Автор: Лещева Оксана Александровна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАОДО "Новоаганская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Новоаганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие танцевальных навыков у младших школьников на уроках хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Нижневартовский район
Муниципальная автономная
организация дополнительного образования
«Новоаганская детская школа искусств»
Развитие танцевальных навыков
у младших школьников
на уроках хореографии
Методическая разработка
к урокам хореографии
Преподаватель хореографии
Лещева Оксана Александровна
пгт Новоаганск
Особое место в процессе формирования физического воспитания детей
младшего возраста отводится танцам. Являясь выразительным средством
обучения,
танцы
обеспечивают
интенсивную
физическую
нагрузку,
развивают навыки совместных согласованных действий и творческую
активность, доставляют большое удовольствие и радость. По природе своей
живой, активный характер танца имеет особую практическую ценность в
наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать
доминирующее положение в образе жизни детей. Задача учителя сделать
физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть
сфокусировано
на
теле
и
развитии
навыков
выполнения
хорошо
контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений.
Энергичные
движения
способствуют
развитию
силы
и
гибкости,
обеспечивают
здоровье
и
нормальное
развитие
детского
организма.
Разнообразие
и
контраст,
применяемые
как
выразительные
средства
передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела,
являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества
исполнения.
Двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых
дней его жизни. Любое движение представляет собой рефлекс, на овладение
любым танцевальным движением требуется время. Двигательный навык
вырабатывается постепенно и процесс усвоения материала предполагает
поэтапность с учетом возрастных особенностей. Позы, перемещения,
прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных
вариантах – это новые для организма танцевальные навыки, новая
психологическая и физическая нагрузка. Учителю важно помнить, что
овладение навыками должно сопровождаться определенным эмоциональным
настроем.
Педагогической психологией введен закон усвоения материала:
воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Все
этапы взаимосвязаны, расширяются, углубляются, закрепляются в процессе
их применения и проверки на практике. При повторении танцевального
движения в коре головного мозга образуются временные связи. Если
музыкальное
движение
проучено
и
прочувствовано,
закрепляется
определенная
последовательность
возбудительно-тормозных
процессов,
вырабатывается стереотип данного двигательного навыка. Формула «от
ощущений к чувствам, от них к привычкам» способствует эффективному
формированию навыков. Ее применяют в последовательности: воспринимая
– ощущай, осмысливая – чувствуй, запоминая – действуй, проверяя результат
– показывай другому. Образованию пластического стереотипа каждого
танцевального навыка способствуют условные раздражители. Они могут
быть разнообразными: словесные объяснения и замечания учителя, показ
движений учителем, наблюдение за собой в зеркале. Движения часто
повторяются, становятся сигналами – раздражителями для мышц и других
систем и органов. Поэтому стоит принять позу, услышать знакомый ритм,
мелодию,
как
движения
возникнут
сами
собой.
Это
проявляется
в
правильном и точном исполнении движения вместе с музыкой. Мышечная
память
поддается
тренингу.
Движение,
многократно
исполненное,
становится простым и доступным. Навык – это более совершенная форма
владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия
ускоряется, оно становится более точным и экономичным, ряд элементов
автоматизируется.
Условно различают три стадии в образовании динамического
стереотипа любого двигательного навыка. На 1-ой стадии в двигательной
зоне
коры
головного
мозга
наблюдается
широкое
распространение
возбуждения.
Движение
выполняется
неточно,
нет
согласованности
кровообращения, дыхания с деятельностью двигательного аппарата. Эта
стадия заметна в 1-ом классе и начале освоения новых движений. В начале
урока учитель должен наблюдать за двигательными действиями и за тем, как
они выполняются соответствующими частями тела. Это даст ребятам
возможность
достичь
прогресса
в
освоении
и
совершенствовании
двигательных навыков.
Музыкально - пластические игры, этюды, развитие эмоциональной
выразительности помогают учить детей чувствовать движения и действия,
выражать свое состояние. Тело имеет в своем распоряжении 2 типа
движения: произвольные, непроизвольные. Первыми можно управлять по
желанию, а вторые не поддаются такому управлению. Произвольными
являются
движения
конечностей,
корпуса,
шеи,
лица,
глаз,
губ.
Непроизвольные движения ограничиваются мышцами, находящимися внутри
тела.
На 2-ой стадии развивается условное торможение. Этому способствуют
словесные раздражители – объяснения и замечания учителя. Похвала
подкрепляет
правильное
выполнение
элементов
и
движений,
неодобрительные замечания заставляют осознать ошибки, исправлять их.
Возбуждение сосредотачивается в определенных участках чувствительно-
двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными.
Начинает закрепляться динамический стереотип. Непрочен двигательный
навык, поэтому координация движений может нарушаться.
Координация движений - это двигательная способность, которая
развивается
посредством
самих движений.
И чем
большим
запасом
двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный
опыт
и
шире
база
для
овладения
новыми
формами
двигательной
деятельности. Нам известно, что координационная способность человека
достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Отмечено также, что
дети, занимающиеся танцами, добиваются виртуозности движений, которым
их обучают. Это дает основание считать возможным тренировать и
совершенствовать координацию движений.
Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического
воздействия
как
фактора,
формирующего
взаимодействие
процессов
возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем
тренированности центральной нервной системы является рост подвижности,
уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в
пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает
благоприятные условия для координированной работы центральной нервной
системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки
постоянно формируются и уточняются различные формы отношений между
нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность
человека, тем более совершенными становятся эти отношения.
Ученые
считают,
что
в
учебно-тренировочные
занятия
следует
включать
максимально
разнообразные
движения,
чтобы
обеспечить
наилучшее развитие координационных возможностей. Используя активную
двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и
усовершенствовать
процесс
развития
координации
движений.
Важно
помнить, что нужно правильно и строго организовать педагогический
процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенной
нагрузкой
и
дозировкой
соответственно
возрасту
детей.
Развитие
координации движений у детей можно целенаправленно совершенствовать и
ускорять. Занятия
танцевальными упражнениями, направленными на
развитие координационных способностей, положительно сказались и на
овладении новыми двигательными навыками. Этот факт можно объяснить
тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и
отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по
механизму
временных
связей.
Причем
координационные
отношения,
сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых
координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает
значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий
головного мозга ребенка имеются установившиеся условные связи, которые
стали звеньями двигательного стереотипа.
Результатом постоянных уроков является и рост пластичности нервной
системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых
условных
связей.
Благодаря
пластическим
свойствам
коры
больших
полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться
динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.
В процессе исследования было выявлено, что координация движений у
детей, занимающихся хореографией, лучше, чем у тех, кто физическими
упражнениями активно не занимается.
Если на первых этапах занятий обучение движениям играет
положительную роль в развитии координации, то в дальнейшем при
повторении одних и тех же действий обогащение новыми и разнообразными
навыками отсутствует. По мере такого обогащения расширяется база для
возникновения
новых
координационных
отношений,
повышается
пластичность нервной системы, улучшаются общие координационные
возможности. Для развития навыков танцевальных движений могут быть
использованы любые
упражнения, которые включают в себя элементы
новизны
и
представляют
для
занимающихся
определенную
координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение
данного физического упражнения как средства развития координации
движений уменьшается.
При формировании того или иного двигательного навыка всегда
важно выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения.
Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило,
затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным
движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.
Мы установили, что координация движений тренируема и дети легко
поддаются
воздействию
педагогического
процесса,
специально
направленного на ее развитие. Выяснено, что высокая степень развития
координации движений оказывает положительное влияние на овладение
детьми
новыми
двигательными
формами
и
что
координационные
способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и
уровнем развития их координационных способностей не существует.
Поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными, на
развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
На 3-ей стадии в результате многократных повторений движения и
указаний
педагога
происходит
окончательное
закрепление
системы
временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного
навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов
и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности
движений, в легкости и грациозности исполнения.
Залогом успешного формирования танцевального навыка является
осознанный контроль над выполнением движений по принципу – мысль
опережает движение. Учитель должен постоянно напоминать детям: думай,
что делаешь и как делаешь.
Список используемой литературы
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова - Ростов
н/Д.: Феникс, 2000. -416 с.
2. Бойко, Е.М. Психология и педагогика / Е.М. Бойко, Е.А. Садовникова-
М.: Дрофа, 2005. -108 с.
3. Коверзнева, И. А. Психология активности и поведения/ И. А. Коверзнева –
Минск: изд-во МИУ, 2010. -193 с.
4. Нилов, В. Н. Хореография в системе художественного воспитания
младших школьников: теория и практика. / В.Н. Нилов. - М.: МГУКИ, 1998. –
214 с.
5. Пуляева, Л.Е. Аспекты методики работы с детьми в хореографическом
коллективе: учеб. пособие/ Л.Е. Пуляева - Тамбов: изд-во ТГУ им.
Державина, Г. Р. 2001. - 80 с.
6. Рубцов, В.В.
Психологическая наука и образование/ В. В. Рубцов -
М.:Наука, 1994. – 236 с.
7. Лук, А. Н. Психология творчества / А. П. Лук - М.: Педагогика, 1978. - 127
с.