Напоминание

Работа над звукоизвлечением в классе гитары


Автор: Сологуб Юлия Алексеевна
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО «Детская школа искусств г. Анива»
Населённый пункт: Г. Анива, Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над звукоизвлечением в классе гитары
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над звукоизвлечением в классе гитары

Сологуб Юлия Алексеевна

МБУ ДО «ДШИ г. Анива»

Преподаватель по классу гитары

Звук – фундамент, на котором строится музыка. Звучание инструмента – это его

визитная карточка, ведь от качества звука зависит восприятие музыканта

слушателем. Что же является залогом красивого звука? Это правильное

звукоизвлечение. Гитара является инструментом, который способен звучать

разными тембрами, богат приемами исполнения, но уступает в громкости другим

струнным инструментам, не говоря о клавишных и духовых. Это является еще

одной причиной, по которой многие гитаристы ответственно и заинтересованно

относятся к занятиям над звуком. Важным моментом является осмысление и

неподдельное желание в данном виде работы,

т.к. это кропотливый и

долгосрочный труд, который может занимать месяцы освоения.

Среди музыкантов можно услышать мнение, что дорогой инструмент позволит

компенсировать

недочеты

или

отсутствие

качественного

звукоизвлечения.

Хороший инструмент действительно привносит весомый вклад в качество и

динамику звука, но этого недостаточно. Например, на популярном видеохостинге

YouTube, где хранится множество записей любителей и профессиональных

музыкантов можно наблюдать, анализировать и сравнивать интересующие

моменты – владение гитаристами звуком на инструментах различного качества.

Вторым ярким примером служат концерты, конкурсы и фестивали, на которых

абсолютно разные исполнители с различными музыкальными данными и

инструментами. В обоих случаях можно найти для себя подтверждение того, что

грамотное владение звуком является более значимым, чем дорогой инструмент,

который прекрасно дополняет навыки музыканта, а не заменяет их.

К основным приемам звукоизвлечения на гитаре правой рукой относятся:

террандо и апояндо.

Террандо – щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну,

основной прием звукоизвлечения на гитаре при исполнении арпеджио, аккордов и

многоголосия. Исполняется так: палец правой руки после защипывания струны не

опирается на соседнюю струну, а проходит над ней.

Апояндо – щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца

на следующую струну. Апояндо иногда называют - удар, щипок с опорой,

скользящий удар. Сила и направление данного приема исходит от третьего

сустава. Апояндо используется большим, указательным, средним, безымянным

пальцами каждым в отдельности, а также различными сочетаниями пальцев в

двойных нотах через струну и аккордах. Этот прием позволяет добиться яркого и

сильного звучания, плотных по тембру звуков. Поэтому апояндо чаще всего

используется гитаристами для акцентировано - выразительного исполнения

отдельных звуков или мелодических пассажей.

Звукоизвлечение на гитаре напрямую зависит от постановки правой руки.

Кисть имеет куполообразную форму, что позволяет пальцам извлекать звук

движением в ладонь. При иной постановке, когда кисть прямая или вогнутая,

пальцы двигаются по направлению вверх, что вызывает поддергивание струны.

Во втором случае велика вероятность зажима руки, падение техники гитариста и

некачественный звук. Правильное звукоизвлечение неотъемлемо связано с

понятием «свобода рук», как и наоборот.

Второе, от чего зависит извлечение звука на гитаре – наличие или отсутствие

ногтевой пластины на пальцах

p, i, m, a (большой, указательный, средний,

безымянный)

правой

руки.

Ноготь

позволяет

использовать

всю

палитру

музыкального звука от тембра до динамики. Важно уделять внимание заточке и

полировке ногтей во избежание зацепов о струну и лишних призвуков. Без

использования этого биологического инструмента, звук теряет свою плотность,

красочность и громкость.

Весь процесс звукоизвлечения правой рукой можно разделить на 2 фазы:

1)подготовка звука, 2)звукоизвлечение с последующим расслаблением пальца.

1 этап позволяет проконтролировать, каким будет звук. Его можно сделать

громким или тихим, резким или мягким. Т.е. управление тембром и динамикой.

Другими словами – туше или атака звука.

Работу над подготовкой звука следует начинать с упражнений на открытых

струнах отдельно каждым пальцем, далее соединяя в арпеджио (прямое, обратное,

ломаное, смешанное). Затем добавляются упражнения, где задействуется левая

рука. После этого гитарист применяет данный навык на гаммах с различными

вариациями в ритме, динамике, аппликатуре, приемах звукоизвлечения. В итоге,

овладев подготовкой звука на данном материале, навык отрабатывается на

произведениях по возрастанию сложности.

К колористическим приемам звукоизвлечения правой рукой относятся:

Тамбурин - прием игры, при котором извлекают звуки, похожие на звуки

тамбурина ударного инструмента. Исполняется этот прием таким образом: правая

рука, основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам

около подставки. В нотах этот прием обозначается словом «tambora» или tamb.

Пиццикато - прием игры, при котором извлекается отрывистые, приглушенные

звуки. Правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, и

2

большой палец извлекает звуки. В некоторых случаях пиццикато исполняется

другими пальцами правой руки. В нотах прием обозначается «pizz».

Флажолеты (натуральные, искусственные).

Приемы звукоизвлечения на гитаре левой рукой

К приемам исполнения на гитаре левой рукой относятся: легато, баррэ,

глиссандо, вибрато.

Легато - связное исполнение звуков. На гитаре легато выполняется главным

образом пальцами левой руки. В технике игры на гитаре легато является одним из

основных приемов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой

руки, а фразировка приобретает выразительность. В игре на гитаре легато - это не

только штрих, но и прием игры, имеющий первостепенное значение. Легато

может быть: восходящее, нисходящее, смешанное, легато – глиссандо. Этот

прием требует особых навыков, определенного времени на отработку, т.к. есть

сложность звукоизвлечения именно одной левой рукой. Необходима тренировка

пальцев левой руки для точного и сбалансированного исполнения легато.

Баррэ - один из основных технических приемов игры на гитаре. Это прием

игры, заключающийся в одновременном прижатии нескольких струн на одном

ладу указательным пальцем левой руки, который играет роль передвижного

порожка. Для выполнения баррэ указательный палец должен быть не согнут, а

вытянутым и прижимать струны мышцами фаланг.

Глиссандо - скользящий переход от звука к звуку; на гитаре достигается

скольжением пальца по одной струне, причем, - нажим на струну должен

усиливаться по мере приближения пальца к нужному звуку, это легато

выполняемое одним пальцем. Это прием, при котором один или несколько

пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы

продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

Вибрато - одно из наиболее важных средств музыкальной выразительности. В

переводе это слово обозначает «дрожание». Вибрато увеличивает длительность

звучания и придает ему мягкость и певучесть.

Данная тема очень актуальна в классе гитары как в ДМШ, так и в ССУЗах,

ВУЗах. В первом случае – это базовые знания, навыки, которые вырабатываются

и закрепляются у учащегося с целью дальнейшей работы над гитарной техникой.

Во втором случае – это исправление ранее неверно сформированного навыка и

закрепление качественного звукоизвлечения.

Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного

обертонами и вместе с тем достаточно громкого звука требует особого внимания

к работе над ним, в особенности на первых этапах обучения. Нельзя забывать, что

3

хороший звук достигается упорным кропотливым трудом, который неразрывно

связан с психологическими, физическими и слуховыми качествами музыканта.

Список используемой литературы

Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4 Р-н-Д.:

Феникс, 2004. – 150 с.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. –

М.: Кифара, 2002.- 149 с.

Сор. Ф. Школа игры на гитаре; исправлена и дополнена по степени сложности

Н. Костом; общ. Ред. Н.А. Ивановой – Крамской; пер. с франц. А.Д. Высоцкого.-

Р-н-Д: 2007, -170 с.

4



В раздел образования