Напоминание

"Пути и способы профилактики деструктивных конфликтов в хореографическом коллективе"


Автор: Быкова Яна Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути и способы профилактики деструктивных конфликтов в хореографическом коллективе"
Раздел: высшее образование





Назад




Пути и способы профилактики деструктивных конфликтов в

хореографическом коллективе

Быкова Я.Д.,преподаватель кафедры ССТ

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться

способы предотвращения и профилактики конфликтов. В идеале, считается,

что руководитель должен не устранять конфликт, а правильно управлять им.

Профилактика конфликта представляет такой вид управленческой

деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении

или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем

возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем [32].

Первое, что должен сделать руководитель для эффективного

управления конфликтом - понять его источник. Дальше перед ним стоит

задача уменьшить количество участников конфликта, так как чем меньше

участников, тем меньше сил тратится на разрешение конфликта.

Выделяют две большие группы способов управления конфликтами:

педагогические и административные.

Педагогические: беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к

работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры

воспитательного воздействия.

Административные: подавление интересов конфликтующих, различные

варианты разъединения конфликтующих.

Рассматривая причины конфликтов, нельзя не учитывать тот факт, что

в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является

сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются

личностью и действиями самого руководителя, особенно если он склонен

вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, и позволяет

себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняются публично

демонстрировать свои симпатии и антипатии [40].

Поведение руководителя в условиях конфликта имеет по сути два

независимых измерения:

- напористость, настойчивость - характеризует поведение личности,

направленное на реализацию собственных интересов, достижение

собственных, часто меркантильных целей;

- кооперативность - характеризует поведение, направленное на учет интерес

других лиц для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению его

потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности

определяет пять основных способов разрешения межличностных

конфликтов: уклонение, принуждение, сглаживание, компромисс, решение

проблемы.

А теперь решим, как же разрешить деструктивный конфликт.

Деструктивный конфликт не способствует успешному поиску способов

решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми.

Поэтому для решения этого конфликта нужно сделать его конструктивным.

Для этого достаточно помнить два правила. При обсуждении проблем

необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга, а

не на борьбу только за свою позицию. Каждый партнер должен

придерживаться правил эффективного общения: не забывать о сути

конфликта; не смотреть на партнера как на врага; не впадать в безудержный

гнев; не терять внутреннюю установку на открытость и доброжелательность;

учитывать интересы партнера.

Этапы решения конфликтов.

Этап 1: «Подготовительный». Диагностирование состояния, определение

сильных и слабых сторон конфликта, определение, того кто проведёт

переговоры, и какую из сторон они будут представлять.

Этап 2: « Показательный ». Дать оппонентам понять, что их интересы

учитываются.

Этап 3: « Переговорный ». Поиск приемлемого решения конфликта для всех

участников и преодоление психологических барьеров.

Этап 4: «Заключительный ». Последний из этапов. Конфликтующие стороны

ищут компромиссы, в результате чего конфликт разрешается.

Основная задача по решению конфликтных ситуаций ложится на плечи

педагога. Он должен выступать не только в роли учителя, но и психолога,

постоянно подбирая правильные слова индивидуально для каждого

участника коллектива. Определив объект интересов конфликтующих

участников, руководитель может изменить обстоятельства, преобразовать

объект так, чтобы он не стал причиной столкновения.

Рассмотрим реальные примеры конфликтов, которые возникают или

могут возникнуть в хореографическом коллективе и способы их решения.

1.Стандартная ситуация перед многими выступлениями. Перед

коллективом стоит задача погладить свои костюмы, но из-за недостаточности

ресурсов, то есть только одного утюга, происходят споры между

участниками коллектива. Они начинают выяснять, кто первый сможет

погладить свой костюм. Этот конфликт может легко решить руководитель.

Он мог попросить участников погладить костюмы дома, и тогда почва для

конфликтной ситуации исчезла бы сама по себе. Или, к примеру, он должен

был распределить обязанности всех участников коллектива и назначить

одного ответственного за костюмы.

2.Споры учеников за место у станка. Часто встречается такая ситуация,

когда ученики борются за то, где они должны стоять. В таком случае

конфликт легко снимается, если руководитель покажет точное место у станка

каждому участнику.

3. Ученики ругаются друг с другом из-за того, что кто-то не схватывает

движения и хореографию так же быстро как остальные. Конфликт снимается

психологическим просвещением. Руководитель объясняет участникам, что у

них разный темперамент.

4. Ученик пришел на занятие не в духе и без настроения. Это приводит

к тому, что преподаватель часто отвлекается и поправляет одного ученика,

уделяя мало времени другим, а ученик работает « в пол ноги», что приводит

к непродуктивному занятию для всего коллектива. Решить такой конфликт

можно беседой преподавателя и ученика наедине, главное в такой ситуации

не ругать ребенка, а внимательно его выслушать.

5.Часто возникает ситуация, когда ученик не понимает, почему педагог

делает очень много замечаний и из-за этого обижается на педагога. Также эту

ситуацию можно решить с помощью беседы, педагог должен объяснить

ученику свои слова и причину своих замечаний.

6. Руководителю приходится сталкиваться не только с участниками, но

и спорить с их родителями, с коллегами, конфликтовать с конкурентами.

Здесь тоже существуют свои правила. Вместо словесных или действенных

оскорблений, вам надо, не тратя понапрасну нервы, вникнуть в суть спора и

подумать, что ожидает от вас оппонент.

Конфликты с родителями учеников хореографического коллектива

нередкое явление. Причины таких конфликтов можно поделить на две

группы: с точки зрения родителей и с точки зрения преподавателей.

С точки зрения родителей:

1. Некомпетентность педагога, то есть родители думают, что

преподаватель учит не так и не тому, как надо

2. Неумение педагога найти подход к ребенку. Многие родители считают,

что их ребенок особенный и преподаватель излишне придирается, из-за этого

ребенок проявляет нежелание заниматься хореографией и боится учителя.

3. У каждого учителя есть «любимчик».

4. Неправильное оценивание успеваемости ребенка. Преподаватель

намеренно занижает оценки и в целом необъективно оценивает.

5. Унижение и оскорбление детей.

С точки зрения учителей:

1. Несостоятельность родителей в воспитании ребенка.

2. Учителя считают, что родители слишком высокого мнения о своем

ребенке;

3. Родители поверхностно судят об учителях;

4. Родители думают, что обязанность учителей не только учить ребенка,

но и воспитывать.

5. Родители пытаются научить преподавателя, как правильно вести урок и

в принципе осуществлять педагогический процесс.

Таким образом, мы можем выделить наиболее актуальные специфические

и частые причины конфликтных ситуаций между родителями и учителями:

1. Разные уровни общей и педагогической культуры, несогласованность

стратегии и тактики воспитания;

2. Непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса

в хореографии;

3. Различие в отношении к ребенку как к личности.

Решение всех этих проблем это беседа. Преподаватели должны часто

общаться не только с учениками, но и их родителями, объяснять им

специфику обучения хореографическому искусству, сложность процесса,

обсуждать способности ребенка, тем самым давая понять родителю, что

педагог является авторитетом в группе, а также доказывать свою

компетентность в вопросе обучения.

В ходе постановки хореографического спектакля также происходили

Выделим некоторые способы разрешения конфликтов в

хореографическом коллективе:

1.Применение юмора.

В момент назревания конфликта, профессиональные психологи

советуют использовать юмор, так как юмор это один способов

предупреждения и ослабления конфликта. Сарказм использовать нельзя.

2. Психологическое поглаживание.

Ласковое, нежное обращение к конфликтующему придает ему

духовные силы, а значит спокойствие разума. Иногда достаточно употребить

ласковое обращение «милая», «дорогой», «солнышко», «дети мои милые» и

противоречие затухает, ситуация разряжается.

3.Компромисс.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступков. При

компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет

взаимных уступок, на выработку промежуточного.

4.Совместно проанализировать ситуацию.

Для этого необходимы определенные условия, в частности:

нейтральная территория продуманные и логичные вопросы для выяснения

полная доверительность друг к другу.

5.Обратиться к авторитетному лицу, как «третейскому судье».

Конфликтующие субъекты называют лицо, которому доверяют и

мнение которого безоговорочно признают. Обращаются к нему с просьбой

принять решение по спорному вопросу. Его решение считается

окончательным. Обычно этим лицом оказывается руководитель коллектива.

6. Ультиматум. Жесткий способ. Применяется редко.

7. Подавить конфликт. Жесткий способ. Используется в экстремальных

случаях.

8.Разорвать связи. Означает расстаться с конфликтующим участником

из коллектива. К сожалению, этот способ используется часто. Однако это так

скажем самый легкий путь решения конфликта.

Любой конфликт можно решить, путей и способов их решения

множество, самая главная задача понять причину конфликта. Мы выяснили,

что в хореографическом коллективе помощником в решении конфликтных

ситуаций является руководитель. Он должен создавать доверительную

атмосферу внутри коллектива, давая каждому возможность высказаться,

проявить себя. Когда каждый ученик будет уверен, что он является

индивидуальностью, к его словам прислушиваются и уделяют внимание, он

не будет нуждаться в конфликтах, чтобы привлечь к себе внимание.

Однако чтобы не доводить до конфликта, педагог может заниматься

профилактикой конфликтов. Цель профилактики – создание таких условий

деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы

вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий

между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем разрешить их. Что

означает профилактика, это воздействие на те явления, которые могут стать

причиной конфликта, на участников и ресурсы. Профилактика конфликтов

не требует столько сильно сил и времени, как решение конфликта.

Деятельность по предупреждению конфликтов ведется не только

преподаватели, но и обучающимися и их родителями. Работа проводится по

основным направлениям:

1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и

деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. К таким условиям

относятся: создание благоприятных условий для жизнедеятельности

учеников в коллективе; успокаивающая материальная среда, окружающая

человека; доброжелательное и внимательное отношение преподавателей к

ученикам.

2. Устранение социально-психологических причин конфликтов.

Создание «ситуации успеха».

3. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Исходя из вышесказанного, мы можем выдвинуть основные

рекомендации для преподавателей и руководителей коллективов, которыми

можно пользоваться в конфликтных ситуациях:

1. Нельзя поддаваться эмоциям. В момент конфликта эмоции

преобладают над разумом, тем самым оказывая разрушающее влияние на

здоровье; ухудшая качество мышления.

2. Для решения проблемы используйте многоальтернативный подход.

Тщательно проанализируйте все вариант, а также не отказывайтесь от

помощи со стороны.

3. Не бойтесь несколько раз пересмотреть конфликт, на решение

любого вида конфликта нужно время.

4. Не стремитесь радикально, быстро и любыми способами

переделывать ученика. Перевоспитание это длительный процесс, который

требует терпения и осторожности со стороны преподавателя.

5. Организация урока важна для предотвращения конфликта.

Тщательно продумывайте урок и не допускайте даже малейшей

некомпетентности в преподавании своего предмета.

6. Старайтесь снизить внутреннее напряжение и установить атмосферу

доверия и сотрудничества в коллективе.

7. Помогайте согласовать интересы конфликтующих.

8. Всегда старайтесь разрешить конфликт до конца.

9. Для того чтобы предотвратить конфликт важно сначала обращать

внимание на успехи учеников, а только после делать замечания и говорить о

недостатках.

К сожалению, конфликтов избежать совсем нельзя, так как процесс

обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без

противоречий. Разрешение конфликтов - целое искусство, очень сложный

процесс, требующий особого внимания всех его участников.

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять

на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда

остаются интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка

учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и

конфликты, в которые включаются другие ученики. Очень часто

неподготовленность педагогов к конструктивному разрешению конфликтов

приводит к деструктивным последствиям.

Мы поняли, что конфликты любого вида можно решить, главное

понять их причину. Способов выйти из конфликтной ситуации множество,

но все социальные конфликты - конструктивный и деструктивный -

одинаково решаются на восстановлении взаимного уважения и доверия.



В раздел образования