Напоминание

"Как преодолеть учебную неуспешность"


Автор: Елена Владимировна Эбель
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Коченевская СОШ №13
Населённый пункт: р.п. Коченево, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как преодолеть учебную неуспешность"
Раздел: среднее образование





Назад




Как преодолеть учебную неуспешность

( из опыта работы)

Программы

школьного

обучения

усложняются

с

каждым

годом,

к

детям

предъявляются все более высокие требования. Однако нередко результаты обучения не в

полной мере удовлетворяют как педагогов, так и родителей детей.

Одной из главных проблем школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.

которую приходится решать всем педагогам, и это очевидно, Не секрет, что количество

таких детей в школах составляет примерно 10-15 %. Ещё древние мудрецы говорили:

“Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это

значит,

что

она

в

тебе

самом”.

Чтобы

педагогу

найти

средство

для

преодоления

неуспеваемости, ему надо узнать причины, порождающие ее. У каждого отстающего

ребенка своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников.

Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об

отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других

причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя

очень часто именно это и является одной из главных причин.

Неуспеваемость

это ситуативное

или

устойчивое

отставание

школьника

в

освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более

общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика

выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и

позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

Трудности обучения в школе могут отражаться как в успеваемости ребенка, так и в

его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть являются

комплексом, затрагивающим все стороны жизни ребенка

С

точки

зрения

психологии

причины

неуспеваемости

делится

на

2

группы:

недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы

ребенка. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин также выделяют две группы

причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение

ценности

образования

в

обществе,

нестабильность

существующей

образовательной

системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может

дать

надлежащие

плоды

лишь

при

общем

улучшении

социальных

условий"[3]

(В.С.

Цетлин). Это и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные

уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность

приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на три

группы:

1

группа:

низкое

качество

мыслительной

деятельности

(слабое

развитие

познавательных

процессов

-

внимания,

памяти,

мышления,

несформированность

познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к

учению; 2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным

отношением к учению; 3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается

с отрицательным отношением к учению.

Чаще

всего

педагог

сталкивается

с

учащимися

первой

и

второй

группы

и,

соответственно, каждой группе учащихся оказывается дифференцированная помощь.

Основная помощь учащимся первой группы, должна заключаться, главным

образом, в формировании приемов познавательной деятельности. Главное в работе с

ними – учить учиться.

Работа с учащимися, не желающими учиться, строится на побуждении к активной

познавательной деятельности. Они к поручениям учителей относятся отрицательно. Об

учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность

учения.

Задача педагога в этом случае:

-помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

-развивать ответственность;

-поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную

самооценку.

"[3]

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития

внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.[1]

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя

личностная позиция – нежелание учиться. И это важно принять педагогу как данность, а

затем

продумывать

каждый

урок

согласно

интересам

учащихся,

использовать

все

возможности учебного материала для развития их любознательности. Помеха развитию

мотивации – тревожность и страх на уроках [2]. Исследования показывают, что учащимся

этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает

продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся

этой группы начинается с воспитательной и внеурочной работы.

Третий тип - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной

деятельности

при

отрицательном

отношении

к

учению

и

полной

утрате

позиции

школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу: «Не могу и не хочу».

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие

мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала.

При

выполнении

учебных

задач

у

этих

школьников

отсутствует

критичность;

манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем, полученные результаты

они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы

подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении

работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо

проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется

в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности.

Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе,

учителям,

а

также

стремление

оставить

школу.

Общее

отрицательное

отношение

определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы

как физкультура, уроки труда.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не

может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом

становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не

озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям?

Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто

учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на

самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших

способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором

всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость[1].

Система

работы

с

обучающимися,

испытывающими

затруднения

в

обучении

сложилась

из

рационального

сочетания

эффективных

оптимальных

методов,

не

противоречащих

ни

одной

из

групп.

Это:

помощь в планировании учебной деятельности, дополнительное инструктирование в

ходе учебной деятельности, стимулирование учебной деятельности, контроль за учебной

деятельностью

.

При

невозможности

преодолеть

неуспеваемость

путем

организации

самостоятельной

работы

школьника

следует

организовать

различные

формы

взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и

ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного

материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником. Также отметим, что

осуществление

специального контроля за работой педагогов с наиболее

«трудными»

школьниками, строгий учет результатов этой работы – связующее звено в данной системе.

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе

на

новую

содержательную

и

технологическую

модель,

диктуют

необходимость

в

совершенствовании

системы

сопровождения

ребенка

в

образовательном

процессе.

Необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического

сопровождения обусловлена увеличением количества обучающихся с ОВЗ, обучающихся,

испытывающих

трудности

в

обучении,

в

общеобразовательных

учреждениях.

Идея

изменений заключается в необходимости организации комплексного психолого-социально-

логопедического сопровождения детей при включении всех участников образовательных

отношений в условиях сетевого взаимодействия и привлечения социальных партнеров.

Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из школьных проблем.

Задача любого учреждения – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными

возможностями.

Над

поиском

решения

этой

проблемы

уже

давно

работают

многие

педагоги и психологи. Основной ценностью становится не усвоение учащимися суммы

сведений, а освоение таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели,

принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Коченевская СОШ № 13 является стажировочной площадкой в соответствии с

Приказом Министерства образования Новосибирской области от 21.12.2022 №3044 «Об

утверждении

перечня

образовательных

организаций,

расположенных

на

территории

Новосибирской

области,

признанных

стажировочными

площадками

по

реализации

инклюзивного образования на период с 2023 по 2025 г.» в рамках Регионального проекта

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-

инвалидов в инклюзивном пространстве Новосибирской области»

Тема стажировочной площадки (далее-СП): «Организация взаимодействия педагогов и

специалистов психолого- педагогического сопровождения обучающихся в образовательной

организации по вопросу профилактики учебной неуспешности»

В

условиях реализации инклюзивного обучения особую роль приобретают личностные

качества и профессиональные компетенции самого педагога, его ценностные ориентиры и

профессиональные навыки, а также умение выстраивать эффективное взаимодействие

педагогов и специалистов ППМС-сопровождения по вопросу профилактики школьной

неуспешности. Этим объясняется актуальность программы, направленной на передачу

опыта

наших

учителей,

специалистов

сопровождения

через

совместную

практико-

ориентированную образовательную деятельность в ходе стажировки, и является одной из

наиболее эффективных форм профессионального сотрудничества.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало

учащихся,

которые

испытывают

трудности

при

усвоении

учебного

материала.

Без

выявления

причин

этих

трудностей,

носящих

в

значительном

числе

случаев

психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в

конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

На

мероприятиях

стажировочной

площадки

тема

неуспешности

учеников

раскрывается в разных форматах: это Ярмарка педагогических идей, где демонстрируются

методы и приёмы обучения и развития детей, испытывающих трудности; мастер-классы (н-

р,

«Проектирование

технологической

карты

сопровождения

обучающихся,

имеющих

учебную неуспешность»);

различные

открытые

уроки, на которых

представлен

опыт

работы учителей-предметников по профилактике учебной неуспешности и сопровождения

обучающихся; круглые столы по темам: «Выявление социальной дезадаптации и создание

условий

развития

социальной

компетентности,

формирование

механизмов

самовоспитания» и «Игра как эффективный метод преодоления учебной неуспешности», и

др. Стажерам были представлены основные способы выявления отставания учеников:

- наблюдение за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;

- учебные самостоятельные работы в классе. Во время проведения самостоятельных работ

учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы как о результате деятельности,

так и о её течении. Педагог наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их

вопросы, иногда помогает.

Опыт

работы

школы

доказывает:

чтобы

преодолеть

стойкое

отставание

обучающихся,

следует:

проводить

мероприятия

по

устранению

эпизодического

и

частичного отставания; координировать действия всех учителей по предметам, по которым

ученик

не

успевает.

В

процессе

преодоления

неуспеваемости

в

общем

устраняются

пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; у учеников развивается

внимание, представление, память, мышление; преодолевается негативное отношение к

обучению,

интерес

к

знаниям;

искореняются

внешние

факторы,

которые

привели

к

неуспеваемости.

Список литературы

1.

Бабанский Ю.П. Вопросы предупреждения неуспешности, Ростов-на Дону, -1998, -

с.34

2.

Гельмонт А.М. О причинах неуспешности и путях ее преодоления М. 1989. –с.98

3.

Цетлин В.С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. М. Педагогика 2004

–с.185

Эбель Елена Владимировна,

заместитель директора МКОУ Коченевская СОШ №13



В раздел образования