Напоминание

Общеразвивающая программа по изобразительному искусству для 2-х годичного обучения подготовительного художественного отделения.


Автор: Кислицина Татьяна Валерьевна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: ДШИ №1
Населённый пункт: г.Златоуст,Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Общеразвивающая программа по изобразительному искусству для 2-х годичного обучения подготовительного художественного отделения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

456200, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Петровская, 1. Тел. 8 (3513) 622756 ИНН 7404030758 / КПП 740401001 E-mail: zamok

_

na

_

gore

@

mail

.

ru

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 2 –х годичного подготовительного художественного

отделения школы искусств

Преподаватель: Кислицина Т.В.

г. Златоуст

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по изобразительному искусству и ДПИ для подготовительного отделения

рассчитана на 2 года обучения (возраст детей 7-9 лет). Работа по данной программе

предполагает

развитие

в

ребенке

природных

задатков,

творческого

потенциала,

специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и

формах художественно-творческой деятельности. У ребят развивается восприятие мира,

предметов искусства и формируется умение создавать художественный образ в разных

видах изобразительной деятельности. Задания охватывают все виды изобразительного

искусства: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет, сюжетная композиция, декоративно-

прикладное искусство. Ученики используют практически все живописно-графические

материалы -

гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, уголь,

пластилин, цветная бумага, солёного теста, ткань, природных материалов …

Программа составлена из расчета 140 часов ежегодного обучения, и ставит перед

собой задачи:

- развить творческую индивидуальность и художественный вкус детей;

- раскрыть детям красоту окружающего мира;

- раскрыть значение и силу искусства в жизни человека;

-

познакомить

детей

с

выдающимися

произведениями

русского

и

мирового

изобразительно искусства;

- дать детям знания основ реалистического рисунка;

- ознакомить с основными техническими (живописными и графическими) приемами

работы на плоскости листа;

- формирование основ художественного представлений;

- формирование устойчивого художественного интереса;

- подготовить к первому классу предпрофессиональной образовательной программы

ДШИ.

Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся средствами

изучения различных видов изобразительного искусства и декоративно прикладного

искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изобразительное искусство — особый духовный вид человеческой деятельности,

который занимает важное место в развитии ребенка. Посредством художественной

деятельности осуществляется эстетическое познание окружающих предметов, явлений,

отношений.

Такой

способ

знакомства

с

миром,

влияющий

на

формирование

положительных черт личности, на формирование мировоззрения ребенка, трудно

переоценить.

В

процессе

познания

красоты,

целесообразности

окружающей

действительности ребенок активно изучает мир, в котором он живет, художественно

воспроизводит его с целью более глубокого познания, преобразует его в своей творческой

деятельности.

Все

эти

обстоятельства

позволяют

считать

учебный

предмет

«Изобразительное искусство» одним из важнейших.

В процессе обучения этой

дисциплине,

в

процессе

эстетического

познания

и

художественного

отражения

окружающей действительности ребенок развивается многосторонне: формируются его

познавательная, эмоциональная сфера, а так же формируется целостное представление

художественного образа, в котором средства выражения- цвет, линия, пятно, обьём,

пространство… Применяются игровые технологии на занятиях в комплексе с другими

методами и приёмами организации занятий, которые помогают увидеть индивидуальность

детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции,

то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия.

Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности для развития

склонностей и дарований детей, помогает раскрыться и утвердиться замкнутому,

неуверенному в себе ребенку.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Содержание учебного предмета

1-ый год обучения

I четверть

Наименование

Кол-во

часов

1

Волшебные краски. Пробы красок на палитре. Смешение красок

2

2

Осенний пейзаж (цвета осени, изображение яркой осени)

2

3

Осенний натюрморт «из цветов» (акварель, сахар, смотрим фактуру)

2

4

Сочетание природы в пейзаже (дождь, гроза, туман, радуга)

2

5

Сказки народов мира

2

6

Состояние дня природы (ночь, вечер, закат, рассвет)

2

7

Летние впечатления (выполняем работу солью)

2

8

Времена года (Весны, Зимы в сказочном образе)

2

Общее количество часов

16

1. Волшебные краски. Пробы красок на палитре. Смешение красок

Содержание:

Вводная беседа – рассказ о том, что будем делать на уроках изобразительного искусства,

знакомство с наукой цветоведение на примере сказки В.Сутеева «Петух и краски».

Знакомство с техникой смешивания цветов.

Учащиеся изображают радугу акварельными красками. Затем дополняют свою работу

различными изображениями: шарами, цветами, солнцем и т. д.

Задачи: учить работать красками, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки,

изобразить спектр в виде радуги, дополнив свою работу различными изображениями.

Материал: акварель, гуашь.

2. Осенний пейзаж

(цвета осени, изображение яркой осени)

Содержание: знакомство с жанрами искусства в живописи - портрет, натюрморт, пейзаж,

бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр. Чтение стихотворения

«ПЕЙЗАЖ» сопровождается демонстрацией репродукций работ художников. Учитель

объясняет особенности взаимодействия цветов: желтый, зелёный, красный, синий.

Стихотворение А. Кушнер:«Если видишь: на картине…

Обязательно картина называется пейзаж»

Учащимся предлагается выполнить осенний пейзаж.

Задачи: познакомить учащихся с жанром пейзажа, изучить особенности цветов, элементы

перспективы: линия горизонта, приёмы загораживания. Учить работать акварельными

красками, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки. Находить красоту в

обыкновенных явлениях природы. Выполнить работу на тему «Осенний пейзаж».

Материал: акварель

Дополнительный материал: репродукции работ художников изображающих осенние

пейзажи.

3. Осенний натюрморт «из цветов» (акварель, сахар, смотрим фактуру)

Содержание: учитель знакомит учащихся с нетрадиционной техникой изображения

рисунка – с использованием сахара, который придаст рисунку объемность,

выразительность, блеск. Учащимся предлагается нарисовать натюрморт из расставленных

на столе предметов: груша, яблоко, персик и т. д.)

Задачи: используя различные оттенки тёплых цветов, нарисовать натюрморт из

расставленных на столе предметов (груша, яблоко, персик и т. д.). Передать сочность,

спелость, теплоту плодов.

Материал: акварель, сахар.

Дополнительный материал: натюрморты, Сарьян, Грабарь и другие.

4.

Состояние природы в пейзаже (дождь, гроза, туман, радуга)

Содержание: ученики выполняют упражнения по «вливанию» цвета в цвет. Необходимо

взять несколько красок и накладывать мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на

другой, пока краски еще не высохли.

Учитель предлагает упражнение по составлению:

1. Шкалы для передачи солнечного осеннего дня.

2. Шкалы для передачи ненастного осеннего дня.

После выполнения упражнения педагог предлагает выполнить композицию «Летний

дождь»

Задачи: выполнить упражнение по «вливанию» цвета в цвет, выполнить две шкалы по

передаче солнечного и ненастного осенних дней. Познакомить с понятиями «Тёплые» и

«Холодные» цвета.

Материал: акварель, гуашь.

5. Сказки народов мира

Содержание: Учитель предлагает вспомнить сказки разных народов (немецкие,

белорусские, японские, украинские). Знакомит с творчеством художников В. Васнецова,

И. Билибина, М. Врубеля, Ю. Васнецова рассказывает о роли фантазии в искусстве, как

художники видят мир сказки и воссоздают его.

Учащимся предлагается выполнить иллюстрацию к сказке на самостоятельно выбранный

сюжет.

Задачи: Закрепить понятие, что такое – сказка. Учить рисовать сказочные сюжеты,

изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит),

обращать внимание на мимику героев, на передачу пропорций; обратить внимание детей

на добрые поступки и злые.

Материал: иллюстрации к сказкам, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Дополнительный материал: репродукции картин И.Билибин, В. М. Васнецова; М. А.

Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями.

6.

Состояние дня природы (ночь, вечер, закат, рассвет)

Содержание: Подобрать подходящий колорит для передачи состояния в пейзаже.

создать несколько живописных эскизов простого пейзажа, которые будут отображать

различное время суток при помощи различных колористических гармоний.

Задачи: ознакомиться с особенностями построения различных колористических гармоний

для передачи состояния в пейзаже.

Материал

:

бумага, акварель, гуашь.

Дополнительный материал: презентация и репродукции работ художников, фотографии

различных состояний природы в различное время суток;

акварель и гуашь для показа некоторых приемов работы.

7. Летние впечатления (выполняем работу солью)

Содержание: Учитель привлекает внимание учеников к тому, какие цвета преобладают в

летних пейзажах. Ученики рисуют яркий летний пейзаж акварелью, затем посыпают свой

рисунок солью – крупной и мелкой (соль впитает в себя часть краски), смахиваем губкой

соль с рисунка. Обсуждаем полученный результат.

Задачи: Ученики обучаются основам теории и практики живописи, получают новые

оттенки, используя базовые цвета. Знакомятся с нетрадиционной техникой изображения

рисунка. Учатся видеть красоту вокруг себя; беречь природу; знакомятся с работами

художников.

Материал: соль, кисти, краски

8. Времена года (Весна, Зима в сказочном образе)

Содержание: учитель предлагает с помощью стихов и загадок вспомнить времена года,

дать характеристику тёплых и холодных цветов, в каком времени года эти цвета

преобладают и через цвет и наглядные образы создать сказочный портрет Весны и Зимы.

Задачи: показать детям красоту русской природы в живописи на примере произведений

русских художников; развивать у детей образную память, учить изображать характерные

признаки времён года в сказочном образе Весны и Зимы.

Материал: фломастеры, карандаши, краски (акварель, гуашь).

Дополнительный материал: презентация и репродукции работ художников, фотографии,

музыка П.И.Чайковского.

II четверть. Тематический план

Наименование

Кол-во

часов

10

Знакомство с материалами, цветные карандаши, уголь (рисуем руку на листе и

придумываем образ)

2

11

«Моя семья». Близкие и родные рядом. Акварель

2

12

Рисуем зиму. Какого цвета Зима? Акварель

2

13

Знакомство с техникой дудлинг (рисуем гелевыми ручками)

2

14

«Новогодняя сказка». Рисуем в технике дудлинг

2

15

Новый год. Новогодние герои. Акварель

2

16

Зимние забавы. Зимние игры. Акварель

2

17

Знакомство со Златоустовской гравюрой

2

Общее количество часов

16

Содержание предмета

9. Времена года (Лето, Осень в сказочном образе)

Содержание: обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет

и цветосочетания, формат картины, близкие и дальние планы.

Задача: учить детей изображать сказочные образы; совершенствовать умение рисовать

различными изобразительными материалами, в определённой цветовой гамме для

изображения сказочного мира.

Материал: краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры.

10. Знакомство с мягкими материалами: цветные карандаши, уголь (рисуем руку на

листе и придумываем образ)

Содержание: знакомство с разнообразными материалами: традиционный карандаш, уголь,

фломастер, сангина, соус, тушь. Их спецификой, техникой. Например, карандаш -

штриховая техника, требующая четкости, ясности, твердости руки. Уголь - широкая

живописная манера, растирание помогает добиваться более разнообразных нюансов и

передачи материальности. Ученики обводят руку и придумывают разные образы.

Задачи: научить учащихся ориентироваться в материалах, знать их специфику, приемы

работы, уметь ими свободно пользоваться. Развить навыки работы карандашами и углем.

Материалы: бумага, цветные карандаши, уголь.

Дополнительные материалы: напечатанные термины «уголь», «сангина», «сепия»,

«соус», «пастель», «графитный карандаш», «цветные карандаши», «тушь», «фломастеры»,

«гелиевая ручка», «маркеры»;

Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Автопортрет», Константин Маковский «Чарка

меду», Валентин Серов «Портрет художника М.Врубеля», «Портрет Шаляпина»,

Альбрехт Дюрер «Рисунок моржа», Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», «Танцовщицы»,

«У модистки»; рисунки детей из фонда, выполненные различными графическими

материалами.

11. «Моя семья». Близкие и родные рядом. Акварель

Содержание: раскрыть понятие "семья",выявить её особенности (какие глаза, волосы…),

рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

Учитель помогает в выборе сюжета, учит располагать изображения на листе.

Задачи: Нарисовать членов своей семьи на отдыхе или на празднике.

Формировать навыки составления творческого рассказа о своей семье.

Материалы: акварель, восковые мелки, фотографии.

Дополнительные материалы: музыкальный центр, работы учащихся из фонда.

12. Рисуем зиму. Какого цвета Зима?

Содержание: закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж. Показать разнообразные

способы изображения снега — «набрызги», тычки, кисть, пальчик. Учить передавать в

пейзажном рисунке характерные особенности зимы.

Задачи: закрепить знания детей о зиме, как о времени года; расширить представления о

пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе); учить рисовать пейзаж по

представлению; закрепить технику цветосмешения.

Материалы: иллюстрации зимней природы; листы бумаги синие, бледно-голубые, серые;

акварель, гуашь-белила, кисти.

Дополнительные материалы: репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание

музыкальных произведений на зимнюю тему. Аудиозаписи отрывков из балета

«Щелкунчик» и «Времена года» Чайковского П.И.

13. Знакомство с техникой дудлинг (рисуем гелевыми ручками)

Содержание: знакомство с техникой дудлинг (doodling)— это техника рисования из простых

фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек - дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся

удивительной картиной.

Задачи: развитие художественно–творческих способностей детей, через нетрадиционные техники

рисования, привитие любви к творчеству;

- познакомить с элементами дудлинга;

- развивать чувство ритма в композиции;

- способствовать творческой самореализации;

Материалы: гелевые ручки, лист белой бумаги А-4.

14. «Новогодняя сказка». Рисуем в технике дудлинг

Содержание: Новогодние праздники – отличная возможность попрактиковаться в рисовании

дудлов. Учитель предлагает разделить бумагу на участки изобразить Елочку, шарик, колокольчик

и заполнить разными узорами– круги, дуги, точки, простые линии, волны, зигзаги, спирали,

меандры, буквы, фигуры.

Задачи: учить повторять определенные мотивы на разных участках рисунка, чтобы изображение

сохраняло единую форму; проводить каждую линию непрерывным уверенным движением, а не

короткими штрихами, придающими ей «лохматость». Научить графической аккуратности.

Материалы: гелевые ручки, лист белой и тонированной бумаги.

15. Новый год. Новогодние герои

Содержание: учитель знакомит детей с историей Нового года, рассказывает о появлении

символа праздника – Ёлки, главных персонажей нового года – деда Мороза и Снегурочки.

Задачи: учить детей поэтапному рисованию Деда Мороза, пропорционально передавая

части тела, костюм героя, использовать эмоциональное содержание цвета для передачи

цветового решения рисунка; формировать у детей представление о ярких, контрастных,

мягких цветовых решениях рисунка; закреплять знания о теплой и холодной цветовых

гаммах.

Материалы

: бумага, акварель.

16. Зимние забавы. Зимние игры

Содержание: учитель рассказывает о Зиме - это то время, когда мы можем кататься на

санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков. В эти игры мы можем играть только зимой.

Дети рассматривают работы художников изображающих в картинах зимние забавы.

Ученики создают по памяти зимний сюжет.

Задачи: развитие умений передавать в рисунке свои наблюдения о зиме, о зимних

развлечениях; узнают, что такое сюжет; размещать предметы на листе бумаги с учётом их

положения в пространстве («ближе», «дальше»); рисование фигуры человека в движении.

Материал: бумага, акварель.

Дополнительные материалы: картины художников «Взятие снежного городка» Суриков;

«Масленица» Кустодиев; фото зимнего пейзажа.

17. Знакомство со Златоустовской гравюрой (рисуем тарелку, эскиз ножа чёрными

ручками)

Содержание: учитель показывает изображения гравюр на стали и рассказывает

историю, кто положил начало этому промыслу, как Иван Бушуев изменил технику

гравировки – изображение на стали получилось рельефным, какие цвета используют в

гравюре (синий, серый, чёрный, золотой).Вспоминает сказ про Ивана – Крылатко.

Задачи: развитие воображения, внимания, интереса к искусству гравюры. Познакомить с

понятием, видами, историей гравюры; расширить словарный запас учащихся: «Штихель»,

«Оттиск», «Гравюра», «Линогравюра», «Офорт», «Ксилография», «Эстамп».Выполнить

по шаблону эскиз оружия: нож, кинжал, чашки, тарелки

Материал: бумага, заготовка шаблона под рисунок – тарелочка, чёрная, золотая,

серебряная гелевая ручка.

Дополнительные материалы: работы учащихся прошлых лет, выполненные в технике

гравюры; фотографии работ Златоустовских мастеров. Настенная гравюра из стали.

III четверть.

Тематический план

Наименование

Кол-во

часов

18

Красивые места нашей планеты: водопады, вулканы, пустыни.

2

19

Знакомство с жанром натюрморта. Акварель

2

20

Рисуем открытку для пап, дедушек, братьев. Акварель

2

21

Пришла масленица. Рисуем масленицу. Акварель

2

22

«Мы рисуем Пасху». Акварель.

2

23

«Мы расписываем пасхальные яйца» Цветные карандаши, гелевые ручки.

2

24

Весенняя природа родного края. Пейзаж. Акварель.

2

25

Уральские легенды о Таганае. Цветные карандаши

2

26

Уральские сказы: Каменный цветок, Серебряное копытце. Акварель, гуашь

4

27

Великая отечественная война. Акварель, цвет. карандаши

2

Общее количество часов

22

Содержание предмета

18. Красивые места нашей планеты: водопады, вулканы, пустыни

Содержание: учитель знакомит учащихся с разнообразием и особенностями природы:

водопады, пустыни, вулканы - путешествие по Земле.

Задание: познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; создать пейзаж в

смешанной технике.

Материал: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, кусочки губки.

Дополнительные материалы: работы учащихся прошлых лет, фотографии, картины

19.

Знакомство с жанром натюрморта. Акварель

Содержание: Учитель показывает как последовательно вести этюд, брать цветовые

отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов, передавать

свет, тень, полутень, объем формы, материал.

Задачи: знакомство с последовательной работы над натюрмортом с соблюдением правил

композиции, конструктивного построения и живописи. Выполнить натюрморт цветом,

овладеть техническими приемами акварельной живописи.

Материалы: карандаш, кисти, акварельные краски, палитра и бумага.

Дополнительный материал: натюрморты, Сарьян, Грабарь и другие.

20. Рисуем открытку для пап, дедушек, братьев. Акварель

Содержание: учитель показывает поэтапное выполнение тематической композиции по

заданной теме; знакомит с историей возникновения праздника 23 февраля.

Задачи: нарисовать открытку к празднику Дню Защитника Отечества. Воспитание

чувства патриотизма, духовно-нравственное развитие учащихся, формировать

уважительное отношение к истории страны.

Материалы: краски акварельные, цветные карандаши, фломастеры.

21. Пришла масленица. Рисуем масленицу. Акварель

Содержание: учитель знакомит детей с историческими корнями празднования

Масленицы, с традициями и фольклором наших предков.

Задачи: создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Учить изображать символ масленицы (кукла - масленица). Познакомить с русскими

народными традициями.

Материалы: простой карандаш, акварель.

Дополнительное оборудование: презентация «Масленица», таблички

с

пословицами, со

вспомогательными словами «Масленица», «Скоморох»; музыкальное оформление-русская

народная песня «Ой, блины, блины, блины…», запевы «Ой, масленица».

22. «Мы рисуем Пасху». Акварель.

Содержание: беседа с детьми об истории и традициях празднования Пасхи; выбор

цветовой гаммы, соответствующей радостному настроению. Учитель поэтапно показывает

создание праздничной композиции и сопровождает рассказом библейских преданий.

Кулич – главное пасхальное блюдо, символ начала нового времени, начавшегося после

Великого поста и Воскресения Христова. Яйца. Свечка.

Задачи: расширить знания учеников об истории и традиции христианского праздника

Пасха. Развивать умение создавать разные оттенки, подбирать цвета для своей работы,

продумать пасхальную композицию с символами Пасхи (кулич, расписанные яйца,

кролик…)

Материалы: бумага, акварель, кисти. Дополнительное

оборудование

: предметные и

сюжетные картинки по теме. Репродукции картин оформленные в презентации «Пасха в

картинах русских и советских художников». Ветки вербы. Аудиозаписи «Благовест».

23. «Мы расписываем пасхальные яйца» Цветные карандаши, гелевые ручки.

Содержание: учитель рассказывает о символике и цвета в росписи пасхальных яиц,

показывает способ оформления простым орнаментом с помощью линий и точек.

Задачи: познакомить с историей росписи яиц, с символикой узоров. Научить рисовать

традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством

художественной выразительности.

Материалы: шаблон – яйцо, бумага, цветные карандаши, гелевые ручки.

Дополнительное

оборудование

: картинки по теме - крашенки и писанки.

24. Весенняя природа родного края. Пейзаж. Акварель

Содержание: учитель повторяет и закрепляет пройденный материал по созданию

композиции в пейзаже.

Задачи: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом;

закрепить материал о тёплых и холодных цветах, обучить составлению сложных цветов в

заданной цветовой гамме, развить навыки работы в технике живописи гуашью и

акварелью.

Материал: акварель.

25. Уральские легенды о Таганае

Содержание: кто знает, что такое ЛЕГЕНДА? (это вошедший в традицию народный

рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный)

прославляем свой край, как возникла природа родного края какие легенды они в себе таят.

(«Легенда о Таганае», «Легенда о злой Уреньге»…)

Задачи: формирование технических навыков работы карандашами;

познакомить с культурой региона; познакомить с различными видами и формами

искусства на Урале. Изобразить понравившуюся легенду.

Материал: цветные карандаши.

26. Уральские сказы: Каменный цветок, Серебряное копытце

Содержание: на основе литературных отрывков сказов П.П. Бажова, учитель предлагает

выполнить композицию к одной из сказок «Каменный цветок», «Малахитовая

шкатулка»…

Задачи

:

изучить различные приёмы и особенности изображения иллюстрации к сказам.

Материал: гуашь и акварель.

Дополнительный материал: иллюстрации к сказам П.П. Бажова.

27. Великая Отечественная война

Содержание: выполняем рисунок на тему “Нет войне!” с ограниченной цветовой

палитрой.

Задачи: закрепить умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного

искусства; познакомить с историей культуры в годы Великой Отечественной

войны. Развитие чувства сострадания и сопереживания, любви к своей Родине.

Материал: акварель, цветные карандаши

Дополнительный материал: репродукциями картин о Великой отечественной войне:

плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе, плакаты Кукрыниксов, Дейнека “Оборона

Севастополя”; музыкальное сопровождение (песни военных лет: “Священная война” В.

Лебедев-Кумач, Александров “На безымянной высоте” М. Матусовский, В. Баснер).

IV четверть.

Тематический план

Наименование

Кол-во

часов

28

Весенние цветы. Букет из первых цветов. Акварель, цв. карандаши

2

29

Арена цирка. К нам приехал цирк: клоуны, гимнасты. Гуашь, акварель.

2

30

Разноцветные жуки (бабочки, жуки, стрекозы). Акварель, гуашь.

4

Общее количество часов

16

Содержание предмета

28. Весенние цветы. Букет из первых цветов

Содержание: учитель показывает репродукции картин, беседует с учащимися и закрепляет

знания о натюрморте.

Задачи: научить передавать изображение весенних цветов в вазе; обратить внимание детей

на особенности и приемы изображения различных цветов, на красоту окраски растений;

выделить особенности изображения каждого цветка пользуясь разными приемами:

линиями, методом «мазка» (широкими и плавными мазками, мелкими мазками), методом

«тычка кисти» (концом кисти).Учить заполнять цветом весь рисунок.

Материал: акварель, кисти белка № 2, № 5, плоская щетинная кисть, цветные карандаши.

Дополнительный материал: фотографии, иллюстрации и репродукции картин с

изображением букета весенних цветов; тема весны в произведениях классической музыки

произведения Ф. Шопена «Весенний вальс».

29. Арена цирка. К нам приехал цирк: клоуны, гимнасты. Гуашь, акварель.

Содержание: учитель знакомит с созданием циркового зрелища, учит компоновать группы

людей и животных, связанных единым сюжетом.

Задачи: познакомить с цирковыми персонажами, учить детей изображать цирковых

артистов (людей, животных) в динамике по памяти и представлению, научить

компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести рисунок на тему; воспитывать у

детей уважение к профессии людей, работающих в цирке.

Материал: акварель, гуашь, восковые мелки, карандаш.

Дополнительный материал: аудиозапись «Песенка о цирке» Олега Попова; презентация;

иллюстрации цирковых артистов, карточки с названиями профессий и оборудования:

конферансье, трос, лонжа, эквилибрист, диабола, реквизит, иллюзионист.

30. Разноцветные жуки (бабочки, жуки, стрекозы).

Содержание: учитель знакомит с особенностями изображения различных видов жуков,

углубляет знания по анималистическому жанру. Учащимся предлагается подробно

зарисовать с натуры (из энциклопедии) понравившегося жука.

Задачи: углубить знания по анималистическому жанру, формировать навыки работы

красками, выполнить изображение жука с натуры и в декоративном стиле. Формировать

умение извлекать информацию из иллюстраций.

Материал: акварель, гуашь, карандаши

Дополнительный материал: энциклопедия насекомых, картинки жуков и названия их вида.

Загадки, таблички с названиями насекомых («стрекоза», «божья коровка», «жук»),

аудиозапись «Времена года. Весна» П.И.Чайковского, песня «Добрый жук» из сказки

«Золушка».

Основы изобразительного искусства

2-й год обучения

I четверть

Наименование

Кол-во

часов

1

Краски лета. Рисуем летние впечатления. Акварель

2

2

Пейзаж из осенних листьев. Рисуем по трафарету деревья

2

3

Портрет Осени. Из чего состоит осень

2

4

Мой город. Парки, улицы города

2

5

Орнаменты и узоры. Рисуем орнамент в полосе

2

6

Народный орнамент «Хохлома». Знакомство с особенностью росписи. Гуашь.

2

7

Роспись чашки и ложки в стиле «хохлома»

2

8

Народные промысла «Дымковская игрушка». Расписываем барыню

2

Общее количество часов

16

Содержание предмета

1. Краски лета. Рисуем летние впечатления. Акварель

Задачи: познакомить с видами пейзажного жанра: сельский, городской пейзаж, парковый,

морской, архитектурный пейзаж .Нарисовать летний пейзаж по воспоминаниям, что

видели, чем занимались; учиться получать новые оттенки, используя базовые цвета,

познакомить с работами отечественным художников.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, стаканчик с

водой.

2. Пейзаж из осенних листьев. Рисуем по трафарету деревья

Задачи: систематизировать знания об осени, природных явлениях в этот период;

познакомить с разными видами деревьев, из каких частей состоит дерево: ствол, ветки.

Поговорить о направление веток, их величины по отношению к стволу дерева; показать

примеры композиций. Закрепить навыки изобразительной деятельности. Красиво

составить композицию.

Материалы: трафарет, краски, карандаш, альбом.

3. Портрет Осени. Из чего состоит осень

Задачи: обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и

цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины; расширить

представление о портрете как жанре изобразительного искусства, учить рисовать

портреты с соблюдением пропорций; способствовать развитию наблюдательности,

самостоятельности; подбирать цветовую гамму, смешивать краски для получения нужных

оттенков.

Материалы: Альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, стаканчик с водой,

кисти.

Дополнительный материал: репродукции картин про осень, образцы педагогического

рисунка.

4. Мой город. Парки, улицы города

Задачи: познакомить учеников с вариантами оформления парков, скверов, бульваров; дать

представление о назначении городских зелёных зон; рассмотреть образцы ландшафтной

архитектуры в истории живописи, как художники-пейзажисты изображали городскую

среду. Развивать пространственное воображение, творческое мышление. Создать образ

парка в технике коллажа.

Материалы лист А-3, краски, кисть, вырезки скульптур, фонтанов, веточки, ракушки,

фломастеры.

Дополнительный материал: учебная таблица «Линейная перспектива», репродукции с

картин художников.

5. Орнаменты и узоры. Рисуем орнамент в полосе

Задачи: повторить виды орнамента, его композицию, построение, символику; развивать

творческое воображение учащихся методом глубокого погружения в материал. Научить

различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент для бытовых

предметов, одежды. Выполнить орнаментальную композицию в полосе, используя тот вид

орнамента, который ребятам больше всего понравился. Учащимся представляется полная

творческая свобода, оказывается при необходимости индивидуальная помощь.

Материалы: краски, лист бумаги, карандаш и ластик.

Дополнительный материал: иллюстрации с использованием орнаментов, геометрических

элементов.

6. Народный орнамент «Хохлома». Знакомство с особенностью росписи

Задачи: познакомить с историей появления посуды; хохломской росписи; рассмотреть

связь орнамента с природой, научиться выполнять элементы: «кудрина», ягоды, цветы,

травки; развивать умение создавать композицию травной росписи. Научить рисовать

элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Дополнительный материал: образцы хохломской росписи, изделия по мотивам Хохломы.

7. Роспись чашки и ложки в стиле «хохлома»

Содержание: учитель предлагает превратиться в русских мастеров и самим попробовать

расписать посуду хохломской росписью.

Задачи: освоить способы нанесения орнамента на изделие, выполнить растительный

орнамент с элементами хохломы в оформлении посуды – чашки или ложки.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь

Дополнительный материал: образцы хохломской росписи, изделия с хохломской

росписью.

8. Народные промысла «Дымковская игрушка». Расписываем барыню

Задачи: развивать интерес к изучению народных промыслов, закрепить знания о

дымковской игрушке и ее орнаменте; воспитывать уважительное и бережное отношение к

культуре и истории своей Родины; научить отличать дымковскую игрушку от других

народных промыслов; научить выполнять элементы геометрического узора дымковской

росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Материалы: раздаточный материал: шаблоны дымковской игрушки; гуашь; палитры,

стаканчики, салфетки, кисточки; таблицы с элементами узоров дымковской росписи.

Дополнительный материал: модели дымковских игрушек из соленого теста; цветные

иллюстрации с изображением дымковских игрушек; таблицы с элементами узоров

дымковской росписи; образцы рисунков-упражнений.

II четверть

Наименование

Кол-во

часов

9

Русские сказки. Легенды Урала. Акварель.

2

10

Городецкая роспись. Знакомство с элементам росписи

2

11

Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи

2

12

Мой ангел-хранитель. Портрет мамы

2

13

Пришла зима. Зимний пейзаж.

2

14

Стилизация фруктов (рисуем гелевыми ручками)

2

15

Новогодняя открытка. Гуашь.

2

16

Весёлые рождественские колядки (гуашь, акварель)

2

Общее количество часов

16

Содержание предмета

9. Русские сказки. Легенды Урала. Акварель.

Задачи: познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;

дать представление о роли фантазии в искусстве; развить интерес к народному сказочному

творчеству. Сформировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно

выбранные сюжеты; дать графические навыки в передаче пропорций сложных по форме

предметов, навыков композиционного решения рисунка.

Материал

:

акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Дополнительный материал: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, детские

книги с иллюстрациями.

10. Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи,

I

этап

Задачи: познакомить детей с характерными особенностями Городецкой росписи; научить

выполнять основные элементы цветочного узора (розан и купавка), оживку; развивать

детскую фантазию и графические умения, связанные с приемами декоративной

росписи цветочного мотива; воспитывать у учеников интерес и любовь к народному

искусству.

Материал

:

бумага, гуашь, палитра, кисти, простой карандаш.

Дополнительный материал: иллюстрации с изображением изделий Городецких мастеров,

плакаты «Городецкая роспись», презентация «Городецкая роспись».

11. Городецкая роспись. Знакомство с особенностями и элементами росписи,

II

этап

Задачи: формировать практические умения и навыки рисования с образца. Научить детей

составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования

кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Воспитывать интерес к искусству

Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Дать возможность детям

почувствовать себя народными мастерами.

Материал

:

альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

Дополнительный материал: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

плакат «Городецкая роспись».

12. Мой ангел-хранитель. Портрет мамы

Задачи: познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;

расширить представление о жанре портрета в изобразительном искусстве; научить

рисовать портрет мамы по представлению и памяти; воспитывать любовь и уважение к

матери.

Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры.

Дополнительный материал: репродукции художников-портретистов, фотографии, иконы,

заготовки частей лица.

13. Пришла зима. Зимний пейзаж

Задачи: научить изображать несложные зимние сюжеты, рисовать зимние деревья,

составить композицию. Развивать навыки и умения работать красками и кисточкой;

развивать эстетическое представление о цветовом богатстве зимнего пейзажа, используя

холодную палитру.

Материалы: цветной картон, гуашь, кисть, палитра.

Дополнительный материал: презентация со слайдами зимнего пейзажа, детские песни о

зиме.

14. Стилизация фруктов (рисуем гелевыми ручками, преобразовать форму)

Задачи: познакомить учащихся с понятием «стилизация»; способами внешней и

внутренней стилизации, техниками – зентагл и дудлинг. Сформировать представления о

приёмах стилизации бытовых предметов; способствовать развитию мелкой моторики рук,

творческой фантазии учащихся через самостоятельную работу.

Материалы: краски, кисточка, альбом, загадки, муляжи овощей и фруктов, шаблоны.

Дополнительные материалы: примеры стилизации

15. Новогодняя открытка. Гуашь.

Задачи: познакомить учеников с историей возникновения открытки, как формы общения

между людьми; научить рисовать новогоднюю открытку гуашью.

Материалы: кисти, баночка для воды, простой карандаш, ластик, плотная бумага для

открыток.

Дополнительный материал: образцы открыток, рисунки на новогоднюю тему

16. Весёлые рождественские колядки

Задачи: дать представление учащимся о взаимосвязи древних традиций и современности;

закрепить навыки изображения фигуры человека в движении, развить навыки в

составлении композиции. Выполнить декоративный рождественский пейзаж;

совершенствовать работу красками.

Материалы: альбом, кисти, акварель, гуашь.

Дополнительный материал: наглядный материал

III четверть

Наименование

Кол-во

часов

17

Что такое натюрморт? Натюрморт из фруктов (акв)

2

18

Зимний город. Граттаж. (восковые мелки, гуашь)

2

19

Зимний город. Граттаж.

2

20

Что такое грифонаж? Найти рисунок в каракулях. (цвет. карандаши)

2

21

Защитникам – Слава! (акварель)

2

22

Рисуем с натуры белочку, петушка, птичку

2

23

Техника – набрызг. Весёлая композиция из цветов и листьев (зубная щётка,

краски)

2

24

Весёлая масленица. Акварель, гуашь

2

25

Узоры Златоуста. Оформляем кувшин и пиалу (гелевые ручки, фломастеры).

2

26

Весёлый город (акварель)

2

Общее количество часов

20

Содержание предмета

17. Что такое натюрморт? Натюрморт из фруктов

Задачи: закрепить материал о жанрах живописи, о натюрморте;учить выполнять

первоначальное цветовое решение натюрморта учить определять пропорции, форму

предмета, его положение в пространстве, учить сравнивать свой рисунок с изображаемым

предметом.

Материалы: акварельные краски; кисти; вода; палитра.

Дополнительный материал: таблицы «Последовательность ведения работы в цвете»

18. Зимний город. Граттаж. (восковые мелки, гуашь).

I

этап

Задачи: закрепить понятие «граттаж», ознакомить учащихся с инструментами и

материалами для граттажа и навыками работы в этой технике. Подготовить граттажную

основу для рисунка с разноцветным подмалёвком – новогоднем колоритом.

Материалы: бумага, цветной картон или тонированная бумага, восковая свеча,

карандаши, хозяйственное мыло, чёрная тушь, гуашь.

Дополнительный материал: наглядные пособия поэтапного выполнения оформления

открытки, презентация «Граттаж», образец выполненной композиции.

19. Зимний город. Граттаж.

II

этап

Задачи: учить передавать образ зимнего города, создавать целостную композицию.

Материалы: граттажная основа, инструменты для создания произведений в технике

«граттаж» - острые деревянные палочки, резаки

Дополнительный материал: наглядные пособия поэтапного выполнения оформления

открытки, презентация «Граттаж», образец выполненной композиции.

20. Что такое грифонаж? Найти рисунок в каракулях. (цвет. карандаши)

Задачи: знакомство с необычным способом рисования – грифонаж; расширение кругозора

через получение теоретических знаний о новой технике рисования; работа с

воображением. Создать «каракули» и разглядеть в них птиц, животных, цветы.

Материалы: лист бумаги А 4, 3, карандаш, ластик, акварельные краски, цветные

карандаши или фломастеры.

Дополнительный материал:: наглядные пособия.

21. Защитникам – Слава!

Задачи: расширить знания детей о подвиге нашего народа; содействовать воспитанию

патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к

Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.

Материалы: шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка,

салфетки.

Дополнительный материал: иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М.

Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов

воинов – богатырей, музыкальное сопровождение.

22. Рисуем с натуры белочку, петушка, птичку

Задача: познакомить с жанром анималистки. Провести сравнение формы (анатомии)

разных птиц и животных: общее и индивидуальное, непохожее, как передать в рисунках

красоту линий, формы, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение

пропорций; воспитание бережного отношения к природе.

Материалы: гуашь, кисти, палитра, простой карандаш, резинка, красочные иллюстрации

из книг о птицах.

Дополнительный материал: методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы,

мелких животных»; фигурки, скульптуры птиц, белочки, петушка, фотографии, открытки.

Рисунки, выполненные детьми, студентами; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова,

иллюстрации Е. Чарушина к книгам.

23. Техника – набрызг. Весёлая композиция из цветов и листьев

Задачи: расширить представление о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных

материалах и умение их творчески использовать. Освоить технику «набрызг», развить

навык работы в данной технике, используя шаблоны цветов и листьев. Способствовать

формированию изобразительных умений и навыков.

Материалы: бумага А3 формата, бумага для шаблонов А3 формата, ножницы, стаканчики

с водой, гуашь, кисть, карандаш, пластиковая расческа, стека, зубная щётка.

Дополнительный материал: презентация по технике «набрызг», работы учеников из

фонда.

24. Весёлая масленица. Акварель, гуашь

Задачи: дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника

«Масленица». Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица. Создать

образ масленицы.

Материалы: лист бумаги формата А3, карандаш, ластик, пастельные мелки, цветные

карандаши, краски.

Дополнительный материал: наглядный материал.

25. Узоры Златоуста. Оформляем кувшин и пиалу (гелевые ручки, фломастеры).

Задачи: ознакомить с деятельностью городских художников по украшению,

преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее

понятие о дизайне.

Материалы: гелевые ручки, фломастеры, бумага, шаблоны.

Дополнительный материал: иллюстрации, работы прошлых лет.

26. Весёлый город (акварель)

Задача: знакомство с архитектурой; усовершенствовать владение графическими и

композиционными навыками. Создать декоративную композицию с использованием

имеющихся знаний.

Материалы: бумага А4, простой карандаш, акварельные краски, ластик, баночка для воды.

Дополнительный материал: наглядный материал – репродукции с изображением городов,

образцы книжных иллюстраций, городской пейзаж.

IVчетверть

Наименование

Кол-во

часов

27

Декоративный натюрморт. Стилизация офорта. (гуашь)

2

28

Космические фантазии. (гуашь)

2

29

Пасхальная палитра (разнообразие праздничного стола, гуашь)

2

30

Праздничный май. 1 мая акварель, гуашь

2

31

Победный май. 9 мая акварель, гуашь

2

32

Живая ниточка. Рисунок шерстяной и хлопковой нитью сказочный образ

2

33

Яблоневые кружева. Рисуем с натуры веточку яблони

2

34

Моё любимое лето. Акварель, гуашь

2

Общее количество часов

16

Содержание предмета

27. Декоративный натюрморт. Стилизация офорта.

Задачи: познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, научить работать в

манере декоративной живописи; формировать понятие декоративного натюрморта,

стилизации в рисунке, абстракции; учить доводить характерное в натюрморте до

максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности.

Материалы: бумага, карандаш, ластик, банка с водой, кисти, краски по выбору учащегося

(акварель, гуашь), фломастеры, гелевые ручки.

Дополнительный материал: репродукции картин художников, работавших в декоративной

манере.

28. Космические фантазии

Задачи: познакомить учащихся с понятием «космический пейзаж»; развить навыки

составления композиции, учить последовательно вести работу над рисунком, развить

творческое воображение, увидеть и понять прекрасное в космическом пейзаже.

Материалы: лист бумаги формата А3, карандаш, ластик, гуашь.

Дополнительный материал: наглядный материал.

29. Пасхальная палитра (разнообразие праздничного стола, гуашь)

Задачи: расширять объем знаний учащихся о традициях православного праздника Пасхи.

Прививать интерес к народным обычаям.

Воспитывать сострадание, терпение, любовь и дружбу.

Развивать графические умения и навыки в росписи и украшении пасхального яйца.

Материалы: крашенные яйца, восковые мелки, наклейки, цветные ленты, кисти, подставки

под яйца, салфетки.

Дополнительный материал: иконы, ветки вербы, сувенирные и расписные яйца, свечи,

куличи.

30. Праздничный май. 1 мая акварель, гуашь

Задачи: познакомить детей с весенним праздником «1 Мая», раскрывать идейно-

политическое значение праздника, какие другие названия этого праздника, кто и как

отмечает; учить отображать цветовые сочетания праздника в рисунке, располагать сюжет

на всем листе бумаге. Закрепить навыки и умения создания эскиза простым карандашом и

рисования акварелью и гуашью.

Материалы: альбом, краски, цветные карандаши, фломастеры.

Дополнительный материал: репродукции плакатов к 1 мая; открытки, рисунки,

стихотворения, песни, рассказы о 1 мае.

31. Победный май. Открытка к 9 мая

Задачи: повысить интерес к истории России, воспитывать чувство патриотизма, уважение

к ветеранам, развить творческие способности детей, зрительное восприятие, воспитать

аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус.

Отрабатывать различные приёмы рисования, развить умение подбирать краски по

цветовой гамме. Создать поздравительную открытку.

Материалы: краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, альбом, вода, карандаш, салфетки.

Дополнительный материал: плакаты, репродукции картин, иллюстрации посвящённые

Дню Победы, фотографии с изображением военных действий, образец педагогического

рисунка

32. Живая ниточка. Рисунок шерстяной и хлопковой нитью сказочный образ

Задачи: учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить

новые смыслы и формы; развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное

мышление; привить художественные навыки и эстетический вкус. Создать удивительные

сказочные образы нетрадиционной техникой рисования – «ниткографией».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, фломастер, нитка, краски, тушь, ножницы,

емкость для краски.

33. Яблоневые кружева. Рисуем с натуры веточку яблони

Задачи: учить создавать неповторимый образ цветущей ветки яблони методами

нетрадиционного рисования; воспитывать желание детей передавать свои впечатления

через художественные образы; совершенствовать навыки рисования акварелью и гуашью.

Учить выполнять изображения поэтапно; развивать наблюдательность; внимательность.

Материалы: лист для акварели или лист цветной бумаги А4, акварель, гуашь, кисть (для

тонирования бумаги), палитра, салфетка.

Дополнительный материал: образец рисунка, схемы этапов работы.

34. Моё любимое лето. Акварель, гуашь

Задачи: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; учить

передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей,

закрепить умения правильно располагать изображение на листе бумаги, работать с

графическими материалами, использовать техники рисования гуашью и акварелью для

передачи настроения в сюжетной композиции «Лето».

Материалы: альбом, гуашь,акварель, кисти.

Дополнительный материал: произведения художников о лете; записи песен о летней

природе, летнем отдыхе.



В раздел образования