Автор: Козаева Наталья Ирановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №179
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
«АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С
ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Статью
подготовила учитель-логопед
МБДОУ№176 «Маленькая
страна» Козаева Наталья Ирановна
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и
педагогам, и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными,
раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных
нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня
эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со
взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети
не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения
общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно
действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.
Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные
трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми с ОВЗ
эффективным методом коррекционной работы, является инновационный
метод - акватерапия.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в
развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не
только
естественная
и
доступная
для
каждого
ребенка
форма
деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми,
имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного
развития,
неврологические
отклонения,
интеллектуальную
недостаточность,
поражения
общей
двигательной
активности,
нарушения органов слуха и зрения.
Организуя игры детей с водой, логопед ставит следующие задачи:
• развитие мелкой моторики у детей;
• развитие речевого дыхания
1
• развитие артикуляционной моторики;
• снятие мышечного тонуса у детей со стёртыми формами дизартрии;
• развитие зрительно – моторной координации;
• стимулирование речевой деятельности;
• снятие эмоционального напряжения
При введении акватерапии в коррекционную работу
логопед учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей,
элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с
водой.
Игры с водой очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься и
все умения, навыки и знания, которым логопед учит детей,
используя акваигры усваиваются ими гораздо быстрее и проще.
Примеры игр:
«Цветные бусинки»
Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их
цветовые обозначения
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов,
красного, синего, зеленого.
Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и
достает «жемчужину» нужного цвета.
Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких
согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: Формирование фонематического анализа.
2
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов,
красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать
звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка».
Логопед называет звук, местоположение которого необходимо определить
в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова,
определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или
конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или
хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры:
На
дне аквариума (любой
емкости
с
водой) мелкие
игрушки
от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать
игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры:
На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед
называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове
и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
«Вылови букву»
3
Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры:
В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы
алфавита.
1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и
прочитывает слог.
3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и
прочитывает слово.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы, частично
закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква
названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и
чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии.
На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные
палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить
заданную букву (слог, слово)
Таким образом, перенося знакомые игры в воду, адаптируя пособия вы
увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить
психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и
навыки гораздо быстрее.
4
5