Автор: Кычкин Николай Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Методика развития гибкости у младших школьников
Раздел: начальное образование
МЕТОДИКА
РАЗВИТИЯ
ГИБКОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
:
.
.
Выполнил учитель физкультуры Кычкин Н Н
(
)
(
)
-
ГКОУ РС Я РС К Ш И
Введение
-
.
,
Гибкость
физическое качество
Мы с готовностью признали как важно быть
,
,
.
-
сильным ловким выносливым Гибкость
это способность выполнять движения с
,
(
большой
амплитудой
оно
характеризует
состояние
позвоночника
чем
он
,
)
,
подвижный тем лучше и всех даже самых маленьких
.
суставов и связок
.
Гибкость
зависит
от
возраста и пола занимающихся
Наибольшее увеличение
9—10
,
— 10—14
.
пассивной гибкости наблюдается в возрасте
лет активной
лет Выделяют
.
периоды естественного ускоренного
прироста гибкости
У девочек наиболее
14—15
16—17
,
—
9—10, 13—14
15—16
высокие темпы прироста отмечены в
и
лет у мальчиков
в
и
.
— 13—15
лет
Возраст
лет наиболее благоприятный для развития
подвижности в
.
различных
суставах
Работа
над развитием гибкости в
младшем и среднем
2
,
.
школьном возрасте оказывается в
раза более эффективной чем в старшем После
15—20
лет амплитуда движений уменьшается
вследствие
возрастных изменений в
-
,
опорно двигательном аппарате и повысить уровень
развития этого качества уже
.
20—30%
,
намного труднее У девочек вовсех возрастах показатели гибкости на
выше
.
чем у мальчиков Эти различия сохраняются у
.
мужчин и женщин
Гибкость
изменяется
в
довольно большом диапазоне
в
(
,
зависимости
от
различных
внешних
условий
времени
суток
температуры
)
.
окружающей среды
и состояния организма Наименьшая
гибкость наблюдается
,
,
,
утром после сна затем она
постепенно увеличивается
достигая
предельных
,
.
величин днем а к вечеру снова снижается
Наибольшие
показатели гибкости
12
17
.
,
,
регистрируются
от
до
ч
Под влиянием разминки
массажа
согревающих
(
,
,
)
процедур тепловая ванна горячий душ растирания
происходит
существенное
.
повышение
амплитуды
движений
Уменьшение
подвижности
в
суставах
,
.
наблюдается при охлаждении мышц после принятия пищи
.
.
Понятие о гибкости Критерии измерения и виды гибкости
,
.
Факторы определяющие уровень развития гибкости
•
ГИБКОСТЬ
—
-
комплекс
морфологических
свойств
опорно двигательного
,
аппарата обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого
.
тела относительно друг друга
•
-
,
,
,
Позвоночник
основа
стержень
на котором держится человеческое тело
.
благодаря которому оно движется Позвоночник имеет огромное значение в
,
,
,
здоровье
человека
и
он
же
к
сожалению причина
многих
и
многих
.
:
недомоганий
Позвоночник
способен
к
движению в
трех
плоскостях
,
фронтальной сагиттальной и вертикальной
•
Показатели гибкости позвоночника и его отделов могут заметно отличаться у
.
разных людей При гибкости угловые смещения позвонков регулируются в
,
.
,
основном связками
идущими вдоль
позвоночника
У тех
кто обладает
,
,
значительной гибкостью в работу вступают мышцы туловища которые более
.
растяжимы
•
, 12
.
Костную основу туловища составляет позвоночник
пар ребер и грудина
33-34
,
Позвоночник состоит
из
отдельных позвонков
имеющих различную
.
7
,
12
,
5
,
5
величину
и
форму
Различают
шейных
грудных
поясничных
4-5
.
крестцовых и
копчиковых позвонков
С возрастом крестцовые позвонки
,
-
,
срастаются между собой образуя одну кость
крестец также сливаются в одну
,
.
кость и копчиковые позвонки образуя копчик
•
Термин
«гибкость»
целесообразно
применять
для
характеристики
суммарной
подвижности
целой
цепи
сочленений
или
всего
тела.
Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда
же
речь
идет
об
отдельных
суставах,
правильнее
говорить
о
подвижности
в
них
(подвижность
в
голеностопных
суставах,
подвижность в плечевых суставах).
•
Показателем
уровня
развития
гибкости
является
максимальная
амплитуда
(размах)
движения.
Ее
измеряют
в
угловых
градусах
посредством
гониометров
или
в
линейных
мерах
при
помощи
сантиметровой линейки. Для получения точных данных об амплитуде
различных
движений
применяются
такие
оптические
методы
регистрации
движений,
как
киносъемка,
видеозапись,
стериоциклография,
рентген-телевизионная
съемка
и
ультразвуковая
локация. В практике физического воспитания и спорта для контроля за
развитием гибкости используются разнообразные тесты.
.
Различают активную и пассивную гибкость
Активная гибкость
—
это способность человека достигать
больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных
,
.
,
групп
проходящих через
тот
или иной сустав
Например
.
амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»
Пассивная гибкость
определяется наибольшей амплитудой
,
движений
которую можно достичь
за
счет
приложения
к
:
-
,
движущейся части тела внешних сил какого либо отягощения
,
.
.
снаряда
усилий
партнера
и
т д
Показатели
пассивной
,
,
гибкости прежде всего зависят от величины прикладываемой
(
.
.
силы
т е
от
степени
насильственного
растягивания
),
определенных мышц и связок от порога болевых ощущений у
конкретного индивида и его способности терпеть неприятные
.
ощущения
-
Из за большой изменчивости данных факторов показатели
пассивной гибкости у каждого человека могут варьировать в
.
достаточно широких диапазонах Поэтому при ее измерении
необходимо
стремиться
к
строгой
стандартизации
.
тестируемых процедур
Величина
пассивной гибкости больше
величины активной
.
,
гибкости
Чем больше эта разница
тем больше резервная
,
,
растяжимость
и
следовательно
возможность
увеличения
.
амплитуды активных движений
Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно
,
в тех случаях когда это необходимо для совершенствования
.
активной гибкости
Активная гибкость проявляется при выполнении различных
,
физических упражнений и поэтому на практике ее значение
,
.
выше чем пассивной
,
Следует иметь в виду что между показателями активной и
.
пассивной гибкости наблюдается весьма слабая связь Довольно
,
часто встречаются люди имеющие высокий уровень активной
,
.
гибкости
и
недостаточный
уровень
пассивной
и
наоборот
1,5—2
.
Активная гибкость развивается в
раза медленнее пассивной
,
.
.
Выделяют
также
анатомическую подвижность
т е
предельно
.
возможную
Ее
ограничителем
является
строение
.
соответствующих суставов При выполнении обычных движений
человек использует лишь небольшую часть предельно возможной
,
подвижности однако при выполнении некоторых спортивных
95%
действий подвижность в суставах может достигать более
.
анатомической
.
Гибкость может быть общей и специальной
Общая гибкость
—
,
это подвижность во всех суставах человеческого тела позволяющая
.
выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой
Специальная гибкость
—
это значительная или даже предельная подвижность лишь в
,
.
отдельных суставах соответствующая требованиям конкретного вида деятельности
,
,
Уровень развития гибкости зависит от формы суставов толщины суставного хряща
,
,
.
эластичности мышц сухожилий связок и суставных сумок Чем эластичнее связки и
,
.
податливее мышцы тем лучше гибкость
На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека
,
,
сочетать сокращение мышц производящих движения с расслаблением растягиваемых
.
-
мышц
Нередко
плохая
гибкость
объясняется
неумением
расслаблять
мышцы
.
антагонисты во время работы За счет
расслабления растягиваемых мышц можно
12
—
14%.
,
увеличить
подвижность
до
Существует
мнение
что рост
мышечной силы
.
приводит
к ухудшению подвижности в суставах
Однако взаимосвязи двух видов
.
гибкости с силовыми качествами далеко неоднозначны Во взаимоотношениях силовых
,
:
качеств и активной гибкости прослеживается и прямая и обратная связь чем больше
,
динамическая
сила
тем
на
большее
расстояние
может
быть
осуществлено
,
,
соответствующее движение в суставе а чем больше активная гибкость
тем большую
.
силу может проявить человек
,
Задачи средства и методы развития гибкости
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития
,
гибкости поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и
,
затем к их «разболтанности» нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении
.
,
других физических способностей
Ее надо развивать лишь до такой степени
которая
.
обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений При этом величина
,
гибкости
должна
несколько
превосходить
ту
максимальную амплитуду
с
которой
,
.
.
.
выполняется движение
т е
должен быть определенный «запас гибкости»
Это позволит
,
.
выполнять движения без излишних напряжений исключить появление травм мышц и связок
При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности
(
,
),
.
позвоночника прежде всего его грудного отдела тазобедренных и плечевых суставов
:
При развитии гибкости педагогу приходится решать следующие задачи
,
Обеспечить
всестороннее развитие гибкости
которое позволило бы выполнять
,
разнообразные движения с необходимой амплитудой во всех направлениях допускаемых
-
.
строением опорно двигательного аппарата
,
Повысить уровень развития гибкости в соответствии с теми требованиями которые
(
,
.).
предъявляет конкретная деятельность профессиональная спортивная и др
Содействовать поддержанию оптимального уровня гибкости в различные возрастные
.
периоды жизни человека
,
Обеспечить восстановление нормального состояния гибкости утраченного в результате
,
.
заболеваний травм и других причин
Для
развития
гибкости используются
упражнения
с
увеличенной
,
.
амплитудой движений так называемые упражнения в растягивании Эти
,
упражнения
применяются
для
того
чтобы оказать
воздействие
не
на
(
сократительные
механизмы мышц
одним из
свойств
мышцы является
:
2
эластичность
она может растягиваться в
раза больше своей длины и
),
возвращаться в прежнее состояние а главным образом на соединительные
—
,
,
.
.,
,
ткани
сухожилия связки фасции и т п поскольку не обладая свойством
,
,
расслабляться
как окружающие мышцы они в
основном препятствуют
.
развитию гибкости
,
,
Все упражнения в растягивании в зависимости от режима работы мышц
:
можно подразделить на три группы
.
.
I
Динамические
.
.
П Статические
.
.
III
Комбинированные
Динамические
активные упражнения
включают
разнообразные наклоны
,
,
,
,
,
туловища пружинистые маховые рывковые прыжковые движения которые
,
могут
выполняться
с
отягощениями
амортизаторами
или
другими
.
сопротивлениями и без них
Статические
активные
упражнения
предполагают
удержание
,
определенного
положения
тела
с
растягиванием
мышц
близким
к
,
максимальному
за
счет
сокращения
мышц
окружающих
суставы
и
.
осуществляющих движения В этом случае в растянутом состоянии мышцы
5—10
.
находятся до
с
При выполнении статических пассивных упражнений удержание
положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью
—
,
,
.
воздействий внешних сил
партнера снарядов веса собственного тела
Нагрузка при выполнении упражнений с пассивным растягиванием не
,
,
.
одинакова в статических положениях она больше чем в динамических
,
Статические
пассивные
упражнения
менее
эффективны
чем
.
,
динамические
Следует
отметить
что
показатели
гибкости
после
,
статических активных упражнений сохраняются
дольше
чем после
.
пассивных
Эффект
комбинированных
упражнений
в
растягивании
,
.
обеспечивается
как
внутренними
так
и внешними силами
При их
выполнении возможны различные варианты чередования активных и
.
,
,
пассивных движений К примеру медленное поднимание ноги вперед
,
стоя у опоры с помощью партнера и активная задержка ее в крайней
3—4
.
верхней точке в течение
с с последующим махом назад Махи ногой
-
,
вперед назад стоя
у
опоры
с
последующим удержанием ноги
в
-
.
положении вперед вверх на околопредельном высоте
,
Основным методом развития
гибкости
является
повторный
метод
который
предполагает
выполнение
упражнений
на
растягивание
,
,
сериями по нескольку повторений в каждой и интервалами активного
,
отдыха
между
сериями
достаточными
для
восстановления
.
работоспособности
.
Комбинированные способы развития гибкости Одним из них
является метод предварительного пассивного растяжения мышц
,
с
последующим
их
активным
статическим
напряжением
(
)
уменьшением
напряжения
расслаблением
и
последующим
.
растягиванием В зарубежной литературе он получил название
,
.
«метод контракции релаксации и растяжения»
В его основе
,
лежат
положения
о том что после растягивания
мышцы не
,
только
сильнее
сокращаются
но
и
становятся
более
.
эластичными
К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо
,
хорошо
разогреться
до
появления
пота
чтобы
избежать
;
,
мышечных травм упражнения следует выполнять
постепенно
,
,
увеличивая
амплитуду
причем
вначале
медленно
потом
.
быстрее
Особенно надо соблюдать осторожность при
увеличении
амплитуды
в
пассивных
упражнениях
и
с
.
отягощениями Для достижения большей амплитуды движений
-
(
используется
какая либо предметная
цель
коснуться
стопой
,
маховой ноги подвешенного на определенной высоте мяча в
,
.).
наклоне вперед коснуться ладонями пола сделать шпагат и др
Признаком прекращения упражнений на растягивание является
появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды
.
движений
Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием
,
силовых качеств что обеспечит соответствующую соразмерность
.
в
их
проявлении
В
этом случае
большой
эффективностью
обладают
занятия
с
использованием
активного
режима
с
,
.
отягощениями а также смешанный режим
.
Методика для развития гибкости
Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов
.
для начинающих
,
Прежде чем приступить к тренировкам запомните несколько
.
правил
Важное
условие
эффективности
выполняемых упражнений
(
) —
особенно если упражнения
очень
сложные
обязательная
.
,
разминка Она должна быть тем интенсивнее чем ниже температура
;
(10—15
воздуха
желательно начать разминку с легкого бега
мин и
).
более
,
,
Выполняя упражнения на гибкость
нужно обязательно помнить
,
что амплитуду движений следует увеличивать постепенно делать их
,
.
плавно не начинать с резких движений
.
,
Перед каждым упражнением ставьте перед собой цель Например
—
при наклонах вперед
достать кончиками пальцев сначала стопы
,
.
.
ног
затем
пол
и
т
п
Тогда
ваше
занятие
станет
более
.
целенаправленным
После выполнения каждого
упражнения
на гибкость полезно
расслабиться
на
несколько секунд или сделать
«отвлекающие»
(
,
.
.).
упражнения потряхивание ног рук и т п
Если
на
следующий день вы почувствуете легкую
боль
в
—
.
,
различных звеньях тела
не пугайтесь Это значит что занятие не
,
,
прошло
даром
ваши
суставы
связки
и
мышцы
получили
,
-
.
определенную пока
еще непривычную для
них
нагрузку
Не
,
,
,
3—
спешите бросать занятия
продолжайте их и вы убедитесь что на
6-
.
й день болезненность исчезнет
1
Тест№
Гибкость шейного отдела
позвоночника
1.
Наклоните голову влево
(
).
вправо Определяем угол
.
наклона в градусах
2.
Поверните голову влево
(
).
вправо Определяем угол
.
в
сантиметрах
Если
упражнения
даются
вам
0
,
легко
гибкость
в
шейном
отделе
позвоночника
у
вас
,
-
отличная если с трудом
,
хорошая
совсем
не
-
.
получается
плохая
Результаты обследования гибкости шейного отдела
позвоночника учащихся Республиканской специальной
(
)
-
коррекционной школы интерната
для слабослышащих детей
Контрольная группа
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон головы
Поворот головы
влево
вправо
влево
вправо
1
Аммосов Айхал
3
19
20
19
20
3
4
4
3
2.
Гуторов Илья
3
10
10
10
10
4
4
5
6
3.
Иванов Айтал
3
0
0
0
0
3
3
3
3
4
Колодезников
Алгыстаан
3
21
20
21
20
1
1
2
1
5
Степанов Аман
3
16
15
15
15
1
1
2
2
Экспериментальная
группа
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон головы
Поворот головы
влево
вправо
влево
вправо
1.
Винокуров Анатолий
2
7
5
7
5
6
4
5
3
2.
Петров Арчын
2
21
15
20
15
8
5
6
4
3.
Платонов Айаал
2
17
15
18
15
5
1
5
1
4.
Мартынов Серёжа
2
0
0
0
0
0
0
0
0
5.
Султреков Коля
2
14
10
14
10
3
1
4
0
Контрольная группа.
Наклон головы (влево, вправо).
1
2
3
4
5
0
5
10
15
20
25
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Аммосов Айхал
2. Гуторов Илья
3. Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5. Степанов Аман
Экспериментальная группа
Наклон головы (влево, вправо)
1
2
3
4
5
0
5
10
15
20
25
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
1
2
3
4
5
0
1
2
3
4
5
6
7
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
Контрольная группа.
Поворот головы (влево, вправо).
1.
Аммосов Айхал
2.
Гуторов Илья
3.
Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5.
Степанов Аман
Экспериментальная группа
Поворот головы (влево, вправо)
1
2
3
4
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
Тест №2
Гибкость позвоночника.
Закрепляем на стене метку на уровне ваших
плеч. Встаньте спиной к стенке на
расстоянии одного шага. Наклонитесь назад так, чтобы увидеть метку.
Затем встаньте к стене правым (левым) боком на расстоянии одного шага, поднимите
левую (правую) руку вверх и постарайтесь достичь прямой рукой закрепленную на стене
метку.
Если эти упражнения у вас получаются легко, гибкость отличная, с трудом - хорошая,
не получается - плохая.
Контрольная группа
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон назад
Наклон
влево
вправо
1
Аммосов Айхал
3
56
54
-2
0
-2
0
2.
Гуторов Илья
3
20
25
-15
-17
-15
-17
3.
Иванов Айтал
3
40
43
-1
-2
-1
-2
4
Колодезников
Алгыстаан
3
28
25
-10
-10
-10
-10
5
Степанов Аман
3
35
40
0
+2
0
+2
Экспериментальная группа
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон назад
Наклон
влево
вправо
1.
Винокуров Анатолий
2
48
56
-2
3
-3
1
2.
Петров Арчын
2
39
59
-1
3
-4
1
3.
Платонов Айаал
2
51
70
-1
4
-1
4
4.
Мартынов Серёжа
2
72
90
-3
0
-3
0
5.
Султреков Коля
2
37
50
1
4
1
4
Контрольная группа.
Наклон назад
1
2
3
4
5
0
10
20
30
40
50
60
1
2
1.
Аммосов Айхал
2.
Гуторов Илья
3.
Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5.
Степанов Аман
Экспериментальная группа
Наклон назад
1
2
3
4
5
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
1
2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
Контрольная группа.
Наклон туловища (влево, вправо).
1
2
3
4
5
-20
-15
-10
-5
0
5
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Аммосов Айхал
2. Гуторов Илья
3. Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5. Степанов Аман
Экспериментальная группа
Наклон туловища (влево, вправо)
1
2
3
4
5
-5
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
Тест №3
Гибкость в тазобедренных суставах
1. Встаньте, ноги вместе, руки вниз. Сделайте максимальный наклон
вперед (ноги в коленях не сгибать). Если вы смогли достать ладонями пол
и удержать это положение в течение 2-3 секунд, гибкость у вас отличная,
если только кончиками пальцев - хорошая гибкость, если чуть ниже
колен - плохая.
2.Встаньте спиной к стене, затем плавно поднимите одну ногу в сторону
как можно выше и постарайтесь удержать ее 2-3 секунды (туловище не
наклонять).
Если
ваша
нога
поднимается
на
90
и
выше,
гибкость
отличная, на 70 - хорошая, меньше - плохая.
Контрольная группа
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон вперёд
Мах ноги
в стороны
влево
вправо
1
Аммосов Айхал
3
9
8
52
55
52
54
2.
Гуторов Илья
3
-2
1
48
47
49
50
3.
Иванов Айтал
3
10
12
63
65
63
63
4
Колодезников
Алгыстаан
3
15
16
59
60
62
65
5
Степанов Аман
3
11
13
55
54
57
59
№
Ф.И.О
учащихся
Класс
Наклон назад
Наклон
влево
вправо
1.
Винокуров Анатолий
2
4 7
46
55
46
55
2.
Петров Арчын
2
4 7
58
65
56
64
3.
Платонов Айаал
2
12
16
60
68
62
75
4.
Мартынов Серёжа
2
13 17
51
62
51
62
5.
Султреков Коля
2
5
11
53
62
55
68
Экспериментальная группа
Контрольная группа.
Наклон вперед
1
2
3
4
5
-5
0
5
10
15
20
1
2
1. Аммосов Айхал
2. Гуторов Илья
3. Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5. Степанов Аман
Экспериментальная группа
Наклон вперед
1
2
3
4
5
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
1
2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
Контрольная группа.
Мах ноги в стороны (влево, вправо)
1
2
3
4
5
0
10
20
30
40
50
60
70
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Аммосов Айхал
2. Гуторов Илья
3. Иванов Айтал
4. Колодезников Алгыстаан
5. Степанов Аман
Экспериментальная группа
Мах ноги в стороны (влево, вправо)
1
2
3
4
5
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Влево 1
влево2
Вправо 1
Вправо2
1. Винокуров Анатолий
2. Петров Арчын
3. Платонов Айаал
4. Мартынов Серёжа
5. Султреков Коля
Практические рекомендации
,
Я
провел
в
Республиканской
общеобразовательной
(
)
–
специальной
коррекционной
школы
интерната
для
слабослышащих детей
эксперимент для развития гибкости в
младших школьников
.
15
25
.
Эксперимент проводил с
сентября
по
мая
В это
10 – 15
время в каждой занятии в течении
минут после разминки
или после окончании основного занятия проводил специальные
.
упражнения для развития гибкости в младших классах В одном
5 -
занятии испытуемые выполняли
6
упражнений с различным
.
количеством повторений
и
в
разных
сочетаниях
Каждую
2 – 4
.
упражнению выполняли в течение
мин
,
2
:
В
начале
эксперимента
мной был
создан
группы
.
экспериментальная
и
контрольная
В
начале
и
после
:
,
эксперимента
проводили
тестирование
гибкости
шейного
,
.
гибкости позвоночника гибкости в тазобедренных суставах По
,
результатам показала что экспериментальная группа улучшила
4 – 8 %.
результат
Поэтому
я
предлагаю распространить
специальные
упражнения
для
развития
гибкости
школьников
в
.
общеобразовательных школах
Специальные упражнения для развития
:
гибкости
4—6
Каждое упражнение выполнять
раз
1.
(
.
.) —
,
.
Исходное
положение и п
стойка ноги врозь руки вниз На
1—4
,
,
,
каждый
счет
наклоны
головы
вперед
назад
вправо
,
.
влево выполнять наклоны плавно
2.
.
.—
,
.
И
п
стойка
ноги врозь
руки
в
стороны На каждый счет
.
. 1—4 —
, 5—8 —
.
круговые движения кистями На
вперед
назад
3.
.
.—
.
.
И
п
то
же
На каждый счет круговые движения руками На
1—4. —
, 5—8 —
,
.
вперед
назад
не сгибая рук в локтях
4.
.
.—
,
,
И п
стойка
ноги врозь
в руках гимнастическая палка
(
скакалка
или полотенце
расстояние
между
рук
должно
).
бытьшире плеч Поднять прямые руки вверх над головой
и
,
.
.
сделать
выкрут в плечевых суставах а затем вернуться в и п
,
Упражнение
постепенно
можно
усложнять
уменьшая
расстояние
между
руками
(5—10
).
раз
5.
.
.—
,
.
1—3 —
И п
стойка ноги врозь
руки на поясе На
правая рука
,
,
4 —
.
.,
5—8 —
вверх пружинящие наклоны туловища влево на
и п на
.
вправо
6.
.
.—
.
1—3
—
И п
то
же
На
поочередно пружинящие
наклоны
,
,
,
4 —
.
.
туловища к правой ноге левой вперед на
вернуться в и п
(
при
наклонах
стараться
достать
кончиками
пальцев
или
,
).
ладонями рук пола ноги в коленях не сгибать
7.
.
.—
И п
широкая
стойка ноги врозь
с
наклоном туловища
,
.
вперед руки в стороны На каждый счет повороты туловища
(10—20
).
вправо и влево
раз
8.
.
.—
,
.
1—4 —
И п
стойка ноги врозь руки на поясе На
круговые
,
5—8 —
(
движения туловищем вправо на
влево упражнение выполнять
).
плавно
9.
.
.—
,
.
1
И п
стойка ноги врозь руки в стороны На
—
наклониться
(
),
,
2—
назад слегка
сгибая
колени коснуться
руками пяток на
.
.
вернуться в и п
10.
.
.—
(
),
И п
стоя правым боком к опоре стул правой рукой держась за
.
(10
),
(10
),
(10
опору Махи левой ногой вперед
раз
назад
раз
в сторону
).
раз
Затем повернуться другим боком и продолжить упражнение
(
,
).
другой ногой колено маховой ноги не сгибать спина прямая
50
.
Постепенно увеличивать дозировку до
раз
11.
.
.—
,
И п
стоя лицом к опоре опираясь прямыми руками о спинку
(
).
1—.3 —
стула подоконника На
пружинящие наклоны туловища
(
,
),
4 —
.
.
вперед руки прямые спина прогнута на
вернуться в и п
12.
.
.—
(
),
.
1 —
И п
сед ноги врозь как можно шире спина прямая На
,
2
наклон туловища к правой ноге на
—
,
3 —
,
4
к левой на
вперед на
—
.
.
вернуться в и п
13.
.
.—
,
.
1—3 —
И п
сед ноги вместе руки сзади На
пружинящие наклоны
,
4
туловища вперед на
-
.
.
и п Старайтесь с помощью рук достать
—
.
грудью колени ноги прямые
14.
.
.—
.
1—3 —
(
И п
то же
На
медленно оторвать таз от пола опираясь
),
,
4
на кисти и стопы прогнуться как можно больше на
—
.
.
и п
15.
.
.—
.
1 —
,
И п
то
же
На
оторвать таз от пола опираясь на кисти и
.
2
—
,
,
стопу
На
пружинящие движения
сгибая
ноги в
коленях
(
,
) .
стараться достать ягодицами пяток руки прямые
16.
.
.—
,
.
И п
лежа на спине руки вдоль туловища Поднять правую ногу
,
.
1—3—
вверх захватить ее руками На
плавно притягивать ногу к
,
4 —
.
., 5
телу на
и п
—
,
.
то же но другой ногой
17.
.
.—
.
1—4 —
И п
упор лежа на согнутых руках На
медленно выпрямляя
,
,
—-
руки поднять сначала голову затем грудь
прогнуться как
(
).
5—8 —
.
.
можно больше таз от пола не отрывать На
и п
18.
.
.—
,
.
1—4 —
И п
сед на пятках взяться руками за пятки На
встать на
-,
(
колени прогибаясь как можно больше в позвоночнике руками
), -
5—8 —
.
.
держаться за пятки
на
и п
19.
.
.—
,
.
1—2 —
,
И п
стойка на коленях руки в стороны На
сесть вправо
,
3—4 —
.
.,
5—8 —
.
руки влево на
вернуться в и п на
в другую сторону
20.
.
.—
,
.
1—
И п
стойка ноги вместе руки на поясе На
:
2—
глубокое
,
(
),
3—4 —.
.
приседание руки в стороны пятки от пола не отрывать
на
и
.
п
После
выполнения
комплекса
упражнений
нужно
,
,
расслабиться
для
этого лягте на спину
руки и ноги слегка
,
,
.
раскиньте
так
чтобы
вам
было
удобно
глаза
закройте
Последовательно сосредоточьте свое внимание на расслаблении
;
,
,
,
.
2—3
отдельных групп мышц лица рук ног туловища Отдохните
.
мин
3
—3,5
Комплекс упражнений для начинающих рассчитан на
:
месяца занятий После его освоения можно перейти к комплексу
2 —
.
4 —5
.
№
более сложному Он рассчитан на
месяца занятий
Специальные упражнения 2
1. И. п. — основная стойка (о.с.). На каждый счет наклоны головы вперед,
назад, вправо, влево.
2. И. п.— стойка ноги врозь; руки на поясе. На 1—2 — круговое движение
головой вправо, на 3—4—-влево, постепенно увеличивая амплитуду движений.
3. И. п.— стойка ноги врозь, руки вниз. На 1—2 —круговое движение назад
правым плечом, на 3—4 —левым, на 5 — поднять плечи, голову втянуть, на 6 —
опустить плечи, на 7—голову втянуть, на 8 — и. п.
4. И. п:— стойка ноги врозь, кисти в замок перед грудью. Круговые движения
кистями.
5. И.п.
:
— стойка ноги врозь, руки в стороны, кисти прямые. Сгибание и
разгибание кистей.
6. И. п.— стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые
движения руками. На 1—4 — вперед, на 5—8 —назад, не сгибая руки в
локтях.
7. И.п.— стойка ноги врозь, в левой руке небольшой предмет. Поднять левую
руку вверх, согнуть ее за головой, правую опустить вниз и согнуть за
спиной. Передать предмет из левой руки в правую. Затем поменять руки.
8. И. п.— стоя лицом к опоре, опираясь руками о спинку стула: на 1—3 —
пружинящие
наклоны,
туловища
вперед,
на
4
—
и:
п.
(руки
прямые,
спина
прогнута).
9. И. п.— стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1—3 — поочередно пружинящие
наклоны туловища к правой ноге, левой, вперед, на 4 — и. п. (при .наклонах
стараться достать пола ладонями, ноги в коленях не сгибать).
10. И. п.—о. с. На 1—2 — пружинящие наклоны туловища вперед, на 3 — руки за
спину, прогнуться назад как можно больше, на 4 — и. п.
11. И. п.
:
— стойка ноги врозь, руки вниз. На 1—4 —- наклоняясь вперед круговое
движение туловищем вправо, на 5—8 — влево .(при наклоне туловища назад
руки вверх).
12.И.п.— стоя правым боком к опоре. Махи левой ногой вперед, назад, в сторону.
Повернуться другим боком.
13. И. п.— стоя лицом к опоре, положить левую ногу на опору, руки внизу. На 1—3
— пружинящие наклоны
туловища к левой ноге, на 4 — и. п., на 5—8 — к
другой ноге. 20—50 махов каждой ногой.
14. И. п.— стоя правым боком к опоре, левая нога на опоре, руки на поясе. На 1—3
- пружинящие наклоны туловища к правой ноге (достать кистями пола), на 4— и.
п., на 5—8 — к другой ноге.
15. И. п.— широкая стойка ноги врозь опираясь руками о пол. Пружинящие
движения в шпагате с опорой руками о пол.
16.
И.
п.—
сед
ноги
врозь
(как
можно
шире),
спина
прямая.
На
1
—
наклониться вперед, захватив руками стопы или нижние части голени, на 2—3 —
удерживать положение, на 4 — и. п. (ноги в коленях не сгибать).
17. И. п.— сед ноги вместе, руки сзади. На 1 — оторвать таз от пола (опираясь на
кисти и стопы) —. прогнуться, на 2 — мах левой ногой, на 3 — приставить ногу, на 4
— и. п., на 5—8 — другой ногой.
18. И. п.— упор лежа на согнутых руках (ноги слегка разведены). На 1—2 —
медленно выпрямляя руки поднимать с поворотом вправо сначала голову, затем
грудь (таз от пола не отрывать), прогнуться в спине как можно больше, на 3—6 —
удерживать это положение, стараясь увидеть левую ногу, на 7—8 — и. п., на 9—16 —
то же, но в другую сторону. После упражнения сделать несколько наклонов вперед.
19. И. п.— сед на пятках с наклоном туловища вперед. На 1—4 — медленно
выпрямляясь (через стойку на коленях) поднять руки вверх и прогнуться назад как
можно больше, на 5—8 — и. п.
20. И. п.— лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи.
Прогнуться в спине как
можно больше. Задержаться в этом положении 2—3 с, а затем вернуться в и. п.
21. И. п.— стойка ноги врозь на коленях, руки внизу, стопы оттянуты. На 1—3 —
пружинящие приседания (стараться достать ягодицами пола).
22. И. п.— сед на пятках, носки оттянуты, руки на полу. Оторвать колени от
пола, опираясь на кисти и носки. Удерживать положение 2—3 с, а затем вернуться в
и. п.
23. И. п.— стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1—2 — глубокое приседание
(колени разведены в стороны, спина прямая, пятки от пола не отрывать!), на 3
—
;
4— и. п.