Напоминание

Методика развития гибкости у младших школьников


Автор: Кычкин Николай Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)Ш-И
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Методика развития гибкости у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИКА

РАЗВИТИЯ

ГИБКОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

:

.

.

Выполнил учитель физкультуры Кычкин Н Н

(

)

(

)

-

ГКОУ РС Я РС К Ш И

Введение

-

.

,

Гибкость

физическое качество

Мы с готовностью признали как важно быть

,

,

.

-

сильным ловким выносливым Гибкость

это способность выполнять движения с

,

(

большой

амплитудой

оно

характеризует

состояние

позвоночника

чем

он

,

)

,

подвижный тем лучше и всех даже самых маленьких

.

суставов и связок

.

Гибкость

зависит

от

возраста и пола занимающихся

Наибольшее увеличение

9—10

,

— 10—14

.

пассивной гибкости наблюдается в возрасте

лет активной

лет Выделяют

.

периоды естественного ускоренного

прироста гибкости

У девочек наиболее

14—15

16—17

,

9—10, 13—14

15—16

высокие темпы прироста отмечены в

и

лет у мальчиков

в

и

.

— 13—15

лет

Возраст

лет наиболее благоприятный для развития

подвижности в

.

различных

суставах

Работа

над развитием гибкости в

младшем и среднем

2

,

.

школьном возрасте оказывается в

раза более эффективной чем в старшем После

15—20

лет амплитуда движений уменьшается

вследствие

возрастных изменений в

-

,

опорно двигательном аппарате и повысить уровень

развития этого качества уже

.

20—30%

,

намного труднее У девочек вовсех возрастах показатели гибкости на

выше

.

чем у мальчиков Эти различия сохраняются у

.

мужчин и женщин

Гибкость

изменяется

в

довольно большом диапазоне

в

(

,

зависимости

от

различных

внешних

условий

времени

суток

температуры

)

.

окружающей среды

и состояния организма Наименьшая

гибкость наблюдается

,

,

,

утром после сна затем она

постепенно увеличивается

достигая

предельных

,

.

величин днем а к вечеру снова снижается

Наибольшие

показатели гибкости

12

17

.

,

,

регистрируются

от

до

ч

Под влиянием разминки

массажа

согревающих

(

,

,

)

процедур тепловая ванна горячий душ растирания

происходит

существенное

.

повышение

амплитуды

движений

Уменьшение

подвижности

в

суставах

,

.

наблюдается при охлаждении мышц после принятия пищи

.

.

Понятие о гибкости Критерии измерения и виды гибкости

,

.

Факторы определяющие уровень развития гибкости

ГИБКОСТЬ

-

комплекс

морфологических

свойств

опорно двигательного

,

аппарата обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого

.

тела относительно друг друга

-

,

,

,

Позвоночник

основа

стержень

на котором держится человеческое тело

.

благодаря которому оно движется Позвоночник имеет огромное значение в

,

,

,

здоровье

человека

и

он

же

к

сожалению причина

многих

и

многих

.

:

недомоганий

Позвоночник

способен

к

движению в

трех

плоскостях

,

фронтальной сагиттальной и вертикальной

Показатели гибкости позвоночника и его отделов могут заметно отличаться у

.

разных людей При гибкости угловые смещения позвонков регулируются в

,

.

,

основном связками

идущими вдоль

позвоночника

У тех

кто обладает

,

,

значительной гибкостью в работу вступают мышцы туловища которые более

.

растяжимы

, 12

.

Костную основу туловища составляет позвоночник

пар ребер и грудина

33-34

,

Позвоночник состоит

из

отдельных позвонков

имеющих различную

.

7

,

12

,

5

,

5

величину

и

форму

Различают

шейных

грудных

поясничных

4-5

.

крестцовых и

копчиковых позвонков

С возрастом крестцовые позвонки

,

-

,

срастаются между собой образуя одну кость

крестец также сливаются в одну

,

.

кость и копчиковые позвонки образуя копчик

Термин

«гибкость»

целесообразно

применять

для

характеристики

суммарной

подвижности

целой

цепи

сочленений

или

всего

тела.

Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда

же

речь

идет

об

отдельных

суставах,

правильнее

говорить

о

подвижности

в

них

(подвижность

в

голеностопных

суставах,

подвижность в плечевых суставах).

Показателем

уровня

развития

гибкости

является

максимальная

амплитуда

(размах)

движения.

Ее

измеряют

в

угловых

градусах

посредством

гониометров

или

в

линейных

мерах

при

помощи

сантиметровой линейки. Для получения точных данных об амплитуде

различных

движений

применяются

такие

оптические

методы

регистрации

движений,

как

киносъемка,

видеозапись,

стериоциклография,

рентген-телевизионная

съемка

и

ультразвуковая

локация. В практике физического воспитания и спорта для контроля за

развитием гибкости используются разнообразные тесты.

.

Различают активную и пассивную гибкость

Активная гибкость

это способность человека достигать

больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных

,

.

,

групп

проходящих через

тот

или иной сустав

Например

.

амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»

Пассивная гибкость

определяется наибольшей амплитудой

,

движений

которую можно достичь

за

счет

приложения

к

:

-

,

движущейся части тела внешних сил какого либо отягощения

,

.

.

снаряда

усилий

партнера

и

т д

Показатели

пассивной

,

,

гибкости прежде всего зависят от величины прикладываемой

(

.

.

силы

т е

от

степени

насильственного

растягивания

),

определенных мышц и связок от порога болевых ощущений у

конкретного индивида и его способности терпеть неприятные

.

ощущения

-

Из за большой изменчивости данных факторов показатели

пассивной гибкости у каждого человека могут варьировать в

.

достаточно широких диапазонах Поэтому при ее измерении

необходимо

стремиться

к

строгой

стандартизации

.

тестируемых процедур

Величина

пассивной гибкости больше

величины активной

.

,

гибкости

Чем больше эта разница

тем больше резервная

,

,

растяжимость

и

следовательно

возможность

увеличения

.

амплитуды активных движений

Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно

,

в тех случаях когда это необходимо для совершенствования

.

активной гибкости

Активная гибкость проявляется при выполнении различных

,

физических упражнений и поэтому на практике ее значение

,

.

выше чем пассивной

,

Следует иметь в виду что между показателями активной и

.

пассивной гибкости наблюдается весьма слабая связь Довольно

,

часто встречаются люди имеющие высокий уровень активной

,

.

гибкости

и

недостаточный

уровень

пассивной

и

наоборот

1,5—2

.

Активная гибкость развивается в

раза медленнее пассивной

,

.

.

Выделяют

также

анатомическую подвижность

т е

предельно

.

возможную

Ее

ограничителем

является

строение

.

соответствующих суставов При выполнении обычных движений

человек использует лишь небольшую часть предельно возможной

,

подвижности однако при выполнении некоторых спортивных

95%

действий подвижность в суставах может достигать более

.

анатомической

.

Гибкость может быть общей и специальной

Общая гибкость

,

это подвижность во всех суставах человеческого тела позволяющая

.

выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой

Специальная гибкость

это значительная или даже предельная подвижность лишь в

,

.

отдельных суставах соответствующая требованиям конкретного вида деятельности

,

,

Уровень развития гибкости зависит от формы суставов толщины суставного хряща

,

,

.

эластичности мышц сухожилий связок и суставных сумок Чем эластичнее связки и

,

.

податливее мышцы тем лучше гибкость

На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека

,

,

сочетать сокращение мышц производящих движения с расслаблением растягиваемых

.

-

мышц

Нередко

плохая

гибкость

объясняется

неумением

расслаблять

мышцы

.

антагонисты во время работы За счет

расслабления растягиваемых мышц можно

12

14%.

,

увеличить

подвижность

до

Существует

мнение

что рост

мышечной силы

.

приводит

к ухудшению подвижности в суставах

Однако взаимосвязи двух видов

.

гибкости с силовыми качествами далеко неоднозначны Во взаимоотношениях силовых

,

:

качеств и активной гибкости прослеживается и прямая и обратная связь чем больше

,

динамическая

сила

тем

на

большее

расстояние

может

быть

осуществлено

,

,

соответствующее движение в суставе а чем больше активная гибкость

тем большую

.

силу может проявить человек

,

Задачи средства и методы развития гибкости

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития

,

гибкости поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и

,

затем к их «разболтанности» нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении

.

,

других физических способностей

Ее надо развивать лишь до такой степени

которая

.

обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений При этом величина

,

гибкости

должна

несколько

превосходить

ту

максимальную амплитуду

с

которой

,

.

.

.

выполняется движение

т е

должен быть определенный «запас гибкости»

Это позволит

,

.

выполнять движения без излишних напряжений исключить появление травм мышц и связок

При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности

(

,

),

.

позвоночника прежде всего его грудного отдела тазобедренных и плечевых суставов

:

При развитии гибкости педагогу приходится решать следующие задачи

,

Обеспечить

всестороннее развитие гибкости

которое позволило бы выполнять

,

разнообразные движения с необходимой амплитудой во всех направлениях допускаемых

-

.

строением опорно двигательного аппарата

,

Повысить уровень развития гибкости в соответствии с теми требованиями которые

(

,

.).

предъявляет конкретная деятельность профессиональная спортивная и др

Содействовать поддержанию оптимального уровня гибкости в различные возрастные

.

периоды жизни человека

,

Обеспечить восстановление нормального состояния гибкости утраченного в результате

,

.

заболеваний травм и других причин

Для

развития

гибкости используются

упражнения

с

увеличенной

,

.

амплитудой движений так называемые упражнения в растягивании Эти

,

упражнения

применяются

для

того

чтобы оказать

воздействие

не

на

(

сократительные

механизмы мышц

одним из

свойств

мышцы является

:

2

эластичность

она может растягиваться в

раза больше своей длины и

),

возвращаться в прежнее состояние а главным образом на соединительные

,

,

.

.,

,

ткани

сухожилия связки фасции и т п поскольку не обладая свойством

,

,

расслабляться

как окружающие мышцы они в

основном препятствуют

.

развитию гибкости

,

,

Все упражнения в растягивании в зависимости от режима работы мышц

:

можно подразделить на три группы

.

.

I

Динамические

.

.

П Статические

.

.

III

Комбинированные

Динамические

активные упражнения

включают

разнообразные наклоны

,

,

,

,

,

туловища пружинистые маховые рывковые прыжковые движения которые

,

могут

выполняться

с

отягощениями

амортизаторами

или

другими

.

сопротивлениями и без них

Статические

активные

упражнения

предполагают

удержание

,

определенного

положения

тела

с

растягиванием

мышц

близким

к

,

максимальному

за

счет

сокращения

мышц

окружающих

суставы

и

.

осуществляющих движения В этом случае в растянутом состоянии мышцы

5—10

.

находятся до

с

При выполнении статических пассивных упражнений удержание

положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью

,

,

.

воздействий внешних сил

партнера снарядов веса собственного тела

Нагрузка при выполнении упражнений с пассивным растягиванием не

,

,

.

одинакова в статических положениях она больше чем в динамических

,

Статические

пассивные

упражнения

менее

эффективны

чем

.

,

динамические

Следует

отметить

что

показатели

гибкости

после

,

статических активных упражнений сохраняются

дольше

чем после

.

пассивных

Эффект

комбинированных

упражнений

в

растягивании

,

.

обеспечивается

как

внутренними

так

и внешними силами

При их

выполнении возможны различные варианты чередования активных и

.

,

,

пассивных движений К примеру медленное поднимание ноги вперед

,

стоя у опоры с помощью партнера и активная задержка ее в крайней

3—4

.

верхней точке в течение

с с последующим махом назад Махи ногой

-

,

вперед назад стоя

у

опоры

с

последующим удержанием ноги

в

-

.

положении вперед вверх на околопредельном высоте

,

Основным методом развития

гибкости

является

повторный

метод

который

предполагает

выполнение

упражнений

на

растягивание

,

,

сериями по нескольку повторений в каждой и интервалами активного

,

отдыха

между

сериями

достаточными

для

восстановления

.

работоспособности

.

Комбинированные способы развития гибкости Одним из них

является метод предварительного пассивного растяжения мышц

,

с

последующим

их

активным

статическим

напряжением

(

)

уменьшением

напряжения

расслаблением

и

последующим

.

растягиванием В зарубежной литературе он получил название

,

.

«метод контракции релаксации и растяжения»

В его основе

,

лежат

положения

о том что после растягивания

мышцы не

,

только

сильнее

сокращаются

но

и

становятся

более

.

эластичными

К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо

,

хорошо

разогреться

до

появления

пота

чтобы

избежать

;

,

мышечных травм упражнения следует выполнять

постепенно

,

,

увеличивая

амплитуду

причем

вначале

медленно

потом

.

быстрее

Особенно надо соблюдать осторожность при

увеличении

амплитуды

в

пассивных

упражнениях

и

с

.

отягощениями Для достижения большей амплитуды движений

-

(

используется

какая либо предметная

цель

коснуться

стопой

,

маховой ноги подвешенного на определенной высоте мяча в

,

.).

наклоне вперед коснуться ладонями пола сделать шпагат и др

Признаком прекращения упражнений на растягивание является

появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды

.

движений

Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием

,

силовых качеств что обеспечит соответствующую соразмерность

.

в

их

проявлении

В

этом случае

большой

эффективностью

обладают

занятия

с

использованием

активного

режима

с

,

.

отягощениями а также смешанный режим

.

Методика для развития гибкости

Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов

.

для начинающих

,

Прежде чем приступить к тренировкам запомните несколько

.

правил

Важное

условие

эффективности

выполняемых упражнений

(

) —

особенно если упражнения

очень

сложные

обязательная

.

,

разминка Она должна быть тем интенсивнее чем ниже температура

;

(10—15

воздуха

желательно начать разминку с легкого бега

мин и

).

более

,

,

Выполняя упражнения на гибкость

нужно обязательно помнить

,

что амплитуду движений следует увеличивать постепенно делать их

,

.

плавно не начинать с резких движений

.

,

Перед каждым упражнением ставьте перед собой цель Например

при наклонах вперед

достать кончиками пальцев сначала стопы

,

.

.

ног

затем

пол

и

т

п

Тогда

ваше

занятие

станет

более

.

целенаправленным

После выполнения каждого

упражнения

на гибкость полезно

расслабиться

на

несколько секунд или сделать

«отвлекающие»

(

,

.

.).

упражнения потряхивание ног рук и т п

Если

на

следующий день вы почувствуете легкую

боль

в

.

,

различных звеньях тела

не пугайтесь Это значит что занятие не

,

,

прошло

даром

ваши

суставы

связки

и

мышцы

получили

,

-

.

определенную пока

еще непривычную для

них

нагрузку

Не

,

,

,

3—

спешите бросать занятия

продолжайте их и вы убедитесь что на

6-

.

й день болезненность исчезнет

1

Тест№

Гибкость шейного отдела

позвоночника

1.

Наклоните голову влево

(

).

вправо Определяем угол

.

наклона в градусах

2.

Поверните голову влево

(

).

вправо Определяем угол

.

в

сантиметрах

Если

упражнения

даются

вам

0

,

легко

гибкость

в

шейном

отделе

позвоночника

у

вас

,

-

отличная если с трудом

,

хорошая

совсем

не

-

.

получается

плохая

Результаты обследования гибкости шейного отдела

позвоночника учащихся Республиканской специальной

(

)

-

коррекционной школы интерната

для слабослышащих детей

Контрольная группа

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон головы

Поворот головы

влево

вправо

влево

вправо

1

Аммосов Айхал

3

19

20

19

20

3

4

4

3

2.

Гуторов Илья

3

10

10

10

10

4

4

5

6

3.

Иванов Айтал

3

0

0

0

0

3

3

3

3

4

Колодезников

Алгыстаан

3

21

20

21

20

1

1

2

1

5

Степанов Аман

3

16

15

15

15

1

1

2

2

Экспериментальная

группа

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон головы

Поворот головы

влево

вправо

влево

вправо

1.

Винокуров Анатолий

2

7

5

7

5

6

4

5

3

2.

Петров Арчын

2

21

15

20

15

8

5

6

4

3.

Платонов Айаал

2

17

15

18

15

5

1

5

1

4.

Мартынов Серёжа

2

0

0

0

0

0

0

0

0

5.

Султреков Коля

2

14

10

14

10

3

1

4

0

Контрольная группа.

Наклон головы (влево, вправо).

1

2

3

4

5

0

5

10

15

20

25

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Аммосов Айхал

2. Гуторов Илья

3. Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5. Степанов Аман

Экспериментальная группа

Наклон головы (влево, вправо)

1

2

3

4

5

0

5

10

15

20

25

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

6

7

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

Контрольная группа.

Поворот головы (влево, вправо).

1.

Аммосов Айхал

2.

Гуторов Илья

3.

Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5.

Степанов Аман

Экспериментальная группа

Поворот головы (влево, вправо)

1

2

3

4

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

Тест №2

Гибкость позвоночника.

Закрепляем на стене метку на уровне ваших

плеч. Встаньте спиной к стенке на

расстоянии одного шага. Наклонитесь назад так, чтобы увидеть метку.

Затем встаньте к стене правым (левым) боком на расстоянии одного шага, поднимите

левую (правую) руку вверх и постарайтесь достичь прямой рукой закрепленную на стене

метку.

Если эти упражнения у вас получаются легко, гибкость отличная, с трудом - хорошая,

не получается - плохая.

Контрольная группа

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон назад

Наклон

влево

вправо

1

Аммосов Айхал

3

56

54

-2

0

-2

0

2.

Гуторов Илья

3

20

25

-15

-17

-15

-17

3.

Иванов Айтал

3

40

43

-1

-2

-1

-2

4

Колодезников

Алгыстаан

3

28

25

-10

-10

-10

-10

5

Степанов Аман

3

35

40

0

+2

0

+2

Экспериментальная группа

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон назад

Наклон

влево

вправо

1.

Винокуров Анатолий

2

48

56

-2

3

-3

1

2.

Петров Арчын

2

39

59

-1

3

-4

1

3.

Платонов Айаал

2

51

70

-1

4

-1

4

4.

Мартынов Серёжа

2

72

90

-3

0

-3

0

5.

Султреков Коля

2

37

50

1

4

1

4

Контрольная группа.

Наклон назад

1

2

3

4

5

0

10

20

30

40

50

60

1

2

1.

Аммосов Айхал

2.

Гуторов Илья

3.

Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5.

Степанов Аман

Экспериментальная группа

Наклон назад

1

2

3

4

5

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

Контрольная группа.

Наклон туловища (влево, вправо).

1

2

3

4

5

-20

-15

-10

-5

0

5

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Аммосов Айхал

2. Гуторов Илья

3. Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5. Степанов Аман

Экспериментальная группа

Наклон туловища (влево, вправо)

1

2

3

4

5

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

Тест №3

Гибкость в тазобедренных суставах

1. Встаньте, ноги вместе, руки вниз. Сделайте максимальный наклон

вперед (ноги в коленях не сгибать). Если вы смогли достать ладонями пол

и удержать это положение в течение 2-3 секунд, гибкость у вас отличная,

если только кончиками пальцев - хорошая гибкость, если чуть ниже

колен - плохая.

2.Встаньте спиной к стене, затем плавно поднимите одну ногу в сторону

как можно выше и постарайтесь удержать ее 2-3 секунды (туловище не

наклонять).

Если

ваша

нога

поднимается

на

90

и

выше,

гибкость

отличная, на 70 - хорошая, меньше - плохая.

Контрольная группа

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон вперёд

Мах ноги

в стороны

влево

вправо

1

Аммосов Айхал

3

9

8

52

55

52

54

2.

Гуторов Илья

3

-2

1

48

47

49

50

3.

Иванов Айтал

3

10

12

63

65

63

63

4

Колодезников

Алгыстаан

3

15

16

59

60

62

65

5

Степанов Аман

3

11

13

55

54

57

59

Ф.И.О

учащихся

Класс

Наклон назад

Наклон

влево

вправо

1.

Винокуров Анатолий

2

4 7

46

55

46

55

2.

Петров Арчын

2

4 7

58

65

56

64

3.

Платонов Айаал

2

12

16

60

68

62

75

4.

Мартынов Серёжа

2

13 17

51

62

51

62

5.

Султреков Коля

2

5

11

53

62

55

68

Экспериментальная группа

Контрольная группа.

Наклон вперед

1

2

3

4

5

-5

0

5

10

15

20

1

2

1. Аммосов Айхал

2. Гуторов Илья

3. Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5. Степанов Аман

Экспериментальная группа

Наклон вперед

1

2

3

4

5

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

1

2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

Контрольная группа.

Мах ноги в стороны (влево, вправо)

1

2

3

4

5

0

10

20

30

40

50

60

70

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Аммосов Айхал

2. Гуторов Илья

3. Иванов Айтал

4. Колодезников Алгыстаан

5. Степанов Аман

Экспериментальная группа

Мах ноги в стороны (влево, вправо)

1

2

3

4

5

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Влево 1

влево2

Вправо 1

Вправо2

1. Винокуров Анатолий

2. Петров Арчын

3. Платонов Айаал

4. Мартынов Серёжа

5. Султреков Коля

Практические рекомендации

,

Я

провел

в

Республиканской

общеобразовательной

(

)

специальной

коррекционной

школы

интерната

для

слабослышащих детей

эксперимент для развития гибкости в

младших школьников

.

15

25

.

Эксперимент проводил с

сентября

по

мая

В это

10 – 15

время в каждой занятии в течении

минут после разминки

или после окончании основного занятия проводил специальные

.

упражнения для развития гибкости в младших классах В одном

5 -

занятии испытуемые выполняли

6

упражнений с различным

.

количеством повторений

и

в

разных

сочетаниях

Каждую

2 – 4

.

упражнению выполняли в течение

мин

,

2

:

В

начале

эксперимента

мной был

создан

группы

.

экспериментальная

и

контрольная

В

начале

и

после

:

,

эксперимента

проводили

тестирование

гибкости

шейного

,

.

гибкости позвоночника гибкости в тазобедренных суставах По

,

результатам показала что экспериментальная группа улучшила

4 – 8 %.

результат

Поэтому

я

предлагаю распространить

специальные

упражнения

для

развития

гибкости

школьников

в

.

общеобразовательных школах

Специальные упражнения для развития

:

гибкости

4—6

Каждое упражнение выполнять

раз

1.

(

.

.) —

,

.

Исходное

положение и п

стойка ноги врозь руки вниз На

1—4

,

,

,

каждый

счет

наклоны

головы

вперед

назад

вправо

,

.

влево выполнять наклоны плавно

2.

.

.—

,

.

И

п

стойка

ноги врозь

руки

в

стороны На каждый счет

.

. 1—4 —

, 5—8 —

.

круговые движения кистями На

вперед

назад

3.

.

.—

.

.

И

п

то

же

На каждый счет круговые движения руками На

1—4. —

, 5—8 —

,

.

вперед

назад

не сгибая рук в локтях

4.

.

.—

,

,

И п

стойка

ноги врозь

в руках гимнастическая палка

(

скакалка

или полотенце

расстояние

между

рук

должно

).

бытьшире плеч Поднять прямые руки вверх над головой

и

,

.

.

сделать

выкрут в плечевых суставах а затем вернуться в и п

,

Упражнение

постепенно

можно

усложнять

уменьшая

расстояние

между

руками

(5—10

).

раз

5.

.

.—

,

.

1—3 —

И п

стойка ноги врозь

руки на поясе На

правая рука

,

,

4 —

.

.,

5—8 —

вверх пружинящие наклоны туловища влево на

и п на

.

вправо

6.

.

.—

.

1—3

И п

то

же

На

поочередно пружинящие

наклоны

,

,

,

4 —

.

.

туловища к правой ноге левой вперед на

вернуться в и п

(

при

наклонах

стараться

достать

кончиками

пальцев

или

,

).

ладонями рук пола ноги в коленях не сгибать

7.

.

.—

И п

широкая

стойка ноги врозь

с

наклоном туловища

,

.

вперед руки в стороны На каждый счет повороты туловища

(10—20

).

вправо и влево

раз

8.

.

.—

,

.

1—4 —

И п

стойка ноги врозь руки на поясе На

круговые

,

5—8 —

(

движения туловищем вправо на

влево упражнение выполнять

).

плавно

9.

.

.—

,

.

1

И п

стойка ноги врозь руки в стороны На

наклониться

(

),

,

2—

назад слегка

сгибая

колени коснуться

руками пяток на

.

.

вернуться в и п

10.

.

.—

(

),

И п

стоя правым боком к опоре стул правой рукой держась за

.

(10

),

(10

),

(10

опору Махи левой ногой вперед

раз

назад

раз

в сторону

).

раз

Затем повернуться другим боком и продолжить упражнение

(

,

).

другой ногой колено маховой ноги не сгибать спина прямая

50

.

Постепенно увеличивать дозировку до

раз

11.

.

.—

,

И п

стоя лицом к опоре опираясь прямыми руками о спинку

(

).

1—.3 —

стула подоконника На

пружинящие наклоны туловища

(

,

),

4 —

.

.

вперед руки прямые спина прогнута на

вернуться в и п

12.

.

.—

(

),

.

1 —

И п

сед ноги врозь как можно шире спина прямая На

,

2

наклон туловища к правой ноге на

,

3 —

,

4

к левой на

вперед на

.

.

вернуться в и п

13.

.

.—

,

.

1—3 —

И п

сед ноги вместе руки сзади На

пружинящие наклоны

,

4

туловища вперед на

-

.

.

и п Старайтесь с помощью рук достать

.

грудью колени ноги прямые

14.

.

.—

.

1—3 —

(

И п

то же

На

медленно оторвать таз от пола опираясь

),

,

4

на кисти и стопы прогнуться как можно больше на

.

.

и п

15.

.

.—

.

1 —

,

И п

то

же

На

оторвать таз от пола опираясь на кисти и

.

2

,

,

стопу

На

пружинящие движения

сгибая

ноги в

коленях

(

,

) .

стараться достать ягодицами пяток руки прямые

16.

.

.—

,

.

И п

лежа на спине руки вдоль туловища Поднять правую ногу

,

.

1—3—

вверх захватить ее руками На

плавно притягивать ногу к

,

4 —

.

., 5

телу на

и п

,

.

то же но другой ногой

17.

.

.—

.

1—4 —

И п

упор лежа на согнутых руках На

медленно выпрямляя

,

,

—-

руки поднять сначала голову затем грудь

прогнуться как

(

).

5—8 —

.

.

можно больше таз от пола не отрывать На

и п

18.

.

.—

,

.

1—4 —

И п

сед на пятках взяться руками за пятки На

встать на

-,

(

колени прогибаясь как можно больше в позвоночнике руками

), -

5—8 —

.

.

держаться за пятки

на

и п

19.

.

.—

,

.

1—2 —

,

И п

стойка на коленях руки в стороны На

сесть вправо

,

3—4 —

.

.,

5—8 —

.

руки влево на

вернуться в и п на

в другую сторону

20.

.

.—

,

.

1—

И п

стойка ноги вместе руки на поясе На

:

2—

глубокое

,

(

),

3—4 —.

.

приседание руки в стороны пятки от пола не отрывать

на

и

.

п

После

выполнения

комплекса

упражнений

нужно

,

,

расслабиться

для

этого лягте на спину

руки и ноги слегка

,

,

.

раскиньте

так

чтобы

вам

было

удобно

глаза

закройте

Последовательно сосредоточьте свое внимание на расслаблении

;

,

,

,

.

2—3

отдельных групп мышц лица рук ног туловища Отдохните

.

мин

3

—3,5

Комплекс упражнений для начинающих рассчитан на

:

месяца занятий После его освоения можно перейти к комплексу

2 —

.

4 —5

.

более сложному Он рассчитан на

месяца занятий

Специальные упражнения 2

1. И. п. — основная стойка (о.с.). На каждый счет наклоны головы вперед,

назад, вправо, влево.

2. И. п.— стойка ноги врозь; руки на поясе. На 1—2 — круговое движение

головой вправо, на 3—4—-влево, постепенно увеличивая амплитуду движений.

3. И. п.— стойка ноги врозь, руки вниз. На 1—2 —круговое движение назад

правым плечом, на 3—4 —левым, на 5 — поднять плечи, голову втянуть, на 6 —

опустить плечи, на 7—голову втянуть, на 8 — и. п.

4. И. п:— стойка ноги врозь, кисти в замок перед грудью. Круговые движения

кистями.

5. И.п.

:

— стойка ноги врозь, руки в стороны, кисти прямые. Сгибание и

разгибание кистей.

6. И. п.— стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые

движения руками. На 1—4 — вперед, на 5—8 —назад, не сгибая руки в

локтях.

7. И.п.— стойка ноги врозь, в левой руке небольшой предмет. Поднять левую

руку вверх, согнуть ее за головой, правую опустить вниз и согнуть за

спиной. Передать предмет из левой руки в правую. Затем поменять руки.

8. И. п.— стоя лицом к опоре, опираясь руками о спинку стула: на 1—3 —

пружинящие

наклоны,

туловища

вперед,

на

4

и:

п.

(руки

прямые,

спина

прогнута).

9. И. п.— стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1—3 — поочередно пружинящие

наклоны туловища к правой ноге, левой, вперед, на 4 — и. п. (при .наклонах

стараться достать пола ладонями, ноги в коленях не сгибать).

10. И. п.—о. с. На 1—2 — пружинящие наклоны туловища вперед, на 3 — руки за

спину, прогнуться назад как можно больше, на 4 — и. п.

11. И. п.

:

— стойка ноги врозь, руки вниз. На 1—4 —- наклоняясь вперед круговое

движение туловищем вправо, на 5—8 — влево .(при наклоне туловища назад

руки вверх).

12.И.п.— стоя правым боком к опоре. Махи левой ногой вперед, назад, в сторону.

Повернуться другим боком.

13. И. п.— стоя лицом к опоре, положить левую ногу на опору, руки внизу. На 1—3

— пружинящие наклоны

туловища к левой ноге, на 4 — и. п., на 5—8 — к

другой ноге. 20—50 махов каждой ногой.

14. И. п.— стоя правым боком к опоре, левая нога на опоре, руки на поясе. На 1—3

- пружинящие наклоны туловища к правой ноге (достать кистями пола), на 4— и.

п., на 5—8 — к другой ноге.

15. И. п.— широкая стойка ноги врозь опираясь руками о пол. Пружинящие

движения в шпагате с опорой руками о пол.

16.

И.

п.—

сед

ноги

врозь

(как

можно

шире),

спина

прямая.

На

1

наклониться вперед, захватив руками стопы или нижние части голени, на 2—3 —

удерживать положение, на 4 — и. п. (ноги в коленях не сгибать).

17. И. п.— сед ноги вместе, руки сзади. На 1 — оторвать таз от пола (опираясь на

кисти и стопы) —. прогнуться, на 2 — мах левой ногой, на 3 — приставить ногу, на 4

— и. п., на 5—8 — другой ногой.

18. И. п.— упор лежа на согнутых руках (ноги слегка разведены). На 1—2 —

медленно выпрямляя руки поднимать с поворотом вправо сначала голову, затем

грудь (таз от пола не отрывать), прогнуться в спине как можно больше, на 3—6 —

удерживать это положение, стараясь увидеть левую ногу, на 7—8 — и. п., на 9—16 —

то же, но в другую сторону. После упражнения сделать несколько наклонов вперед.

19. И. п.— сед на пятках с наклоном туловища вперед. На 1—4 — медленно

выпрямляясь (через стойку на коленях) поднять руки вверх и прогнуться назад как

можно больше, на 5—8 — и. п.

20. И. п.— лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи.

Прогнуться в спине как

можно больше. Задержаться в этом положении 2—3 с, а затем вернуться в и. п.

21. И. п.— стойка ноги врозь на коленях, руки внизу, стопы оттянуты. На 1—3 —

пружинящие приседания (стараться достать ягодицами пола).

22. И. п.— сед на пятках, носки оттянуты, руки на полу. Оторвать колени от

пола, опираясь на кисти и носки. Удерживать положение 2—3 с, а затем вернуться в

и. п.

23. И. п.— стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1—2 — глубокое приседание

(колени разведены в стороны, спина прямая, пятки от пола не отрывать!), на 3

;

4— и. п.



В раздел образования