Автор: Розалия Петровна Прокопьева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Саха политехнический лицей
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Технологическая карта урока математики
Тема: Тема: "Задачи на движение"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на движение»
Прокопьева Розалия Петровна
учитель начальных классов
МАОУ «Сахаполитехнический лицей г. Якутск»
Республики Саха (Я)
Класс: 4 А
Предмет: Математика
Тема: Решение задач на движение
Цель: формирование умения решать задачи на движение, способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
формировать представление о взаимосвязи величин: скорости, времени, расстояния;
способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
совершенствовать вычислительные навыки;
Познавательные УУД
способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
создать условия для совершенствования умения «моделирование» (таблица, схема,«древо рассуждений»).
Регулятивные УУД
формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач, «древа рассуждений»;
продолжить формировать действия самоконтроля;
формировать действия оценки по заданным критериям;
совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.
Коммуникативные УУД
способствовать развитию инициативного коллективного сотрудничества в поиске решения задачи;
учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;
формировать умение отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
3. Личностные:
формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни;
способствовать формированию гражданской позиции.
Оборудование урока: презентация к уроку, тетрадь, карточки с задачей.
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование
УУД
Организационный
момент
Цель:
готовность к уроку
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и с нашими
гостями.
- Настраиваемся на хорошую работу. У всех тетради?
Ручки?
-Открываем тетрадь и записываем дату и классная работа
Выполняют действия,
настраиваются на урок
Записывают в тетрадях
21 марта
Классная работа
(готовность и способность
обучающихся к
саморазвитию
Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель: Формировать
положительную
учебную мотивацию
Слайд 1
- Посмотрите на доску. Прочитайте девиз нашего урока.
- Как вы думаете, почему девизом нашего урока стала эта
фраза?
Повторять да учить – ум точить!
Ум как карандаш: чтобы он работал, его нужно точить.
Формулирование темы и целей урока
Слайд 2
Км/ч, м, сек, т, см, км, км/мин, кг, ч, м/ч, м/мин, м/сек,
дм, мин, гр, мм, км/с, л
-Найдите лишние единицы измерения
-Почему так подумали?
- Есть ли мысли о теме урока-кто сумел догадаться?
Высказывания ребят
Решение задач на движение
Личностные, мотивация к
учебной деятельности)
Коммуникативные,
слушать собеседника
Высказывать своё мнение.
предположение
- О чём пойдёт речь?
Актуализация
знаний учащихся.
Цель: Повторить
изученное.
Слайд 2
-Сейчас давайте поупражняемся нахождению v, t, S
Устный счёт
Слайд 4
1.
Самолёт пролетел 1800 км за 3 ч. С какой скоростью
летел самолёт?
2.
Мышка, убегая от кота, пробежала 12 м со скоростью
3 м/с. Сколько времени ушло у неё на спасение?
3.
Верблюд 3 суток шёл по пустыне со скоростью 80 км/
сут. Какое расстояние преодолел верблюд за это
время?
4.
За какое время поезд пройдёт 210 км, если он будет
идти со скоростью 70 км/ч?
5.
Мотоциклист ехал по загородному шоссе 6 ч со
скоростью 40 км/ч. Какое расстояние проехал
мотоциклист?
6.
Жираф за 80 с пробежал 720 м. С какой скоростью
бежал жираф?
Решают устно.
Личностные (самооценка)
Регулятивные
(умение выбирать действие с
поставленной задачей,
выполнять учебное
действие)
Познавательные
(применение полученных
знаний при выполнении
заданий)
Умение сравнивать,
анализировать и делать
выводы
Самоопределение к
деятельности.
-Ребята, а зачем нам нужны умения решать задачи на
движение?
Чтобы не опаздывать на
встречи, уметь спланировать
время выхода, рассчитать
Личностные:
умение определять свое
Цель: организация
стимулирования
интереса
обучающихся к
изучению
конкретной темы
посредством
ситуативного
задания.
Сейчас я дам примеры на разные ситуации, вы
внимательно прочитайте, проанализируйте и сделайте
вывод, правильны ли все утверждения в этих ситуациях.
Потом докажете свой ответ.
Расстояние между с.Тойбохой и г.Мирный 160 км. Завтра
семья Ивановых должна вылететь в Москву из Мирного в
18.00. Чтобы успеть на самолёт они выехали из Тойбохоя в
14.00 и ехали со скоростью 80км/ч. Они успеют на самолёт.
Ещё в запасе у них есть 1 час
Ребята пошли на поход. От места сбора до конечного пункта
55 км. Они шли 3ч со скоростью
5 км/ч. Им осталось пройти ещё 40 км.
Камилла и Олеся катались на лыжах. Когда Камилла
прошла на лыжах 120 м, её окликнула Олеся, чтобы
Камилла подождала её. Если Олеся шла со скоростью 4
м/сек, то она дойдёт до Камиллы за 6 сек.
-Ребята, согласны ли вы с первым утверждением? Докажите.
-со 2м ?
-с 3м ?
скорость движения, чтобы не
было аварии итд
Работа по группам.
Обсуждение. Решение
1 группа
2 группа
3 группа
отношение к миру.
Регулятивные:
Формирование
умения
прогнозировать
предстоящую работу.
Познавательные:
формулирование
собственных ожиданий;
осуществление поиска
необходимой информации
из материалов задания.
Коммуникативные:
обмениваться мнениями,
строить понятные речевые
высказывания
Физминутка
Повторение
и
закрепление
пройденной темы.
Цель: учить
-Ребята. Давайте вспомним, какие существуют виды задач
на движение?
- Движение в противоположные
стороны
-Движ навстречу друг другу
-Движ вдогонку
-Движение с отставанием
Личностные:
понимают
важность
и
необходимость
изучения
математики
в
жизни
логически мыслить и
оформлять свои
мысли в
определенном типе
речи – рассуждении
,
высказывать
обоснованные
математические
суждения,
делать
несложный
вывод.
-От типа движения что у нас зависит?
-Сейчас поупражняемся в решении задач на рассмотренные
типы движений: Слайд 6
Из села Тойбохой и из села Крестях одновременно навстречу
друг другу вышли две группы туристов. Одна группа шла со
скоростью 4км/ч, другая группа шла со скоростью 3км/ч.
Найдите расстояние между сёлами Тойбохой и Крестях, если
они встретились через 3 часа
1.
-Составьте задачу по данной схеме. Слайд 7
-Какой тип задачи?
-Каким ещё способом можно решить ?
Расстояние между домами Спиридона и Димы 240 м.Они
вышли в школу одновременно. Дима шёл со
скоростью____, а Спиридон шёл вдогонку Диме со
-Скорость удаления и
сближения
1 группа выходят к доске и
рассуждая делают таблицу
2 группа выходят к доске и
делают план решения задачи
3 группа решают задачу
По группам составляют задачу
и решают.
3 группа выходят к доске и
делают схему
1 группа делает план решения
задачи
2 группа решают задачу.
человека;
формирование
умения
проявлять
познавательную
инициативу
в
оказании
помощи товарищам.
Регулятивные:
умение
формировать
учебную проблему;
умение
составлять
план
решения проблемы (задачи);
умение определять степень
успешности
выполнения
работы.
Познавательные:
владение общими приемами
решения задач, выполнения
заданий и вычисление.
Коммуникативные:
умение работать в группе;
умение
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной речи;
высказывать свою точку
зрения, обосновывая ее и
приводя аргументы
скоростью___
80 м/мин 100 м/мин
-Это задача? Почему?
-Какой тип задачи?
-Правильно вставьте скорости мальчиков.
-Какой вопрос должен быть у этой задачи?
-Что лучше сделать-таблицу или схему?
1.
–Давайте, все вместе разберём такую задачу:
Саша и мотоциклист отъехали от одной остановки
одновременно. Саша стартовал на велосипеде и ехал
на 8 километров в час медленнее мотоциклиста.
Известно, что мотоциклист за два часа проехала в 4
раза больше, чем 20 километров. Какое расстояние
смог проехать Саша, если был в пути 3 часа 30
минут? Слайд 9
Беседа на понимание текста задачи. Осмысление
характеристик задачи.
Прочитаем условие задачи. Прочитаем вопрос.
– О чем говорится в задаче?
– О каких объектах идет речь?
– Какие количественные характеристики известны в задаче?
– Каково требование задачи?
Построение вспомогательной модели – краткая запись в
виде таблицы.
Вид модели: таблица.
На модели указать:
– все объекты;
– величины;
– количественные характеристики;
– требования.
Ʋ
t
S
Саша
?-8км/ч
3 ч 30 мин
? км
Высказывания ребят
мотоцикл
? км/ч
2 ч
20 км ∙ 4
Составление программы действий.
Разбор по вспомогательной модели (таблицы) на основе
взаимосвязи тройки величин.
Построение «Дерева рассуждений»: от условия к требованию.
– Если нам известно, что мотоциклист проехал в четыре раза
больше, чем 20 км, можем ли мы узнать каково это
расстояние? Каким действием?
– Если знаем путь мотоциклиста, время его движения, что
сможем найти? Каким образом?
– Если известна скорость мотоциклиста и то, что скорость
Саши на 8 км/ч меньше, что сможем узнать? Каким
способом?
– Зная скоростьСаши и время его движения, что можем
узнать?
– Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?
Дом зад
– Используя данные, отраженные в таблице, составьте задачи на
движение:
Скорости, с которыми летают птицы
Название птицы Скорость
Орел
Стриж
Сокол
Утка
Лебедь
Грач
Голубь
Сорока
Чайка
Ворон
160 км/ч
108 км/ч
99 км/ч
96 км/ч
88 км/ч
72 км/ч
62 км/ч
56 км/ч
49 км/ч
38 км/ч
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
Личностные:
Цель: Оценить свою
работу на уроке.
Рефлексия
учебной
деятельности
Чему учились сегодня на уроке?
- Оцените свою работу на уроке
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли;