Автор: Юхнина Ольга Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 233
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Вулкан"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Вулканы»
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования
Задачи:
Обучающие: расширять представление об окружающем мире – об объектах и явлениях неживой
природы; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан,
действующий вулкан и т.д.
Развивающие: развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательно –
исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию
окружающего мира.
Оборудование: телевизор, видеоролик, слайды, музыкальная колонка, фонограмма, макеты
вулканов, пищевая сода, красная гуашь, моющее средство, лимонная кислота, вода, одноразовая посуда,
салфетки
Ход:
Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня много! Давайте улыбнёмся друг – другу, чтобы передать
каждому своё радостное настроение.
Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто такие
исследователи? Вы хотите попасть в клуб исследователей? А что сегодня будем исследовать, мы
узнаем, когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно!
Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан,
Грозен я недоброй славой,
Как зовут меня?.. (вулкан)
Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении
природы, как вулкан. Давайте вспомним, что мы знаем о вулканах.
Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют вулканами? Хотите узнать? Послушайте
интересную легенду. «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело –
стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузницу
внутри самой высокой горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а
грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным рёвом летели раскалённые
камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от
этого места». С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Как вы думаете, какой вулкан называется действующим? Действующий вулкан – это вулкан, который
извергается. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и
может натворить много бед. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? Спящий вулкан –
это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.
Вулкан спит, лишь выдыхает в небо лёгкий дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан – это и впрямь
печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы
пробудиться. Как вы думаете, какие вулканы называют потухшими? Это те вулканы, которые работали
в далёком – далёком прошлом. Иногда бывает, что вулкан, который считался потухшим, вдруг
просыпается и начинается извержение.
Как вы думаете, кто наблюдает за вулканами? За жизнью вулканов постоянно следят учёные
– вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда проснётся.
Хотите узнать о строении вулкана? И увидеть извержение настоящего вулкана? Тогда внимание
на экран!
Просмотр видеоролика
Что находится внутри вулкана? Как называется отверстие, через которое магма вырывается
наружу? Как магма превращается в лаву? Сколько лет могут спать вулканы? Почему под водой вулканы
извергаются чаще? Во что, остыв, превращается лава после извержения в воде? Как вулканологи берут
пробы лавы? Какова температура вытекающей лавы?
Динамическая пауза «Представим себя вулканом»
Хотите представить себя вулканом? Предлагаю лечь на ковёр, и притвориться спящим вулканом.
Теперь наш вулкан начинает просыпаться (стучат руками, гудят и т.д.). Происходит извержение вулкана
(прыгают, кричат). Извержение заканчивается. Вулкан успокаивается (садятся на ковёр).
Посмотрите на Мировую карту вулканов (слайд). На нашей Земле много вулканов, как
действующих, так и потухших. В каталоге числится около 1500 вулканов. Точного количества не знает
никто, т.к. многие вулканы находятся на дне Мирового океана. И каждый год появляются новые
вулканы. Наша страна занимает второе место в мире по количеству вулканов: насчитывается больше
200, из них более 50 – действующие. Большинство из них находится на Камчатке и Курильских
островах.
Предлагаю поразмышлять - что плохого может сделать вулкан, а что он может сделать хорошего?
Оказывается, человечество научилось получать пользу от вулканов: горные породы после извержения
используются в строительстве и для изготовления скульптур, металлы – в промышленности, сера – для
изготовления спичек и удобрений, вулканическая пыль – для изготовления лекарств и очистителей
воды, в вулканах находят алмазы, золото, серебро и полудрагоценные камни; а также вулканы дарят
людям свою энергию, горячую и лечебную воду. Многие люди селятся рядом с вулканами, т.к. почва
после извержения становится очень плодородной.
Многие художники рисовали вулканы и их извержение. Давайте рассмотрим репродукции
некоторых картин (слайды). На этих картинах художники (Джозеф Райт, Алессандро Санкуирико,
Джон Мартин, Карл Брюллов) изобразили извержение вулкана Везувия, которое произошло в 79 году.
Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км. и
огромные потоки лавы. Полностью были уничтожены три римских города – Помпеи, Геркуланум и
Стабии.
Какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины? Какие цвета использовали художники в
своих картинах? Почему именно ими они нарисовали свои картины?
Прежде чем приступить к самому интересному – к работе в лаборатории, я предлагаю вам
поиграть. Согласны?
Подвижная игра «Вулканы» под музыку А. Вивальди «Шторм»
Отдохнули? Я предлагаю вам превратиться в исследователей, и попробовать разбудить вулкан.
Как вы думаете, у нас получится? Я буду учёным, а вы моими главными ассистентами. 1, 2, 3,
повернись – в ассистентов превратись! Сегодня вы будете работать в парах. Предлагаю выбрать себе
пару самостоятельно. Напоминаю, что в лаборатории нужно работать внимательно и аккуратно!
Приглашаю всех пройти в лабораторию за рабочие столы. На ваших столах стоят макеты вулканов, в
которые я добавила несколько капель моющего средства, и стаканы. Как вы думаете, что в стаканах?
Внимание! Первый ассистент кладёт в вулкан ложку соды, второй ассистент – ложку лимонной
кислоты, первый ассистент размешивает ингредиенты в вулкане, второй ассистент – краску в стакане.
А
теперь выливаем подкрашенную воду в наш вулкан. Что вы наблюдаете? Как вы думаете, почему это
произошло? Сода, лимонная кислота и вода вступили в химическую реакцию, и из вулкана
начала извергаться лава.
Работа в лаборатории окончена. Предлагаю всем собраться в круг. Скажите, пожалуйста, что
нового вы узнали сегодня?
Что вам понравилось? Что было сложным? Какие ингредиенты помогли нам
разбудить вулкан? С кем в паре вы работали? Кому вы расскажете про сегодняшний эксперимент? Я
прошу ребят, которым понравилось работать в лаборатории, похлопать в ладоши. И мне понравилось
работать с вами в лаборатории. Я вам тоже хлопаю и благодарю за внимание!