Автор: Кислицина Татьяна Валерьевна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: ДШИ №1
Населённый пункт: г.Златоуст,Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Общеразвивающая программа по изобразительному искусству для 2-х годичного обучения подготовительного художественного отделения.
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
456200, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Петровская, 1. Тел. 8 (3513) 622756 ИНН 7404030758 / КПП 740401001 E-mail: zamok
_
na
_
gore
@
.
ru
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 2 –х годичного подготовительного художественного
отделения школы искусств
Преподаватель: Кислицина Т.В.
г. Златоуст
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству и ДПИ для подготовительного отделения
рассчитана на 2 года обучения (возраст детей 7-9 лет). Работа по данной программе
предполагает
развитие
в
ребенке
природных
задатков,
творческого
потенциала,
специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и
формах художественно-творческой деятельности. У ребят развивается восприятие мира,
предметов искусства и формируется умение создавать художественный образ в разных
видах изобразительной деятельности. Задания охватывают все виды изобразительного
искусства: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет, сюжетная композиция, декоративно-
прикладное искусство. Ученики используют практически все живописно-графические
материалы -
гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, уголь,
пластилин, цветная бумага, солёного теста, ткань, природных материалов …
Программа составлена из расчета 140 часов ежегодного обучения, и ставит перед
собой задачи:
- развить творческую индивидуальность и художественный вкус детей;
- раскрыть детям красоту окружающего мира;
- раскрыть значение и силу искусства в жизни человека;
-
познакомить
детей
с
выдающимися
произведениями
русского
и
мирового
изобразительно искусства;
- дать детям знания основ реалистического рисунка;
- ознакомить с основными техническими (живописными и графическими) приемами
работы на плоскости листа;
- формирование основ художественного представлений;
- формирование устойчивого художественного интереса;
- подготовить к первому классу предпрофессиональной образовательной программы
ДШИ.
Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся средствами
изучения различных видов изобразительного искусства и декоративно прикладного
искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изобразительное искусство — особый духовный вид человеческой деятельности,
который занимает важное место в развитии ребенка. Посредством художественной
деятельности осуществляется эстетическое познание окружающих предметов, явлений,
отношений.
Такой
способ
знакомства
с
миром,
влияющий
на
формирование
положительных черт личности, на формирование мировоззрения ребенка, трудно
переоценить.
В
процессе
познания
красоты,
целесообразности
окружающей
действительности ребенок активно изучает мир, в котором он живет, художественно
воспроизводит его с целью более глубокого познания, преобразует его в своей творческой
деятельности.
Все
эти
обстоятельства
позволяют
считать
учебный
предмет
«Изобразительное искусство» одним из важнейших.
В процессе обучения этой
дисциплине,
в
процессе
эстетического
познания
и
художественного
отражения
окружающей действительности ребенок развивается многосторонне: формируются его
познавательная, эмоциональная сфера, а так же формируется целостное представление
художественного образа, в котором средства выражения- цвет, линия, пятно, обьём,
пространство… Применяются игровые технологии на занятиях в комплексе с другими
методами и приёмами организации занятий, которые помогают увидеть индивидуальность
детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции,
то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия.
Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности для развития
склонностей и дарований детей, помогает раскрыться и утвердиться замкнутому,
неуверенному в себе ребенку.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Содержание учебного предмета
1-ый год обучения
I четверть
№
Наименование
Кол-во
часов
1
Волшебные краски. Пробы красок на палитре. Смешение красок
2
2
Осенний пейзаж (цвета осени, изображение яркой осени)
2
3
Осенний натюрморт «из цветов» (акварель, сахар, смотрим фактуру)
2
4
Сочетание природы в пейзаже (дождь, гроза, туман, радуга)
2
5
Сказки народов мира
2
6
Состояние дня природы (ночь, вечер, закат, рассвет)
2
7
Летние впечатления (выполняем работу солью)
2
8
Времена года (Весны, Зимы в сказочном образе)
2
Общее количество часов
16
1. Волшебные краски. Пробы красок на палитре. Смешение красок
Содержание:
Вводная беседа – рассказ о том, что будем делать на уроках изобразительного искусства,
знакомство с наукой цветоведение на примере сказки В.Сутеева «Петух и краски».
Знакомство с техникой смешивания цветов.
Учащиеся изображают радугу акварельными красками. Затем дополняют свою работу
различными изображениями: шарами, цветами, солнцем и т. д.
Задачи: учить работать красками, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки,
изобразить спектр в виде радуги, дополнив свою работу различными изображениями.
Материал: акварель, гуашь.
2. Осенний пейзаж
(цвета осени, изображение яркой осени)
Содержание: знакомство с жанрами искусства в живописи - портрет, натюрморт, пейзаж,
бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр. Чтение стихотворения
«ПЕЙЗАЖ» сопровождается демонстрацией репродукций работ художников. Учитель
объясняет особенности взаимодействия цветов: желтый, зелёный, красный, синий.
Стихотворение А. Кушнер:«Если видишь: на картине…
Обязательно картина называется пейзаж»
Учащимся предлагается выполнить осенний пейзаж.
Задачи: познакомить учащихся с жанром пейзажа, изучить особенности цветов, элементы
перспективы: линия горизонта, приёмы загораживания. Учить работать акварельными
красками, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки. Находить красоту в
обыкновенных явлениях природы. Выполнить работу на тему «Осенний пейзаж».
Материал: акварель
Дополнительный материал: репродукции работ художников изображающих осенние
пейзажи.
3. Осенний натюрморт «из цветов» (акварель, сахар, смотрим фактуру)
Содержание: учитель знакомит учащихся с нетрадиционной техникой изображения
рисунка – с использованием сахара, который придаст рисунку объемность,
выразительность, блеск. Учащимся предлагается нарисовать натюрморт из расставленных
на столе предметов: груша, яблоко, персик и т. д.)
Задачи: используя различные оттенки тёплых цветов, нарисовать натюрморт из
расставленных на столе предметов (груша, яблоко, персик и т. д.). Передать сочность,
спелость, теплоту плодов.
Материал: акварель, сахар.
Дополнительный материал: натюрморты, Сарьян, Грабарь и другие.
4.
Состояние природы в пейзаже (дождь, гроза, туман, радуга)
Содержание: ученики выполняют упражнения по «вливанию» цвета в цвет. Необходимо
взять несколько красок и накладывать мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на
другой, пока краски еще не высохли.
Учитель предлагает упражнение по составлению:
1. Шкалы для передачи солнечного осеннего дня.
2. Шкалы для передачи ненастного осеннего дня.
После выполнения упражнения педагог предлагает выполнить композицию «Летний
дождь»
Задачи: выполнить упражнение по «вливанию» цвета в цвет, выполнить две шкалы по
передаче солнечного и ненастного осенних дней. Познакомить с понятиями «Тёплые» и
«Холодные» цвета.
Материал: акварель, гуашь.
5. Сказки народов мира
Содержание: Учитель предлагает вспомнить сказки разных народов (немецкие,
белорусские, японские, украинские). Знакомит с творчеством художников В. Васнецова,
И. Билибина, М. Врубеля, Ю. Васнецова рассказывает о роли фантазии в искусстве, как
художники видят мир сказки и воссоздают его.
Учащимся предлагается выполнить иллюстрацию к сказке на самостоятельно выбранный
сюжет.
Задачи: Закрепить понятие, что такое – сказка. Учить рисовать сказочные сюжеты,
изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит),
обращать внимание на мимику героев, на передачу пропорций; обратить внимание детей
на добрые поступки и злые.
Материал: иллюстрации к сказкам, краски, цветные карандаши, восковые мелки.
Дополнительный материал: репродукции картин И.Билибин, В. М. Васнецова; М. А.
Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями.
6.
Состояние дня природы (ночь, вечер, закат, рассвет)
Содержание: Подобрать подходящий колорит для передачи состояния в пейзаже.
создать несколько живописных эскизов простого пейзажа, которые будут отображать
различное время суток при помощи различных колористических гармоний.
Задачи: ознакомиться с особенностями построения различных колористических гармоний
для передачи состояния в пейзаже.
Материал
:
бумага, акварель, гуашь.
Дополнительный материал: презентация и репродукции работ художников, фотографии
различных состояний природы в различное время суток;
акварель и гуашь для показа некоторых приемов работы.
7. Летние впечатления (выполняем работу солью)
Содержание: Учитель привлекает внимание учеников к тому, какие цвета преобладают в
летних пейзажах. Ученики рисуют яркий летний пейзаж акварелью, затем посыпают свой
рисунок солью – крупной и мелкой (соль впитает в себя часть краски), смахиваем губкой
соль с рисунка. Обсуждаем полученный результат.
Задачи: Ученики обучаются основам теории и практики живописи, получают новые
оттенки, используя базовые цвета. Знакомятся с нетрадиционной техникой изображения
рисунка. Учатся видеть красоту вокруг себя; беречь природу; знакомятся с работами
художников.
Материал: соль, кисти, краски
8. Времена года (Весна, Зима в сказочном образе)
Содержание: учитель предлагает с помощью стихов и загадок вспомнить времена года,
дать характеристику тёплых и холодных цветов, в каком времени года эти цвета
преобладают и через цвет и наглядные образы создать сказочный портрет Весны и Зимы.
Задачи: показать детям красоту русской природы в живописи на примере произведений
русских художников; развивать у детей образную память, учить изображать характерные
признаки времён года в сказочном образе Весны и Зимы.
Материал: фломастеры, карандаши, краски (акварель, гуашь).
Дополнительный материал: презентация и репродукции работ художников, фотографии,
музыка П.И.Чайковского.
II четверть. Тематический план
№
Наименование
Кол-во
часов
10
Знакомство с материалами, цветные карандаши, уголь (рисуем руку на листе и
придумываем образ)
2
11
«Моя семья». Близкие и родные рядом. Акварель
2
12
Рисуем зиму. Какого цвета Зима? Акварель
2
13
Знакомство с техникой дудлинг (рисуем гелевыми ручками)
2
14
«Новогодняя сказка». Рисуем в технике дудлинг
2
15
Новый год. Новогодние герои. Акварель
2
16
Зимние забавы. Зимние игры. Акварель
2
17
Знакомство со Златоустовской гравюрой
2
Общее количество часов
16
Содержание предмета
9. Времена года (Лето, Осень в сказочном образе)
Содержание: обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет
и цветосочетания, формат картины, близкие и дальние планы.
Задача: учить детей изображать сказочные образы; совершенствовать умение рисовать
различными изобразительными материалами, в определённой цветовой гамме для
изображения сказочного мира.
Материал: краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры.
10. Знакомство с мягкими материалами: цветные карандаши, уголь (рисуем руку на
листе и придумываем образ)
Содержание: знакомство с разнообразными материалами: традиционный карандаш, уголь,
фломастер, сангина, соус, тушь. Их спецификой, техникой. Например, карандаш -
штриховая техника, требующая четкости, ясности, твердости руки. Уголь - широкая
живописная манера, растирание помогает добиваться более разнообразных нюансов и
передачи материальности. Ученики обводят руку и придумывают разные образы.
Задачи: научить учащихся ориентироваться в материалах, знать их специфику, приемы
работы, уметь ими свободно пользоваться. Развить навыки работы карандашами и углем.
Материалы: бумага, цветные карандаши, уголь.
Дополнительные материалы: напечатанные термины «уголь», «сангина», «сепия»,
«соус», «пастель», «графитный карандаш», «цветные карандаши», «тушь», «фломастеры»,
«гелиевая ручка», «маркеры»;
Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Автопортрет», Константин Маковский «Чарка
меду», Валентин Серов «Портрет художника М.Врубеля», «Портрет Шаляпина»,
Альбрехт Дюрер «Рисунок моржа», Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», «Танцовщицы»,
«У модистки»; рисунки детей из фонда, выполненные различными графическими
материалами.
11. «Моя семья». Близкие и родные рядом. Акварель
Содержание: раскрыть понятие "семья",выявить её особенности (какие глаза, волосы…),
рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
Учитель помогает в выборе сюжета, учит располагать изображения на листе.
Задачи: Нарисовать членов своей семьи на отдыхе или на празднике.
Формировать навыки составления творческого рассказа о своей семье.
Материалы: акварель, восковые мелки, фотографии.
Дополнительные материалы: музыкальный центр, работы учащихся из фонда.
12. Рисуем зиму. Какого цвета Зима?
Содержание: закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Показать разнообразные
способы изображения снега — «набрызги», тычки, кисть, пальчик. Учить передавать в
пейзажном рисунке характерные особенности зимы.
Задачи: закрепить знания детей о зиме, как о времени года; расширить представления о
пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе); учить рисовать пейзаж по
представлению; закрепить технику цветосмешения.
Материалы: иллюстрации зимней природы; листы бумаги синие, бледно-голубые, серые;
акварель, гуашь-белила, кисти.
Дополнительные материалы: репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание
музыкальных произведений на зимнюю тему. Аудиозаписи отрывков из балета
«Щелкунчик» и «Времена года» Чайковского П.И.
13. Знакомство с техникой дудлинг (рисуем гелевыми ручками)
Содержание: знакомство с техникой дудлинг (doodling)— это техника рисования из простых
фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек - дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся
удивительной картиной.
Задачи: развитие художественно–творческих способностей детей, через нетрадиционные техники
рисования, привитие любви к творчеству;
- познакомить с элементами дудлинга;
- развивать чувство ритма в композиции;
- способствовать творческой самореализации;
Материалы: гелевые ручки, лист белой бумаги А-4.
14. «Новогодняя сказка». Рисуем в технике дудлинг
Содержание: Новогодние праздники – отличная возможность попрактиковаться в рисовании
дудлов. Учитель предлагает разделить бумагу на участки изобразить Елочку, шарик, колокольчик
и заполнить разными узорами– круги, дуги, точки, простые линии, волны, зигзаги, спирали,
меандры, буквы, фигуры.
Задачи: учить повторять определенные мотивы на разных участках рисунка, чтобы изображение
сохраняло единую форму; проводить каждую линию непрерывным уверенным движением, а не
короткими штрихами, придающими ей «лохматость». Научить графической аккуратности.
Материалы: гелевые ручки, лист белой и тонированной бумаги.
15. Новый год. Новогодние герои
Содержание: учитель знакомит детей с историей Нового года, рассказывает о появлении
символа праздника – Ёлки, главных персонажей нового года – деда Мороза и Снегурочки.
Задачи: учить детей поэтапному рисованию Деда Мороза, пропорционально передавая
части тела, костюм героя, использовать эмоциональное содержание цвета для передачи
цветового решения рисунка; формировать у детей представление о ярких, контрастных,
мягких цветовых решениях рисунка; закреплять знания о теплой и холодной цветовых
гаммах.
Материалы
: бумага, акварель.
16. Зимние забавы. Зимние игры
Содержание: учитель рассказывает о Зиме - это то время, когда мы можем кататься на
санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков. В эти игры мы можем играть только зимой.
Дети рассматривают работы художников изображающих в картинах зимние забавы.
Ученики создают по памяти зимний сюжет.
Задачи: развитие умений передавать в рисунке свои наблюдения о зиме, о зимних
развлечениях; узнают, что такое сюжет; размещать предметы на листе бумаги с учётом их
положения в пространстве («ближе», «дальше»); рисование фигуры человека в движении.
Материал: бумага, акварель.
Дополнительные материалы: картины художников «Взятие снежного городка» Суриков;
«Масленица» Кустодиев; фото зимнего пейзажа.
17. Знакомство со Златоустовской гравюрой (рисуем тарелку, эскиз ножа чёрными
ручками)
Содержание: учитель показывает изображения гравюр на стали и рассказывает
историю, кто положил начало этому промыслу, как Иван Бушуев изменил технику
гравировки – изображение на стали получилось рельефным, какие цвета используют в
гравюре (синий, серый, чёрный, золотой).Вспоминает сказ про Ивана – Крылатко.
Задачи: развитие воображения, внимания, интереса к искусству гравюры. Познакомить с
понятием, видами, историей гравюры; расширить словарный запас учащихся: «Штихель»,
«Оттиск», «Гравюра», «Линогравюра», «Офорт», «Ксилография», «Эстамп».Выполнить
по шаблону эскиз оружия: нож, кинжал, чашки, тарелки
Материал: бумага, заготовка шаблона под рисунок – тарелочка, чёрная, золотая,
серебряная гелевая ручка.
Дополнительные материалы: работы учащихся прошлых лет, выполненные в технике
гравюры; фотографии работ Златоустовских мастеров. Настенная гравюра из стали.
III четверть.
Тематический план
№
Наименование
Кол-во
часов
18
Красивые места нашей планеты: водопады, вулканы, пустыни.
2
19
Знакомство с жанром натюрморта. Акварель
2
20
Рисуем открытку для пап, дедушек, братьев. Акварель
2
21
Пришла масленица. Рисуем масленицу. Акварель
2
22
«Мы рисуем Пасху». Акварель.
2
23
«Мы расписываем пасхальные яйца» Цветные карандаши, гелевые ручки.
2
24
Весенняя природа родного края. Пейзаж. Акварель.
2
25
Уральские легенды о Таганае. Цветные карандаши
2
26
Уральские сказы: Каменный цветок, Серебряное копытце. Акварель, гуашь
4
27
Великая отечественная война. Акварель, цвет. карандаши
2
Общее количество часов
22
Содержание предмета
18. Красивые места нашей планеты: водопады, вулканы, пустыни
Содержание: учитель знакомит учащихся с разнообразием и особенностями природы:
водопады, пустыни, вулканы - путешествие по Земле.
Задание: познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; создать пейзаж в
смешанной технике.
Материал: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, кусочки губки.
Дополнительные материалы: работы учащихся прошлых лет, фотографии, картины
19.
Знакомство с жанром натюрморта. Акварель
Содержание: Учитель показывает как последовательно вести этюд, брать цветовые
отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов, передавать
свет, тень, полутень, объем формы, материал.
Задачи: знакомство с последовательной работы над натюрмортом с соблюдением правил
композиции, конструктивного построения и живописи. Выполнить натюрморт цветом,
овладеть техническими приемами акварельной живописи.
Материалы: карандаш, кисти, акварельные краски, палитра и бумага.
Дополнительный материал: натюрморты, Сарьян, Грабарь и другие.
20. Рисуем открытку для пап, дедушек, братьев. Акварель
Содержание: учитель показывает поэтапное выполнение тематической композиции по
заданной теме; знакомит с историей возникновения праздника 23 февраля.
Задачи: нарисовать открытку к празднику Дню Защитника Отечества. Воспитание
чувства патриотизма, духовно-нравственное развитие учащихся, формировать
уважительное отношение к истории страны.
Материалы: краски акварельные, цветные карандаши, фломастеры.
21. Пришла масленица. Рисуем масленицу. Акварель
Содержание: учитель знакомит детей с историческими корнями празднования
Масленицы, с традициями и фольклором наших предков.
Задачи: создание художественного образа русского народного праздника Масленица.
Учить изображать символ масленицы (кукла - масленица). Познакомить с русскими
народными традициями.
Материалы: простой карандаш, акварель.
Дополнительное оборудование: презентация «Масленица», таблички
с
пословицами, со
вспомогательными словами «Масленица», «Скоморох»; музыкальное оформление-русская
народная песня «Ой, блины, блины, блины…», запевы «Ой, масленица».
22. «Мы рисуем Пасху». Акварель.
Содержание: беседа с детьми об истории и традициях празднования Пасхи; выбор
цветовой гаммы, соответствующей радостному настроению. Учитель поэтапно показывает
создание праздничной композиции и сопровождает рассказом библейских преданий.
Кулич – главное пасхальное блюдо, символ начала нового времени, начавшегося после
Великого поста и Воскресения Христова. Яйца. Свечка.
Задачи: расширить знания учеников об истории и традиции христианского праздника
Пасха. Развивать умение создавать разные оттенки, подбирать цвета для своей работы,
продумать пасхальную композицию с символами Пасхи (кулич, расписанные яйца,
кролик…)
Материалы: бумага, акварель, кисти. Дополнительное
оборудование
: предметные и
сюжетные картинки по теме. Репродукции картин оформленные в презентации «Пасха в
картинах русских и советских художников». Ветки вербы. Аудиозаписи «Благовест».
23. «Мы расписываем пасхальные яйца» Цветные карандаши, гелевые ручки.
Содержание: учитель рассказывает о символике и цвета в росписи пасхальных яиц,
показывает способ оформления простым орнаментом с помощью линий и точек.
Задачи: познакомить с историей росписи яиц, с символикой узоров. Научить рисовать
традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством
художественной выразительности.
Материалы: шаблон – яйцо, бумага, цветные карандаши, гелевые ручки.
Дополнительное
оборудование
: картинки по теме - крашенки и писанки.
24. Весенняя природа родного края. Пейзаж. Акварель
Содержание: учитель повторяет и закрепляет пройденный материал по созданию
композиции в пейзаже.
Задачи: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом;
закрепить материал о тёплых и холодных цветах, обучить составлению сложных цветов в
заданной цветовой гамме, развить навыки работы в технике живописи гуашью и
акварелью.
Материал: акварель.
25. Уральские легенды о Таганае
Содержание: кто знает, что такое ЛЕГЕНДА? (это вошедший в традицию народный
рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный)
прославляем свой край, как возникла природа родного края какие легенды они в себе таят.
(«Легенда о Таганае», «Легенда о злой Уреньге»…)
Задачи: формирование технических навыков работы карандашами;
познакомить с культурой региона; познакомить с различными видами и формами
искусства на Урале. Изобразить понравившуюся легенду.
Материал: цветные карандаши.
26. Уральские сказы: Каменный цветок, Серебряное копытце
Содержание: на основе литературных отрывков сказов П.П. Бажова, учитель предлагает
выполнить композицию к одной из сказок «Каменный цветок», «Малахитовая
шкатулка»…
Задачи
:
изучить различные приёмы и особенности изображения иллюстрации к сказам.
Материал: гуашь и акварель.
Дополнительный материал: иллюстрации к сказам П.П. Бажова.
27. Великая Отечественная война
Содержание: выполняем рисунок на тему “Нет войне!” с ограниченной цветовой
палитрой.
Задачи: закрепить умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного
искусства; познакомить с историей культуры в годы Великой Отечественной
войны. Развитие чувства сострадания и сопереживания, любви к своей Родине.
Материал: акварель, цветные карандаши
Дополнительный материал: репродукциями картин о Великой отечественной войне:
плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе, плакаты Кукрыниксов, Дейнека “Оборона
Севастополя”; музыкальное сопровождение (песни военных лет: “Священная война” В.
Лебедев-Кумач, Александров “На безымянной высоте” М. Матусовский, В. Баснер).
IV четверть.
Тематический план
№
Наименование
Кол-во
часов
28
Весенние цветы. Букет из первых цветов. Акварель, цв. карандаши
2
29
Арена цирка. К нам приехал цирк: клоуны, гимнасты. Гуашь, акварель.
2
30
Разноцветные жуки (бабочки, жуки, стрекозы). Акварель, гуашь.
4
Общее количество часов
16
Содержание предмета
28. Весенние цветы. Букет из первых цветов
Содержание: учитель показывает репродукции картин, беседует с учащимися и закрепляет
знания о натюрморте.
Задачи: научить передавать изображение весенних цветов в вазе; обратить внимание детей
на особенности и приемы изображения различных цветов, на красоту окраски растений;
выделить особенности изображения каждого цветка пользуясь разными приемами:
линиями, методом «мазка» (широкими и плавными мазками, мелкими мазками), методом
«тычка кисти» (концом кисти).Учить заполнять цветом весь рисунок.
Материал: акварель, кисти белка № 2, № 5, плоская щетинная кисть, цветные карандаши.
Дополнительный материал: фотографии, иллюстрации и репродукции картин с
изображением букета весенних цветов; тема весны в произведениях классической музыки
произведения Ф. Шопена «Весенний вальс».
29. Арена цирка. К нам приехал цирк: клоуны, гимнасты. Гуашь, акварель.
Содержание: учитель знакомит с созданием циркового зрелища, учит компоновать группы
людей и животных, связанных единым сюжетом.
Задачи: познакомить с цирковыми персонажами, учить детей изображать цирковых
артистов (людей, животных) в динамике по памяти и представлению, научить
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести рисунок на тему; воспитывать у
детей уважение к профессии людей, работающих в цирке.
Материал: акварель, гуашь, восковые мелки, карандаш.
Дополнительный материал: аудиозапись «Песенка о цирке» Олега Попова; презентация;
иллюстрации цирковых артистов, карточки с названиями профессий и оборудования:
конферансье, трос, лонжа, эквилибрист, диабола, реквизит, иллюзионист.
30. Разноцветные жуки (бабочки, жуки, стрекозы).
Содержание: учитель знакомит с особенностями изображения различных видов жуков,
углубляет знания по анималистическому жанру. Учащимся предлагается подробно
зарисовать с натуры (из энциклопедии) понравившегося жука.
Задачи: углубить знания по анималистическому жанру, формировать навыки работы
красками, выполнить изображение жука с натуры и в декоративном стиле. Формировать
умение извлекать информацию из иллюстраций.
Материал: акварель, гуашь, карандаши
Дополнительный материал: энциклопедия насекомых, картинки жуков и названия их вида.
Загадки, таблички с названиями насекомых («стрекоза», «божья коровка», «жук»),
аудиозапись «Времена года. Весна» П.И.Чайковского, песня «Добрый жук» из сказки
«Золушка».
Основы изобразительного искусства
2-й год обучения
I четверть
№
Наименование
Кол-во
часов
1
Краски лета. Рисуем летние впечатления. Акварель
2
2
Пейзаж из осенних листьев. Рисуем по трафарету деревья
2
3
Портрет Осени. Из чего состоит осень
2
4
Мой город. Парки, улицы города
2
5
Орнаменты и узоры. Рисуем орнамент в полосе
2
6
Народный орнамент «Хохлома». Знакомство с особенностью росписи. Гуашь.
2
7
Роспись чашки и ложки в стиле «хохлома»
2
8
Народные промысла «Дымковская игрушка». Расписываем барыню
2
Общее количество часов
16
Содержание предмета
1. Краски лета. Рисуем летние впечатления. Акварель
Задачи: познакомить с видами пейзажного жанра: сельский, городской пейзаж, парковый,
морской, архитектурный пейзаж .Нарисовать летний пейзаж по воспоминаниям, что
видели, чем занимались; учиться получать новые оттенки, используя базовые цвета,
познакомить с работами отечественным художников.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, стаканчик с
водой.
2. Пейзаж из осенних листьев. Рисуем по трафарету деревья
Задачи: систематизировать знания об осени, природных явлениях в этот период;
познакомить с разными видами деревьев, из каких частей состоит дерево: ствол, ветки.
Поговорить о направление веток, их величины по отношению к стволу дерева; показать
примеры композиций. Закрепить навыки изобразительной деятельности. Красиво
составить композицию.
Материалы: трафарет, краски, карандаш, альбом.
3. Портрет Осени. Из чего состоит осень
Задачи: обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и
цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины; расширить
представление о портрете как жанре изобразительного искусства, учить рисовать
портреты с соблюдением пропорций; способствовать развитию наблюдательности,
самостоятельности; подбирать цветовую гамму, смешивать краски для получения нужных
оттенков.
Материалы: Альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, стаканчик с водой,
кисти.
Дополнительный материал: репродукции картин про осень, образцы педагогического
рисунка.
4. Мой город. Парки, улицы города
Задачи: познакомить учеников с вариантами оформления парков, скверов, бульваров; дать
представление о назначении городских зелёных зон; рассмотреть образцы ландшафтной
архитектуры в истории живописи, как художники-пейзажисты изображали городскую
среду. Развивать пространственное воображение, творческое мышление. Создать образ
парка в технике коллажа.
Материалы лист А-3, краски, кисть, вырезки скульптур, фонтанов, веточки, ракушки,
фломастеры.
Дополнительный материал: учебная таблица «Линейная перспектива», репродукции с
картин художников.
5. Орнаменты и узоры. Рисуем орнамент в полосе
Задачи: повторить виды орнамента, его композицию, построение, символику; развивать
творческое воображение учащихся методом глубокого погружения в материал. Научить
различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент для бытовых
предметов, одежды. Выполнить орнаментальную композицию в полосе, используя тот вид
орнамента, который ребятам больше всего понравился. Учащимся представляется полная
творческая свобода, оказывается при необходимости индивидуальная помощь.
Материалы: краски, лист бумаги, карандаш и ластик.
Дополнительный материал: иллюстрации с использованием орнаментов, геометрических
элементов.
6. Народный орнамент «Хохлома». Знакомство с особенностью росписи
Задачи: познакомить с историей появления посуды; хохломской росписи; рассмотреть
связь орнамента с природой, научиться выполнять элементы: «кудрина», ягоды, цветы,
травки; развивать умение создавать композицию травной росписи. Научить рисовать
элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте.
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Дополнительный материал: образцы хохломской росписи, изделия по мотивам Хохломы.
7. Роспись чашки и ложки в стиле «хохлома»
Содержание: учитель предлагает превратиться в русских мастеров и самим попробовать
расписать посуду хохломской росписью.
Задачи: освоить способы нанесения орнамента на изделие, выполнить растительный
орнамент с элементами хохломы в оформлении посуды – чашки или ложки.
Материалы: бумага, карандаш, гуашь
Дополнительный материал: образцы хохломской росписи, изделия с хохломской
росписью.
8. Народные промысла «Дымковская игрушка». Расписываем барыню
Задачи: развивать интерес к изучению народных промыслов, закрепить знания о
дымковской игрушке и ее орнаменте; воспитывать уважительное и бережное отношение к
культуре и истории своей Родины; научить отличать дымковскую игрушку от других
народных промыслов; научить выполнять элементы геометрического узора дымковской
росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Материалы: раздаточный материал: шаблоны дымковской игрушки; гуашь; палитры,
стаканчики, салфетки, кисточки; таблицы с элементами узоров дымковской росписи.
Дополнительный материал: модели дымковских игрушек из соленого теста; цветные
иллюстрации с изображением дымковских игрушек; таблицы с элементами узоров
дымковской росписи; образцы рисунков-упражнений.
II четверть
№
Наименование
Кол-во
часов
9
Русские сказки. Легенды Урала. Акварель.
2
10
Городецкая роспись. Знакомство с элементам росписи
2
11
Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи
2
12
Мой ангел-хранитель. Портрет мамы
2
13
Пришла зима. Зимний пейзаж.
2
14
Стилизация фруктов (рисуем гелевыми ручками)
2
15
Новогодняя открытка. Гуашь.
2
16
Весёлые рождественские колядки (гуашь, акварель)
2
Общее количество часов
16
Содержание предмета
9. Русские сказки. Легенды Урала. Акварель.
Задачи: познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;
дать представление о роли фантазии в искусстве; развить интерес к народному сказочному
творчеству. Сформировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно
выбранные сюжеты; дать графические навыки в передаче пропорций сложных по форме
предметов, навыков композиционного решения рисунка.
Материал
:
акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Дополнительный материал: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, детские
книги с иллюстрациями.
10. Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи,
I
этап
Задачи: познакомить детей с характерными особенностями Городецкой росписи; научить
выполнять основные элементы цветочного узора (розан и купавка), оживку; развивать
детскую фантазию и графические умения, связанные с приемами декоративной
росписи цветочного мотива; воспитывать у учеников интерес и любовь к народному
искусству.
Материал
:
бумага, гуашь, палитра, кисти, простой карандаш.
Дополнительный материал: иллюстрации с изображением изделий Городецких мастеров,
плакаты «Городецкая роспись», презентация «Городецкая роспись».
11. Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи,
II
этап
Задачи: формировать практические умения и навыки рисования с образца. Научить детей
составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования
кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Воспитывать интерес к искусству
Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Дать возможность детям
почувствовать себя народными мастерами.
Материал
:
альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.
Дополнительный материал: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат «Городецкая роспись».
12. Мой ангел-хранитель. Портрет мамы
Задачи: познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;
расширить представление о жанре портрета в изобразительном искусстве; научить
рисовать портрет мамы по представлению и памяти; воспитывать любовь и уважение к
матери.
Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры.
Дополнительный материал: репродукции художников-портретистов, фотографии, иконы,
заготовки частей лица.
13. Пришла зима. Зимний пейзаж
Задачи: научить изображать несложные зимние сюжеты, рисовать зимние деревья,
составить композицию. Развивать навыки и умения работать красками и кисточкой;
развивать эстетическое представление о цветовом богатстве зимнего пейзажа, используя
холодную палитру.
Материалы: цветной картон, гуашь, кисть, палитра.
Дополнительный материал: презентация со слайдами зимнего пейзажа, детские песни о
зиме.
14. Стилизация фруктов (рисуем гелевыми ручками, преобразовать форму)
Задачи: познакомить учащихся с понятием «стилизация»; способами внешней и
внутренней стилизации, техниками – зентагл и дудлинг. Сформировать представления о
приёмах стилизации бытовых предметов; способствовать развитию мелкой моторики рук,
творческой фантазии учащихся через самостоятельную работу.
Материалы: краски, кисточка, альбом, загадки, муляжи овощей и фруктов, шаблоны.
Дополнительные материалы: примеры стилизации
15. Новогодняя открытка. Гуашь.
Задачи: познакомить учеников с историей возникновения открытки, как формы общения
между людьми; научить рисовать новогоднюю открытку гуашью.
Материалы: кисти, баночка для воды, простой карандаш, ластик, плотная бумага для
открыток.
Дополнительный материал: образцы открыток, рисунки на новогоднюю тему
16. Весёлые рождественские колядки
Задачи: дать представление учащимся о взаимосвязи древних традиций и современности;
закрепить навыки изображения фигуры человека в движении, развить навыки в
составлении композиции. Выполнить декоративный рождественский пейзаж;
совершенствовать работу красками.
Материалы: альбом, кисти, акварель, гуашь.
Дополнительный материал: наглядный материал
III четверть
№
Наименование
Кол-во
часов
17
Что такое натюрморт? Натюрморт из фруктов (акв)
2
18
Зимний город. Граттаж. (восковые мелки, гуашь)
2
19
Зимний город. Граттаж.
2
20
Что такое грифонаж? Найти рисунок в каракулях. (цвет. карандаши)
2
21
Защитникам – Слава! (акварель)
2
22
Рисуем с натуры белочку, петушка, птичку
2
23
Техника – набрызг. Весёлая композиция из цветов и листьев (зубная щётка,
краски)
2
24
Весёлая масленица. Акварель, гуашь
2
25
Узоры Златоуста. Оформляем кувшин и пиалу (гелевые ручки, фломастеры).
2
26
Весёлый город (акварель)
2
Общее количество часов
20
Содержание предмета
17. Что такое натюрморт? Натюрморт из фруктов
Задачи: закрепить материал о жанрах живописи, о натюрморте;учить выполнять
первоначальное цветовое решение натюрморта учить определять пропорции, форму
предмета, его положение в пространстве, учить сравнивать свой рисунок с изображаемым
предметом.
Материалы: акварельные краски; кисти; вода; палитра.
Дополнительный материал: таблицы «Последовательность ведения работы в цвете»
18. Зимний город. Граттаж. (восковые мелки, гуашь).
I
этап
Задачи: закрепить понятие «граттаж», ознакомить учащихся с инструментами и
материалами для граттажа и навыками работы в этой технике. Подготовить граттажную
основу для рисунка с разноцветным подмалёвком – новогоднем колоритом.
Материалы: бумага, цветной картон или тонированная бумага, восковая свеча,
карандаши, хозяйственное мыло, чёрная тушь, гуашь.
Дополнительный материал: наглядные пособия поэтапного выполнения оформления
открытки, презентация «Граттаж», образец выполненной композиции.
19. Зимний город. Граттаж.
II
этап
Задачи: учить передавать образ зимнего города, создавать целостную композицию.
Материалы: граттажная основа, инструменты для создания произведений в технике
«граттаж» - острые деревянные палочки, резаки
Дополнительный материал: наглядные пособия поэтапного выполнения оформления
открытки, презентация «Граттаж», образец выполненной композиции.
20. Что такое грифонаж? Найти рисунок в каракулях. (цвет. карандаши)
Задачи: знакомство с необычным способом рисования – грифонаж; расширение кругозора
через получение теоретических знаний о новой технике рисования; работа с
воображением. Создать «каракули» и разглядеть в них птиц, животных, цветы.
Материалы: лист бумаги А 4, 3, карандаш, ластик, акварельные краски, цветные
карандаши или фломастеры.
Дополнительный материал:: наглядные пособия.
21. Защитникам – Слава!
Задачи: расширить знания детей о подвиге нашего народа; содействовать воспитанию
патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к
Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.
Материалы: шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка,
салфетки.
Дополнительный материал: иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М.
Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов
воинов – богатырей, музыкальное сопровождение.
22. Рисуем с натуры белочку, петушка, птичку
Задача: познакомить с жанром анималистки. Провести сравнение формы (анатомии)
разных птиц и животных: общее и индивидуальное, непохожее, как передать в рисунках
красоту линий, формы, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение
пропорций; воспитание бережного отношения к природе.
Материалы: гуашь, кисти, палитра, простой карандаш, резинка, красочные иллюстрации
из книг о птицах.
Дополнительный материал: методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы,
мелких животных»; фигурки, скульптуры птиц, белочки, петушка, фотографии, открытки.
Рисунки, выполненные детьми, студентами; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова,
иллюстрации Е. Чарушина к книгам.
23. Техника – набрызг. Весёлая композиция из цветов и листьев
Задачи: расширить представление о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных
материалах и умение их творчески использовать. Освоить технику «набрызг», развить
навык работы в данной технике, используя шаблоны цветов и листьев. Способствовать
формированию изобразительных умений и навыков.
Материалы: бумага А3 формата, бумага для шаблонов А3 формата, ножницы, стаканчики
с водой, гуашь, кисть, карандаш, пластиковая расческа, стека, зубная щётка.
Дополнительный материал: презентация по технике «набрызг», работы учеников из
фонда.
24. Весёлая масленица. Акварель, гуашь
Задачи: дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника
«Масленица». Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы
человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица. Создать
образ масленицы.
Материалы: лист бумаги формата А3, карандаш, ластик, пастельные мелки, цветные
карандаши, краски.
Дополнительный материал: наглядный материал.
25. Узоры Златоуста. Оформляем кувшин и пиалу (гелевые ручки, фломастеры).
Задачи: ознакомить с деятельностью городских художников по украшению,
преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее
понятие о дизайне.
Материалы: гелевые ручки, фломастеры, бумага, шаблоны.
Дополнительный материал: иллюстрации, работы прошлых лет.
26. Весёлый город (акварель)
Задача: знакомство с архитектурой; усовершенствовать владение графическими и
композиционными навыками. Создать декоративную композицию с использованием
имеющихся знаний.
Материалы: бумага А4, простой карандаш, акварельные краски, ластик, баночка для воды.
Дополнительный материал: наглядный материал – репродукции с изображением городов,
образцы книжных иллюстраций, городской пейзаж.
IVчетверть
№
Наименование
Кол-во
часов
27
Декоративный натюрморт. Стилизация офорта. (гуашь)
2
28
Космические фантазии. (гуашь)
2
29
Пасхальная палитра (разнообразие праздничного стола, гуашь)
2
30
Праздничный май. 1 мая акварель, гуашь
2
31
Победный май. 9 мая акварель, гуашь
2
32
Живая ниточка. Рисунок шерстяной и хлопковой нитью сказочный образ
2
33
Яблоневые кружева. Рисуем с натуры веточку яблони
2
34
Моё любимое лето. Акварель, гуашь
2
Общее количество часов
16
Содержание предмета
27. Декоративный натюрморт. Стилизация офорта.
Задачи: познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, научить работать в
манере декоративной живописи; формировать понятие декоративного натюрморта,
стилизации в рисунке, абстракции; учить доводить характерное в натюрморте до
максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, банка с водой, кисти, краски по выбору учащегося
(акварель, гуашь), фломастеры, гелевые ручки.
Дополнительный материал: репродукции картин художников, работавших в декоративной
манере.
28. Космические фантазии
Задачи: познакомить учащихся с понятием «космический пейзаж»; развить навыки
составления композиции, учить последовательно вести работу над рисунком, развить
творческое воображение, увидеть и понять прекрасное в космическом пейзаже.
Материалы: лист бумаги формата А3, карандаш, ластик, гуашь.
Дополнительный материал: наглядный материал.
29. Пасхальная палитра (разнообразие праздничного стола, гуашь)
Задачи: расширять объем знаний учащихся о традициях православного праздника Пасхи.
Прививать интерес к народным обычаям.
Воспитывать сострадание, терпение, любовь и дружбу.
Развивать графические умения и навыки в росписи и украшении пасхального яйца.
Материалы: крашенные яйца, восковые мелки, наклейки, цветные ленты, кисти, подставки
под яйца, салфетки.
Дополнительный материал: иконы, ветки вербы, сувенирные и расписные яйца, свечи,
куличи.
30. Праздничный май. 1 мая акварель, гуашь
Задачи: познакомить детей с весенним праздником «1 Мая», раскрывать идейно-
политическое значение праздника, какие другие названия этого праздника, кто и как
отмечает; учить отображать цветовые сочетания праздника в рисунке, располагать сюжет
на всем листе бумаге. Закрепить навыки и умения создания эскиза простым карандашом и
рисования акварелью и гуашью.
Материалы: альбом, краски, цветные карандаши, фломастеры.
Дополнительный материал: репродукции плакатов к 1 мая; открытки, рисунки,
стихотворения, песни, рассказы о 1 мае.
31. Победный май. Открытка к 9 мая
Задачи: повысить интерес к истории России, воспитывать чувство патриотизма, уважение
к ветеранам, развить творческие способности детей, зрительное восприятие, воспитать
аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус.
Отрабатывать различные приёмы рисования, развить умение подбирать краски по
цветовой гамме. Создать поздравительную открытку.
Материалы: краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, альбом, вода, карандаш, салфетки.
Дополнительный материал: плакаты, репродукции картин, иллюстрации посвящённые
Дню Победы, фотографии с изображением военных действий, образец педагогического
рисунка
32. Живая ниточка. Рисунок шерстяной и хлопковой нитью сказочный образ
Задачи: учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить
новые смыслы и формы; развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное
мышление; привить художественные навыки и эстетический вкус. Создать удивительные
сказочные образы нетрадиционной техникой рисования – «ниткографией».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, фломастер, нитка, краски, тушь, ножницы,
емкость для краски.
33. Яблоневые кружева. Рисуем с натуры веточку яблони
Задачи: учить создавать неповторимый образ цветущей ветки яблони методами
нетрадиционного рисования; воспитывать желание детей передавать свои впечатления
через художественные образы; совершенствовать навыки рисования акварелью и гуашью.
Учить выполнять изображения поэтапно; развивать наблюдательность; внимательность.
Материалы: лист для акварели или лист цветной бумаги А4, акварель, гуашь, кисть (для
тонирования бумаги), палитра, салфетка.
Дополнительный материал: образец рисунка, схемы этапов работы.
34. Моё любимое лето. Акварель, гуашь
Задачи: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; учить
передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей,
закрепить умения правильно располагать изображение на листе бумаги, работать с
графическими материалами, использовать техники рисования гуашью и акварелью для
передачи настроения в сюжетной композиции «Лето».
Материалы: альбом, гуашь,акварель, кисти.
Дополнительный материал: произведения художников о лете; записи песен о летней
природе, летнем отдыхе.