Напоминание

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности "Как происходит извержение вулкана"


Автор: Малтугуева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №72 "Аленушка"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности "Как происходит извержение вулкана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Тема: «Как происходит вулкан?»

Подготовительная группа

Воспитатель: Малтугуева Н.И.

г. Улан-Удэ

2017г.

Цель:

Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.

Развитие интереса к познавательной деятельности.

Задачи:

- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

-

Развивать

познавательную

активность

детей

в

процессе

самостоятельного

выполнения опытов;

-

Поощрять

детей

за

самостоятельное

формулирование

выводов

по

итогам

эксперимента

с

опорой

на

полученные

ранее

представления

и

собственные

предположения;

-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность,

настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.

Активизация словаря: вулкан, магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел.

Материал:

Макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная краска, моющая жидкость,

лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.

Предварительная работа:

- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;

- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;

- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане, рассматривание схем вулканов, его

строение;

- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»;

-

сбор

материала

о

вулканах,

подбор

иллюстраций,

изготовление

родителями

презентаций «Вулкан».

Индивидуальная работа:

- активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава, вулкан;

-

развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий

выполнения эксперимента.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное

развитие» , «Речевое

развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Использование следующих технологий:

1.

Личностно-ориентированная

технология

наблюдения,

экспериментальная

деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье - сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка).

Ход занятия:

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе (дети

здороваются) с гостями

2. Вводная часть:

Воспитатель: Садитесь

поудобнее

(на

подушки)

сегодня

мы

с

вами

пойдем

в

лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами ходим в

лабораторию?

Дети: Чтобы узнать что-то новое и интересное.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей).

Давайте отгадаем загадки:

1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава).

2. Ученый, который занимается исследованием вулканов? (вулканолог).

3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (жерло)

4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана? (кратер)

5.

Как

называется

огненно-жидкая

масса,

которая

возникает

в

земной

коре?

(магма).

6. На что по форме похож вулкан? (конус)

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети: О вулканах.

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с ними.

(просмотр слайдов о вулканах сопровождается пояснениями педагога):

- извержение вулкана начинается с появления дыма;

- затем происходит взрыв;

- на самой вершине вулкана находится кратер. Кратер-огромная чаша с крутыми

склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая

глубоко в землю в магму. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется

лавой. Лава – растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень далеко

от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое на пути,

превращая

в

пепел.

Когда

лава

утечет

далеко

от

вулкана,

она

застывает

и

превращается в камни.

Вопросы детям:

- с чего начинается извержение вулкана? ( с появления дыма)

- что происходит дальше? (происходит взрыв)

- что остается после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Мы наблюдали с вами за действующим вулканом. А еще бывают спящие и потухшие

вулканы. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

Дети: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может

взорваться в любой момент.

Воспитатель: Наблюдать за извержением вулкана интересно. Безопасно это делать в

кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за

извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории

проделать опыт: извержение вулкана?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию научных открытий.

Физминутка под музыку:

По дорожке мы шагали,

И ворон мы не считали,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3».

Воспитатель: Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что

необходимо сделать сначала.

Дети: Необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории:

(рассматриваем таблицу, дети сами ее озвучивают):

1. Только со взрослыми мы проводим опыты.

2. Надеть специальную одежду.

3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них могут

встретиться и ядовитые.

4. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

3. Основная часть:

Воспитатель: В лаборатории у нас все готово для проведения опыта.

Одеваем фартуки, шапочки.

Ставим поднос.

- Давайте посмотрим, из чего сделано основание вулкана? (из теста и соли).

- Из чего сделано жерло вулкана? (баночка от мыльных пузырей).

- Разукрашиваем.

Проведение опыта:

- насыпаем ложку соды;

- добавляем красной краски (гуашь);

- насыпаем лимонной кислоты;

- добавляем 4 ложки воды;

- 1 ложку «Ферри».

Что

мы

наблюдаем?

Посмотрите,

как

извергается

наш

вулкан?

(Он

извергается

спокойно).

Чем наш вулкан, отличается от настоящего? (Предполагаю, что дети ответят: «Наш

вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на

самом деле и др.»).

А сейчас вы зарисуйте свой опыт.

Молодцы

ребята,

вы

были

внимательными,

работали

аакуратно,

и

у

вас

все

получилось, замечательно! Вам понравилось?

Давайте еще раз вспомним, чем мы пользовались, чтобы получить знания о вулканах

(спросить у взрослого, подумать самостоятельно, посмотреть по телевизору, узнать

через компьютер).

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

Игра «Хорошо- плохо»

1. Вулкан хорошо, почему?

Поднимают

на

поверхность

много

полезных

веществ,

почва

вокруг

них

плодородная.

Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.

Из затвердевшей лавы строят дома.

2. Вулкан плохо, почему?

Лава является причиной лесного пожара.

Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.

Вулкан уничтожает животных, птиц.

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете

изучать и беречь нашу Землю.

Занятие окончилось.



В раздел образования