Автор: Кувылева Татьяна Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга,Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игр в музыкальном воспитании дошкольников. Классификация музыкальных игр.
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников.
Классификация музыкальных игр
Игра - ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры
различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое
место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними
игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок
ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у
него
развиваются
инициатива,
изобретательность,
организаторские
способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается
следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей
степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-
ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка
свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать,
отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать
мир.
Через
музыку
и
движение
у
ребенка
развивается
не
только
художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни,
человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания:
все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения
характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у
ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки,
ощущать
фразировку,
такты,
метроритм,
интонацию.
Понимание
музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на
звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков,
активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры,
дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений
и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств:
интонации, мимики, жестов, движения;
Оздоровительные:
укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного
аппарата;
развитие
моторики:
общей,
мелкой,
артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;
Образовательные:
обучение
речевым,
певческим,
двигательным
навыкам;
развитие
музыкальных,
творческих,
коммуникативных
способностей;
Воспитательные:
воспитание
общей,
музыкальной,
речевой,
двигательной
культуры,
эстетическое отношение к окружающему;
Развивающие:
познавательная
активность,
устойчивый
интерес
к
действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.
Музыкальные игры можно разделить на две группы:
- игры с пением;
- игры с музыкальным сопровождением.
Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:
ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или
анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических
движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.
Примеры музыкальных игр с пением.
Младшая группа:
«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е.
Горбина
Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем
подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.
Средняя группа:
«У медведя во бору»
Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на
пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо
не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся
останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это
задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это
задание учит детей координировать свои действия.
Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в
зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие,
то проведём её вначале занятия.
Старший дошкольный возраст:
«Здравствуй, дружочек!» (на мелодию русской народной песни «Ах ты,
берёза!»)
Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.
Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками
Милый мой дружочек!
Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками
Милый мой дружочек!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим
шагом»,
И на место встали руки держат «кренделёчком»
До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в
разные стороны по кругу,
Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с
другим ребёнком
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять
простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять
движения в соответствии с ними.
Подготовительная группа:
«Подушечка» (русская народная песня)
Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.
Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,
Моя пуховая - 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом
Ай, лёли-лёли-лёли,
Моя пуховая – 2раза
Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые
А мне красну девку – 2раза плясовые движения
Ай, лёли-лёли-лёли,
А мне красну девку – 2раза
На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,
Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга
Ай, лёли-лёли-лёли,
Целовать заставлю – 2 раза
Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на
Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,
Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг
Целуй, не стесняйся-2раза неё, держа руки «лодочкой»
С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга,
игра повторяется.
Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное
сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.
Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением,
имеющие сюжет.
Младший возраст:
Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень
любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по
сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.
Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки,
учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок
зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа
медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не
переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две
группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети
узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.
Старший дошкольный возраст:
«Командир и четыре отряда»
Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир
четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с
музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы,
чтобы правильно руководить отрядами.
Отряды маршируют. Во второй
части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием
музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн).
Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра
повторяется с новым командиром.
Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.
Это игры, имеющие игровые правила, задания.
Младший возраст.
«Будь ловким», муз. Н. Ладухина
Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?
I часть.
Высокий
и
низкий
регистр.
Предложить ребятам показать
движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)
II
часть.
Лёгкий
бег
по
кругу.
С
окончанием
музыки
ребята
останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.
«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко
Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная
форма.
I часть – перестроения под музыку.
II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.
Можно играть с ведущим.
Старший возраст:
«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова
Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в
хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием
музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.
Учить
выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену
регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять
дружеские взаимоотношения.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные
педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку
свободно
и
красиво,
если
пляска,
игра
разучиваются
сразу,
без
предшествующей подготовки.
Музыкальные игры, игровые упражнения,
выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения,
при
условии
многократного
повторения
заданий,
помогут
успешному выполнению требований программы.