Автор: Малтугуева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №72 "Аленушка"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности "Как происходит извержение вулкана"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Тема: «Как происходит вулкан?»
Подготовительная группа
Воспитатель: Малтугуева Н.И.
г. Улан-Удэ
2017г.
Цель:
Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.
Развитие интереса к познавательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
-
Развивать
познавательную
активность
детей
в
процессе
самостоятельного
выполнения опытов;
-
Поощрять
детей
за
самостоятельное
формулирование
выводов
по
итогам
эксперимента
с
опорой
на
полученные
ранее
представления
и
собственные
предположения;
-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность,
настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.
Активизация словаря: вулкан, магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел.
Материал:
Макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная краска, моющая жидкость,
лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.
Предварительная работа:
- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;
- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане, рассматривание схем вулканов, его
строение;
- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»;
-
сбор
материала
о
вулканах,
подбор
иллюстраций,
изготовление
родителями
презентаций «Вулкан».
Индивидуальная работа:
- активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава, вулкан;
-
развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий
выполнения эксперимента.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное
развитие» , «Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Использование следующих технологий:
1.
Личностно-ориентированная
технология
–
наблюдения,
экспериментальная
деятельность.
2. Социоигровая технология – работа в малых группах.
3. Здоровье - сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка).
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе (дети
здороваются) с гостями
2. Вводная часть:
Воспитатель: Садитесь
поудобнее
(на
подушки)
сегодня
мы
с
вами
пойдем
в
лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами ходим в
лабораторию?
Дети: Чтобы узнать что-то новое и интересное.
Воспитатель: А хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей).
Давайте отгадаем загадки:
1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава).
2. Ученый, который занимается исследованием вулканов? (вулканолог).
3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (жерло)
4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана? (кратер)
5.
Как
называется
огненно-жидкая
масса,
которая
возникает
в
земной
коре?
(магма).
6. На что по форме похож вулкан? (конус)
Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Дети: О вулканах.
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с ними.
(просмотр слайдов о вулканах сопровождается пояснениями педагога):
- извержение вулкана начинается с появления дыма;
- затем происходит взрыв;
- на самой вершине вулкана находится кратер. Кратер-огромная чаша с крутыми
склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая
глубоко в землю в магму. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется
лавой. Лава – растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень далеко
от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое на пути,
превращая
в
пепел.
Когда
лава
утечет
далеко
от
вулкана,
она
застывает
и
превращается в камни.
Вопросы детям:
- с чего начинается извержение вулкана? ( с появления дыма)
- что происходит дальше? (происходит взрыв)
- что остается после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
Мы наблюдали с вами за действующим вулканом. А еще бывают спящие и потухшие
вулканы. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
Дети: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может
взорваться в любой момент.
Воспитатель: Наблюдать за извержением вулкана интересно. Безопасно это делать в
кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за
извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории
проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию научных открытий.
Физминутка под музыку:
По дорожке мы шагали,
И ворон мы не считали,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3».
Воспитатель: Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что
необходимо сделать сначала.
Дети: Необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории:
(рассматриваем таблицу, дети сами ее озвучивают):
1. Только со взрослыми мы проводим опыты.
2. Надеть специальную одежду.
3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них могут
встретиться и ядовитые.
4. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
3. Основная часть:
Воспитатель: В лаборатории у нас все готово для проведения опыта.
Одеваем фартуки, шапочки.
Ставим поднос.
- Давайте посмотрим, из чего сделано основание вулкана? (из теста и соли).
- Из чего сделано жерло вулкана? (баночка от мыльных пузырей).
- Разукрашиваем.
Проведение опыта:
- насыпаем ложку соды;
- добавляем красной краски (гуашь);
- насыпаем лимонной кислоты;
- добавляем 4 ложки воды;
- 1 ложку «Ферри».
Что
мы
наблюдаем?
Посмотрите,
как
извергается
наш
вулкан?
(Он
извергается
спокойно).
Чем наш вулкан, отличается от настоящего? (Предполагаю, что дети ответят: «Наш
вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на
самом деле и др.»).
А сейчас вы зарисуйте свой опыт.
Молодцы
ребята,
вы
были
внимательными,
работали
аакуратно,
и
у
вас
все
получилось, замечательно! Вам понравилось?
Давайте еще раз вспомним, чем мы пользовались, чтобы получить знания о вулканах
(спросить у взрослого, подумать самостоятельно, посмотреть по телевизору, узнать
через компьютер).
Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?
Игра «Хорошо- плохо»
1. Вулкан хорошо, почему?
Поднимают
на
поверхность
много
полезных
веществ,
почва
вокруг
них
плодородная.
Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.
Из затвердевшей лавы строят дома.
2. Вулкан плохо, почему?
Лава является причиной лесного пожара.
Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
Вулкан уничтожает животных, птиц.
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете
изучать и беречь нашу Землю.
Занятие окончилось.