Автор: Орлова Анна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №100 Калининского района (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста и деятельности по ее освоению
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС)
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
•
Зона спокойной активности:
«Центр математики и манипулятивных игр», «Уголок уединения», «Центр книги»,
•
Зона средней активности:
«Центр науки и природы», «Центр творчества»;
•
Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр конструирования» «Центр сюжетно-ро-
левой игры»,
Основная часть
Вариативная часть
*
содержание РППС
(пособия, материалы, оборудование)
условия
виды и содержание
деятельности детей
нацио-
нально-
культур-
ный
компонент
компонент
ДОО (регио-
нальный,
климатиче-
ский, приори-
тетное
направление)
ЗОНА СПОКОЙНОЙ АКТИВНОСТИ.
Функциональное назначение: «Центр математики и манипулятивных игр (познавательно-исследовательской деятельности)»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре математики и манипулятивных игр»: «Познавательное развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центр мате-
матики и манипулятивных игр»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
• Самообучающие, или автодидактические игрушки
(различные составные игрушки, которые требуют соот-
несения размеров, форм или цветов разных деталей).
• Геометрические плоскостные фигуры и объемные
формы (шар, куб, круг, квадрат).
1. Недопустимы предметы
из стекла, мелкие игрушки и
предметы диаметром менее
3 см.
• Деятельность по формиро-
ванию представлений о
ярко отличительных при-
знаках и свойствах различ-
ных веществ и материалов.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Лото, домино.
• Предметные и сюжетные картинки, тематические
наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи,
животные, игрушки).
• Картинки с изображением последовательности собы-
тий (например, иллюстрации к сказкам).
• Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходи-
мых в труде.
• Иллюстрации с изображением предметов, используе-
мых детьми в самообслуживании, процессов самообслу-
живания.
• Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
• Предметы и игрушки, различные по цвету и размеру,
форме и размеру.
• Матрешки трех- и четырехсоставные.
• Пирамидки на конусной основе из колец одного раз-
мера, чередующихся в определенной последовательности,
двух или трех цветов, из уменьшающихся по размеру од-
ноцветных колец.
• Напольная пирамида (из 6–7 элементов).
• Сборно-разборные игрушки.
• Пособия на липучках.
1. Недопустимы пред-
меты из стекла, мелкие
игрушки и предметы диа-
метром менее 3 см.
2. Предметы и игрушки
должны быть выполнены
из разного материала
(дерева, пластмассы, ме-
талла, ткани, резины,
меха и др.), иметь разные
размеры, фактуру, цвет,
звучание.
3. Размер предметов дол-
жен быть удобен для ма-
нипулирования.
4. Необходим максималь-
ный уровень размещения
оборудования.
5. Свободный доступ.
6. Располагать игрушки
нужно вблизи света
(окна).
7. Центр требует частич-
ной изоляции.
8. Необходимо наличие
нескольких пособий и иг-
рушек одного наименова-
ния, так как детям это-
• Деятельность по форми-
рованию представлений о
ярко отличительных при-
знаках и свойствах различ-
ных веществ и материалов.
• Игры-занятия по накопле-
нию представлений о
цвете, форме, величине.
• Познавательно-отобрази-
тельная деятельность –
освоение системы орудий-
ных действий, овладение
способами использования
предметов для решения
практических задач.
• Процессуальная игра для
развития у ребенка симво-
лической функции мышле-
ния – деятельность с пред-
метами-заместителями,
неоформленным материа-
лом.
• Деятельность по озна-
комлению и расширению
впечатлений о предметах,
обладающих различными
свойствами и возможно-
стями превращений.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Материал на развитие мелкой моторики кистей рук
(бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные
ви-
ды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии).
• Наборы разрезных картинок (2–4 части).
• Кубики с предметными картинками (2–4 кубика).
• Столик четырех-, пяти-, шестицветный с втулочками
соответствующего цвета.
• Коробки или ящики с отверстиями и соответствую-
щими вкладышами геометрических фигур.
• Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые,
банки с закручивающимися крышками.
• Стержни для нанизывания с цветными кольцами, ша-
рами, катушками, полусферами (5–7 элементов) (8 шт.).
• Набор: грибочки-втулки на стойке (4–6 элементов)
(4 шт.).
• Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)
(6–8 шт.).
• Рамки-вкладыши с геометрическими формами, раз-
ными
по величине, 4 цветов (8 шт.).
• Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) (3 шт.).
• Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета).
• Емкости с крышками разного размера и мелкими пред-
метами разного цвета (для сортировки мелких предметов)
(10 шт.).
• Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия
(неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны,
мишка, играющий на балалайке; танцующая собака; пинг-
вин,
го возраста свойственна
подражательность.
9. Наличие заданий раз-
личной степени сложно-
сти.
10. Сменяемость и напол-
няемость материала по
мере изучения.
11. Обеспечение накопле-
ния представлений о
форме, величине, цвете, о
навыках самообслужива-
ния.
12. Материалы в основ-
ном должны быть пред-
ставлены объектами для
исследования в реальном
действии, яркими и при-
влекательными, вызыва-
ющими интерес ребенка.
Это объекты со специ-
ально выделенными фи-
зическими свойствами
(цвет, форма, величина),
заключающими в себе
возможности освоения
внешних свойств вещей
(в процессе простой груп-
пировки
• Деятельность по озна-
комлению с предметами
быта,
их функциональным назна-
чением.
• Дидактические игры по
сенсорному воспитанию:
«Курочка и цыплята», «До-
мики и флажки», «Огоньки
ночью», «Листочки дере-
вьев», «Апельсин», «Оду-
ванчик и жук на лугу»,
«Елочки и грибочки»,
«Гуси с гусятами» [5]
**
.
• Дидактические игры по
развитию речи: «Поруче-
ния», «Кто что делает?»,
«Какой?», «Что за
форма?», «Отгадай и
назови», «Подбери
перышко», «Кто рассказы-
вает?», «Высоко – низко»,
«Устроим кукле комнату»
[3].
• Дидактические игры на
формирование элементар-
ных математических пред-
ставлений: «Размещение
вкладышей по форме
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
машущий крыльями; скачущая лошадь и пр.). Русские
народные игрушки-забавы (клюющие курочки, медведь-
дровосек; скоморохи и пр.).
• Заводные игрушки-забавы.
• Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами.
• Набор для забивания: молоточек с втулочками.
• Набор шумовых коробочек.
• «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и пр.).
• Клеенчатые полоски различной длины, ширины.
• Игры для интеллектуального и сенсорного развития.
• Парные картинки (мяч большой – мяч маленький; ло-
пата красная – лопата зеленая; ведерки – красное и желтое
и пр.).
• Серии предметных картинок, составленные по прин-
ципу функционального использования предметов: «Что
люди надевают?»; «Для чего нужны тарелки, ложки,
чашки?»; «На чем люди ездят?».
• Настольно-печатные игры разнообразной тематики и
содержания.
• Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в кар-
тинках»:
«Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, иг-
рушки с разнообразными пусковыми механизмами, дет-
ский бинокль, лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка)
со следующими свойствами:
– неопределенные по форме, назначению, незнакомые ре-
бенку;
– оптимальный уровень сложности предмета (оптималь-
ным считается такой уровень сложности, который требует
определенных усилий, приводящих к достижению понят-
ного для ребенка эффекта;
– открывающие богатые возможности для разнообразных
манипуляций.
• Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллю-
страции, игры).
с ориентацией на одно из
свойств, парного соотне-
сения и т. п.), а также воз-
можности освоения про-
стых орудий, опосредую-
щих человеческую дея-
тельность.
13. Необходимы также
простые материалы, отно-
сящиеся к типу образно-
символических, позволя-
ющие расширять круг
представлений ребенка.
14. Материал размещается
мозаично, в нескольких
местах, чтобы дети не ме-
шали друг другу.
15. Объекты для исследо-
вания и образно-символи-
ческий материал воспита-
тель располагает в поле
зрения детей (непосред-
ственно перед началом са-
мостоятельной деятельно-
сти детей)
и величине», «Сделаем
бусы для куклы», «Нанизы-
вание больших и малень-
ких бусин», «Нанизывание
бусин разной формы» [2].
• Театрализованные игры-
ситуации: «Солнечные зай-
чики» (материал: зеркало,
набор картинок для театра:
солнышко освещает по-
лянку, на которой спит се-
рый зайчик; серый зайчик
радуется солнышку, зай-
чики играют) [4, с. 82];
«Карусели» (материал:
столбик или шест, установ-
ленный на полу верти-
кально, к верхушке кото-
рого привязаны длинные
ленты), игрушки-зверята
(лев, черепаха, лошадки),
платочки [4, с. 42]
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Фланелеграф.
• Мягконабивные игрушки из разных тканей, запол-
ненные различными материалами (крупами, бумагой, лос-
кутками и пр.)
– Инструменты домашнего мастера. М.: Мозаика-Синтез,
2005.
– Водный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Автомобильный транспорт. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Бытовая техника. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Посуда. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – Мой дом. М.: Моза-
ика-Синтез, 2005.
ЗОНА СПОКОЙНОЙ АКТИВНОСТИ.
Функциональное назначение: Центр грамоты и письма («Центр книги»)
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я
о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре книги»: «Речевое развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре книги»:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
• Детские книги: произведения русского фольклора: ча-
стушки, потешки, песенки; народные сказки о животных,
произведения русской и зарубежной классики, рассказы,
сказки, стихи современных авторов. 3–4 экземпляра одина-
ковых по содержанию книг (по программе, любимые
детьми) в толстом переплете, к ним по содержанию сю-
жета игрушки для обыгрывания, например: произведения
про мишку, рядом с книжкой ставится игрушечный мишка.
• Картинки на фланелеграфе.
1. Периодическая сменя-
емость художественных
произведений в зависимо-
сти от сезонных измене-
ний, тематических празд-
ников.
2. Размещать около источ-
ника света (окна).
3. Вечером обеспечивать
дополнительное освеще-
ние.
• Игры-инсценировки:
– «Калачи из печи» (игру-
шечная курочка); убран-
ство для русской избы –
половички, печь, горшок,
противень, калачи, ба-
ранки; русский народный
костюм) [4, с. 66];
– «Стоит в поле теремок»
(русский народный ко-
стюм; убранство в русском
народном стиле –
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
•
• Иллюстрации к детским произведениям (ламиниро-
ванные), игрушки, изображающие сказочных персона-
жей.
• Иллюстрации по обобщающим понятиям.
• Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Се-
зоны», «Семья», «Животные», «Птицы».
• Сюжетные картинки.
• Выставка: книги одного автора или одного произведе-
ния в иллюстрациях разных художников.
• Литературные игры, игры с грамматическим содержа-
нием. Иллюстрации, изображающие взрослых людей и
детей, их действия по отношению друг к другу (кормят,
одевают, заботятся).
• Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоци-
ональным состоянием (смех, слезы, радость).
• Фото детей и родителей (проявление заботы родите-
лей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей
друг к другу).
• Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка
играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге,
мальчик играет с машинкой).
• Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь
группы
и детского сада.
• Система зеркал разной величины и формы.
• Кукла-мальчик (рубашка, штанишки), кукла-девочка
(платье или кофточка и юбочка).
• Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек
(сумочка модницы).
• Игры для мальчиков и девочек.
• Сюжетные картины (работа врача, парикмахера, по-
вара, дворника, шофера, маляра, продавца и пр.).
• Наглядный материал и игрушки, способствующие
развитию толерантности (картинки и куклы:
4. Располагать вдали от
шума..
5. Каждая книга в 2–5 эк-
земплярах, так как детям
свойственна подражатель-
ность.1. Зеркала располага-
ются
на небольшом расстоянии
от пола, чтобы дети могли
увидеть себя в полный
рост.
2. В изголовье кроватки
можно закрепить фото род-
ных для поддержания эмо-
ционально-психологиче-
ского комфорта.
3. Необходимо предусмот-
реть наличие одинаковых
материалов, чтобы дети
могли подражать друг
другу в действиях с мате-
риалами и пособиями и не
ссорились из-за них.
4. Обеспечение свободного
доступа к материалам.
5. У малышей быстро про-
падает интерес к одному и
тому же пособию и матери-
алу, поэтому все имеющи-
еся пособия нежелательно
держать в
лавочки, самовар, ска-
терть и др.; фигурки
настольного театра:
мышка, лягушка, зайка,
лисичка, волк, медведь)
[4, с. 52];
– по мотивам потешки
«Бежала лесочком лиса с
кузо-• Игры-ситуации:
«Водичка, умой мое ли-
чико» [4,
с. 91]; «Котик просту-
дился» (игрушечный ко-
тик) [4, с. 72]; «Мама со-
гревает»
(картинка с изображением
зайчихи с зайчатами; ша-
почки зайцев; игрушеч-
ные зайчиха и волк) [4, с.
73].
• Дидактические игры:
«Плакать не надо» (иг-
рушки «Филя» и
«Хрюша» либо другие
знакомые детям игровые
персонажи, машина, игру-
шечные молоточки) [4, с.
105]; «Ухаживаем за обу-
вью» (кукла, мишка, иг-
рушечная обувь) [4, с. 106];
«Поручения» (картинка с
изображением плачущего
мальчика,
Продолжение табл.
.
1
2
3
4
5
изображающие представителей разных рас и националь-
ностей;
– изображающие больных детей и животных).
• Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых
групповой комнате, лучше
вносить их постепенно, по
очереди
игрушечная обувь) [4, с.
107]; «Две руки» [4, с.
107].
• Игры-инсценировки
(«Кукла Нина принимает
гостей», «Кукла Нина ло-
жится спать» и т. п.).
• Деятельность по фор-
мированию представле-
ний о себе
ЗОНА СПОКОЙНОЙ АКТИВНОСТИ.
Функциональное назначение: «Уголок уединения»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Уголке уединения»: «Социально-коммуникативное развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Уголке уеди-
нения»: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
• Отгороженный ширмой или занавеской уголок ком-
наты или домик, рассчитанный на 1–2 детей.
• Стул или пуфик.
• Книги.
• Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки
1. Определенная изолиро-
ванность от остальных цен-
тров.
2. Спокойный музыкаль-
ный фон (по возможности
и желанию ребенка)
Спокойная деятельность
на выбор ребенка: рас-
сматривание иллюстра-
ций в книгах, слушание
музыки, складывание раз-
резных картинок, мозаики
и пр.
• Диван, кресла.
• Журнальный столик.
• Торшер.
• Семейные фотоальбомы.
• Любимые детские игрушки
1. Создание атмосферы се-
мейного комфорта.
2. Возможность проведе-
ния в этой зоне «посиде-
лок» с родителями, вклю-
чение родителей в педпро-
цесс
Различные виды совмест-
ной деятельности воспи-
тывающих взрослых (пе-
дагогов, родителей) и де-
тей: беседы, рассматрива-
ние альбомов, слуша-
ние.музыки, чаепите и др.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
Тематические дидактические уголки: «Кораблик», «Теремок», «Поезд» и пр., создаваемые педагогом по мере необходимости
Обеспечение каждому ребенку личного пространства, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые
домашние игрушки (индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики..,)
ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ
Функциональное назначение: «Центр науки»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре науки»: «Познавательное развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре воды
и песка»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, до-
щечки, металлические предметы, предметы из резины,
пластмассы и т. д.), различные формочки; рыбки, чере-
пашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров
(надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
• Набор для экспериментирования с песком: стол-песоч-
ница, формочки разной конфигурации, емкости разного раз-
мера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведерки, иг-
рушки
1. Соответствующая вы-
сота размещения обору-
дования.
2. Располагается рядом с
водой
1. Игры-опыты с водой:
«Узнаем, какая вода»,
«Налей и отмерь», «Игра с
мыльной пеной», «Тонет
или плавает».
2. Игра-ситуация «Плывут
кораблики» (материал: бу-
мажные кораблики, ем-
кость с водой, шапочки
матросов) [4, с. 83]
• Камни, земля, глина, снег.
• Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хра-
нения.
• Стол с клеенкой.
• Подносы.
• Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу де-
тей.
• Пластичные материалы, интересные для исследования
и наблюдения предметы.
• Формочки для изготовления цветных льдинок.
1. Размещается по-
дальше от игровых зон.
2. Деятельность осу-
ществляется под руко-
водством воспитателя.
3. Стеклянный материал
размещается в закрытом
шкафу, а пластмассовый
• Экспериментирование
с зеркалом, магнитом,
электрическим фонариком
(пускание солнечных зай-
чиков, прикладывание маг-
нита к игрушкам из раз-
личных материалов, осве-
щение фонариком различ-
ных предметов).
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
– в открытом и предна-
зна- чается для самостоя-
тельного пользования де-
тей
4.Располагается вблизи
источника света.
ЛАБОРАТОРИЯ
Материалы для пересыпания и переливания (пустые
пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, мака-
роны)Трубочки для продувания, просовывания.
• Игрушки со светозвуковым эффектом.
• Волшебный мешочек.
• Мыльные пузыри.•
Маленькие зеркала.
• Магниты.
Электрические фонарики
.5. Лаборатория для детей
младшего возраста содер-
жит материал для прове-
дения опытов без прибо-
ров чается для самостоя-
тельного пользования де-
тей.
• Игры на установление
физических
• Дидактическая кукла с набором одежды по временам
года.
• Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки,
лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.).
• Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу».
• Коллекции камней, ракушек, семян.
• Игротека экологических развивающих игр.
• Библиотека познавательной природоведческой литера-
туры.
• Картины-пейзажи по времени года.
2. Свободный доступ к
объектам и материалам.
3. Подбираются растения,
не требующие для содер-
жания много времени и
сложного оборудования.
4. Растения размещают
• Дидактические игры:
«Что растет на огороде»
(муляжи и (или) картинки с
изображением овощей)
[4, с. 97]; «Овощной мага-
зин» [4, с. 101], «Кто за ел-
кой» [4, с. 96]; «Найди, что
покажу», «Найди, что
назову», «Угадай, что в
руке», «Угадай, что съел»,
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• ПРИРОДА
Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бего-
ния.
• Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус,
бальзамин.
• Реалистические игрушки-животные из папье-маше и
озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.).
• Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь,
яблоко).
• Календарь погоды.
• Календарь природы.
• Материал для развития трудовых навыков (лейки для
полива комнатных растений, маленькие деревянные ло-
патки для уборки снега, пластмассовые ведерки).
• Зеленый огород (выращивание корма для животных).
• Иллюстрации, изображающие необходимые условия
для роста и развития растений и животных.
• Иллюстрации растений различных мест произраста-
ния
(комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка):
кустов, деревьев, трав.
• Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аква-
риумных рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров,
лягушек.
• Растения, характерные для времен года.
• Серии картин среднего размера «Животные и их дете-
ныши» (собака со щенком; кошка с котятами; корова с те-
ленком; лошадь с жеребенком; коза с козленком; овца с
ягненком; курица с цыплятами; утка с утятами).
по принципу тене- и
солнцелюбия.
5. Пособия должны обес-
печивать максимальный
для данного возраста раз-
вивающий эффект.
6. Крупномасштабные по-
собия можно размещать
на обратной стороне ме-
бели при ее нетрадицион-
ном размещении.
7. Целесообразно разде-
лить весь материал на не-
сколько функционально
равнозначных комплек-
тов и периодически в те-
чение года менять их,
чтобы вызывать у детей
интерес к новым или не-
много забытым материа-
лам.
8. Необходимы возмож-
ности для создания ситуа-
ций активного поиска
«Найди, о чем расскажу»,
«Опиши, что угадаю»,
«Чьи детки», «Хохлатка»
[6].
• Игры-ситуации: «На
нашем дворе» (элементы
костюма бабушки; иг-
рушки бычка и курочки)
[4, с. 38]; «Солнышко
встает» (наглядное пособие
«Солнышко») [4, с. 39];
«Цветочная полянка» (ша-
почки полевых цветов –
ромашек, лютиков, василь-
ков и др.; фланелеграф и
картинки для фланеле-
графа – солнышко, пету-
шок) [4, с. 40]; «Вот поезд
наш едет» (костюм ба-
бушки, Весна (кукла), ко-
тик (игрушка); букет ве-
сенних цветов) [4, с. 75];
«Капают капели» (набор
картинок для театра на
фланелеграфе: сосульки на
крыше; большая сосулька,
висящая на крыше сбоку;
сосулька плачет) [4, с. 77].
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое
изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь,
белка, еж и пр.).
• Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы
по картинкам»:
– Зима. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Осень. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Весна. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Лето. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Родная природа. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– В деревне. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Времена года. М.: Мозаика-Синтез, 2005
• Игры-инсценировки:
«Что растет на грядке»
(шапочки овощей: лука, ка-
пусты, редиски и др.; зай-
чик
(мягкая игрушка) [4, с. 43];
«Листики в садочке» (осен-
ние листья – большой жел-
тый лист – папа, поменьше
красный – мама, малень-
кий зеленый лист – сынок)
[4, с. 45]
ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ
Функциональное назначение: «Центр творчества»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре творчества»: «Художественно-эстетическое развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре ИЗО-
деятельности»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
• Произведения народного искусства: глиняные иг-
рушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная
посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или
фотографиями произведений декоративно-прикладного
искусства.
• Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по
теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и
той теме, которую дети уже освоили.
• Скульптура малых форм, изображающая животных.
1. Высота размещения:
рост ребенка + согнутая в
локте рука.
2. Располагать вблизи
окна и воды.
3. Соседствует со «спо-
койной зоной» деятельно-
сти детей.
• «Намотаем клубок ниток
и подберем клубки по
цвету» (карандаши, кор-
зины, мячики красного и
зеленого цветов) [1, с. 108];
«Пошел дождик» [1, с.
109]; «Украсим ковер для
бабушки» [1, с. 109];
«Нарядное деревце» [1, с.
В разных
регионах
экспози-
ции жи-
вописи и
декора-
тивно-
приклад-
ного ис-
кусства
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо
форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
4. Все экспозиции картин
и репродукций распола-
гают на такой высоте,
чтобы дети могли увидеть
110]; «Рукавичка для
мишки» [1, с. 111];
Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев,
картон.
•
и рассмотреть их; кар-
тины не должны быть
«Найди такую же кар-
тинку, рисунок, цвет, ка-
рандаш»; «Неваляшки –
могут от-
ражать
местный
и нацио-
• Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 ос-
новных цветов).
Портреты писателей и поэтов
• Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), под-
ставка под кисти.
• Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисова-
ния мелом.
• Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду,
30
30 см для вытирания рук во время лепки.
• Специальное самостирающееся устройство или вос-
ковые доски с палочкой для рисования.
• Фартуки и нарукавники для детей.
• Светлая магнитная доска для рисунков детей (вы-
ставка), магнитные кнопки.
• Емкости для промывания ворса кисти от краски.
• Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для
осушения кисти после промывания и приклеивания гото-
вых форм.
• Готовые формы для выкладывания и наклеивания.
• Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, жи-
вотных объектов.
• Щетинные кисти для клея, розетки для клея.
6. Наличие 3–4 книг:
одна-две новые книги,
остальные знакомы детям
(о животных, о природе,
сказки, книги к тематиче-
ским праздникам)гро-
моздкими и «тяжелыми»
для восприятия, они
должны быть выполнены
в техниках и жанрах, да-
ющих детям представле-
ния о различных графиче-
ских языках.
5. Наличие в группе мно-
жества привлекательных,
разнообразных и очень
простых в использовании
материалов для изобрази-
тельной деятельности
яркие рубашки»; «Найди
такую вочком».
• Рассматривание иллю-
страций в книгах же со-
сульку»; «Подбери посуду
к чаю»; «Найди такую же
тарелку (чашку)» (по
цвету, размеру), «Украсим
тарелочку».
• Игровые упражнения на
развитие мелкой моторики:
«Выложи узор из сосулек»,
«Солнышко».
• Различные виды продук-
тивной деятельности
колорит
той или
иной
куль-
туры,
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узо-
ров. • Пластины, на которые дети кладут фигуры для
намазывания клеем
ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ
Функциональное назначение: «Центр двигательной активности», или «Физкультурно-оздоровительный центр»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре двигательной активности»: «Физическое развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двига-
тельной активности»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
• Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равнове-
сия: валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр
30 см); коврики, дорожки массажные со следочками (для
профилактики плоскостопия) 180
40 см; горка детская;
шнур длинный; мешочки с песком.
• Оборудование для прыжков: мини-мат (длина 60 см,
ширина 60 см, высота 7 см); куб деревянный малый
(ребро 15–30 см); обруч плоский, цветной (диаметр 40–50
см); палка гимнастическая, длинная (длина 150 см, сече-
ние
3 см); шнур короткий, плетеный (длина 75 см).
• Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина
для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10–15 см);
мяч-шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр
54–65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).
• Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стре-
мянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80–85 см);
лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания
(складирующиеся один в другой).
• Оборудование для общеразвивающих упражнений:
мяч массажный (диаметр 6–8 см); мяч резиновый (диаметр
20–25 см); обруч плоский (диаметр 20–25 см); палка гим-
1. Периодическая сменя-
емость пособий.
2. Свободное простран-
ство для двигательной де-
ятельности.
3. Максимальный уровень
размещения пособий.
4. Расположение вдали от
«зоны» малой активно-
сти.
5. Рациональное сочета-
ние пособий и движений,
отсутствие однообразия.
6. Некоторые мелкие по-
собия (резиновые кольца,
шарики, массажные мячи
и т. д.) расположить на
подвесной полке так,
чтобы ребенок с пола не
мог
• Подвижные игры:
«Кошки-мышки» [4, с. 94];
«Мы солдаты» [4, с. 95];
«Достань морковку» [4, с.
95]; «Беги к тому, что
назову», «Огуречик», «Ве-
тер и листочки», «По ров-
ненькой дорожке», «Обезь-
янки-шалунишки», «У мед-
ведя во бору», «С миш-
кой», «Зайка беленький си-
дит», «Кто быстрее добе-
жит до стульчика»,
«Пройди по дорожке»,
«Веселые колокольчики»,
«Поезд», «Автомобили» ,
«Самолеты», «Мы едем,
едем, едем», «Воробушки и
автомобиль», «Дед Мо-
роз», «1, 2, 3 – снежинки,
лети!», «Снежки», «Ло-
шадки бегут по снегу»,
«Лохма-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
настическая короткая (длина 60–80 см); колечко с лентой
(диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (диаметр 5–6 см);
кольцо резиновое большое (диаметр 18 см).
• Нестандартное оборудование. • Атрибутика к по-
движным играм (шапочки, медальоны).
• Гимнастическая скамейка, бревно.
• Разнообразные игрушки, стимулирующие двигатель-
ную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики,
кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.
• Сухой бассейн.
• Плоскостные дорожки, ребристая доска.
• Набивные мешочки для бросания.
• Дуги, кегли, воротца.
• Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком
(упражнения выполняются только под контролем взрос-
лого) • Игрушки-качалки.
• Массажеры механические, диски здоровья.
• Мягкие легкие модули, туннели.
• Разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие
поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и
теннисные
их достать. Под полкой
следует поставить устой-
чивый ящик или куб (вы-
сотой 10–15 см), на кото-
рый можно встать, чтобы
взять интересующий
предмет.
7. С целью увеличения
двигательной активности
детей любимые игрушки
(зайчика, мишку, ли-
сичку) целесообразно
расставлять на крупных
пособиях (гимнастиче-
ской лесенке и т. д.).
8. Мелкие пособия нужно
держать в открытых ящи-
ках так, чтобы дети могли
свободно ими пользо-
ваться
тый пес», «Кошка с котя-
тами», «Курочка-хох-
латка», «Цыплята и со-
бачка», Пузырь», «Огур-
чик, огуречик», «Заинька,
зайка», «Заинька, выйди в
сад», «Карусели».
• Дидактические игры:
«Догони мяч», «По тро-
пинке», «Через ручеек»,
«Кто тише», «Перешагни
через палку», «Поезд»,
«Самолеты», «Доползи до
погремушки», «Не наступи
на линию», «Прокати мяч»,
«Мяч в кругу», «Лови
мяч», «Целься вернее» [1]
ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ
Функциональное назначение: «Центр конструирования (конструктивной деятельности)»
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре конструирования»: «Познавательное развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре кон-
струирования»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое раз-
витие»
• Конструкторы разного размера.
• Мягкие (поролоновые) крупные модули.
1. Определить свободное
пространство для
• Игры-ситуации:
«Стройка» (строительный
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы ди-
ких и домашних животных и их детенышей, птиц («Зоо-
парк», «Птичий двор»), рыбок, игрушечных насекомых,
людей и т. д.
• Схемы построек.
• Игрушки бытовой тематики.
• Природный и разнообразный полифункциональный
материал: шишки, бруски и т. д.
• Крупные объемные геометрические формы.
• Строительный материал из коробок разной величины.
• Напольный конструктор (крупный строительный ма-
териал из дерева), к нему для обыгрывания крупные
транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): ав-
томобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассо-
вые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паро-
возы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д.
• Настольный конструктор (мелкий строительный мате-
риал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транс-
портные игрушки, сюжетные фигурки
сооружений из крупного
«строителя».
2. Располагать вблизи
Центра сюжетно-ролевых
игр, для того чтобы мож-
но было использовать по-
стройки в играх.
3. Компоновать в коробку
геометрические формы
вместе с материалами для
обыгрывания.
4. Крупный строительный
материал лучше разло-
жить на стеллажах, на
низко подвешенных пол-
ках, рядом с ковром. Под
полками или рядом с
ними расставляются ма-
шины.
5. Весь строительный ма-
териал раскладывается по
цвету и форме, для того
чтобы дети могли быстро
отбирать необходимые
детали и при уборке
упражняться в их класси-
фикации.
материал, игрушечные ма-
шины)
[4, с. 90]; «Лесенка для бе-
лочки» (игрушечная бе-
лочка, кубики, кирпичики)
[4, с. 112]; «Построим дом
для мишки и зайчика»
(игрушечные мишка и зай-
чик, кирпичики, призмы)
[4, с. 111]; «Строим дом»
(строительный материал:
кубики, кирпичики, ма-
шины) [4, с. 101].
• Игры со строительным
материалом:
– постройка помещений,
архитектурных сооруже-
ний (дома, башенки, га-
ражи, заборы, сараи);
– постройка путей сообще-
ния (мосты, железные и
шоссейные дороги, трам-
вайные пути);
– постройка транспортных
средств (машины, трамваи,
корабли, самолеты).
Роли: строитель, водитель,
шофер, летчик, капитан.
Основные игровые дей-
ствия: строить мост –
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
Игровой центр с крупными мягкими конструкциями
(блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения иг-
рового пространства
6. Конструкторы лучше
разместить в открытых
коробках или корзинках,
что позволяет детям рабо-
тать как за столом, так и
на ковре
возить по нему грузы;
строить самолет – «лететь»
на нем
ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ
Функциональное помещение «Центр Сюжетно-ролевой игры:
В е д у щ а я (приоритетная, основная) о б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь п р о г р а м м ы , реализуемая в различных видах деятельности в
«Центре Сюжетно-ролевой игры»: «Социально-коммуникативное развитие».
И н т е г р и р у е м ы е о б р а з о в а т е л ь н ы е о б л а с т и п р о г р а м м ы , реализуемые в различных видах деятельности в «Центре ряже-
нья»: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
• «Ряженье»
Одежда для ряженья (для надевания на себя) – узорчатые
цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки,
кофточки, ленты, косынки и т. д.
• Стойка, плечики для одежды, сундучок, расписанный в
народном стиле.
• Зеркало (в рост или в полроста ребенка).
• Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-
эмблемы на ободочках.
• Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и
здоровья ребенка) материалов
1. Рядом «Ряженьем» ра-
ционально расположить
театр, и тематический
набор «Парикмахерская».
2. Необходимы эстетич-
ность и разнообразие ко-
стюмов для ряжения
• Деятельность по разви-
тию самостоятельности,
навыков самообслужива-
ния
(раздевания-одевания).
• Театрализованная дея-
тельность, игровые импро-
визации.
• Деятельность по форми-
рованию представлений о
полоролевых отличиях
мальчиков и девочек
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• ИГРА
Сюжетные игрушки, изображающие животных и их дете-
нышей.
• Игрушки транспортные (тележки, машины разных раз-
меров и назначения).
• Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
• Предметы-заместители (счетные палочки вместо ло-
жек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).
• Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ро-
левым, отображающим простые жизненные ситуации и
действия (например, «Шофер»).
• Игрушки, специально предназначенные для разви-
тия разнообразных предметных действий.
• Игрушки-животные, стилизованные под куклу и ими-
тирующие ребенка (слон в фартуке, свинья в платье,
мишка в штанишках, собака в шапочке и фартуке и т. п.).
• Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная
всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, ис-
пользуемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носо-
вые платки, бусы, ленты, броши и пр.).
• Куклы, изображающие представителей различных
профессий (клоун, врач, солдат и др.).
• Куклы, изображающие представителей разных наро-
дов
(имеющих характерные черты лица, цвет кожи, одежду).
• Русские народные дидактические игрушки и иг-
рушки, выполненные в народном стиле (кольца большого
размера, матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).
• Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-
гремушки, коляски и тележки; автомобили (15–20 см) и
пр.).
1. Использование приема
одушевления кукол в ку-
кольном уголке (куколь-
ной семье) (каждая кукла
имеет имя, свой характер,
гардероб).
2. Для накопления опыта
игровых действий ис-
пользование действий по
впечатлениям от сказок,
книг, иллюстраций, бе-
сед.
3. Организация наблюде-
ний и целевых прогулок,
способствующих возник-
новению самостоятель-
ных игр детей (наблюде-
ние за машинами [4, с. 29];
за рыбками [4, с. 30]; за
работой помощника вос-
питателя [4, с. 31]; за фур-
гоном [4, с. 32]; экскурсия
на огород [4, с. 32]; экс-
курсия по детскому саду
(в медицинский кабинет)
[4, с. 34]).
4. Размещение игрушек
по тематическому прин-
ципу.
Примерная тематика сю-
жетных игр-ситуаций
(набор игровых действий и
сюжетов):
• Игры с куклами:
– кормление кукол;
– купание;
– укладывание спать;
– куклы одеваются на про-
гулку;
– куклы на прогулке;
– обед для кукол;
– кукла заболела;
– комната для куклы;
– куклы идут в детский
сад;
– куклы отдыхают (смот-
рят телевизор, читают, слу-
шают музыку, идут в
гости, на праздник, едут на
дачу, на море).
Роли: мама (папа), ребенок
(дочка, сын).
Основные игровые дей-
ствия: кормить куклу – ку-
пать; купать – укладывать
спать; укладывать спать –
петь колыбельную; гото-
вить кукле обед – кормить;
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Многофункциональные ширмы.
• Модули-макеты игрового пространства.
• Большие и маленькие коробки с прорезями в виде
окон,
из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.
• Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных
игр – приготовления еды, купания игрушек, игры в боль-
ницуи т. д.
Кукольный уголок: гостиная – комната (для игровых
действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая
мебель, можно средних размеров модули для детей. Атри-
бутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и
чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пласт-
массовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из
сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы
и т. п. Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирую-
щие ребенка 2–3 лет (40–50 см), с подвижными частями
тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца
(голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо харак-
терной для одежды человека деталью (бант, кепи, фартук).
Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол. Гости-
ную можно совместить или расположить рядом с уголком
«Ряженья».
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кро-
ватки разных размеров (3–4) с постельными принадлежно-
стями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло,
пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало – 3–4
набора), люлька-качалка с постельными принадлежно-
стями для
5. Все игрушки должны
находиться в свободном
доступе.
6. Необходимо включать
игровых персонажей в ре-
жимные моменты (дети
вместе с куклой или миш-
кой едят, спят, одеваются
на прогулку).
7. Чем меньше дети, тем
крупнее мебель для кукол
и другое оборудование.
8. Располагать вблизи
«Центра конструирова-
ния», чтобы иметь воз-
можность использовать
постройки в игре.
9. Использовать в «Цен-
тре игры» разные виды
игрушек:
– реалистические, воспро-
изводящие облик людей,
животных, черты реаль-
ных предметов (напри-
мер, плита, представляю-
щая собой уменьшенную
одевать куклу на прогулку
– гулять с ней.
• Игры с машинами и дру-
гим транспортом:
– машина едет по улице;
– мойка машины;
– ремонт машины;
– заправка машины;
– легковая машина везет
гостя; катает друзей;
– грузовая машина везет
грузы (на стройку, в гараж,
домой);
– подъемный кран работает
на стройке;
– трактор работает в поле;
– самосвал выгружает кир-
пичи, песок и т. д.;
– продуктовая машина ве-
зет продукты (в магазин,
больницу);
– автобус везет пассажи-
ров.
Роли: шофер, пассажир;
работник бензозаправки;
летчик, машинист, капи-
тан.
Основные игровые
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с
комплектами постельного белья, пеленки для кукол-мла-
денцев, одежда для кукол – мальчиков, девочек, наборы
зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный
стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, хо-
лодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней
посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.,
набор овощей и фруктов (из папье-маше).
Ванная комната (для игровых действий, игры с кук-
лами):ванна с душем или ванночка для купания кукол, та-
зик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (дере-
вянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки,
веревка
(не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок
для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.
Прачечная: гладильная доска, утюжки.
Парикмахерская (для игровых действий, игры с кук-
лами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фа-
неры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахер-
ских
(зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игро-
вые модули.
Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров
из пластика, картона, таблички с наборами продуктов,
овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот;
наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры,
объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи
– продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из
раз-
копию настоящей плиты,
у которой открывается
духовка, поворачиваются
ручки);
– прототипические –
условно воспроизводя-
щие детали предметов
(плита, у которой лишь
обозначены конфорки,
духовка, ручки, с кото-
рыми нельзя манипулиро-
вать);
– предметы-заместители,
не имеющие сходства с
реальными вещами, но
удобные для использова-
ния
в условном значении.
10. Игрушки – предметы
оперирования (посуда, по-
стельные принадлежно-
сти, муляжи овощей
и т. д.) для детей от 2 до 3
лет должны быть до-
вольно крупными (сораз-
мерными самому ребенку
или большой кукле) и го-
товыми к использованию.
действия: машину нагру-
жают грузом – машина ве-
зет груз; пассажиры входят
в автобус – выходят из ав-
тобуса на остановках; ма-
шину осматривают – ре-
монтируют; подъемный
кран привозит плиты – под-
нимает – опускает; самолет
летит – приземляется; ма-
шина заводится – едет; ма-
шину моют из шланга –
вытирают.
• Игры с игрушечными
животными:
– уход за животными:
кормление, прогулка, купа-
ние, лечение;
– цирк зверей.
Роли: артист, дрессиров-
щик, помощник дрессиров-
щика.
Основные игровые дей-
ствия: показывать прыжки
зверей через предметы
(бег по кругу) – кланяться
зрителям; кормить живот-
ных – мыть их; показывать
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
ных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые,
плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.).
Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с
символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, тер-
мометр, можно тематический набор.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный
ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг
11. Игрушки – маркеры
условного пространства
(кукольный стол, кровать,
плита и т. д.) также
должны быть прототипи-
ческими, крупными и го-
товыми к использованию.
12. Игрушки-персонажи
должны представлять со-
бой прототипические по
облику игрушки, крупные
и средние по размерам
(крупная – 35–50 см,
средняя – от 10 до 30 см,
мелкая – от 5 до 10 см).
Прототипичность куклы
заключается в том, что
основные черты челове-
ческого существа даются
в наиболее общем виде.
13. Существенным требо-
ванием к кукле является
возможность придавать
ей соответствующие
функциональные позы:
она должна «уметь» ме-
нять
концерт.
• Игры в магазин:
– овощной магазин;
– хлебный магазин;
– мясной, колбасный;
– бочка с квасом;
– магазин одежды;
– обувной магазин;
– мебельный магазин.
Роли: покупатель, прода-
вец, подсобный рабочий,
шофер.
Основные игровые дей-
ствия: привозить товар –
разгружать; взвешивать на
весах – продавать; резать
продукты ножом – взвеши-
вать на весах; покупать то-
вар.
• Игры в больницу:
– прием в кабинете врача;
– работа процедурного ка-
бинета (прививки);
– аптека.
Роли: врач, больной, мед-
сестра, фармацевт.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
положение – стоять, си-
деть, лежать, ее можно
взять за ручку и «вести»
рядом с собой.
14. Мягкие игрушки-пер-
сонажи – подобия жи-
вотных. Как и куклы,
должны быть прототипи-
ческими: иметь в своем
облике обобщенные,
наиболее выразительные
черты того или иного жи-
вотного, делая его для ре-
бенка узнаваемым
(мишка, зайчик, собачка и
пр.). Условность мягких
игрушек-животных за-
ключается еще и в том,
что, имея облик реаль-
ного животного, они ан-
тропоморфны – имеют
строение человеческого
тела (игрушку можно, как
куклу, усадить за стол,
уложить
в кроватку, водить за
лапу-ручку).
15. В качестве заместите-
Основные игровые дей-
ствия: осматривать боль-
ного (слушать, ставить тер-
мометр) – лечить (давать
лекарство, лечить уши, де-
лать уколы).
• Игры в деревню:
– обитатели бабушкиного
двора (домашние живот-
ные);
– бабушкин огород;
– бабушкин сад.
Роли: бабушка, ребенок,
домашние животные.
Основные игровые дей-
ствия: ехать в автобусе –
выходить на остановке;
кормить животное – гулять
с ним; копать лопаткой.
• Игры в мастерскую:
– ремонт машин и механиз-
мов (телевизоров, холо-
дильников);
– ремонт одежды, обуви;
– изготовление инструмен-
тов, приспособлений (зам-
ков, ключей).
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
лей можно также исполь-
зовать элементы кон-
структоров, строительных
наборов, дидактических
материалов, которые име-
ются в группе для про-
дук-тивной и исследова-
тельской деятельности
детей.
16. Игровые материалы
размещаются в низких по
высоте стеллажах, пласт-
массовых емкостях, пере-
движных ящиках на коле-
сиках, вдвигающихся в
нижние открытые полки
шкафов, и т. п. Все мате-
риалы, находящиеся в
поле зрения, должны
быть доступны детям.
17. Одна и та же игровая
ситуация может по-раз-
ному осуществляться в
течение года.
18. Для побуждения ре-
бенка к интересным и по-
лезным действиям объ-
единять 2–3 предмета в
подсказывающую игро-
вую ситуацию
Роли: мастер, клиент.
Основные игровые дей-
ствия: привозить в ремонт
– ремонтировать (стучать,
шить, включать).
• Игры в парикмахерскую:
– стрижка волос;
– прически;
– маникюр.
Роли: мастер (например,
по маникюру, парикмахер).
Основные игровые дей-
ствия: мыть голову шампу-
нем – вытирать; причесы-
ваться – смотреться в зер-
кало; стричь; красить
ногти.
• Игры в почту:
– отправление посылок;
– почтальон разносит
письма и телеграммы.
Роли: почтальон, работ-
ники почты, клиенты.
Основные игровые дей-
ствия: писать письма – от-
носить на почту; получать
письма – читать; прино-
сить почту – раздавать
письма
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
ТЕАТР
• Разные виды театра: настольный, с ширмой, на фланеле-
графе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая»
рука, пальчиковый, ложковый.
• Игрушки-забавы.
• Маски, шапочки.
• Декорации, театральные атрибуты.
• Ширмы.
• Фланелеграф.
• Домик (избушка) для показа фольклорных произведе-
ний.
• Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картин-
ках»: Герои сказок. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
• Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по
картинкам»:
– Колобок. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Репка. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Теремок. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
– Курочка Ряба. М.: Мозаика-Синтез, 2005
1. В группе раннего воз-
раста сказки-спектакли
ставятся взрослым («те-
атр одного актера», то
есть воспитателя).
2. . Безопасность пособий
и оборудования.
3. Соответствие пособий
и оборудования возрасту
детей и программе
Игры-импровизации, игры-
драматизации, инсцени-
ровки, игры-ситуации,
включающие в себя раз-
личные виды театрализо-
ванной деятельности детей
[4, с. 36]: «Напечем пирож-
ков» [4, с. 41]; «Выходили
утята на лужок» [4, с. 46];
«Веселый автобус» [4, с. 47];
«Коза рогатая» [4, с. 49];
«В гостях у кукол» [4, с.
55]; «Лошадки бегут по
снегу»
[4, с. 57]; «Хлопья снеж-
ные кружат» [4, с. 58];
«Звери встречают Новый
год»
[4, с. 59]; «Шишечки» [4,
с. 62]; «Катание на санках»
[4, с. 63]; «На лесной тро-
пинке» [4, с. 64]; «Метели
зашумели» [4, с. 69]
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• МУЗЫКА
Игрушки – музыкальные инструменты (бубен, коло-
кольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, ду-
дочка, мерлитон, металлофон, свистульки, кастаньеты, де-
ревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка-бала-
лаечка, балалаечка, гармошечка, игрушечный рояль и пр.).
• Картинки к песням, исполняемым на музыкальных за-
нятиях.
• Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные мо-
лоточки, шарманки, шумелки, стучалки.
• Магнитофон.
• Неозвученные музыкальные инструменты.
• Народные игрушки.
• Звучащие игрушки, контрастные по тембру и харак-
теру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые
пищалки).
• В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классиче-
ских музыкальных произведений, произведений народной
музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи зву-
ков природы.
• Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных
инструментов.
1. Групповая комната,
спальня могут быть
оформлены звуковым ди-
зайном, например, запи-
сями колыбельных песен,
плеска воды, шума моря,
пения птиц, шелеста
травы. Веселые детские
песенки, танцевальные
мелодии, колыбельные,
фрагменты классических
произведений можно ис-
пользовать во время ре-
жимных моментов.
2. Дудочки, свистульки,
рожки используются ин-
дивидуально каждым ре-
бенком и моются после
каждого использования
• Игры-ситуации: «Вол-
шебная дудочка» [4, с. 85];
«В лесу» [4, с. 51].
• Дидактические игры:
«Лисичка, пляши» [4, с.
99];
«Гром и дождик» [4, с. 112];
«Кто в домике?» [4, с. 113];
«Солнышко и дождик» [4,
с. 114]; «Идем – бежим»
[4, с. 114]; «Долгий – ко-
роткий» [4. с. 115]; «Елоч-
ная песенка» [4, с. 60];
«Петрушкин концерт» [4,
с. 70].
• Игры-экспериментирова-
ния со звуковыми предме-
тами
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
• Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные
шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с
наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание детей раннего возраста : пособие для работников яслей-сада / под ред. Г. М. Ляминой. – М. : Просве-
щение, 1974.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер,
Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988.
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова,
А. И. Максакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф.
Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : пособие для воспитателя детского
сада / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1973.
6. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : пособие для воспитателя
детского сада / В. А. Дрязкунова. – М. : Просвещение, 1981.
7. . Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н.
Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.