Автор: Елена Владимировна Эбель
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Коченевская СОШ №13
Населённый пункт: р.п. Коченево, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как преодолеть учебную неуспешность"
Раздел: среднее образование
Как преодолеть учебную неуспешность
( из опыта работы)
Программы
школьного
обучения
усложняются
с
каждым
годом,
к
детям
предъявляются все более высокие требования. Однако нередко результаты обучения не в
полной мере удовлетворяют как педагогов, так и родителей детей.
Одной из главных проблем школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.
которую приходится решать всем педагогам, и это очевидно, Не секрет, что количество
таких детей в школах составляет примерно 10-15 %. Ещё древние мудрецы говорили:
“Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это
значит,
что
она
в
тебе
самом”.
Чтобы
педагогу
найти
средство
для
преодоления
неуспеваемости, ему надо узнать причины, порождающие ее. У каждого отстающего
ребенка своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников.
Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об
отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других
причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя
очень часто именно это и является одной из главных причин.
Неуспеваемость
–
это ситуативное
или
устойчивое
отставание
школьника
в
освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более
общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика
выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и
позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.
Трудности обучения в школе могут отражаться как в успеваемости ребенка, так и в
его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть являются
комплексом, затрагивающим все стороны жизни ребенка
С
точки
зрения
психологии
причины
неуспеваемости
делится
на
2
группы:
недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы
ребенка. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин также выделяют две группы
причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение
ценности
образования
в
обществе,
нестабильность
существующей
образовательной
системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может
дать
надлежащие
плоды
лишь
при
общем
улучшении
социальных
условий"[3]
(В.С.
Цетлин). Это и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные
уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность
приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на три
группы:
1
группа:
низкое
качество
мыслительной
деятельности
(слабое
развитие
познавательных
процессов
-
внимания,
памяти,
мышления,
несформированность
познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к
учению; 2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным
отношением к учению; 3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается
с отрицательным отношением к учению.
Чаще
всего
педагог
сталкивается
с
учащимися
первой
и
второй
группы
и,
соответственно, каждой группе учащихся оказывается дифференцированная помощь.
Основная помощь учащимся первой группы, должна заключаться, главным
образом, в формировании приемов познавательной деятельности. Главное в работе с
ними – учить учиться.
Работа с учащимися, не желающими учиться, строится на побуждении к активной
познавательной деятельности. Они к поручениям учителей относятся отрицательно. Об
учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность
учения.
Задача педагога в этом случае:
-помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
-развивать ответственность;
-поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную
самооценку.
"[3]
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития
внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.[1]
Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя
личностная позиция – нежелание учиться. И это важно принять педагогу как данность, а
затем
продумывать
каждый
урок
согласно
интересам
учащихся,
использовать
все
возможности учебного материала для развития их любознательности. Помеха развитию
мотивации – тревожность и страх на уроках [2]. Исследования показывают, что учащимся
этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает
продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся
этой группы начинается с воспитательной и внеурочной работы.
Третий тип - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной
деятельности
при
отрицательном
отношении
к
учению
и
полной
утрате
позиции
школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу: «Не могу и не хочу».
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие
мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала.
При
выполнении
учебных
задач
у
этих
школьников
отсутствует
критичность;
манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем, полученные результаты
они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы
подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо
проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется
в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности.
Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе,
учителям,
а
также
стремление
оставить
школу.
Общее
отрицательное
отношение
определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы
как физкультура, уроки труда.
А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не
может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом
становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не
озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям?
Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто
учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на
самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших
способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором
всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость[1].
Система
работы
с
обучающимися,
испытывающими
затруднения
в
обучении
сложилась
из
рационального
сочетания
эффективных
оптимальных
методов,
не
противоречащих
ни
одной
из
групп.
Это:
помощь в планировании учебной деятельности, дополнительное инструктирование в
ходе учебной деятельности, стимулирование учебной деятельности, контроль за учебной
деятельностью
.
При
невозможности
преодолеть
неуспеваемость
путем
организации
самостоятельной
работы
школьника
следует
организовать
различные
формы
взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и
ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного
материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником. Также отметим, что
осуществление
специального контроля за работой педагогов с наиболее
«трудными»
школьниками, строгий учет результатов этой работы – связующее звено в данной системе.
Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе
на
новую
содержательную
и
технологическую
модель,
диктуют
необходимость
в
совершенствовании
системы
сопровождения
ребенка
в
образовательном
процессе.
Необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического
сопровождения обусловлена увеличением количества обучающихся с ОВЗ, обучающихся,
испытывающих
трудности
в
обучении,
в
общеобразовательных
учреждениях.
Идея
изменений заключается в необходимости организации комплексного психолого-социально-
логопедического сопровождения детей при включении всех участников образовательных
отношений в условиях сетевого взаимодействия и привлечения социальных партнеров.
Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из школьных проблем.
Задача любого учреждения – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными
возможностями.
Над
поиском
решения
этой
проблемы
уже
давно
работают
многие
педагоги и психологи. Основной ценностью становится не усвоение учащимися суммы
сведений, а освоение таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели,
принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Коченевская СОШ № 13 является стажировочной площадкой в соответствии с
Приказом Министерства образования Новосибирской области от 21.12.2022 №3044 «Об
утверждении
перечня
образовательных
организаций,
расположенных
на
территории
Новосибирской
области,
признанных
стажировочными
площадками
по
реализации
инклюзивного образования на период с 2023 по 2025 г.» в рамках Регионального проекта
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов в инклюзивном пространстве Новосибирской области»
Тема стажировочной площадки (далее-СП): «Организация взаимодействия педагогов и
специалистов психолого- педагогического сопровождения обучающихся в образовательной
организации по вопросу профилактики учебной неуспешности»
В
условиях реализации инклюзивного обучения особую роль приобретают личностные
качества и профессиональные компетенции самого педагога, его ценностные ориентиры и
профессиональные навыки, а также умение выстраивать эффективное взаимодействие
педагогов и специалистов ППМС-сопровождения по вопросу профилактики школьной
неуспешности. Этим объясняется актуальность программы, направленной на передачу
опыта
наших
учителей,
специалистов
сопровождения
через
совместную
практико-
ориентированную образовательную деятельность в ходе стажировки, и является одной из
наиболее эффективных форм профессионального сотрудничества.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало
учащихся,
которые
испытывают
трудности
при
усвоении
учебного
материала.
Без
выявления
причин
этих
трудностей,
носящих
в
значительном
числе
случаев
психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в
конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
На
мероприятиях
стажировочной
площадки
тема
неуспешности
учеников
раскрывается в разных форматах: это Ярмарка педагогических идей, где демонстрируются
методы и приёмы обучения и развития детей, испытывающих трудности; мастер-классы (н-
р,
«Проектирование
технологической
карты
сопровождения
обучающихся,
имеющих
учебную неуспешность»);
различные
открытые
уроки, на которых
представлен
опыт
работы учителей-предметников по профилактике учебной неуспешности и сопровождения
обучающихся; круглые столы по темам: «Выявление социальной дезадаптации и создание
условий
развития
социальной
компетентности,
формирование
механизмов
самовоспитания» и «Игра как эффективный метод преодоления учебной неуспешности», и
др. Стажерам были представлены основные способы выявления отставания учеников:
- наблюдение за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;
- учебные самостоятельные работы в классе. Во время проведения самостоятельных работ
учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы как о результате деятельности,
так и о её течении. Педагог наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их
вопросы, иногда помогает.
Опыт
работы
школы
доказывает:
чтобы
преодолеть
стойкое
отставание
обучающихся,
следует:
проводить
мероприятия
по
устранению
эпизодического
и
частичного отставания; координировать действия всех учителей по предметам, по которым
ученик
не
успевает.
В
процессе
преодоления
неуспеваемости
в
общем
устраняются
пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; у учеников развивается
внимание, представление, память, мышление; преодолевается негативное отношение к
обучению,
интерес
к
знаниям;
искореняются
внешние
факторы,
которые
привели
к
неуспеваемости.
Список литературы
1.
Бабанский Ю.П. Вопросы предупреждения неуспешности, Ростов-на Дону, -1998, -
с.34
2.
Гельмонт А.М. О причинах неуспешности и путях ее преодоления М. 1989. –с.98
3.
Цетлин В.С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. М. Педагогика 2004
–с.185
Эбель Елена Владимировна,
заместитель директора МКОУ Коченевская СОШ №13