Автор: Забубенина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Оленёнок"
Населённый пункт: Село Мужи Шурышкарского района ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Краткосрочный познавательно – исследовательский проект «Юные исследователи» в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад «Оленёнок»
Выполнила воспитательЗабубенина И.А.
Мужи 2024г.
Краткосрочный познавательно
– исследовательский проект
«Юные исследователи»
в средней группе
Тип проекта:
· Исследовательский
· Творческий
· Игровой
Продолжительность проекта:
· Краткосрочный
Участники проекта:
· Дети
· Родители
· Воспитатели
Цель проекта:
Обогащение опыта познавательно - исследовательской
деятельности детей среднего дошкольного
возраста посредством игр – экспериментов с различными
материалами.
Задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей
через наблюдения за объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное
отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное
мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Актуальность:
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А.
Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту,
дошкольное детство стало особым самоценным уровнем
образования, ставящий главной целью формирование успешной
личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия
детства через создание условий социальной ситуации содействия
взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов
игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более
пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе
- исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие
только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен
жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
-Создание экспериментальной лаборатории «Почемучки»
-Подбор оборудования для лаборатории
-Составление схем экспериментов с водой, воздухом, песком,
почвой, магнитом, камнями.
-Изготовление альбомов, с результатами экспериментирования
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации,
предполагаемого результата.
-Подбор методической, научно-популярной и художественной
литературы, иллюстративного и дидактического материала по
данной теме, основного оборудования и материала для оснащения
детской экспериментальной лаборатории.
Основной этап:
Направление
деятельности
Содержание деятельности
Беседы, рассказы
Беседы: «Животные и песок», «Где
используют песок».
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые
сказки»: «О связи неживой и живой
природы».
Беседа «Живые камни».
Чтение сказки
П. Бажова «Серебряное копытце».
«Чтение рассказа Д. Перина «Живая
вода»;
Презентация «Ходят капельки по
кругу»
Беседа по рассказу «Как люди речку
обидели»
Чтение стихотворения Б.
Заходера «Течет река».
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые
сказки» «Наша кормилица –
земля», «Дождевой червяк»
Опытно –
экспериментальная
деятельность
«Легко ли сыплется песок?»
«Из чего состоит песок?
«Куда исчезла вода?»
«Вода жидкая, она льется»
«У воды нет запаха и вкуса».
«У воды нет формы»
«Что плавает в воде».
«Очистка грязной воды»
«Три состояния воды»
«Воздух невидимка»
«Чем мы дышим»
«Как поймать воздух?»
«Можно ли взвесить воздух?»
Надувание воздушных шариков
«Притягиваются – не притягиваются»
«Намагничивание предметов»
«Действие магнита через разные
вещества»
Просмотр мультфильма
«Использование магнита в медицине,
технике, быту, группе»
Фокусы: «Как достать иголку со дна
стакана, не замочив рук?»
«В почве есть воздух»
«Сжимание почвы»
Опыты из цикла «Роль почвы в жизни
растений»
Художественное
Творчество
Лепка «Разноцветные камешки и
картины»
Рисование по замыслу «Волшебные
превращение камней»
Рисование «Нарисуй ветер»
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Как
прекрасен этот мир, посмотри!»
Анкетирование «Экспериментальная
деятельность и ваш ребёнок»
Консультация «Организация детского
экспериментирования в домашних
условиях»
Консультация «Экспериментирование
в различных видах деятельности».
Привлечение родителей к
оформлению стенгазеты
«Маленькие исследователи»
Помощь в создание картотеки опытов
экспериментов с детьми 4-5 лет.
Игровая деятельность
Игра-эстафета с воздушными
шарами, ленточками, вертушками,
мыльными пузырями.
Игра с водой «Тонет – не тонет»,
П/и «Ручеек», «Мы–капельки»,
Д/и «Цепочки реки», «Этажи реки»
Заключительный этап:
Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия
родителей и детского сада.
Обобщение результатов инновационной деятельности.
Презентация проекта: «Посмотрите чему мы научились»