Напоминание

"Вулкан"


Автор: Юхнина Ольга Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 233
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Вулкан"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Вулканы»

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Обучающие: расширять представление об окружающем мире – об объектах и явлениях неживой

природы; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан,

действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательно –

исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию

окружающего мира.

Оборудование: телевизор, видеоролик, слайды, музыкальная колонка, фонограмма, макеты

вулканов, пищевая сода, красная гуашь, моющее средство, лимонная кислота, вода, одноразовая посуда,

салфетки

Ход:

Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня много! Давайте улыбнёмся друг – другу, чтобы передать

каждому своё радостное настроение.

Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто такие

исследователи? Вы хотите попасть в клуб исследователей? А что сегодня будем исследовать, мы

узнаем, когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно!

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан,

Грозен я недоброй славой,

Как зовут меня?.. (вулкан)

Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении

природы, как вулкан. Давайте вспомним, что мы знаем о вулканах.

Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют вулканами? Хотите узнать? Послушайте

интересную легенду. «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело –

стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузницу

внутри самой высокой горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а

грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным рёвом летели раскалённые

камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от

этого места». С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называется действующим? Действующий вулкан – это вулкан, который

извергается. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и

может натворить много бед. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? Спящий вулкан –

это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Вулкан спит, лишь выдыхает в небо лёгкий дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан – это и впрямь

печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы

пробудиться. Как вы думаете, какие вулканы называют потухшими? Это те вулканы, которые работали

в далёком – далёком прошлом. Иногда бывает, что вулкан, который считался потухшим, вдруг

просыпается и начинается извержение.

Как вы думаете, кто наблюдает за вулканами? За жизнью вулканов постоянно следят учёные

– вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда проснётся.

Хотите узнать о строении вулкана? И увидеть извержение настоящего вулкана? Тогда внимание

на экран!

Просмотр видеоролика

Что находится внутри вулкана? Как называется отверстие, через которое магма вырывается

наружу? Как магма превращается в лаву? Сколько лет могут спать вулканы? Почему под водой вулканы

извергаются чаще? Во что, остыв, превращается лава после извержения в воде? Как вулканологи берут

пробы лавы? Какова температура вытекающей лавы?

Динамическая пауза «Представим себя вулканом»

Хотите представить себя вулканом? Предлагаю лечь на ковёр, и притвориться спящим вулканом.

Теперь наш вулкан начинает просыпаться (стучат руками, гудят и т.д.). Происходит извержение вулкана

(прыгают, кричат). Извержение заканчивается. Вулкан успокаивается (садятся на ковёр).

Посмотрите на Мировую карту вулканов (слайд). На нашей Земле много вулканов, как

действующих, так и потухших. В каталоге числится около 1500 вулканов. Точного количества не знает

никто, т.к. многие вулканы находятся на дне Мирового океана. И каждый год появляются новые

вулканы. Наша страна занимает второе место в мире по количеству вулканов: насчитывается больше

200, из них более 50 – действующие. Большинство из них находится на Камчатке и Курильских

островах.

Предлагаю поразмышлять - что плохого может сделать вулкан, а что он может сделать хорошего?

Оказывается, человечество научилось получать пользу от вулканов: горные породы после извержения

используются в строительстве и для изготовления скульптур, металлы – в промышленности, сера – для

изготовления спичек и удобрений, вулканическая пыль – для изготовления лекарств и очистителей

воды, в вулканах находят алмазы, золото, серебро и полудрагоценные камни; а также вулканы дарят

людям свою энергию, горячую и лечебную воду. Многие люди селятся рядом с вулканами, т.к. почва

после извержения становится очень плодородной.

Многие художники рисовали вулканы и их извержение. Давайте рассмотрим репродукции

некоторых картин (слайды). На этих картинах художники (Джозеф Райт, Алессандро Санкуирико,

Джон Мартин, Карл Брюллов) изобразили извержение вулкана Везувия, которое произошло в 79 году.

Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км. и

огромные потоки лавы. Полностью были уничтожены три римских города – Помпеи, Геркуланум и

Стабии.

Какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины? Какие цвета использовали художники в

своих картинах? Почему именно ими они нарисовали свои картины?

Прежде чем приступить к самому интересному – к работе в лаборатории, я предлагаю вам

поиграть. Согласны?

Подвижная игра «Вулканы» под музыку А. Вивальди «Шторм»

Отдохнули? Я предлагаю вам превратиться в исследователей, и попробовать разбудить вулкан.

Как вы думаете, у нас получится? Я буду учёным, а вы моими главными ассистентами. 1, 2, 3,

повернись – в ассистентов превратись! Сегодня вы будете работать в парах. Предлагаю выбрать себе

пару самостоятельно. Напоминаю, что в лаборатории нужно работать внимательно и аккуратно!

Приглашаю всех пройти в лабораторию за рабочие столы. На ваших столах стоят макеты вулканов, в

которые я добавила несколько капель моющего средства, и стаканы. Как вы думаете, что в стаканах?

Внимание! Первый ассистент кладёт в вулкан ложку соды, второй ассистент – ложку лимонной

кислоты, первый ассистент размешивает ингредиенты в вулкане, второй ассистент – краску в стакане.

А

теперь выливаем подкрашенную воду в наш вулкан. Что вы наблюдаете? Как вы думаете, почему это

произошло? Сода, лимонная кислота и вода вступили в химическую реакцию, и из вулкана

начала извергаться лава.

Работа в лаборатории окончена. Предлагаю всем собраться в круг. Скажите, пожалуйста, что

нового вы узнали сегодня?

Что вам понравилось? Что было сложным? Какие ингредиенты помогли нам

разбудить вулкан? С кем в паре вы работали? Кому вы расскажете про сегодняшний эксперимент? Я

прошу ребят, которым понравилось работать в лаборатории, похлопать в ладоши. И мне понравилось

работать с вами в лаборатории. Я вам тоже хлопаю и благодарю за внимание!



В раздел образования