Напоминание

"Роль шахмат на развитие креативности у одаренных детей"


Автор: Жакболеева Шамшия Тлеужановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом детского творчества" р.п. Дергачи
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Роль шахмат на развитие креативности у одаренных детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Тема доклада:

«Роль шахмат на развитие

креативности у одаренных детей»

Из опыта работы

педагога дополнительного образования

МУДО «Дом детского творчества» р.п.Дергачи

Жакболеевой Ш.Т.

р.п.Дергачи

2024 г.

Сущность опыта – развитие творческой одаренности детей и подростков на

занятиях по шахматам в детском объединений «Белая ладья» МУДО «ДДТ»

р.п.Дергачи

Актуальность – проблема развития одаренности подрастающего поколения

имеет

социальную

значимость,

т.к.

одаренные

дети

XXI

века

будут

осуществлять прогресс общества, а прогресс общества будет зависеть от

того,

сколько

в

обществе

будет

ученых,

конструкторов,

изобретателей,

деятелей науки и культуры.

1. Теоретическая база опыта

Вопросы

творческой

одаренности

подростков

являются

одними

из

актуальных в деятельности психологов и педагогов.

Среди

самых

интересных

и

загадочных

явлений

природы

детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и

развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней

в

настоящее

время

очень

высок,

и

это

объясняется

общественными

потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной

творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды

требует

не

только

высокой

активности

человека,

но

и

его

умений,

способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко-

одаренные

люди

способны

внести

свой

наибольший

вклад

в

развитие

общества.

Поэтому

раннее

выявление,

обучение

и

воспитание

одаренных

и

талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования

системы образования.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Важно

приучить

к

усидчивости,

приучить

трудиться,

самостоятельно

принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений,

окриков,

что

может

вылиться

в

проблему.

У

такого

ребенка

трудно

воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость

И

шахматы

с

обучающимися

начальных

классов

являются

почти

идеальной моделью для успешного развития интеллектуальных способностей

детей.

Обучение

игре

в

шахматы

помогает

многим

детям

не

отстать

в

развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских

местностях

и

обучается

в

малокомплектной

школе,

открывает

дорогу

к

творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к

детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра оказывает колоссальное

влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые

крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в

короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы

также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и

есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических

ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно

также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом

дети

хорошо

учатся,

без

проблем

поступают

в

институты,

делают

прекрасную карьеру.

Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок

непоседлив,

не

может

сосредоточиться,

то

после

занятий

в

кружке

он

постепенно

избавляется

от

этих

недостатков.

Уместно

в

этой

связи

вспомнить

знаменитую

фразу

чемпиона

мира

Александра

Алехина:

помощью шахмат я воспитал свой характер".

Словом, польза от шахмат - огромная, а затраты на них - минимальные.

В России в развитие детского шахматного спорта сегодня уделяют много

внимания.

Как

отметил

президент

страны

Владимир

Путин,

в

России

развитию

шахматного

спорта,

в

том

числе

среди

школьников,

всегда

уделялось большое внимание.

Российский гроссмейстер Сергей Карякин заявил, что следует приступить к

развитию шахматного спорта в России. «Без детского спорта невозможны

победы высших достижений, очень важно, что в России уделяют так много

внимания детским шахматам»- сказал претендент на корону Сергей Карякин.

Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не

ведущее

место.

Вводятся

они

и

как

отдельный

предмет

в

школьные

программы. Ибо эта игра - своего рода уникальная, волшебная "таблетка",

которая показана всем без исключения детям - физически слабым и сильным,

умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим.

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Игра в шахматы должна

войти

в

жизнь

начальной

школы

как

один

из

элементов

умственной

культуры». Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное

воспитание в рамках ФГОС занимает особое место, требует специальных

форм и методов работы. И игра в шахматы в большей степени способствует

развитию у детей представлений, формирует произвольность действий по

доброй воле самого ребенка, организует его чувства, нравственные качества.

Говоря

о

шахматах

в

дополнительном

образовании,

мы

подразумеваем

интеллектуальное воспитание, как один из элементов умственной культуры.

Получая представление о шахматной игре, обретая навыков ходов фигурами,

ребята постепенно втягиваются в незаметную для себя корректировку и

совершенствование психических свойств. В этом изумительное, уникальное

достоинство шахматной игры. Интеллектуальное развитие начинающих

шахматистов неразрывно связано с общим школьным уровнем развития. При

овладении

шахматными

знаниями,

практикой

игры

усиливается

уровень

интеллектуального развития:

- наблюдательность;

- внимание;

- память;

- воображение;

- логическое мышление;

- интуиция.

2. Диагностика творческой одаренности детей.

Одним из методов диагностики творческой одаренности детей является

наблюдение.

При

подходе

к

одаренному

ребенку

нельзя

обойтись

без

наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его

одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое

присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая

путем

разносторонних

наблюдений.

В

МУДО

«ДДТ»

р.п.

Дергачи

применяется

диагностическая

карта

«Определение

творческих

и

интеллектуальных способностей детей», позволяющей определить общую и

специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду

творчества. Иногда

одаренность

обнаруживается

только

тогда,

когда

ей

каким-то образом удалось проявиться и закрепиться (например: в результате

участия в конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д).

В

течение

первого

года

обучения

по

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Белая ладья» посредством наблюдения и

анализа

сыгранных

партий

проводилась

диагностика

по

определению

признаков творческой и интеллектуальной одаренности обучающихся по

следующим критериям:

1.Нестандартное мышление

2.Гибкость в мышлении и действиях

3.Быстрота мышления

4.Способность высказать оригинальное решение

5.Богатое воображение

6.Способность рисковать

7.Восприятие неоднозначных вещей

8.Высокие эстетические ценности

9.Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам

шахматной игры

10.Ярко

выраженный

интерес

к

тем

или

иным

занятиям,

чрезвычайно

высокая увлеченность шахматами, повышенная познавательная потребность

11.Предпочтение к определенной информации шахматной деятельности

12.Высокая

критичность

к

результатам

собственного

труда,

склонность

ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

По результатам педагогических наблюдений, анализа сыгранных партий и

показателям

диагностики

формируется

микрогруппа,

включающая

нескольких обучающихся с ярко выраженными творческими способностями

в области шахмат. С ними проводятся индивидуальные занятия.

3.

Принципы

педагогической

деятельности

в

работе

с

одаренными

детьми

Основными

принципами

педагогической

деятельности

в

работе

с

одаренными для педагогов дополнительного образования являются:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-

принцип

создания

условий

для

совместной

работы

обучающихся

при

максимальном участии педагогов;

- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных

услуг, помощи.

В работе с одаренными детьми педагог должен обладать определенными

качествами:

-

педагог

для

одаренного

ребенка

является

личностью,

продуктивно

реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от

стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. ---

-

взаимодействие

педагога

с

одаренными

обучающимися

должно

быть

направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,

поддержки;

-

педагог

верит

в

собственную

компетентность

и

возможность

решать

возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые

решения и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и

состоятельности;

- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои

проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные

намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует

ценить, уважать и оберегать;

- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно

работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других,

заниматься самообразованием и саморазвитием.

Педагог должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

-

психологом,

воспитателем

и

умелым

организатором

образовательно-

воспитательного процесса.

4.

Особенности

интеллектуального

развития

и

психических

качеств

шахматиста

Жизнь - своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность

выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое

разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени

результатом

благоразумия

или

отсутствием

такового.

Играя

в

шахматы,

таким образом, можно научиться:

I.

Предвидению,

умению

немного

заглядывать

в

будущее

и

взвешивать

последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим

постоянно размышляет шахматист:

"Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового

положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить

мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и

защититься от его нападений?"

II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия,

взаимоотношения

различных

фигур

и

положений,

опасность,

которой

подвергается каждая в

отдельности фигура, возможность помощи одной

фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и

нападет

на

эту

или

другую

фигуру,

и

какие

средства

могут

быть

использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара

против него.

III.

Осторожности,

умению

делать

свои

ходы

не

очень

поспешно.

Это

правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры,

как, например:

"Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-

нибудь поставили, то пусть она там стоит".

Поэтому

очень

хорошо,

что

эти

правила

должны

выполняться,

и

игра

поэтому становится отражением жизни и особенно войны, в которой, если вы

неосторожно поставите себя в плохое или опасное положение, то вы не

сможете добиться, чтобы противник дал вам возможность отвести войска в

более безопасное место

Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения

цели

-

победа

над

соперником.

Нечасто

встретишь

игрока

в

шахматы,

который бы на полпути отказывался играть.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в

игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к

самосовершенствованию, а следовательно и к самовоспитанию.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для

успешной

социализации

качество,

не

бывает

врожденным,

его

нужно

развивать.

Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря

которым человек может владеть собой. Правила игры в шахматы содержат в

себе ряд требований от игрока:

1. Играть надо молча, не спеша.

2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это

возможно).

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь

ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.

5. Нельзя мешать партнеру думать.

6. Нельзя подсказывать игрокам.

7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах

мы это разрешаем).

8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в

середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить

ее поаккуратнее.

9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.

10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты

мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это

дань уважения партнеру.

12.

Перед

партией

тоже

принято

рукопожатие

(последние

два

правила

относятся к серьезным турнирным партиям).

13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно

воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы это игра, а для детей

правила

игры

значимы

и

нарушение

их

как

в

любой

другой

игре

преследуются "законом" их "детской нравственности".

Пальцы

рук

наделены

огромным

количеством

рецепторов,

которые

посылают импульсы в центральную нервную систему человека.

Даже

незначительные упражнения рук, значительно

влияют

на

здоровье

человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит "ум ребенка

очень часто находится на кончиках его пальцев".

Работая

с

шахматным

материалом

ребенок

воспринимает

весь

набор

ощущений

одновременно,

воспринимает

форму,

цвет,

пространство,

направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.

5. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы положительно влияют

не только психическое, но и физическое развитие, как это не парадоксально.

Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Благодаря этой

игре

дети

учатся

быть

терпеливыми,

усидчивыми,

настойчивыми

в

достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность,

умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют

память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист

должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.

А самое главное, что дают шахматы, - это творческий процесс, который

заставляет детей расти, развиваться!

6. Литература

Вениамин Франклин (1706-1790) "Избранные произведения".

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы М.: Просвещение 1991

Дополнительное образование и воспитание №1. 2007г стр.31 Н.Б. Постнов

«Изучение

основ

шахматной

игры

и

совершенствование

шахматного

мастерства»

«Психология одаренности детей и подростков» под ред. Н.С. Лейтеса – М;

2000 г

"Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие" / Под ред. Б.А.

Злотника. - М.: Высшая школа, 1990, с.41-53.

"Шахматное обозрение - 64" 2004, №11, с.57.

newacropolis/articles/? id=200 (с.569-572)

sd-forum/files/ngarchive/arhiv/N02_91/page_11. htm)



В раздел образования