Автор: Шульга Галина Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 472 "Тигренок"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Проект фестиваля по театрализации "Золотая маска"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города
Новосибирска
«Детский сад № 472 «Тигренок»
Проект фестиваля "Золотая маска"
Шульга Галина Николаевна
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
г. Новосибирск
«Формирование общей культуры личности детей» – одна из
образовательных задач, определенных в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования. Содержание
художественно-эстетического развития «предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, изобразительного, музыкального), реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей». Среди множества разнообразных форм
обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает
театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом
деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья – это прекрасная возможность
раскрытия
творческого
потенциала
ребенка,
воспитание
творческой
направленности личности. В процессе организации театрализованной игры у
детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются
формы,
виды
и
средства
общения,
складываются
и
осознаются
непосредственные взаимоотношения друг с другом.
Актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений, так как
каждый
педагог
заинтересован
в
развитии
музыкально-творческого
потенциала
воспитанников.
Поэтому,
систематическое
вовлечение
дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к
значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей,
тренирует когнитивные способности — память, внимание, речь. Жанр сказки
наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык
сказки близок и понятен.
Наш Ленинский район – самый населенный район Новосибирска. Третий
по величине, он занимает 15% от площади всего мегаполиса. В районе более
250 улиц, 10 тысяч частных домов и всего две станции метро. Правый берег
более развит и считается центром города. Левый – так называемый
промышленный. Театр на левом берегу Новосибирска только один, и
называется он, как ни удивительно, «На Левом Берегу». Отсчет свой его
история ведет с обыкновенного драмкружка.
После проведения анкетирования родителей я пришла к выводу, что у
родителей нет времени на посещение с детьми театров нашего города, они не
знают об их разновидностях и истории, не хватает знаний по развитию
музыкально-творческих
способностей
у
дошкольников.
А
ведь
при
совместном просмотре и обсуждении спектаклей у детей развиваются
организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и
средства
общения,
складываются
и
осознаются
непосредственные
взаимоотношения друг с другом, и дети приобщаются к искусству театра.
И было принято решение создать проект «Золотая маска», в котором
будут участвовать педагоги, дети и их родители нашего учреждения. Тем
самым
способствовать
самореализации
каждого
ребенка
и
созданию
благоприятного микроклимата в общении между взрослыми и детьми.
Новизна этого проекта состоит в том, что активное внедрение
музыкально-театрализованной деятельности в жизнедеятельность
воспитанников
будет
способствовать
развитию
таланта
у
детей,
их
музыкальных способностей, творческой инициативы, эстетического вкуса,
нравственных представлений, активному развитию речи, что широко
развивает творческий потенциал личности дошкольников.
Проект рассчитан на 1 год и включает в себя три этапа:
подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе я
изучила методику Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры» «Сказка в
музыке», которая заинтересовала своей направленностью на музыкально-
интонационный опыт восприятия высокого искусства в разных видах
музыкальной деятельности. Программу Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г.
«Театр
–
Творчество
–
Дети»,
в
которой
описана
технология
театрализованной
деятельности,
через
которую
совершенствуются
артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образы.
Развивается и обогащается речь детей, что влияет на нравственное и
эстетическое воспитание, способствует музыкальному развитию ребенка и
развитию игры. Познакомила педагогов с содержанием проекта, выпустила
совместно
информационные
буклеты
для
родителей.
С
детьми
просматривали мультфильмы по сказкам, знакомила с разновидностями
театров, учила приемам кукловождения.
На основном этапе с педагогами был проведен круглый стол на тему
«Формы организации театрализованной деятельности», на котором они
познакомились
в
каких
видах
детской
деятельности
используется
музыкально-театрализованная игра.
С детьми проводилась:
вокально-хоровая работа (упражнения на развитие певческого голоса,
дыхания, интонации), работа над чувством ритма и музыкальных
слуховых представлений;
упражнения-этюды на развитие эмоций, мимики, жестов, пластики;
разучивание песен, танцев, диалогов персонажей;
работа над развитием артистических способностей у детей, постановка
драматизаций, миниатюр.
Родители принимали активное участие при изготовлении декораций,
атрибутов,
в
пошиве
костюмов
для
выступлений
по
своей
личной
инициативе. Создали лэпбук о театрах нашего города с фотографиями и
историей.
Заключительным этапом проекта стала постановка мюзикла «Летучий
корабль».
Проект «Золотая маска» направлен на целостное воздействие на личность
ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих
психических процессов; способствует самовыражению личности, создает
условия
для
социализации,
усиливая
адаптационные
способности,
корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости, успешности. А также на выявление одаренных
детей к музыкально-театрализованной деятельности.
Реализуя основную цель проекта «Создать в коллективе обстановку
творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с
детьми по музыкально-театрализованной деятельности» педагоги ДУО
достигли определенных результатов. Повысили качество педагогического
процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к
ребенку. Систематизировали театрализованные игры для формирования
интереса
дошкольников
к
музыкально-театрализованной
деятельности.
Совместно с родителями пополнили атрибутами, костюмами, декорациями в
группах центры по театрализованной деятельности.
Дети увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение
сосредоточиться
и
творчески
мыслить.
Самостоятельно
создают
пластические этюды и танцевальные композиции. Находят яркие тембровые
окраски голоса при исполнении песен. Отражают свои впечатления в
пластике движений. Получают удовольствие от совместной деятельности со
взрослыми, стремятся к ней. Преодолевают трудности, испытывают радость
творчества
в
приобщении
к
миру
музыки
и
театра.
Участвуют
в
инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках.
В результате совместной деятельности воспитателей с детьми и
родителями дошкольного образовательного учреждения, наши дети активно
приобщаются к музыкально-театральной деятельности.
Список использованных документов и источников информации
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2.
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН СП
2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №
28, (далее – СанПиН).
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4.
Приказ Министерст
ва
образования и науки Российской Федерации от
13.08.2013г.
№1014
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования».
5.
Международная Конвенция о правах ребенка.
6.
Равчеева
И.
П.
«Настольная
книга
музыкального
руководителя»/Волгоград: Учитель, 2014.
7.
Радынова О.П., «Музыкальные шедевры: Программа. Настроения,
чувства в музыке» - 2-е изд., перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2016.