скорость

Орел

Стриж

Сокол

Утка

Лебедь

Грач

Голубь

Сорока

Чайка

Ворон

160 км/ч

108 км/ч

99 км/ч

96 км/ч

88 км/ч

72 км/ч

62 км/ч

56 км/ч

49 км/ч

38 км/ч

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

Личностные:

Цель: Оценить свою

работу на уроке.

Рефлексия

учебной

деятельности

Чему учились сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке

Способность к самооценке

на основе критерия

успешности учебной

деятельности

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои

мысли;



В раздел образования