Авторы: Акамова Оксана Николаевна, Шумилова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: План опытно – экспериментальной работы на 2023 – 2024 учебный год в старшей речевой группе
Раздел: дошкольное образование
План опытно – экспериментальной работы на 2023 – 2024 учебный год в старшей речевой группе
Воспитатели: Акамова О.Н., Шумилова Е.Е.
Срок
проведения
Раздел, объект,
Место проведения,
длительность
Название опыта
(источник)
Цель
Материалы
и оборудование
1неделя
1.09
Неживая природа
Песок
Улица
Кратковременный опыт
Песочная страна
Выделить
свойства
песка:
сыпучесть,
рыхлость,
из
мокрого
можно
лепить;
познакомить
со
способом
изготовления рисунка из песка
Песок, вода, лупы, листы
плотной цветной бумаги,
клеевые карандаши Песок,
вода, лупы, листы плотной
цветной бумаги, клеевые
карандаши
2 неделя
7.09
Неживая природа
Свет
Группа
Кратковременный опыт
Солнечные
зайчики
Познакомить
детей
с
происхождением
солнечных
зайчиков, их движением, с предметами, от которых они
отражаются; показать, как можно многократно отразить
свет; развивать смекалку, любознательность
Зеркало, баночка с водой,
пластина из нержавеющей
стали.
8. 09
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Фонтанчики
Развить любознательность, самостоятельность, создать
радостное настроение.
Пластиковые
бутылки,
гвозди, спички, вода.
3 неделя
14.09
Неживая природа
Песок
Группа
Кратковременный опыт
Нюхаем, пробуем,
трогаем, слушаем
Закрепить
представления
детей
об
органах
чувств
человека, их назначении (уши – слышать, узнавать
различные звуки; нос – определять запах; пальцы –
определять
форму,
структуру
поверхности;
язык
–
определять вкус).
Ширма, газета,
молоток,
два
камня,
колокольчик,
погремушка,
свисток,
говорящая кукла, футляры
от
киндер-сюрпризов
с
дырочками
(в
футлярах
чеснок, кусочек апельсина,
поролон с духами), лимон,
сахар.
15.09
Человек
Улица
Кратковременный опыт
Неприятно
дышать
Сформировать
понятие
детей
о
необходимости
длительных прогулок на свежем воздухе.
Полиэтиленовые мешочки.
4 неделя
21.09
Электричество
Группа
Кратковременный опыт
Волшебники
Установить
причину
возникновения
статического
электричества.
Пластмассовые
шарики,
авторучки,
пластины
оргстекла,
фигурки
из
бумаги,
нитки,
пушинки,
кусочки ткани, бумаги.
С
е
н
т
я
б
р
ь
22.09
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Соревнование
мыльных пузырей
Расширить представления детей о воде, мыле, мыльных
пузырях;
познакомить
со
способом
изготовления
мыльных пузырей; воспитывать интерес к собственным
открытиям через поисковую деятельность; доставить
радость, хорошее настроение.
Вода,
мыло
(туалетное,
жидкое),
трубочки
для
коктейля.
5 неделя
28.09
Неживая природа
Воздух
Группа
Кратковременный опыт
Плавающий
апельсин
Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
2 апельсина, большая миска
с водой.
29.09
Неживая природа
Свет
Улица
Кратковременный опыт
Солнечное
тепло
Предложить
детям
обследовать
предметы,
нагретые
солнцем и предметы, находящиеся на теневой стороне
участка;
обсудить,
почему
одни
теплые,
другие
–
холодные; показать взаимодействие живой и неживой
природы; рассказать о значении солнца в жизни человека,
животных и растений.
Необходимое
условие
–
ясный солнечный день.
1 неделя
5.10
Рукотворный мир
Дерево
Группа
Кратковременный опыт
Мир дерева
Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить
с ее качествами (твердость, структура поверхности –
гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и
свойствами (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Деревянные
предметы,
емкости с водой, палочки
для мороженого, алгоритм
описания
свойств
материала
(предметно-
схематическая модель).
6.10
Живая природа
Деревья
Улица
Длительное наблюдение
Почему осенью
листья желтеют
Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и
уменьшением
теплового
фактора:
с
понижением
температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее,
чем летом – желтеют листья).
Рябинка на участке
детского сада, календарь
погоды, уличный
термометр
2 неделя
12.10
Живая природа
Растение
Группа
Кратковременный опыт
Почему цветы
осенью вянут?
Установить
зависимость
роста
растений
от
температуры поступаемой влаги
Горшок
со
взрослым
растением,
изогнутая
стеклянная
трубочка,
вставленная
в
резиновую
трубку
длиной
3
см,
соответствующую
диаметру стебля растения;
прозрачная емкость
13.10
Неживая природа
Почва
Улица
Кратковременный опыт
Сухая и влажная
почва
Учить детей определять и сравнивать сухую и влажную
почву.
Две
стеклянные
баночки
(одна с сухой, другая с
влажной
почвой),
пластинка
из
оргстекла,
лопаточка
3 неделя
19.10
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Группа
Кратковременный опыт
Ткани для
куклы Тани
Учить детей узнавать различные виды тканей, сравнить
их качества и свойства; понять, что свойства материала
обусловливают его употребление; научить устанавливать
причинно-следственные связи между назначением
и
видом материала, закрепить представления о том, что
одежда из тех или иных тканей может иметь свое
назначение.
Образцы тканей (вельвет,
бархат,
лен,
шерсть,
капрон,
х/б),
ножницы,
емкость с водой
20.10
Неживая природа
Почва
Улица
Кратковременный опыт
Состояние почвы
в зависимости от
температуры
Подвести детей к выводу, что изменение погодных
условий приводит к изменению состояния почвы.
Лейка с холодной водой.
4 неделя
26.10
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Группа
Кратковременный опыт
Мир
пластмасс
Учить детей узнавать вещи, сделанные из разного вида
пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид),
сравнивать их свойства, понимать, что от качественных
характеристик
пластмасс
зависят
способы
их
использования.
.Кусочки
пластмассы,
игрушки из разного вида
пластмасс,
спиртовка,
спички
27.10
Неживая природа
Свет
Улица
Кратковременный опыт
Уличные
тени
Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника
света и предмета, их взаиморасположения.
Необходимое
условие
–
ясный солнечный день.
1 неделя
2.11
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Группа
Кратковременный опыт
Путешествие в
мир стеклянных
вещей
Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее
изготовления,
активизировать
познавательную
деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного
мира, закрепить умение классифицировать материал, из
которого делают предметы.
Стеклянные предметы.
3.11
Неживая природа
Лед
Улица
Кратковременный опыт
Лед на лужах
Предложить детям рассмотреть лед (предварительно
обсудив,
почему
вода
превращается
в
лед),
охарактеризовать его внешний вид, выявить свойства.
Наличие льда на лужах (на
участке)
2 неделя
9.11
Свет
Группа
Кратковременный опыт
Свет повсюду
Показать значение света, объяснить, что источники света
могут
быть
природные
(солнце,
луна,
костер),
искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик,
свеча).
Иллюстрации
событий,
происходящих
в
разное
время суток; картинки с
изображениями источников
света; несколько предметов,
которые
не
дают
света;
фонарик, свеча, настольная
лампа,
сундучок
с
прорезью.
10.11
Человек
Улица
Кратковременный опыт
Как согреть руки?
Выявить
условия,
при
которых
предметы
могут
согреваться
(трение,
движение,
сохранение
тепла);
развивать наблюдательность, внимание; поддерживать
интерес к познанию окружающей действительности с
помощью постановки проблемных вопросов; развивать
связную речь; активизировать словарь.
Варежки тонкие и толстые
3 неделя
16.11
Неживая природа
Вода
Группа
Кратковременный опыт
Лед и снег –
тоже вода Лед и
снег –
тоже вода
Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег
– тоже вода
Сосульки
(кубики
льда),
разные по величине, миска
17.11
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Форма тел
Учить детей высказывать предположение, понимать и
комментировать
действия,
делать
вывод
по
итогам
эксперимента (вода принимает форму сосуда, а форма
льда не изменяется).
Емкости различной формы,
вода, кубики льда.
4 неделя
23.11
Магниты
Группа
Кратковременный опыт
Мы – фокусники
Помочь детям выявить материалы, взаимодействующие с
магнитами
. Деревянный шарик
со
вставленной
внутрь
металлической
пластиной,
обычный
деревянный
шарик, емкость с водой,
«волшебная» рукавичка с
магнитом внутри, иголка,
раст.масло, кусочек ткани
24.11
Неживая природа
Воздух
Улица
Кратковременный опыт
Почему
появляется ветер?
Познакомить детей с причиной возникновения ветра,
поддерживать
интерес
к
познанию
окружающей
действительности с помощью постановки проблемных
вопросов, учить устанавливать причинно - следственные
связи.
Полоски бумаги
5неделя
30.11
Живая природа
Животные
Группа
Кратковременный опыт
Как кошка языком
чистит себе
шерстку
Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку;
показать детям, как предметом с шершавой поверхностью
можно чистить другой предмет
Пилка, наждачная бумага,
грифель, ватный тампон.
1.12
Живая природа
Животные
Улица
Кратковременный опыт
Поисковая
деятельность
«Следы на снегу»
Учить детей находить следы птиц и животных на снегу,
различать их, составлять по результатам рассуждения
краткий
рассказ
(кто
прошел,
в
какую
сторону
направлялся, как передвигался – шел, бежал, прыгал);
развивать
наблюдательность,
логическое
мышление,
внимание, связную речь.
Необходимое
условие
–
наличие следов на снегу.
1 неделя
7.12
Неживая природа
Вода
Группа
Кратковременный опыт
Лед и снег –
тоже вода
Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег
– тоже вода.
Сосульки
(кубики
льда),
разные по величине, миска.
8.12
Живая природа
Растения
Улица
Длительное наблюдение
(по зарисовкам)
Нужен ли
растениям
зимой снег?
Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.
2 емкости с водой, значок
«Нет
снега»,
алгоритм
деятельности.
2 неделя
14.12
Живая природа
Растения
Группа
Кратковременный опыт
Клетки лука
под
микроскопом
Учить детей делать самостоятельные умозаключения по
результатам обследования
Микроскоп,
салфетки.
луковица
15.12.
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Цветные льдинки
Познакомить детей с агрегатными состояниями воды –
жидким и твёрдым; показать с помощью опытов, что вода
замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Готовые цветные льдинки,
поднос, стаканчики с водой,
краска (гуашь,
акварель),
палочки для размешивания,
формочки, верёвочки (для
каждого ребёнка).
3 неделя
21.12
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Группа
Кратковременный опыт
Мир бумаги
Дать детям сведения о различных видах бумаги
(салфеточная,
писчая,
оберточная,
чертежная),
дать
возможность сравнить их качественные характеристики и
свойства. Понять, что свойства материала обуславливают
способ его использования.
Бумага
разных
видов,
ножницы, емкость с водой.
22.12
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Где лучики у
снежинки?
Показать
детям,
что
форма
снежинок
меняется
в
зависимости от погоды.
Чёрная
шерстяная
ткань,
лупа, вертушки.
4 неделя
28.12
Электричество
Группа
Кратковременный опыт
Чудо – расческа
Познакомить
детей
с
проявлением
статического
электричества и возможностью снятия его с предметов.
Пластмассовая
расческа,
воздушный шарик, зеркало,
ткань.
29.12
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Улица – группа
Кратковременный опыт
Зачем Деду
Морозу и
Снегурочке
шубы?
Помочь детям выявить некоторые особенности одежды
(защита от холода и тепла).
Подносы
для
снеговых
фигурок, меховая ткань
1 неделя
11.01
Измерение
Группа
Кратковременный опыт
Чем можно
измерять?
Формировать представления детей о мерке как способе
измерения
длины,
объема,
веса;
познакомить
с
простейшими измерительными приборами (линейкой,
сантиметровой
лентой,
различными
видами
весов,
объемными мерками с делениями); научить способам их
использования.
Линейка,
сантиметровая
лента,
ростомер;
весы
с
разновесами
(стрелочные,
пружинные);
мерные
сосуды с делениями.
12.01
Измерение
Улица
Кратковременный опыт
Термометр и
температура
Познакомить
детей
с
понятием
«температура»;
формировать представление о приборе для измерения
температуры
–
термометре;
сравнить
разные
виды
термометров.
Термометры для измерения
температуры воды, воздуха,
тела человека.
2неделя
18.01
Движение
Группа
Кратковременный опыт
Почему предметы
движутся
Познакомить
детей
с
понятием
«движение»;
найти
объяснение, почему предметы движутся; объяснить, что
если на предметы не воздействуют силы, то они остаются
в состоянии покоя.
Машинки,
шарики,
тележки;
разные
поверхности (стекло, ковер,
деревянная крышка стола).
19.01
Движение
Улица
Кратковременный опыт
Прокати шарик
Познакомить детей с движением тела по наклонной и по
прямой; развивать наблюдательность, смекалку.
Желобок, шарик – колобок,
лист бумаги, карандаши.
3неделя
25.01
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Группа
Кратковременный опыт
Мой веселый
звонкий мяч
Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но
и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку,
внимание, наблюдательность.
Ванночка
с
водой,
маленький
резиновый
мячик, салфетка.
26.01
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Ледяной секретик
Показать детям свойства льда; выяснить, в чём опасность
льда для здоровья.
Заранее
подготовленный
«ледяной
секретик»,
картинки
с
различными
ситуациями детей на льду
(дети
находятся
на
водоёме,
возле
проруби;
дети
шалят
на
катке
и
падают).
Февраль
1неделя
1.02
Неживая природа
Вода
Группа
Кратковременный опыт
Какие свойства?
Сравнить
свойства
воды,
льда
и
снега;
выявить
особенности их взаимодействия.
Емкости со снегом, водой,
льдом.
2.02
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Почему снег
греет?
Помочь детям понять, что снег согревает землю от
промерзания.
Лопатки,
две
бутылки с
тёплой водой.
2 неделя
8.02
Электричество
Группа
Кратковременный опыт
Как увидеть
и услышать
электричество
Продемонстрировать
детям
проявление
статического
электричества.
Теплый
свитер,
кусочки
шерстяной
или
синтетической ткани, вода
(антистатик),
воздушный
шар.
9.02
Измерение
Улица
Кратковременный опыт
Легкий – тяжелый
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные
материалы,
воспитывать
интерес
к
познанию
окружающей действительности с помощью постановки
проблемных вопросов.
Камешки, снег, ведерки.
3 неделя
15.02
Измерение
Группа
Кратковременный опыт
Всем поровну
Познакомить детей с явлением – равновесие
Импровизированные весы,
конфеты, печенье и др
16.02
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Почему снег
мягкий
Совершенствовать знания детей о свойствах снега.
Лопатки,
ведёрки,
лупа,
чёрная бархатная бумага.
4 неделя
22.02
Неживая природа
Воздух
Группа
Кратковременный опыт
Парашют
.
Выявить, что воздух обладает упругостью. Помочь детям
понять,
как
может
использоваться
сила
воздуха
(движение)
Парашют,
игрушечные
человечки,
емкость
с
песком
1неделя
29.02
Живая природа
Растения
Группа
Длительное наблюдение
«На свету и в
темноте»
Определить факторы внешней среды, необходимые для
роста и развития растений.
Черенок комнатного
растения в горшочке,
коробка из прочного
картона, две емкости с
землей.
1.03
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Соль и снег
Выяснить опытным путем, как влияет соль на снег.
Соль.
2 неделя
7.03
Неживая природа
Группа
Кратковременный опыт
«Опыты с
бумагой»
Исследовать свойства бумаги.
Листы бумаги, стаканчики с
водой, клей
3 неделя
14.03
Живая природа
Растения
Группа
Длительное наблюдение
Необходимость
тепла для
распускания
срезанных веток
Выяснить благоприятные условия (необходимость тепла)
для распускания срезанных веток
Срезанные ветки, вода.
15.03
Живая природа
Деревья
Улица
Кратковременный опыт
Кора деревьев
Рассмотреть кору у разных деревьев (клен, рябина,
береза), выяснить ее свойства, качества и функцию.
Деревья
на
участке
детского сада.
4 неделя
21.03
Электричество
Группа
Кратковременный опыт
Электрический
ток.
Виды
электричества
Познакомить
детей
с
понятием
«электричество»,
«электрический ток»; формировать основы безопасности
при взаимодействии с электричеством.
Возд.шарик,
ножницы,
салфетка,
линейка,
расческа,
пластилин,
большая
металлическая
скрепка, кусочек шерсти,
прозрачная
пластиковая
салфетка.
22.03
Неживая природа
Свет
Улица
Кратковременный опыт
Где солнце греет
сильнее?
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить,
где солнце греет сильнее, какие предметы быстрее
нагреваются (темные или светлые); с помощью чего
можно долгое время смотреть на солнце (темных стекол).
Необходимое
условие
–
ясный солнечный день.
5неделя
28.03
Неживая природа
Группа
Кратковременный опыт
«Поможем
Золушке»
Воспитывать желание достигать цели в проблемной
ситуации; воспитывать желание помогать друг другу в
выполнении коллективного задания
Сито,
миска
для
просеивания манки.
29.03
Человек. Рукотворный
мир
Свойства материалов
Улица
Кратковременный опыт
Чудесные спички
Учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать
умение
планировать
наблюдение,
учить
строить
логическую цепь рассуждений.
Пять спичек, блюдце, вода.
1 неделя
4.04
Живая природа
Птицы
Группа
Кратковременный опыт
Как устроены
перья у птиц?
Установить связь между строением и образом жизни
птиц в экосистеме.
.
Перья куриные, гусиные,
лупа, замок – «молния»,
свеча, волос, пинцет.
5.04
Живая природа
Птицы
Улица
Длительное наблюдение
Из чего птицы
строят гнезда?
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц
весной.
Нитки,
лоскутки,
вата,
кусочки
меха,
тонкие
веточки, палочки, камешки.
2 неделя
11.04
Неживая природа
Притяжение
Группа
Кратковременный опыт
Почему все
падает на землю?
Помочь
детям
понять,
что
Земля
обладает
силой
притяжения.
Предметы
из
разных
материалов (дерево, металл,
пластмасса, бумага, пух);
емкость с водой, песком,
металлические шарики.
12.04
Неживая природа
Воздух
Улица
Кратковременный опыт
Почему в космос
летают на ракете
Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как
может использоваться сила воздуха (движение); уточнить
представления детей о принципе работы реактивного
двигателя, о значении воздуха для полета самолета.
Листы бумаги, воздушные
шары, коллаж «Все, что
летает»,
изображение
ракеты.
3 неделя
18.04
Живая природа
Растения
Группа
Длительное наблюдение
Хитрые семена
Познакомить со способами проращивания семян.
.
Семена бобов, кабачков, 2
баночки с землёй, палочка,
лейка, салфетка из марли,
розетка, семена.
19.04
Живая природа
Растения
Улица
Кратковременный опыт
Как пахнут
почки?
Формировать представления детей о весенних изменениях
в природе, знакомить со строением дерева; предложить
детям рассмотреть почки, молодые листочки, понюхать
их, описать свои ощущения.
Деревья
с
набухающими
почками,
молодыми
листочками.
4 неделя
25.04
Неживая природа
Вода
Группа
Кратковременный опыт
Вода –
растворитель.
Очистка грязной
воды
Выявить вещества, которые растворяются в воде;
познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;
закрепить знания о правилах безопасного поведения при
работе с различными веществами
Сосуды разного размера и
формы, вода, стиральный
порошок, песок, соль, мука,
сахар, шампунь, раст.масло,
пищевые
красители;
стекл.палочки,
ложки,
бумага,
марля,
сетка,
фильтры
бумажные,
марганцовка,
пакетики
фиточая
мяты,
воронки,
передники клеенчатые.
26.05
Неживая природа
Почва
Улица
Кратковременный опыт
Где мягче почва?
Познакомить
с
состоянием
почвы;
развивать
наблюдательность.
1 неделя
2.05
Неживая природа
Свет
Группа
Кратковременный опыт
«Как образуется
тень»
Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника
света и предмета, их взаимоположения.
Теневой театр
3.05
Живая природа
Растения
Улица
Длительное наблюдение
Где цветы лучше
растут?
Установить зависимость факторов неживой природы от
живой (богатство почвы от гниения растений).
Рассада цветов, предметы
ухода за ними.
3неделя
16.05
Неживая природа
Звук
Группа
Кратковременный опыт
Почему комар
пищит, а шмель
жужжит?
Помочь детям выявить причины происхождения низких и
высоких звуков
Пластмассовые расчески с
разной частотой и размером
зубьев, изображение комара
и шмеля
17.05
Живая природа
Животные
Улица
Кратковременный опыт
Чем бабочка
похожа на слона
Воспитывать интерес ко всему живому.
Небольшой стеклянный
аквариум ( или 3-х
литровая банка),мелкая
сетка или стекло, чтобы
закрыть аквариум (банку)
сверху,супа,сачок для
бабочек;стеклянная баночка
с крышкой,пластилин,д
еревянный брусок,спелый
банан,сахарный песок
4 неделя
23.05
Неживая природа
Свет, цвет
Группа
Кратковременный опыт
Что такое радуга?
Познакомить детей с природным явлением – радуга, со
свойством света превращаться в радужный спектр.
Необходимое
условие
–
ясный
солнечный
день,
зеркало, таз с водой.
24.05
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Игры с мыльными
пузырями
Воспитывать интерес к собственным открытиям через
поисковую деятельность; систематизировать знания о
мыле (из чего сделано, его свойства и качества, строение
и назначение, как им пользоваться); формировать умение
рисовать мылом по ткани, бумаге.
Мыло (туалетное, жидкое),
трубочки
для
коктейля,
акварель,
гуашь,
листы
бумаги.
5 неделя
30.05
Неживая природа
Глина
Группа
Кратковременный опыт
Волшебный
материал – глина
Расширять представления детей о свойствах глины
(влажная
глина
–
вязкая,
сохраняет
форму
после
высыхания).
Предметы
из
глины
(посуда, игрушки), глина
31.05
Неживая природа
Вода
Улица
Кратковременный опыт
Друзья
Познакомить с составом воды (кислород); развивать
смекалку, любознательность.
Стакан с водой, бутылка с
водой, закрытая пробкой,
салфетка из ткани.
Опыт «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход: Воспитатель предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Результаты
опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь смотрят результат (цветок на
свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
Чем бабочка похожа на слона?
Тебе потребуются:
- Небольшой стеклянный аквариум ( или 3-х литровая банка)
- Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум (банку) сверху
- Лупа
- Сачок для бабочек
- Стеклянная баночка с крышкой
- Пластилин
- Деревянный брусок
- Спелый банан
- Сахарный песок
Схема работы:
1. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно
достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки.
2. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его
при помощи пластилина.
3. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на
верхушку бруска.
4. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой.
5. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна.
6. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом.
Результат:
Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но
уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый
дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом.
Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но
через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает
хоботок и начинает есть.
Объяснение:
Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар.
Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан
достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает
хоботок то в одно, то в другое место.
Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Ход: Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают
тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Фея: - Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито.
В: - Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Дети: - Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.