Напоминание

«АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»


Автор: Козаева Наталья Ирановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №179
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С

ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Статью

подготовила учитель-логопед

МБДОУ№176 «Маленькая

страна» Козаева Наталья Ирановна

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и

педагогам, и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными,

раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных

нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня

эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со

взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети

не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения

общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно

действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные

трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми с ОВЗ

эффективным методом коррекционной работы, является инновационный

метод - акватерапия.

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в

развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не

только

естественная

и

доступная

для

каждого

ребенка

форма

деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми,

имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного

развития,

неврологические

отклонения,

интеллектуальную

недостаточность,

поражения

общей

двигательной

активности,

нарушения органов слуха и зрения.

Организуя игры детей с водой, логопед ставит следующие задачи:

• развитие мелкой моторики у детей;

• развитие речевого дыхания

1

• развитие артикуляционной моторики;

• снятие мышечного тонуса у детей со стёртыми формами дизартрии;

• развитие зрительно – моторной координации;

• стимулирование речевой деятельности;

• снятие эмоционального напряжения

При введении акватерапии в коррекционную работу

логопед учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей,

элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с

водой.

Игры с водой очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься и

все умения, навыки и знания, которым логопед учит детей,

используя акваигры усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

Примеры игр:

«Цветные бусинки»

Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их

цветовые обозначения

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов,

красного, синего, зеленого.

Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и

достает «жемчужину» нужного цвета.

Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких

согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.

«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа.

2

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов,

красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать

звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.

«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка».

Логопед называет звук, местоположение которого необходимо определить

в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова,

определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или

конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или

хвост рыбки).

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры:

На

дне аквариума (любой

емкости

с

водой) мелкие

игрушки

от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать

игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Сколько слогов

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры:

На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед

называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове

и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

«Вылови букву»

3

Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры:

В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы

алфавита.

1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и

прочитывает слог.

3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и

прочитывает слово.

«Угадай букву»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической

дисграфии.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы, частично

закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква

названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и

чтение слогов, слов)

«Составь букву, слово, слог»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической

дисграфии.

На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные

палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить

заданную букву (слог, слово)

Таким образом, перенося знакомые игры в воду, адаптируя пособия вы

увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить

психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и

навыки гораздо быстрее.

4

5



В раздел образования