Напоминание

Роль игр в музыкальном воспитании дошкольников. Классификация музыкальных игр.


Автор: Кувылева Татьяна Сергеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа 38 Приморского района Санкт-Петербурга,Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игр в музыкальном воспитании дошкольников. Классификация музыкальных игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников.

Классификация музыкальных игр

Игра - ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры

различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое

место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними

игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок

ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у

него

развиваются

инициатива,

изобретательность,

организаторские

способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается

следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей

степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-

ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка

свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать,

отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать

мир.

Через

музыку

и

движение

у

ребенка

развивается

не

только

художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни,

человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания:

все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения

характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у

ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки,

ощущать

фразировку,

такты,

метроритм,

интонацию.

Понимание

музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на

звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков,

активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры,

дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений

и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств:

интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:

укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного

аппарата;

развитие

моторики:

общей,

мелкой,

артикуляционной;

развитие быстроты двигательной реакции;

Образовательные:

обучение

речевым,

певческим,

двигательным

навыкам;

развитие

музыкальных,

творческих,

коммуникативных

способностей;

Воспитательные:

воспитание

общей,

музыкальной,

речевой,

двигательной

культуры,

эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие:

познавательная

активность,

устойчивый

интерес

к

действию,

самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

- игры с пением;

- игры с музыкальным сопровождением.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:

ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или

анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических

движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е.

Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем

подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на

пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо

не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся

останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это

задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это

задание учит детей координировать свои действия.

Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в

зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие,

то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй, дружочек!» (на мелодию русской народной песни «Ах ты,

берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим

шагом»,

И на место встали руки держат «кренделёчком»

До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в

разные стороны по кругу,

Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с

другим ребёнком

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять

простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять

движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,

Моя пуховая - 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые

А мне красну девку – 2раза плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,

Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга,

игра повторяется.

Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное

сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением,

имеющие сюжет.

Младший возраст:

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень

любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по

сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки,

учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок

зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа

медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не

переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две

группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети

узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир

четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с

музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы,

чтобы правильно руководить отрядами.

Отряды маршируют. Во второй

части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием

музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн).

Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра

повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть.

Высокий

и

низкий

регистр.

Предложить ребятам показать

движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II

часть.

Лёгкий

бег

по

кругу.

С

окончанием

музыки

ребята

останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная

форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст:

«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в

хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием

музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.

Учить

выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену

регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять

дружеские взаимоотношения.

Систематичность, постепенность и последовательность – основные

педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку

свободно

и

красиво,

если

пляска,

игра

разучиваются

сразу,

без

предшествующей подготовки.

Музыкальные игры, игровые упражнения,

выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех

необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного

движения,

при

условии

многократного

повторения

заданий,

помогут

успешному выполнению требований программы.



В раздел образования